Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Августа 2014 в 13:56, шпаргалка
1. Деловое общение: сущность, структура, функции.
2. Принципы оптимизации делового общения. Ошибки, разрушающие общение.
3. Роль этики в деловом общении. Различные подходы.
4. Этика делового общения и национальные традиции.
5. Специфика менеджеров и предпринимателей: функции, роли, мастерство.
6. Этика общения по “горизонтали”.
7. Этика общения по “вертикали”. Этические нормы поведения руководителя.
8. Стили руководства: авторитарный, демократический, либеральный.
9. Трансактный анализ Э.Берна /родитель, взрослый, ребенок/.
10. Нейро-лингвистическое программирование и его использование в анализе процесса делового общения.
11. Этикет телефонного общения.
12. Беседа как основная форма делового общения.
13. Методы и приёмы, используемые в деловом общении.
14. Культура ведения деловых переговоров.
15. Культура публичного выступления.
16. Культура деловой переписки и речевой этикет.
17. Служебный этикет.
18. Этикет официальных мероприятий.
19. История этикета и специфика делового этикета в разных странах.
20. Средства общения.
Национальные особенности влияют на деловые отношения не только при конфликте сторон. Приведем пример из практики одной из западноевропейских фармацевтических компаний. Она решила поставить партию нового болеутоляющего препарата в арабские страны. Препарат хорошо раскупался на европейском континенте, что позволило компании рассчитывать на успех. Для рекламы в Европе использовались три картинки: на первой была изображена женщина, кричащая от боли, на второй - она же принимала лекарство, на третьей - после приема препарата боль прошла, и она изображалась в расслабленном, спокойном состоянии. Рекламу, которая не требовала пояснений, решили оставить. Через некоторое время обнаружили, что препарат вообще не покупается в арабских странах. О том, что там читают справа налево разумеется знали, но о том, что это относится и к картинкам, просто не подумали. Без учета культурной специфики смысл рекламы оказался прямо противоположным: женщина принимает предлагаемое лекарство, после чего кричит от боли.
Итак, участники международного общения придерживаются единых норм и правил, тем не менее национальные и культурные особенности могут оказаться весьма значимыми при деловых отношениях. Прежде чем описывать национальные особенности сделаем несколько пояснений. Во-первых, под национальными стилями мы понимаем стили, типичные скорее для тех или иных стран, а не определенных национальностей.
Деловой этикет предписывает неукоснительное соблюдение при переговорах правил поведения страны - партнера по бизнесу. Правила общения людей связаны с образом и стилем жизни, национальными обычаями и традициями. Все это результат многовекового жизненного опыта, быта предшествующих поколений того или иного народа. Какие бы ни были традиции, правила поведения, - их приходится выполнять, если, конечно, вы хотите добиться успеха. Справедлива пословица "В чужой монастырь со своим уставом не ходят". Нередко надо соблюдать все правила даже в том случае, если они вам не по душе. Интересы дела выше ваших вкусов и пристрастий.
Во время деловой беседы с итальянцами постарайтесь не демонстрировать своего неприятия их громкой, чрезмерно оживленной речи, горячности обсуждения даже несущественного вопроса, а при общении с японцами не удивляйтесь употреблению ими сверхвежливых оборотов речи. Сверхвежливость по отношению к партнеру и "приниженность" собственного "Я" (например, "Я, недостойный, и моя ничтожная жена приглашаем Вас. Высокочтимого и благородного, к нам в гости") не мешают, а помогают японцам прекрасно вести свои дела. Трудно найти другого делового партнера, который бы заранее с такой скрупулезностью просчитал самые невероятные варианты предстоящей сделки и расставил столько различных (финансовых, юридических и других) ловушек своему партнеру по переговорам, как японец. Японская сверхвежливость - своего рода наркотик, усыпляющий бдительность партнера по переговорам. В любой финансовой, технической и другой деловой сделке японцы, как правило, обводят вокруг пальца наших излишне поддающихся на банальные комплименты и лесть отечественных бизнесменов.
Термин «предпринимательство» был введен еще в 18 веке французским экономистом Кантилоном и означал «инициативную самостоятельную деятельность граждан, направленную на получение прибыли или личного дохода, осуществляемую от своего имени, на свой страх и риск и под свою имущественную ответственность».
В практически неизменном виде это определение верно и сегодня. Предприниматели действуют на стыке бизнес-идей с правовой средой, экономической ситуацией, политической конъюнктурой и этическими нормами. Предприниматель может действовать не только от себя, но и от имени компании на страх и риск ее акционеров.
Можно выделить такие важнейшие функции предпринимательства: новаторская, организационная, хозяйственная, социальная и личностная.
Новаторская функция -- содействие
процесса продуцирования новых идей (технических,
организационных, управленческих и др.),
осуществление исследовательско-
Организационная функция -- внедрение новых форм и методов организации" производства, новых форм заработной платы и их оптимальное объединение с традиционными, рациональное объединение форм единичного разделения труда, основных элементов системы продуктивных сил и контроль за их выполнением.
Хозяйственная функция -- наиболее эффективное использование трудовых, материальных, финансовых, интеллектуальных и информационных ресурсов.
Социальная функция -- изготовление товаров и услуг, необходимых обществу, соответственно главной цели, требованиям действия основного экономического закона.
Личностная функция - это самореализация собственной цели предпринимателя, получение удовлетворения от своей работы.
Основные функции: планирование, организация, мотивация, коммуникации, управление, процессы разработки и принятия решений, контроль. Взаимосвязь этих функций определяется тем, что нельзя управлять неорганизованной системой, то есть, чем лучше организовано предприятие, тем меньше оно нуждается в управлении.
