Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 21:38, курсовая работа
Цель исследования – раскрыть основные направления социальной профилактики правонарушений среди подростков.
Объект исследования – подростки (14-17 лет), склонные к совершению правонарушений.
Предмет исследования – процесс социальной профилактики среди подростков, склонных к правонарушениям, на примере Инспекции по делам несовершеннолетних.
Введение 3-5
Глава 1.Теоретические аспекты социальной профилактики правонарушений в подростковой среде 5-18
1.1. Правонарушения в подростковой среде: сущность, структура, факторы детерминации 5-12
1.2. Психологические особенности несовершеннолетних правонарушителей
1.3.Социальная профилактика как направление социальной работы с подростками-правонарушителями 12-18
Глава 2. Практика социальной профилактики правонарушений в подростковой среде 18-36
2.1. Нормативно- правовые основы профилактической деятельности с подростками 18-25
2.2. Содержание, формы и методы профилактики правонарушений подростков (на примере ИДН Центрального района г. Минска) 25-36
Заключение 37-38
Список использованной литературы 39-42
Необходимо также обратить внимание и на следующее обстоятельство. При анализе состояния преступности, исходя из статистических данных о выявленных органами внутренних дел преступлениях, за пределами остается латентная (скрытая) часть преступлений, которые по тем или иным причинам не были зарегистрированы (скрытая преступность, о которой не стало известно правоохранительным органам; преступность, о которой стало известно правоохранительным органам, но по разным причинам не нашедшая отражения в отчетности; необращение граждан в правоохранительные органы в связи с отсутствием уверенности в эффективности их деятельности [27; 31]. В силу указанных причин достаточно сложно привести данные, которые бы полно отражали реальное состояние преступности несовершеннолетних. Поэтому, на наш взгляд, основное внимание при анализе этой преступности необходимо уделять не количественным, а ее качественным характеристикам.
Правонарушения несовершеннолетних характеризуются неравномерностью динамики по различным временным показателям (времени суток, дням недели, сезонам года), что объясняется не только рядом объективных факторов, но и возрастными психологическими особенностями подростков. Чаще всего несовершеннолетние совершают правонарушения в свободное от учебы время в учебные дни (с 15.00 до 24.00). «Пик» преступных проявлений приходится на 20.00-21.00. В этот же промежуток времени фиксируется наибольшее количество обращений подростков в службу «Доверие» по возникающим у них трудностям в разрешении жизненных ситуаций. До 7% правонарушений совершается в учебное время, когда подростки должны были быть на занятиях в школе. При этом до 18-20% правонарушений совершается в выходные и праздничные дни. Меньше всего совершается правонарушений в понедельник. В течение года «пик» правонарушений приходится на каникулы, что связано с ослаблением социального контроля за несовершеннолетними, свертыванием работы лагерей труда и отдыха, разрушением ранее существовавшей системы работы с учащимися в каникулярное время. Еще один всплеск правонарушений несовершеннолетних приходится на март месяц, что предположительно можно объяснить перестройкой организма подростка в связи с наступлением весеннего времени («гормональный всплеск»).
Таким
образом, правонарушения как форма
девиантного поведения
Индивидуальные факторы связаны с биологическими (наследственность), половозрастными и психосоциальными особенностями личности подростка. В подростковом возрасте переживается глобальный психофизиологический и психосоциальный возрастной кризис, описанный известными психологами Л.И. Божович, И.С. Коном, Д.Б. Элькониным и другими. Для него характерны не только половое созревание, но и личностное развитие, связанное с потребностью самоутверждения, автономизацией, отграничением от мира взрослых, стремлением к гиперобщению со сверстниками, повышенной конфликтностью и др. Все это делает подростковый возраст трудным для окружающих и для самого подростка, что может привести к различного рода девиациям (алкоголь, наркомания, токсикомания, проституция, бродяжничество, ранняя сексуальность, психические расстройства).
