Социальная профилактика правонарушений в подростковой среде

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 21:38, курсовая работа

Описание

Цель исследования – раскрыть основные направления социальной профилактики правонарушений среди подростков.
Объект исследования – подростки (14-17 лет), склонные к совершению правонарушений.
Предмет исследования – процесс социальной профилактики среди подростков, склонных к правонарушениям, на примере Инспекции по делам несовершеннолетних.

Содержание

Введение 3-5
Глава 1.Теоретические аспекты социальной профилактики правонарушений в подростковой среде 5-18
1.1. Правонарушения в подростковой среде: сущность, структура, факторы детерминации 5-12
1.2. Психологические особенности несовершеннолетних правонарушителей
1.3.Социальная профилактика как направление социальной работы с подростками-правонарушителями 12-18
Глава 2. Практика социальной профилактики правонарушений в подростковой среде 18-36
2.1. Нормативно- правовые основы профилактической деятельности с подростками 18-25
2.2. Содержание, формы и методы профилактики правонарушений подростков (на примере ИДН Центрального района г. Минска) 25-36
Заключение 37-38
Список использованной литературы 39-42

Работа состоит из  1 файл

Курсовая !!!!!.doc

— 234.00 Кб (Скачать документ)

      На  основе изучения теоретического материала, изучения деятельности Инспекции по делам несовершеннолетних Центрального района г. Минска мы увидели пример профилактики правонарушений среди подростков, который призван способствовать успешной реализации социальной профилактики правонарушений в подростковой среде, результатами которого должно явиться предупреждение причин возникновения  и распространения противоправных форм поведения, а также минимизация негативных последствий вовлечения подростка в асоциальную среду.

      Таким образом, мы подтвердили гипотезу нашего исследования и достигли его цели, а именно, обосновали системный характер профилактических мер, направленных на раннее выявление подростков, склонных к девиантному поведению, и  дальнейшее корректирующее воздействие на них с целью предупреждения возникновения противоправного поведения и исключения рецидивов правонарушений в поведении тех, кто уже их совершал.

 

      Список литературы

а) Законодательные  документы

1. Конституция Республики Беларусь 1994г. (с изменениями и дополнениями  от 1996г., 2004г.)

2. Закон Республики Беларусь 31 мая 2003 г. № 200-3 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2003. –  № 64. – 2/949.

3. Закон Республики Беларусь «О  правах ребенка»// Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2000. – № 103. – 2/21.

4. Закон Республики Беларусь «Об  образовании» // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2002. – № 37. – 2/844.

5. Закон об общих началах государственной  молодежной политики (Закон РБ  
№ 1629-ХII от 24.04.1992г. с изменениями и дополнениями от 09.07.1997г.)  
6. Директива Президента Республики Беларусь от 11 марта 2004 г. № 1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины».  
7. Инструкция о порядке выявления и учета несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите (постановление Министерства образования от  28 ИЮЛЯ 2004 г. № 47).

8. Кодекс Республики Беларусь о  браке и семье.

9. Концепция воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь (от 2000 г.)

10. Национальный план действий по  улучшению положения детей и  охране прав на 2004-2010 годы, утвержденный  постановлением Совета Министров  Республики Беларусь от 18.12.2003 №  1661.

11. Письмо Министерства образования  Республики Беларусь «Об идеологической направленности содержания учебно-воспитательного процесса в учреждениях образования» от 13.01. 2005 г. № 20-12/998.

12. Положение «О порядке образования  и деятельности комиссий по  делам несовершеннолетних», утвержденное  постановлением Совета Министров Респблики Беларусь от 10 декабря 2003 г. № 1599.

13. Правила Организации Объединенных  наций, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы. Приняты резолюцией 45/113 Генеральной Ассамблеи от 14 декабря  1990 г. 

б) Специальная литература: 

