Специфика деловых телефонных переговоров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 07:14, реферат

Описание

Телефонный разговор - это контактное по времени, но дистантное в пространстве и опосредованное специальными техническими средствами общение собеседников. Соответственно отсутствие визуального контакта увеличивает нагрузку на устно-речевые средства взаимодействия партнеров по общению.
Особенности телефонной коммуникации. У телефона есть ряд преимуществ, которых лишены другие средства коммуникации. Главные из них: скорость передачи информации (выигрыш во времени); немедленное установление связи с абонентом, находящимся на любом расстоянии; непосредственный обмен информацией в форме диалога и возможность достичь договоренности, не дожидаясь встречи; конфиденциальность контакта; сокращение бумагооборота; экономия средств на организацию контактов других видов.

Работа состоит из  1 файл

Специфика деловых телефонных переговоров.doc

— 167.50 Кб (Скачать документ)

 Подготовительный этап. В период подготовки к предстоящей беседе необходимо продумать вопросы ее целесообразности, условия и время ее проведения, подготовить необходимые материалы и документы.

 При выборе места проведения  беседы полезно учесть следующие  рекомендации специалистов. В своем кабинете вы будете чувствовать себя увереннее, если инициатива разговора исходит от вас. В кабинете своего собеседника вам будет легче решать вопросы, по которым вы занимаете объективно более выгодную позицию. Если необходимо выработать совместное решение, программу совместных действий, имеет смысл назначить встречу "на нейтральной территории", где ни одна из сторон не будет иметь преимуществ.

 Готовясь к предстоящей беседе, необходимо избежать двух крайностей: излишней уверенности в своем умении без подготовки провести эффективный разговор и стремления продумать все этапы будущей встречи, вплоть до использования пауз и жестов. В первом случае инициатива может перейти к партнеру, во втором - отклонение от плана может привести к растерянности и неуверенности. Полезнее обдумать и спрогнозировать основные линии поведения.

 Начало беседы. Задачи, которые  решаются в начале беседы, связаны  прежде всего с установлением  контакта с собеседником, созданием  атмосферы взаимопонимания, пробуждением интереса к разговору. От первых фраз каждого участника встречи зависит их дальнейшее отношение к предмету разговора и своему собеседнику как личности.

 Перечислим ряд методов, использование  которых эффективно в начале  беседы:

- метод снятия напряженности: использование теплых слов, личного обращения, комплиментов, шутки для установления более тесного контакта с собеседником;

- метод "зацепки": использование  какого-либо события, сравнения,  личного впечатления, анекдота  или необычного вопроса, позволяющих образно представить суть проблемы, обсуждению которой должна быть посвящена беседа;

- метод стимулирования игры  воображения: постановка в начале  беседы множества вопросов по  ряду проблем, которые должны  рассматриваться в ходе беседы:

- метод "прямого подхода": непосредственный переход к делу без какого-либо обсуждения - краткое сообщение о причинах, по которым назначена беседа, и быстрый переход к конкретному вопросу.

 Основная часть беседы нацелена  на сбор и оценку информации  по обсуждаемой проблеме; выявление мотивов и целей собеседника; передачу запланированной информации. Успешному проведению этой фазы способствует владение техникой постановки вопросов, методами активного слушания и восприятия сведений и фактов.

 Откровенной, конструктивно-критической атмосфере деловой беседы противоречат:

- бестактное обрывание на полуслове; 

- неоправданное лишение собеседника  возможности высказать свое мнение;

- навязывание мнения ведущего  беседу;

- игнорирование: или высмеивание  аргументов собеседника;

- грубая реакция на высказывание; партнерами противоположных точек  зрения;

- подтасовка фактов;

- необоснованные подозрения, голословные  утверждения, окрики за критику; 

- давление на собеседника голосом,  манерами.

 В деловом русском языке  можно выделить ряд устойчивых речевых оборотов, которые позволяют собеседникам управлять ходом беседы на этапе обсуждения проблемы и принятия решения. Приведем примеры:

 Основная задача Высказывания 

 Уточнение темы, цели, Давайте  уточним детали… 

 предмета разговора Если я правильно вас понял…

 Введите меня в курс дела… 

 Можем ли мы рассчитывать… 

 Есть ли у вас конкретное  предложение… 

 Убеждение партнера Я в  этом совершенно уверен… 

 Нет причин для опасений… 

 Думаю, мы все выиграем… 

 Вы, конечно, согласитесь, что…

 Вне всякого сомнения… 

 Неполное согласие Это требует  дополнительного обсуждения… 

 По мере возможности мы  постараемся… 

 Может быть, рассмотрим иные  условия… 

 Несогласие Вряд ли это  возможно… 

 К сожалению… 

 Было бы нежелательно… 

 Не по вашей вине…

 Оценка ситуации Я разделяю  вашу точку зрения… 

 На самом деле… 

 Вызывает определенные сомнения… 

 Вывод Вывод состоит в  том, что… 

 Отсюда следует, что… 

 Как было доказано… 

 

 Заключительная часть беседы  служит ее оценкой. Успешно  завершить беседу - значит достигнуть заранее намеченных целей. Задачами этого этапа являются: достижение основной или запасной цели; обеспечение благоприятной атмосферы в конце беседы; стимулирование собеседника к выполнению намеченной деятельности; поддержание в случае необходимости в дальнейшем контакта с собеседником.

