Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Августа 2014 в 13:56, шпаргалка
1. Деловое общение: сущность, структура, функции.
2. Принципы оптимизации делового общения. Ошибки, разрушающие общение.
3. Роль этики в деловом общении. Различные подходы.
4. Этика делового общения и национальные традиции.
5. Специфика менеджеров и предпринимателей: функции, роли, мастерство.
6. Этика общения по “горизонтали”.
7. Этика общения по “вертикали”. Этические нормы поведения руководителя.
8. Стили руководства: авторитарный, демократический, либеральный.
9. Трансактный анализ Э.Берна /родитель, взрослый, ребенок/.
10. Нейро-лингвистическое программирование и его использование в анализе процесса делового общения.
11. Этикет телефонного общения.
12. Беседа как основная форма делового общения.
13. Методы и приёмы, используемые в деловом общении.
14. Культура ведения деловых переговоров.
15. Культура публичного выступления.
16. Культура деловой переписки и речевой этикет.
17. Служебный этикет.
18. Этикет официальных мероприятий.
19. История этикета и специфика делового этикета в разных странах.
20. Средства общения.
Проблемные и дисциплинарные беседы вызваны к жизни либо возникновением сбоев в деятельности сотрудника и необходимостью критической оценки его работы, либо фактами нарушения дисциплины.
В процессе подготовки проблемной беседы руководитель должен заранее ответить на вопросы о смысле, цели, результатах, средствах и методах решения проблемы, стремясь к тому, чтобы в ходе беседы подчиненный принял позицию руководства. При этом существуют некоторые правила, позволяющие избежать беседы в форме «разноса» и провести ее с конструктивными результатами. Для этого следует:
1) получить необходимые сведения о сотруднике и его работе;
2) построить беседу, соблюдая
следующую очередность в
3) быть конкретным и избегать неясностей (оборотов типа «Вы сделали не то, что нужно», «Вы не выполнили задания» и т.п.);
4) критиковать выполнение задания, а не личность.
Соблюдение этих правил помогает создать положительный эмоциональный фон, который позволит провести неприятную часть разговора конструктивно, не вызывая ненужной враждебности со стороны сотрудника, не заставляя его занимать оборонительную позицию.
Перечислим ряд методов, использование которых эффективно в начале беседы:
* Метод снятия напряженности: использование теплых слов, личного обращения, комплиментов, шутки для установления более тесного контакта с собеседником.
* Метод «зацепки»: использование
какого-либо события, сравнения, личного
впечатления, анекдота или необычного
вопроса, позволяющих образно
-- Метод стимулирования игры воображения: постановка в начале беседы множества вопросов по ряду проблем, которые должны рассматриваться в ходе беседы,
-- Метод «прямого подхода»:
непосредственный переход к
Основная часть беседы нацелена на сбор и оценку информации по обсуждаемой проблеме; выявление мотивов и целей собеседника; передачу запланированной информации. Успешному проведению этой фазы способствует владение техникой постановки вопросов, методами активного слушания и восприятия сведений и фактов.
Методы науки «деловое общение». Основным средством построения теории делового общения являются ее методы. Они включают в себя различные способы, приемы познания, описания и исследования деловых ситуаций, межличностных отношений, интерактивных связей, которые возникают в деловом общении. Методы делового общения не только раскрывают сущность и особенности деловых отношений, но и способствуют выработке практических рекомендаций, имеющих цель повысить эффективность делового взаимодействия.
В силу сложности
и многомерности самого
Один из общепринятых
традиционных методов науки «
Свободное наблюдение,
как правило, не ограничивается,
фиксируя проявления и
Стандартизированное
наблюдение всегда четко
При включенном наблюдении
исследователь сам является
Кроме традиционного метода наблюдения наука «деловое общение» использует также метод эксперимента. Его специфика состоит в том, что специально, искусственным путем, создается целенаправленная и продуманная деловая ситуация, в которой какой-либо аспект делового общения (коммуникативный, интерактивный, перцептивный) проявляются в наибольшей степени. Например, отрабатывается определенная стратегия взаимодействия деловых партнеров (соперничество или сотрудничество) и устанавливается целесообразность применения этой стратегии в конкретной ситуации общения. Данные, полученные в процессе эксперимента, позволяют сделать выводы о взаимосвязи исследуемых феноменов делового общения в реальных деловых ситуациях.
Наукой «деловое общение» широко применяется и метод моделирования. Он состоит в том, что создается теоретическая модель определенной деловой ситуации, которая воспроизводит ее самые существенные характеристики и прогнозируемые свойства. На основе этой теоретической модели осуществляется детальная разработка социально-психологических механизмов межличностного общения деловых партнеров, а также тех коммуникативных техник и приемов, которые могут способствовать более эффективному их взаимодействию.