  1. Аверин, В.Р. Психология детей и подростков: учеб. пособие / В.Р. Авенрин. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1998. – с.
  2. Арбузова, А. И. Основы профилактики безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних: Учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальности «Соц. работа» / Науч.-внедрен. лаб. психопедагогики образования; [В.Н.Арбузова и др.; под ред. Ф.А.Мустаевой]. – М., 2003. – с.
  3. Афанасьева, Т. Работа социальных педагогов с детьми и подростками, склонными к агрессии / Т. Афанасьева. – М., 1999. – с.
  4. Байко, А.П. Взаимодействие государственных структур и различных общественных институтов по защите целостности семьи и профилактике маргинализации несовершеннолетних: На примере Валенсии, Испания / А.П. Байко. – М., 2000. – с.
  5. Бакаев, А.А. Система профилактики правонарушений несовершеннолетних: уче. Пособие / А.А. Бакаев. – М.: Логос, 2004. – 218 с.
  6. Барановский, Н.А. Социальные и личностные детерминанты отклоняющегося поведения: автореф. … дисс. канд. социол наук: … / Н.А. Барановский. – Мн., 1993. – 20 с.
  7. Бедулина, Г. Ф. Социально-педагогическая коррекция девиантного поведения подростка: метод. пособие / Г.Ф. Бедулина, А.Д. Григорьев, И.И. Прочакова; Бел. респ. молодеж. об-ние «Звеставанне». –  Мн., 2001. – с.
  8. Беличева , С.А. Основы превентивной психологии / С.А. Беличева. – М., 1993. – 45 с.
  9. Бутрим, Г.А. Профилактика противоправного поведения учащейся молодёжи / Г.А. Бутрим. – Мн., 2003. – с.
  10. Григорьев, А.Д. Социальная работа на Беларуси с несовершеннолетними преступниками: история, проблемы, тенденции / А.Д. Григорьев, М.А. Кожурова; Мин. междунар. образоват. центр. – Мн., 2000. – 72 с.
  11. Гуров, А. Социальная работа школы с семьей / В.Н. Гуров. – М., 2002. – с.
  12. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения): учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: «Академия», 2003. – с.
  13. Дети социального риска и их воспитание / под ред. Л.М. Шипицыной. – СПб.: Речь, 2003. – 144 с.
  14. Дубинский, А. Ю. Теория и практика социально-педагогической работы с учащейся молодежью в условиях современной России: автореф. ... д-ра пед. наук: … / В.И. Дубинский; [Ин-т общ. образования М-ва образования Рос. Федерации]. – М., 2000. – 26 с.
  15. Ермолович, С.Я. Девиантные подростки как объект внимания социального педагога / С.Я. Ермолович. –  Мн., 1999. – с.
  16. Зайченко, Е.А. Совершенствование форм и методов социальной реабилитации несовершеннолетних правонарушителей / Е.А. Зайченко. – М., 2000. – с.
  17. Змановская, Е.В. Девиантология: (психология отклоняющегося поведения): уч. пос. / Е.В. Змановская. – М.: Академия, 2006. – 287 с.
  18. Зыбина, Л. Внешкольные учреждения и социальная педагогика: социал. программы для детей и подростков внешкол. комплекса «Золаг» Завод. р-на г. Минска. – Мн., 1994. – с.
  19. Казымбетова, Д.К. Девиантное поведение молодежи как объект социологического исследования: автореф. … канд. социол. наук: … – Алматы, 1999. – 20 с.
  20. Капранова, В.А. Школы и органы помощи молодежи в ФРГ: проблемы сотрудничества / В.А. Капранова. –  Мн., 2000. – с.
  21. Карнейчик, А.С. Некоторые черты психологического портрета детей, попавших в приемник-распределитель для несовершеннолетних вследствии нарушения социальной безопасности в семье / А.С. Карнейчик. – М., 2000. – с.
  22. Кедярова, Р.Н. Работа социального педагога по предупреждению правонарушений и преступлений в летний период: из опыта работы / Р.Н. Кедярова. – М., 2000. – с.
  23. Клейберг, Ю. А. Социальная работа и коррекция девиантного поведения подростков / Кемер. гос. ун-т, Кемер. гор. соц.-психол. центр упр. образованием. – Кемерово, 1996. – с.
  24. Коробова, Е.Ф. Направления социальной деятельности в комплексе внешкольной работы «Золак» / Е.Ф. Коробова, И.И. Петрович. – Мн., 1996. – с.
  25. Коррекционная педагогика. – Ростов н/Д., 2002. 
  26. Кудрявцев В.Н. Криминология / В.Н. Кудрявцев, В.Е. Эминов. – М., 1997. – 286 с.
  27. Куриленко, Е.Н. Теоретико-методологические и технологические основы социальной диагностики девиантного поведения подростков: автореф. … канд. социол. наук: … / Е.Н. Куриленко. – Белгород, 1998. – 18 с.
  28. Лагерь-интенсив для детей и подростков как технология социальной работы: метод. рекомендации / М-во труда и соц. развития РФ и др.; [Сост.: Н.С. Жабина и др.]. – М.  2002. – с.