Главная движущая сила менеджера - использование имеющихся ресурсов. Он обязан выбирать критерии оценки деятельности организации, налаживать систему планирования и контроля.
В осуществлении своего или чужого замысла менеджера характеризует множество учитываемых мнений и факторов, стремление уменьшить риск. Его восприятие эволюционно и ориентировано на длительную перспективу.
По правовому статусу предприниматель и менеджер представляют собой разные субъекты бизнеса, обладающие разными деловыми интересами. Учредители фирм реализуют свои интересы, осуществляя предпринимательскую деятельность, наемные менеджеры - продавая свою рабочую силу.
Предприниматель полностью или в пределах доли в уставном капитале фирмы отвечает по обязательствам своей фирмы, участвует в разделении рисков, которые принимает на себя его компания, и самостоятельно вступает в деловые отношения с другими субъектами предпринимательского бизнеса.
В отличие от предпринимателя менеджер несамостоятелен во всех внешних коммуникациях компании, отвечает лишь за выполнение функций, зафиксированных в трудовом контракте, и рискует только своей профессиональной репутацией.
Предпринимательство предшествует менеджменту. Иначе говоря, сначала организуется дело, затем его менеджмент. Сфера предпринимательства включает разработку предпринимательской идеи, изыскание ресурсов и определение способов их эффективного использования. Сфера менеджмента охватывает процессы обеспечения эффективного использования ресурсов.
В отличие от предпринимательства кроме новаторства и предприимчивости профессиональный менеджмент требует разносторонних знаний, научно-исследовательского подхода, стратегического и вариантного мышления, компьютерной грамотности, организационной культуры, коммуникабельности, самостоятельности. Менеджеры сегодня обладают многосторонними знаниями, которые не всегда доступны предпринимателю. Статистика делит предпринимателей на две группы: у одних уровень образования выше, чем у среднего населения, у других - ниже. Однако успех не всегда зависит от образования.
Общий этический принцип общения «по горизонтали», т.е. между коллегами (руководителями или рядовыми членами группы), можно сформулировать следующим образом: «В деловом общении относитесь к своему коллеге так, как вы хотели бы, чтобы он относился к вам». Если вы затрудняетесь, как вести себя в той или иной ситуации, поставьте себя на место вашего коллеги.
Применительно
к коллегам-управляющим
Вот несколько принципов этики делового общения между коллегами.
Не требуйте к себе какого-либо особого отношения или особенных привилегий со стороны другого.
Попытайтесь достичь четкого разделения прав и ответственности в выполнении общей работы.
Если
круг ваших обязанностей
В отношениях между коллегами из других отделов вам следует отвечать самому за свой отдел, а не сваливать вину на своих подчиненных.
Если вас просят временно перевести в другой отдел вашего сотрудника, не посылайте туда недобросовестных и неквалифицированных – ведь по нему там будут судить о вас и вашем отделе в целом. Помните, может случиться, что с вами поступят таким же безнравственным образом.
Не относитесь с предвзятостью к своим коллегам. Насколько возможно отбрасывайте предрассудки и сплетни в общении с ними.
Называйте
своих собеседников по имени
и старайтесь делать это
Улыбайтесь,
будьте дружелюбны и
Не давайте обещаний, которые вы не сможете выполнить. Не преувеличивайте свою значимость и деловые возможности. Если они не оправдаются, вам будет не удобно, даже если на это были объективные причины.
Не лезьте человеку в душу. На работе не принято спрашивать о личных делах, а тем более проблемах.
Старайтесь слушать не себя, а другого.
Не старайтесь показаться лучше, умнее, интереснее, чем вы есть на самом деле. Рано или поздно все все равно выплывет наружу и встанет на свои места.
Посылайте импульсы ваших симпатий – словом, взглядом, жестом дайте участнику общения понять, что он вас интересует. Улыбайтесь, смотрите прямо в глаза.
Рассматривайте вашего коллегу как личность, которую нужно уважать саму по себе, а не как средство для достижения ваших собственных целей.
Стиль руководства — это качественная характеристика деятельности руководителя, способов его воздействия на исполнителей.
Существование множества
стилей руководства вызывает
необходимость их
Исторически первым и наиболее распространенным на практике стилем руководства является авторитарный. Он считается универсальным, особенно часто у первых лиц. Его характерными чертами являются:
1) централизация всей
власти в руках руководителя
и принятие им единоличных
решений, которые впоследствии
2) дистанцирование его
от подчиненных и преобладание
между ними официальных
3) отдача исполнителям
в приказной форме
4) широкое использование администрирования, наказаний.
Можно говорить
о двух разновидностях
Автократический стиль предполагает, что его черты выражены максимально ярко. Руководитель рассматривает подчиненных как «говорящие орудия», держит «в ежовых рукавицах», наказывает за любые провинности, игнорирует их проблемы и саму личность.
При патерналистской
разновидности авторитарного
Применение такого стиля эффективно тогда, когда подчиненные полностью находятся во власти руководителя, например на военной службе, или безгранично ему доверяют (скажем, как актеры режиссеру или спортсмены тренеру), а тот уверен, что они не способны самостоятельно действовать правильным образом.
Демократический стиль, который называют еще кооперативным, применяют уверенные в себе руководители, доверяющие подчиненным, контролирующие не их, а результаты.
Как и у авторитарного,
у демократического стиля
Партисипативная предполагает,
что руководители полностью