К основным методам науки «деловое общение» относится системный метод. Применение этого метода позволяет рассматривать .еловое общение, как открытую, целостную, самоорганизующуюся систему, в которой обязательно присутствуют три основные подсисмы: сами деловые партнеры, межличностные отношения, которые укладываются между ними, и деловые проблемы, для решения которых они вступают в общение. Эти подсистемы взаимодействует между собой, и их взаимодействие определяет содержание и направленность делового общения.
В качестве специализированного метода науки «деловое общение» выступает метод тестирования. Применение этого метода связано с получением психологических и поведенческих характеристик деловых партнеров в определенных ситуациях делового общения.
Своеобразным методом науки «деловое общение» служит метод анализа конкретных деловых ситуаций (АКДС). Сущность этого метода состоит в том, что исследуются часто повторяющиеся в деловой практике конкретные ситуации делового общения. На их основе создаются матрицы коммуникативных приемов, перцептивных техник и стратегий взаимодействия деловых партнеров, которые затем в качестве эталонов, образцов используются для упреждающей ориентации в ситуациях делового общения.
К специализированным
методам науки «деловое
Деловое общение
обусловлено социальными
Культура делового общения подсказывает человеку главное средство: если ты хочешь добиться успеха в работе, то стремись к достоинствам в созидании своего имиджа. Как отмечал А.Н. Радищев, зло, тобою содеянное, будет зло для тебя: ты будущее твое определяешь настоящим.
Каждый человек в деловом общении есть самостоятельная личность, действующая свободно и целеустремленно. Приказание, т.е. воздействие на другую личность посредством воли, почти всегда вызывает прямое или скрытое сопротивление. Чтобы управлять в деловом общении, лучше влиять на партнера увлекательными картинами воображения, чем прямыми приказаниями. В картинах воображения открываются и осознаются перспективы развития предприятия, заведения, пути самореализации личности, которые вдохновляют сотрудника на творческий самоотверженный труд, укрепляют добрые чувства. Помогая работникам решать их бытовые, социальные проблемы, воодушевляя их на позитивное мышление и созидательную деятельность, менеджер пробуждает у людей чувство гордости за свое предприятие, заведение, за его традиции.
Культура общения
позволяет получить
Чем ниже культура, тем безразличнее человек к делу, к другим людям, к окружающей среде. Задача менеджера — в духовной ответственности за людей, в показе примера порядочности, честности через собственное поведение.
Культура общения — это способ деятельности человека для достижения общественно значимых целей, отражающих интересы людей на основе свободного самовыражения и действия. Это совокупность ценностей (свободы, справедливости, прав и обязанностей, ответственности и самосознания) и способ их реализации в системе социальных, экономических, культурных отношений людей, основанных на раскрытии индивидуальных возможностей и способностей личности.
Бескультурье в деловом общении проявляется в том, что, во-первых, люди отучены самостоятельно принимать решения, менеджеры боятся идти на риск; во-вторых, опасаются начинать новое дело в условиях, когда не хватает средств; в-третьих, отсутствует необходимая культура поведения и живого обсуждения конфликтных ситуаций (отсюда потребность учиться культуре дискуссий, полемики).
Культура делового общения открывает широкие возможности для развития личности. Некультурные, необразованные, невежественные люди не подготовлены к методам, нормам, технологиям деятельности, поступкам и ценностям демократизируемой жизни. Демократизация всей системы общественных отношений, общения реальна на базе культуры. Люди, отрицающие дисциплину, порядок, законность, нормативное общественное регулирование поведения личности, выступают разрушителями культуры. Невозможно деловое общение вне развития общей культуры поведения личности, ее мышления, знания. Бескультурье, бюрократизм, как регулятор отношений людей, конфронтационное мышление, исключающее культуру диалога, оптимальное разрешение конфликтов — все это антиподы культуры делового общения. Культура общения — это и культура соглашений, взаимодействия людей, согласования их интересов и действий. Таким образом, культура организации делового общения — это знания, идеи, оценки, установки, мотивы, лежащие в основе активного социального поведения (поступков, действий), принятия решений, демократически направленная деятельность менеджера, нормированная речь. Рассмотрим основные формы организации делового общения, такие как деловая беседа, переговоры, совещание, презентация.
С целью заключения
соглашения по какому-либо
Переговоры — это особый вид совместной деятельности двух или нескольких лиц, не связанных отношениями прямого подчинения, направленной на решение стоящих перед ними проблем. Задача переговоров состоит в поисках нахождении такого варианта, который позволил бы оптимизировать деловое общение. В литературе переговоры классифицируются в зависимости от целей, которые ставят перед собой участники общения. Они могут быть направлены на продолжение соответствующих отношений; изменение существующих, отношений; перераспределение прав и обязанностей в связи с изменившимися условиями; достижение нового соглашения по интересующему вопросу. Возможно и получение побочных результатов, которые могут и не быть целью переговоров.