  29. Лелюх, В.Ф. Проблема девиантности и социально-правовой адаптации молодежи: автореф. … канд. социол. наук: … – Улан-Удэ, 1999. – 20 с.
  30. Литвинович, В.Г. Формы и методы социально-педагогической деятельности: модель территориал. комплекса служб социал. помощи детям и подросткам / В.Г. Литвинович. – М., 1996. – с.
  31. Мардахаев, Л.В. Социальная педагогика: курс лекций / под ред. В.И. Беляева. – М.: Изд-во МГСУ, 2002. – 256 с.
  32. Менделевич, В.Д. Психология девиантного поведения: учеб пособие для вузов / Д.В. Менделевич. – М., 2006. – с.
  33. Методика работы социального педагога / сост. Г.С.Семенов. – М., 2004. – с.
  34. Наумчик, В.Н. Социальная педагогика: проблема «трудных детей» / В.Н. Наумчик. – Мн.: Адукацыя и выхаванне, 2005. – 400 с.
  35. Несовершеннолетние в Республике Беларусь: науч.-практ. комментарий к законодательству и иным нормативным актам о несовершеннолетних / под общ. ред. И.О. Грунтова. – Мн.: «Тесей», 1999. – 608 с.
  36. Нестерович, В.А. Роль государственного управления в профилактике молодежной преступности. Управление и власть: социологический альманах. Вып. 3 / науч. ред. Л.Г. Титаренко. – Мн.: РИВШ, 2005. – 108 с.
  37. Поддубская, Г.С. Теория и практика подготовки социальных педагогов к работе в подростковой среде в Федеративной Республике Германии / Г.С. Поддубская. – М., 1999. – с.
  38. Пристанская, О.В. Делинквентность: правовое и криминологическое понятие / О.В. Пристанская  // Теория государства и права. – М., 1999. – № 5-6.
  39. Психосоциальная коррекция и реабилитация несовршеннолетних с девиантным поведением / Под ред. С.А. Беличевой. – М., 1999. – 65 с.
  40. Рабочая книга социального педагога: в 2 частях. – Орел: «Книга», 1995. – с.
  41. Ранняя профилактика девиантного поведения детей и подростков: Интегративная социально-педагогическая деятельность учреждений дополнительного образования и общеобразовательной школы: учеб. пособие / под ред. А.Б. Фоминой. – М.: Пед. об-во России, 2003. – 23 с.
  42. Раттер, М. Помощь трудным детям / М. Раттер. – М., 1999. – 432 с.
  43. Семашко, О.В. Предпосылки становления социальной работы с детьми и подростками за рубежом / О.В. Семашко. – М., 1999. – с.
  44. Смеловцев, К. И. Ювенальная юстиция в системе социальной профилактики правонарушений несовершеннолетних: автореф. … канд. юридич. наук: … / К.И. Смеловцев; [Всероссийский научно-исследовательский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации]. – М., 2005. – 20 с.
  45. Социальная работа. Российский Энциклопедический словарь / под общ. ред. В.И. Жукова. – М.: Союз, 1997. – с.
  46. Социальная работа с подростками девиантного поведения (проект «Умей сказать - нет!»): метод. пособие / Алтайс. краевой кризис. центр для мужцин; [сост.: М.А.Костенко и др.]. – Алтайск, 2002. – с.
  47. Социально-педагогическая работа на Беларуси с несовершеннолетними преступниками в конце XIX – начале XX в. / О.И. Сенкевич. – Мн., 2004. – с.
  48. Социальные противоречия и отклоняющееся поведение: межвуз. сб. / Краснояр. гос. ун-т; [редкол.: Н.Г. Стойко (отв. ред.) и др.]. – Красноярск, 1993. – с.
  49. Степанова, Т.М. О некоторых подходах к работе с подростками «группы риска» в условиях профильного летнего оздоровительного лагеря / Т.М. Степанова. –  М., 2000.
  50. Тесова, Е.Г. Организационно-методическое обеспечение социально-педагогической работы в клубах для детей, подростков и молодежи по месту жительства / Е.Г. Тесова. – М., 2000.
  51. Технологии социальной работы с детьми и подростками: сб. ст. / под ред. В.Н. Келасьева. – СПБ.: Издательство С.-Петербургского ун-та, 2001. – 264 с.
  52. Туровец, А.А. Городской Центр социальной помощи семье и детям – новая и современная форма работы с семьей, детьми и населением г. Минска / А.А. Туровец. – Мн., 2000.
  53. Шабалдас, А.Е. Проблема социальной защиты подростков в условиях становления рыночных отношений в России: автореф. … канд. пед. наук: …– Ставрополь, 1998. – 18 с.
  54. Шапиро, М.А. Система работы социально-психологической службы школы с учащимися и семьями «группы риска» / М.А. Шапиро. – М., 2000.
  55. Юридический энциклопедический словарь. – М., 1984. – 315 с.
  56. www.mintrud.gov.by

Информация о работе Социальная профилактика правонарушений в подростковой среде