Социальная профилактика правонарушений в подростковой среде

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 21:38, курсовая работа

Описание

Цель исследования – раскрыть основные направления социальной профилактики правонарушений среди подростков.
Объект исследования – подростки (14-17 лет), склонные к совершению правонарушений.
Предмет исследования – процесс социальной профилактики среди подростков, склонных к правонарушениям, на примере Инспекции по делам несовершеннолетних.

Содержание

Введение 3-5
Глава 1.Теоретические аспекты социальной профилактики правонарушений в подростковой среде 5-18
1.1. Правонарушения в подростковой среде: сущность, структура, факторы детерминации 5-12
1.2. Психологические особенности несовершеннолетних правонарушителей
1.3.Социальная профилактика как направление социальной работы с подростками-правонарушителями 12-18
Глава 2. Практика социальной профилактики правонарушений в подростковой среде 18-36
2.1. Нормативно- правовые основы профилактической деятельности с подростками 18-25
2.2. Содержание, формы и методы профилактики правонарушений подростков (на примере ИДН Центрального района г. Минска) 25-36
Заключение 37-38
Список использованной литературы 39-42

Работа состоит из  1 файл

Курсовая !!!!!.doc

— 234.00 Кб (Скачать документ)

     Необходимо  также обратить внимание и на следующее  обстоятельство. При анализе состояния  преступности, исходя из статистических данных о выявленных органами внутренних дел преступлениях, за пределами остается латентная (скрытая) часть преступлений, которые по тем или иным причинам не были зарегистрированы (скрытая преступность, о которой не стало известно правоохранительным органам; преступность, о которой стало известно правоохранительным органам, но по разным причинам не нашедшая отражения в отчетности; необращение граждан в правоохранительные органы в связи с отсутствием уверенности в эффективности их деятельности [27; 31]. В силу указанных причин достаточно сложно привести данные, которые бы полно отражали реальное состояние преступности несовершеннолетних. Поэтому, на наш взгляд, основное внимание при анализе этой преступности необходимо уделять не количественным, а ее качественным характеристикам.

     Правонарушения  несовершеннолетних характеризуются  неравномерностью динамики по различным  временным показателям (времени  суток, дням недели, сезонам года), что  объясняется не только рядом объективных  факторов, но и возрастными психологическими особенностями подростков. Чаще всего несовершеннолетние совершают правонарушения в свободное от учебы время в учебные дни (с 15.00 до 24.00). «Пик» преступных проявлений приходится на 20.00-21.00. В этот же промежуток времени фиксируется наибольшее количество обращений подростков в службу «Доверие» по возникающим у них трудностям в разрешении жизненных ситуаций. До 7% правонарушений совершается в учебное время, когда подростки должны были быть на занятиях в школе. При этом до 18-20% правонарушений совершается в выходные и праздничные дни. Меньше всего совершается правонарушений в понедельник. В течение года «пик» правонарушений приходится на каникулы, что связано с ослаблением социального контроля за несовершеннолетними, свертыванием работы лагерей труда и отдыха, разрушением ранее существовавшей системы работы с учащимися в каникулярное время. Еще один всплеск правонарушений несовершеннолетних приходится на март месяц, что предположительно можно объяснить перестройкой организма подростка в связи с наступлением весеннего времени («гормональный всплеск»).     

     Таким образом, правонарушения как форма  девиантного поведения подростков – явление социального и психологического характера, для которого свойственны  определенные признаки, разнообразные  способы и формы проявления. Данная многоплановость в значительной степени определяется наличием множества факторов, детерминирующих противоправное поведение несовершеннолетних. Выявление такого рода негативных влияний затруднено, поскольку они не выступают изолированно, а представляют взаимодействие самых разнообразных факторов, которые оказывают как прямое, так и косвенное десоциализирующее влияние на подростков [34;98]. Тем не менее, условно разделим их на индивидуальные, микросоциальные,  социально-экономические, собственно социальные, социально-педагогические факторы.

      Индивидуальные факторы связаны с биологическими (наследственность), половозрастными и психосоциальными особенностями личности подростка. В подростковом возрасте переживается глобальный психофизиологический и психосоциальный возрастной кризис, описанный известными психологами Л.И. Божович, И.С. Коном, Д.Б. Элькониным и другими. Для него характерны не только половое созревание, но и личностное развитие, связанное с потребностью самоутверждения, автономизацией, отграничением от мира взрослых, стремлением к гиперобщению со сверстниками, повышенной конфликтностью и др. Все это делает подростковый возраст трудным для окружающих и для самого подростка, что может привести к различного рода девиациям (алкоголь, наркомания, токсикомания, проституция, бродяжничество, ранняя сексуальность, психические расстройства).

