Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 21:38, курсовая работа
Цель исследования – раскрыть основные направления социальной профилактики правонарушений среди подростков.
Объект исследования – подростки (14-17 лет), склонные к совершению правонарушений.
Предмет исследования – процесс социальной профилактики среди подростков, склонных к правонарушениям, на примере Инспекции по делам несовершеннолетних.
Введение 3-5
Глава 1.Теоретические аспекты социальной профилактики правонарушений в подростковой среде 5-18
1.1. Правонарушения в подростковой среде: сущность, структура, факторы детерминации 5-12
1.2. Психологические особенности несовершеннолетних правонарушителей
1.3.Социальная профилактика как направление социальной работы с подростками-правонарушителями 12-18
Глава 2. Практика социальной профилактики правонарушений в подростковой среде 18-36
2.1. Нормативно- правовые основы профилактической деятельности с подростками 18-25
2.2. Содержание, формы и методы профилактики правонарушений подростков (на примере ИДН Центрального района г. Минска) 25-36
Заключение 37-38
Список использованной литературы 39-42
5. Органы по труду и социальной защите;
6.
Органы государственного
7. Органы государственной службы занятости;
8. Специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и реабилитации, в том числе и специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа для подростков-правонарушителей;
9.
Органы внутренних дел (
В
зависимости от характера и степени
отклонения в развитии, воспитании
и поведении детей
Самый ранний этап – это выявление социального и семейного неблагополучия детей. На этом этапе работой занимаются органы социальной защиты, опеки и попечительства, здравоохранения, учреждения образования и др.
При устойчивом отклоняющемся поведении в зависимости от характера и уровня криминализации такого поведения работу с детьми осуществляют комиссии по делам несовершеннолетних местных исполнительных и распорядительных органов, инспекции по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, органы Министерства образования, в том числе с использованием возможностей специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа для лиц с общественно опасным поведением.
При совершении преступлений детьми задачи уголовного правосудия, наряду с названными, обеспечивают органы уголовной юстиции.
В решении судьбы детей с отклоняющимся поведением принимают участие и другие государственные органы (министерства труда и социальной защиты, спорта и туризма, культуры и др.), общественные организации, структуры гражданского общества. В целом названная инфраструктура решает поставленные перед ней задачи.
Таким образом, в Республике Беларусь сложилась многоуровневая инфраструктура органов, занимающихся вопросами предупреждения правонарушений и преступности детей. В основе ее построения находится личность ребенка, его права и интересы. Соответственно основным назначением органов, входящих в эту инфраструктуру, является обеспечение нормального развития личности ребенка (физического, психического), правильного его воспитания с учетом интересов самого несовершеннолетнего, общества и государства, а также защита его прав и законных интересов.
Рассмотрение
нормативно-правовых актов позволяет
сделать вывод о том, что в настоящее
время в Республике Беларусь существует
нормативно-правовая база, которая может
обеспечить социальную защиту детей и
подростков, в том числе и тех, кто находится
в трудной жизненной ситуации. Однако
на практике существуют трудности с переходом
от теоретического обоснования к практической
реализации законов, так как не всегда
срабатывают механизмы экономического
обеспечения и контроля исполнения разработанных
документов.
2.2.
Содержание, формы
и методы профилактики
правонарушений подростков (на
примере ИДН Центрального
района г. Минска)
Одним
из элементов в системе
Цель деятельности ИДН – предупреждение безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; оказание на несовершеннолетних правонарушителей необходимого профилактического воздействия.
ИДН РУВД
строят свою работу по зональному принципу.
Численность инспекторов ИДН
не должна быть менее одного инспектора
на 1500 несовершеннолетних в возрасте
до 18 лет, проживающих на обслуживаемой
территории. В зависимости от состояния
правопорядка среди несовершеннолетних
начальник РУВД может уменьшить или увеличить
размеры обслуживаемой территории.
Инспекторы
ИДН:
В целях предупреждения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних ИДН осуществляют следующие функции:
--проводят
индивидуальную
Законных
представителей –
родителей, усыновителей,
опекунов, попечителей
несовершеннолетних,
не исполняющих свои
обязанности по воспитанию,
обучению и содержанию
несовершеннолетних
и отрицательно влияющих
на их поведение либо
жестоко обращаются
с ними:
Сотрудники ИДН проводят индивидуальную профилактическую работу с несовершеннолетними с учётом особенностей их личности и окружения, характера совершённых правонарушений, условий семейного воспитания.
Указанные обстоятельства устанавливаются в ходе проведения профилактических бесед с несовершеннолетними, законными представителями, посещения несовершеннолетнего по месту жительства, изучения материалов, характеризующих личность несовершеннолетнего.
Сотрудники ИДН в ходе проведения индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетним:
Сотрудники
ИДН, проводящие индивидуальную профилактическую
работу с несовершеннолетними,
принимают меры по обеспечению соблюдения
их прав и законных интересов.
Таким
образом, знание особенностей подростка,
умелое использование многообразных
форм и методов профилактической
работы позволяет сотрудникам ИДН
во взаимодействии с социальными
педагогами решать важную задачу преодоления
дезадаптированности подростков, попавших
в поле зрения правоохранительных органов.
Преодоление трудностей в воспитании
подростков зависит от правильности и
полноты определения факторов, обусловливающих
противоправное поведение. Если изучить
специфику, распространение и динамику
проявления девиантности у подростков
и выявить среди них на рубеже 14 лет группу
риска, а затем организовать в этой группе
индивидуальную профилактическую работу
под руководством специалиста по социальной
работе, то в дальнейшем можно оказать
позитивное влияние на подростков в отношении
усвоения норм общественного поведения
и уменьшения случаев их нарушения, сознательного
выбора подростками формы поведения, исключающей
проявление правонарушений.
Заключение
Таким образом, на сегодняшний день проблема девиантного поведения подростков и, в частности, противоправного, остается весьма сложной и актуальной. Эта проблема на протяжении длительного времени находится в центре внимания государственных органов и общественных институтов. Неослабевающий интерес к ней проявляют научные учреждения и отдельные авторы. Несмотря на снижение количественных показателей правонарушений несовершеннолетних, ее качественные показатели растут и несут в себе еще более негативный характер. Поэтому профилактика правонарушений несовершеннолетних представляет собой важную социальную задачу, актуальность которой постоянно возрастает.
Одним
из условий успешной работы по профилактике
правонарушений подростков является своевременное
выявление в среде
Социальная профилактика, осуществляемая на уровне государства через систему мер повышения качества жизни, минимизацию факторов социального риска, создание условий для реализации принципа социальной справедливости, создает тот необходимый фон, на котором более успешно осуществляются другие виды профилактики, в частности, психолого-педагогической. Она является необходимым атрибутом профилактической деятельности в отношении подростков.
Информация о работе Социальная профилактика правонарушений в подростковой среде