Социальная профилактика правонарушений в подростковой среде

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 21:38, курсовая работа

Описание

Цель исследования – раскрыть основные направления социальной профилактики правонарушений среди подростков.
Объект исследования – подростки (14-17 лет), склонные к совершению правонарушений.
Предмет исследования – процесс социальной профилактики среди подростков, склонных к правонарушениям, на примере Инспекции по делам несовершеннолетних.

Содержание

Введение 3-5
Глава 1.Теоретические аспекты социальной профилактики правонарушений в подростковой среде 5-18
1.1. Правонарушения в подростковой среде: сущность, структура, факторы детерминации 5-12
1.2. Психологические особенности несовершеннолетних правонарушителей
1.3.Социальная профилактика как направление социальной работы с подростками-правонарушителями 12-18
Глава 2. Практика социальной профилактики правонарушений в подростковой среде 18-36
2.1. Нормативно- правовые основы профилактической деятельности с подростками 18-25
2.2. Содержание, формы и методы профилактики правонарушений подростков (на примере ИДН Центрального района г. Минска) 25-36
Заключение 37-38
Список использованной литературы 39-42

Работа состоит из  1 файл

Курсовая !!!!!.doc

— 234.00 Кб (Скачать документ)

     5. Органы по труду и социальной  защите;

     6. Органы государственного управления  здравоохранением;

     7. Органы государственной службы  занятости;

     8. Специализированные учреждения  для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и реабилитации, в том числе и специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа для подростков-правонарушителей;

     9. Органы внутренних дел (инспекции  по делам несовершеннолетних, приемники-распределители для несовершеннолетних, воспитательные колонии).

     В зависимости от характера и степени  отклонения в развитии, воспитании и поведении детей соответствующие  структуры принимают адекватные меры, направленные на исправление  такого отклонения.

     Самый ранний этап – это выявление социального и семейного неблагополучия детей. На этом этапе работой занимаются органы социальной защиты, опеки и попечительства, здравоохранения, учреждения образования и др.

     При устойчивом отклоняющемся поведении  в зависимости от характера и уровня криминализации такого поведения работу с детьми осуществляют комиссии по делам несовершеннолетних местных исполнительных и распорядительных органов, инспекции по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, органы Министерства образования, в том числе с использованием возможностей специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа для лиц с общественно опасным поведением.

     При совершении преступлений детьми задачи уголовного правосудия, наряду с названными, обеспечивают органы уголовной юстиции.

     В решении судьбы детей с отклоняющимся  поведением принимают участие и другие государственные органы (министерства труда и социальной защиты, спорта и туризма, культуры и др.), общественные организации, структуры гражданского общества. В целом названная инфраструктура решает поставленные перед ней задачи.

     Таким образом, в Республике Беларусь сложилась  многоуровневая инфраструктура органов, занимающихся вопросами предупреждения правонарушений и преступности детей. В основе ее построения находится личность ребенка, его права и интересы. Соответственно основным назначением органов, входящих в эту инфраструктуру, является обеспечение нормального развития личности ребенка (физического, психического), правильного его воспитания с учетом интересов самого несовершеннолетнего, общества и государства, а также защита его прав и законных интересов.

     Рассмотрение  нормативно-правовых актов позволяет  сделать вывод о том, что в настоящее время в Республике Беларусь существует нормативно-правовая база, которая может обеспечить социальную защиту детей и подростков, в том числе и тех, кто находится в трудной жизненной ситуации. Однако на практике существуют трудности с переходом от теоретического обоснования к практической реализации законов, так как не всегда срабатывают механизмы экономического обеспечения и контроля исполнения разработанных документов.  

2.2. Содержание, формы  и методы профилактики  правонарушений подростков (на  примере ИДН Центрального  района г. Минска) 

Одним из элементов в системе учреждений, осуществляющих профилактическую деятельность, является Инспекция по делам несовершеннолетних (далее ИДН). 