      Микросоциальные факторы связаны с влиянием на поведение подростков отношений, существующих в семье и ближайшем окружении. Неблагополучная семья – основной источник проблем ребенка. Под неблагополучием понимают различные его проявления:

  • психическое (угрозы, подавление, запугивание, непонимание, навязывание своего образа жизни, острая психологическая травма в связи со смертью родителя или развода; конфликтность в отношениях родителей);
  • физическое (жестокие наказания, избиения, лишение пищи, принуждение к зарабатыванию денег, а затем отбирание их, насилие);
  • социальное (бросание детей, изгнание из дома, передача детей на воспитание другим людям).

      Неблагополучие  является следствием кризиса современной семьи, для которого характерны увеличение количества разводов, рост внебрачной рождаемости, постоянный рост алкоголизма, наркомании среди родителей, правонарушений (родители отбывают наказание в тюрьмах, изоляторах, колониях), раннее материнство. Как результат – педагогическая несостоятельность семьи (утрата традиций семьи, отсутствие связи поколений, безнадзорность, снижение воспитательного потенциала семьи, снижение ответственности родителей за воспитание детей, нарушение прав детей, жестокое отношение к ребенку).

     Социально-экономические факторы связаны с социальными катаклизмами и низким качеством жизни: невозможность получения жилья, низкая заработная плата, постоянный рост цен, невозможность организовать оздоровительные мероприятия и отдых детей, расслоение на богатых и бедных, безнадзорность, порождаемая необходимостью «зарабатывать на пропитание», и др. Интенсивность девиаций всегда возрастает в кризисные моменты истории, в периоды социальных трансформаций, социокуольтурных изменений, что характерно, в частности, для современного белорусского общества.

      Собственно  социальные факторы связаны с отношением самого общества к проблеме девиантного поведения подростков. Так, Г. Беккер, используя «теорию ярлыков», предлагает выделять две разновидности девиаций, различающихся механизмами формирования: первичные и вторичные. Первичные девиации представляют собой любые формы ненормативного поведения. Вторичные девиации возникают в результате вольного или невольного следования девианта за «приклеенным» ему обществом «ярлыком», стремления оправдать ожидания, подтвердить справедливость суждений в отношении его отклоняющегося поведения. Кроме того, следует обратить внимание на влияние средств массовой информации, тиражирующих культ насилия и сексуальной дозволенности, пропагандирующих тем самым определенные паттерны поведения, которые подросток воспринимает нерефлексивно (в силу специфики своего возраста). Под этим влиянием складывается особая подростковая и молодежная субкультура, которая не учитывает традиционных форм духовности, но нередко испытывает воздействие так называемых «институтов десоциализации» (криминогенные подростковые группы, взрослая преступность, маргинальные группы). В то же время наблюдается неразвитость и неполноценность государственной социальной политики защиты и поддержки детства,  недостаточное развитие служб помощи детям.

     Социально-педагогические факторы связаны со снижением воспитательного потенциала системы образования, для которой характерен  перекос в сторону образования, обучения, снижение числа детских общественных организаций, сужение сферы внеклассной и внешкольной деятельности, переориентация системы дополнительного образования на образовательные услуги. Сложные отношения, возникающие в процессе учебной деятельности (пропуски уроков, конфликты с учителями, одноклассниками, низкая успеваемость и др.), приводят к педагогической запущенности, при которой  наряду с асоциальным поведением наблюдается деформация ценностных ориентаций, социальных установок, формируется негативное отношение к труду, стремление к «красивой жизни» [10; 89-100]. Следует также отметить исчезновение системы воспитательной работы с детьми, подростками и их родителями по месту жительства.

     Подводя общий итог, отметим, что любого рода правонарушение можно назвать девиацией, но не всякая девиация является правонарушением. Правонарушение всегда связано с «переступлением» через правовую норму, утверждаемую законом и стоящую на страже общественной и личной безопасности. Следовательно, правонарушение является разновидностью  делинкветного поведения. Однако патохарактерологический и аддиктивный типы девиантного поведения могут рассматриваться как факторы, провоцирующие подростков на совершение правонарушений.

     Подчеркнем, что рассмотренные нами  факторы детерминации правонарушений сами по себе не являются причинами, исполняя роль его внешних и внутренних условий. Причина правонарушений – в их динамическом взаимодействии. Несвоевременность выявления детей, нуждающихся в государственной помощи и поддержке, а также семей группы риска затрудняет социализацию подростка. При этом специалисты получают ребенка с целым комплексом проблем, связанных с его психическим и физическим развитием, обучением, воспитанием. Поэтому профилактика правонарушений несовершеннолетних представляет собой важную социальную задачу, актуальность которой постоянно возрастает.