Микросоциальные факторы связаны с влиянием на поведение подростков отношений, существующих в семье и ближайшем окружении. Неблагополучная семья – основной источник проблем ребенка. Под неблагополучием понимают различные его проявления:
Неблагополучие является следствием кризиса современной семьи, для которого характерны увеличение количества разводов, рост внебрачной рождаемости, постоянный рост алкоголизма, наркомании среди родителей, правонарушений (родители отбывают наказание в тюрьмах, изоляторах, колониях), раннее материнство. Как результат – педагогическая несостоятельность семьи (утрата традиций семьи, отсутствие связи поколений, безнадзорность, снижение воспитательного потенциала семьи, снижение ответственности родителей за воспитание детей, нарушение прав детей, жестокое отношение к ребенку).
Социально-экономические факторы связаны с социальными катаклизмами и низким качеством жизни: невозможность получения жилья, низкая заработная плата, постоянный рост цен, невозможность организовать оздоровительные мероприятия и отдых детей, расслоение на богатых и бедных, безнадзорность, порождаемая необходимостью «зарабатывать на пропитание», и др. Интенсивность девиаций всегда возрастает в кризисные моменты истории, в периоды социальных трансформаций, социокуольтурных изменений, что характерно, в частности, для современного белорусского общества.
Собственно социальные факторы связаны с отношением самого общества к проблеме девиантного поведения подростков. Так, Г. Беккер, используя «теорию ярлыков», предлагает выделять две разновидности девиаций, различающихся механизмами формирования: первичные и вторичные. Первичные девиации представляют собой любые формы ненормативного поведения. Вторичные девиации возникают в результате вольного или невольного следования девианта за «приклеенным» ему обществом «ярлыком», стремления оправдать ожидания, подтвердить справедливость суждений в отношении его отклоняющегося поведения. Кроме того, следует обратить внимание на влияние средств массовой информации, тиражирующих культ насилия и сексуальной дозволенности, пропагандирующих тем самым определенные паттерны поведения, которые подросток воспринимает нерефлексивно (в силу специфики своего возраста). Под этим влиянием складывается особая подростковая и молодежная субкультура, которая не учитывает традиционных форм духовности, но нередко испытывает воздействие так называемых «институтов десоциализации» (криминогенные подростковые группы, взрослая преступность, маргинальные группы). В то же время наблюдается неразвитость и неполноценность государственной социальной политики защиты и поддержки детства, недостаточное развитие служб помощи детям.
Социально-педагогические факторы связаны со снижением воспитательного потенциала системы образования, для которой характерен перекос в сторону образования, обучения, снижение числа детских общественных организаций, сужение сферы внеклассной и внешкольной деятельности, переориентация системы дополнительного образования на образовательные услуги. Сложные отношения, возникающие в процессе учебной деятельности (пропуски уроков, конфликты с учителями, одноклассниками, низкая успеваемость и др.), приводят к педагогической запущенности, при которой наряду с асоциальным поведением наблюдается деформация ценностных ориентаций, социальных установок, формируется негативное отношение к труду, стремление к «красивой жизни» [10; 89-100]. Следует также отметить исчезновение системы воспитательной работы с детьми, подростками и их родителями по месту жительства.
Подводя общий итог, отметим, что любого рода правонарушение можно назвать девиацией, но не всякая девиация является правонарушением. Правонарушение всегда связано с «переступлением» через правовую норму, утверждаемую законом и стоящую на страже общественной и личной безопасности. Следовательно, правонарушение является разновидностью делинкветного поведения. Однако патохарактерологический и аддиктивный типы девиантного поведения могут рассматриваться как факторы, провоцирующие подростков на совершение правонарушений.
Подчеркнем, что рассмотренные нами факторы детерминации правонарушений сами по себе не являются причинами, исполняя роль его внешних и внутренних условий. Причина правонарушений – в их динамическом взаимодействии. Несвоевременность выявления детей, нуждающихся в государственной помощи и поддержке, а также семей группы риска затрудняет социализацию подростка. При этом специалисты получают ребенка с целым комплексом проблем, связанных с его психическим и физическим развитием, обучением, воспитанием. Поэтому профилактика правонарушений несовершеннолетних представляет собой важную социальную задачу, актуальность которой постоянно возрастает.