Цель  деятельности ИДН  – предупреждение безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; оказание на несовершеннолетних правонарушителей необходимого профилактического воздействия.

ИДН РУВД строят свою работу по зональному принципу. Численность инспекторов ИДН  не должна быть менее одного инспектора на 1500 несовершеннолетних  в возрасте до 18 лет, проживающих на обслуживаемой  территории. В зависимости от состояния правопорядка среди несовершеннолетних начальник РУВД может уменьшить или увеличить размеры обслуживаемой территории. 

Инспекторы  ИДН: 

  1. Изучают особенности  обслуживаемой территории, в том числе  несовершеннолетних, проживающих на обслуживаемой территории, расположение учреждений образования, общежитий, культурно –просветительных, спортивных и других учреждений, организаций, иные особенности участка;
  2. Знакомятся с руководителями местных органов управления и самоуправления, органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, общественных объединений, религиозных организаций, занимающихся воспитанием, обучением несовершеннолетних, охраной их прав и интересов, организующих спортивную, культурно-просветительскую и другую работу с несовершеннолетними;
  3. Систематически анализируют оперативную обстановку на обслуживаемой территории;
  4. Рассматривают жалобы и заявления граждан, сообщения учреждений и организаций по вопросам профилактики правонарушений несовершеннолетних;
  5. Осуществляют в соответствии с частью 2 статьи 177 и со статьёй 182 УИК РБ профилактический контроль, а равно профилактическое наблюдение за поведением осуждённых несовершеннолетних.

В целях  предупреждения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних ИДН осуществляют следующие функции:

--проводят  индивидуальную профилактическую  работу в отношении  несовершеннолетних  и безнадзорных: 

  • Употребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо употребляющих токсические вещества, а также употребляющих спиртные напитки;
  • Совершивших правонарушение, повлекшее применение мер административной ответственности;
  • Совершивших правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность;
  • Освобождённых от административной ответственности вследствие акта амнистии в связи с изменением обстановки, а также в случаях, когда признано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путём применения принудительных мер воспитательного характера;
  • Совершивших общественно-опасные деяния, предусмотренные Уголовным кодексом РБ, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность, либо которые вследствие отставания в умственном развитии, не связанного с болезненным психическим расстройством, были не способны сознавать фактический характер или общественную опасность своих деяний;
  • Подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых избраны меры пресечения, не связанные с заключением под стражу;
  • Условно-досрочно освобождённых от наказания, освобождённых от наказания вследствие акта амнистии или акта помилования;
  • Осуждённых с отсрочкой исполнения наказания и условным неприменением наказания;
  • Освобождённых из учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел РБ, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных и лечебно-воспитательных учреждений;
  • Осуждённых за преступления, не представляющие особой  общественной опасности, за менее тяжкое преступление и освобождённых судом от наказания с осуждением с применением принудительных мер воспитательного характера;
  • Осуждённых к общественным работам, исправительным работам или иным видам наказания, не связанным с лишением свободы;
  • Осуждённых без назначения наказания.

Законных  представителей –  родителей, усыновителей, опекунов, попечителей несовершеннолетних, не исполняющих свои обязанности по воспитанию, обучению и содержанию несовершеннолетних и отрицательно влияющих на их поведение либо жестоко обращаются с ними: 

  • Выявляют  лиц, вовлекших несовершеннолетних в совершение преступления и антиобщественное поведение или совершающих в отношении несовершеннолетних другие противоправные действия, а также родителей несовершеннолетних или их законных представителей – родителей, усыновителей, опекунов, попечителей и должностных лиц, не исполняющих или ненадлежащим образом исполняющих свои обязанности по воспитанию, обучению, содержанию несовершеннолетних, и в установленном порядке вносят предложения о применении к ним мер, предусмотренных законодательством РБ;
  • Осуществляют в пределах своей компетенции меры по выявлению несовершеннолетних, объявленных в розыск, а также несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, и в установленном порядке направляют таких лиц в соответствующие органы или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
  • Рассматривают в установленном порядке заявления и сообщения об административных правонарушениях, преступлениях несовершеннолетних, не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность, а также о неисполнении или ненадлежащем исполнении их родителями или законными представителями обязанностей по воспитанию, обучению и содержанию несовершеннолетних;
  • Участвуют в подготовке материалов для рассмотрения возможности помещения в приёмники- распределители для несовершеннолетних (ПРН).