     Содержанием профилактики является целенаправленное выявление и устранение причин и  условий конкретных девиаций, а также  выявление подростков, склонных к  аддикциям, тех, кто характеризуется особенностями психического развития, а также тех, кто преодолел «порог криминальности» в своем мышлении, допуская в принципе возможность совершения преступления ради достижения личных целей. Чем эффективнее профилактика, тем меньше приходится затрачивать усилий и средств на реабилитацию подростков, уже совершивших преступления. 

1.2 Психологические  особенности несовершеннолетних  правонарушителей. 

Как известно, трудновоспитуемость чаще всего  начинает проявляться подростковом возрасте, который считается трудным, противоречивым, переходным от детства к юности и охватывает период от 11 до 15 лет. 
Особенности социальных условий жизни подростка в предшествующие годы, сложившийся характер взаимоотношений в семье и школе накладывают отпечаток на то, насколько бесконфликтно перенесет подросток те возрастные и психофизические изменения, которые происходят с ним в этот период, как будет решена социальная задача "вхождения" его в мир взрослых, определение своего места в микросоциальном окружении, характерных для этого периода.

Для старшего подросткового возраста характерно повышенное восприятие чувства чести, долга, товарищества, романтической  влюбленности. Подростки начинают предъявлять  друг к другу более высокие  моральные требования. На первое место у них выступают не те качества, которые характеризуют сверстников как хороших учеников, а нравственные черты: товарища ценят за смелость, мужество, способность помочь в трудную минуту и т.п. Для них характерна потребность в дружеском общении, они очень дорожат дружбой и болезненно переживают возникающие разрывы. Учащиеся в подростковом возрасте требуют усиленного социального контроля со стороны семьи, школы, общественности, так как в этом возрасте формирование личности еще не закончилось, у подростков неустойчивые установки, они еще не осознали свое место в общественной жизни. Авторитет родителей в этот период может ослабевать, а влияние неформальных групп ближайшего микроокружения, наоборот, возрастать, что повышает степень вероятности антиобщественного поведения.

Объективные возможности для возникновения  трудновоспитуемости могут быть созданы вследствие наложения особенностей подросткового возраста(эмоциональной  возбудимости, стремления к взрослости, обостренного чувства собственного достоинства и стремления к самоутверждению, недостатка жизненного опыта и, в связи с этим, невозможности правильной оценки некоторых явлений, возрастания роли общения, особенно со сверстниками) на неблагоприятные условия воспитания в семье, школе,отрицательное влияние микроокружения.

 В  этот период происходят значительные  биологические изменения в организме  подростков, отмечается их бурное  физическое развитие усиленный  рост конечностей, увеличение  объема сердца, перестройка эндокринной  системы, половое созревание, появление вторичных половых признаков и др. 
Недостаточная сформированность нервной системы, преобладание процессов возбуждения над процессами торможения вызывают у подростков повышенную возбудимость, впечатлительность, неумение сдерживать эмоции. Это зачастую приводит к импульсивному поведению, неспособности выдерживать длительные эмоциональные нагрузки и сильные стрессовые состояния. Такой фактор, например, как половое созревание, может вызвать особые переживания, нездоровый интерес к сексуальным вопросам. Поэтому, подростку в этот период трудно соразмерить внутренние порывы с теми требованиями, которые предъявляет ему общество.

Одновременно  происходит возникновение чувства  взрослости, стремление быть и считаться  взрослым - стержневая особенность  личности подростка, так как выражает его новую жизненную позицию по отношению к людям, окружающему миру, определяет содержание и направление социальной активности. В подростковом возрасте очень обострено чувство собственного достоинства, поэтому, любые мелочи, даже незначительные замечания, а тем более бестактность, обращение с ними, как с малышами, могут больно ранить их самолюбие.

В этот период, особое значение придается  межличностному общению, в связи  с чем подросток иначе оценивает  роль школьного коллектива: наблюдается большая привязанность к коллективу своего класса, стремление занять достойное место среди одноклассников. Если же у учащегося не складываются отношения с классом; как это бывает у трудновоспитуемых, то он начинает искать различные формы общения за пределами класса, школы и зачастую попадает в самые неблагоприятные условия.

Каковы  же особенности личности трудновоспитуемого подростка? Макаренко утверждал, что  в процессе перевоспитания педагогу приходится иметь дело не с дефективностью личности, а с дефективностью отношений подростка. (38, 507-508. ) Имеется в виду круг интересов, нравственно-волевых качеств личности, специфика его отношений к учебной, трудовой и другим видам деятельности, учителям, родителям, взрослым, товарищам.

Информация о работе Социальная профилактика правонарушений в подростковой среде