Содержанием
профилактики является целенаправленное
выявление и устранение причин и
условий конкретных девиаций, а также
выявление подростков, склонных к
аддикциям, тех, кто характеризуется особенностями
психического развития, а также тех, кто
преодолел «порог криминальности» в своем
мышлении, допуская в принципе возможность
совершения преступления ради достижения
личных целей. Чем эффективнее профилактика,
тем меньше приходится затрачивать усилий
и средств на реабилитацию подростков,
уже совершивших преступления.
1.2
Психологические
особенности
Как известно,
трудновоспитуемость чаще всего
начинает проявляться подростковом
возрасте, который считается трудным,
противоречивым, переходным от детства
к юности и охватывает период от 11 до 15
лет.
Особенности социальных условий жизни
подростка в предшествующие годы, сложившийся
характер взаимоотношений в семье и школе
накладывают отпечаток на то, насколько
бесконфликтно перенесет подросток те
возрастные и психофизические изменения,
которые происходят с ним в этот период,
как будет решена социальная задача "вхождения"
его в мир взрослых, определение своего
места в микросоциальном окружении, характерных
для этого периода.
Для старшего подросткового возраста характерно повышенное восприятие чувства чести, долга, товарищества, романтической влюбленности. Подростки начинают предъявлять друг к другу более высокие моральные требования. На первое место у них выступают не те качества, которые характеризуют сверстников как хороших учеников, а нравственные черты: товарища ценят за смелость, мужество, способность помочь в трудную минуту и т.п. Для них характерна потребность в дружеском общении, они очень дорожат дружбой и болезненно переживают возникающие разрывы. Учащиеся в подростковом возрасте требуют усиленного социального контроля со стороны семьи, школы, общественности, так как в этом возрасте формирование личности еще не закончилось, у подростков неустойчивые установки, они еще не осознали свое место в общественной жизни. Авторитет родителей в этот период может ослабевать, а влияние неформальных групп ближайшего микроокружения, наоборот, возрастать, что повышает степень вероятности антиобщественного поведения.
Объективные
возможности для возникновения
трудновоспитуемости могут быть
созданы вследствие наложения особенностей
подросткового возраста(
В
этот период происходят
Недостаточная сформированность нервной
системы, преобладание процессов возбуждения
над процессами торможения вызывают у
подростков повышенную возбудимость,
впечатлительность, неумение сдерживать
эмоции. Это зачастую приводит к импульсивному
поведению, неспособности выдерживать
длительные эмоциональные нагрузки и
сильные стрессовые состояния. Такой фактор,
например, как половое созревание, может
вызвать особые переживания, нездоровый
интерес к сексуальным вопросам. Поэтому,
подростку в этот период трудно соразмерить
внутренние порывы с теми требованиями,
которые предъявляет ему общество.
Одновременно происходит возникновение чувства взрослости, стремление быть и считаться взрослым - стержневая особенность личности подростка, так как выражает его новую жизненную позицию по отношению к людям, окружающему миру, определяет содержание и направление социальной активности. В подростковом возрасте очень обострено чувство собственного достоинства, поэтому, любые мелочи, даже незначительные замечания, а тем более бестактность, обращение с ними, как с малышами, могут больно ранить их самолюбие.
В этот
период, особое значение придается
межличностному общению, в связи
с чем подросток иначе
Каковы же особенности личности трудновоспитуемого подростка? Макаренко утверждал, что в процессе перевоспитания педагогу приходится иметь дело не с дефективностью личности, а с дефективностью отношений подростка. (38, 507-508. ) Имеется в виду круг интересов, нравственно-волевых качеств личности, специфика его отношений к учебной, трудовой и другим видам деятельности, учителям, родителям, взрослым, товарищам.
Информация о работе Социальная профилактика правонарушений в подростковой среде