Сотрудники  ИДН проводят индивидуальную профилактическую работу с несовершеннолетними  с  учётом особенностей их личности и  окружения, характера совершённых  правонарушений, условий семейного  воспитания.

Указанные обстоятельства устанавливаются в ходе проведения профилактических бесед с несовершеннолетними, законными представителями, посещения несовершеннолетнего по месту жительства, изучения материалов, характеризующих личность несовершеннолетнего.

Сотрудники  ИДН в ходе проведения индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетним:

  • Выясняют образ жизни, связи и направленность намерений несовершеннолетнего;
  • Разъясняют несовершеннолетнему последствия совершения им противоправных действий;
  • Выявляют и в пределах своей компетенции принимают меры по устранению причин и условий совершения несовершеннолетними преступлений;
  • Выявляют и в пределах своей компетенции в установленном порядке привлекают к ответственности лиц, вовлекающих несовершеннолетнего в совершение преступлений и антиобщественное поведение;
  • Привлекают к профилактической работе с несовершеннолетними лиц, способных помочь несовершеннолетнему отказаться от антиобщественного поведения;
  • Решают во взаимодействии с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних вопросы  организации обучения, труда, оздоровительного отдыха и досуга несовершеннолетнего.

Сотрудники  ИДН, проводящие индивидуальную профилактическую работу с несовершеннолетними,   принимают меры по обеспечению соблюдения их прав и законных интересов. 

      Таким образом, знание особенностей подростка, умелое использование многообразных  форм и методов профилактической работы позволяет сотрудникам ИДН  во взаимодействии с социальными  педагогами решать важную задачу преодоления дезадаптированности подростков, попавших в поле зрения правоохранительных органов. Преодоление трудностей в воспитании подростков зависит от правильности и полноты определения факторов, обусловливающих противоправное поведение. Если изучить специфику, распространение и динамику проявления девиантности у подростков и выявить среди них на рубеже 14 лет группу риска, а затем организовать в этой группе индивидуальную профилактическую работу под руководством специалиста по социальной работе, то в дальнейшем можно оказать позитивное влияние на подростков в отношении усвоения норм общественного поведения и уменьшения случаев их нарушения, сознательного выбора подростками формы поведения, исключающей проявление правонарушений. 

    Заключение 

     Таким образом, на сегодняшний день проблема девиантного поведения подростков и, в частности, противоправного, остается весьма сложной и актуальной. Эта проблема на протяжении длительного времени находится в центре внимания государственных органов и общественных институтов. Неослабевающий интерес к ней проявляют научные учреждения и отдельные авторы. Несмотря на снижение количественных показателей правонарушений несовершеннолетних, ее качественные показатели растут и несут в себе еще более негативный характер. Поэтому профилактика правонарушений несовершеннолетних представляет собой важную социальную задачу, актуальность которой постоянно возрастает.

     Одним из условий успешной работы по профилактике правонарушений подростков является своевременное  выявление в среде несовершеннолетних лиц, склонных к негативным проявлениям, а также родителей, уклоняющихся от воспитания своих детей и оказывающих на них отрицательное влияние, для постановки названных лиц на соответствующий вид учета и организации с ними профилактической работы.

     Социальная  профилактика, осуществляемая на уровне государства через систему мер  повышения качества жизни, минимизацию  факторов социального риска, создание условий для реализации принципа социальной справедливости, создает тот необходимый фон, на котором более успешно осуществляются другие виды профилактики, в частности, психолого-педагогической. Она является необходимым атрибутом профилактической деятельности в отношении подростков.

Информация о работе Социальная профилактика правонарушений в подростковой среде