 Важно  отделить завершение беседы от  других ее фаз; для этого  используются выражения типа "Давайте  подведем итоги" или "Мы  подошли к концу нашей беседы".

 Таким образом, деловая беседа  может быть рассмотрена как  особый вид межличностного взаимодействия  в организационной среде. Четкое  осознание участниками беседы  целей, которые они преследуют, понимание функциональных особенностей  каждого из ее этапов, владение психологическими и речевыми приемами ведения деловой беседы являются необходимыми составляющими эффективной деловой коммуникации,

 

Деловое совещание.

 

 

 Деловое совещание - один  из самых ответственных видов  деятельности руководителя.

 Совещания необходимы для ускорения принятия решений и повышения их обоснованности, для эффективного обмена мнениями и опытом, более быстрого доведения конкретных задач до исполнителя и эмоционального воздействия на персонал организации.

 В теории управления деловое  совещание определяется как форма организованного, целенаправленного взаимодействия руководителя с коллективом посредством обмена мнениями. Поскольку деловое совещание - это деятельность, связанная с принятием решений группой лиц, на характер выступлений его участников и на его результаты серьезное влияние оказывают такие особенности группового поведения, как распределение ролей в группе, отношения между членами группы, групповое давление

 Непродуктивные совещания могут  вызвать материальные потери  в результате принятых неправильных решений. Совещания - это средство управления и оно должно быть использовано для правильных целей и надлежащим образом, чтобы достичь желаемого результата.

 Успех совещания зависит  от того, как его участники  приходят к пониманию задачи. Тщательное планирование таких элементов, как цели, состав участников, повестка дня и место проведения, - ключ к продуктивному совещанию.

 На этапе определения цели  важно продумать, действительно  ли требуется принятие группового  решения. Опыт показывает, что решение проблем группой целесообразно в случаях, когда:

- проблема является сложной,  а вероятность, что один человек  обладает всей информацией, необходимой  для решения, невелика;

- разумно разделение ответственности  за решение этой проблемы;

- желательны также и потенциальные решения, а не только одно;

- полезна проверка различных  взглядов;

- руководитель желает, чтобы подчиненные  почувствовали себя частью демократического  процесса, или хочет получить  их доверие; 

- членам группы необходимо получше узнать друг друга.

 Эффективность совещаний зависит  от руководства ими. На всех  этапах совещания необходимо  воздействовать на участников  с тем, чтобы они отождествляли  себя с обсуждаемой проблемой  и стремились к ее решению.  Благодаря этому возникает откровенная и доброжелательная конструктивно-критическая атмосфера, способствующая укреплению доверия.

 На практике эффективность  совещания уменьшается из-за нечетко  сформулированной цели совещания;  недостаточно ответственного отношения  участников совещания к своим обязанностям; безапелляционного изложения руководителем своей позиции, не оставляющего места для развертывания творческой дискуссии.

 Избежать этих ошибок позволит  учет следующих рекомендаций:

- обеспечение начала работы  совещания в точно назначенное время, представление участников, объявление повестки дня и изложение предмета и цели совещания;

- четкое и понятное всем присутствующим  изложение выдвинутой на обсуждение  проблемы, постановка вопросов, выделение  основных моментов, что способствует возникновению на совещании творческой дискуссии;

- тщательная фиксация выступлений  участников совещания, вскрывающих  трудности и препятствия и  показывающих пути их преодоления.  Относящиеся к этому определения,  вопросы, требования, аргументы,  альтернативные решения следует формулировать так, чтобы побудить участников к разбору данной проблемы и поискам путей ее решения; стремление к достижению цели совещания с позиции экономии времени;

- корректное прерывание тех  выступлений, которые повторяют  в общих чертах уже изложенные факты, носят нерациональный, пространный, противоречивый и поверхностный характер или лишены конкретности;

- периодические обобщения уже  достигнутого, четкая формулировка  задач, которые еще предстоит  решить, немедленное выяснение всех недоразумений, возникающих между участниками совещания;

- обобщение результатов в заключении  совещания, определение вытекающих  из него задач, указание лиц,  ответственных за их исполнение, благодарность сотрудникам за  участие в работе совещания. 

 

Виды деловых совещаний.

 

 

 Деловые совещания классифицируются  по следующим основаниям:

- принадлежность к сфере общественной  жизни: деловые административные, научные или научно-технические  (семинары, симпозиумы, конференции,  съезды), собрания и заседания политических, профсоюзных и других общественных организаций, объединенные совещания;

- масштаб привлечения участников - международные, республиканские,  отраслевые, региональные, областные,  городские, районные, внутренние (в  масштабе одной организации или ее подразделений);

- место проведения - местные, выездные;

- периодичность проведения - регулярные, постоянно действующие (собираются  периодически, но без устойчивой  регулярности);

- количество участников - в узком  составе-до 5 человек, в расширенном составе-до 20 человек, представительные - более 20 человек.

 Деловые совещания могут  классифицироваться по тематике  рассматриваемых вопросов, по форме  проведения, по основной задаче.

 Совещания подразделяются на  инструктивные, оперативные (диспетчерские), проблемные.

 Цели инструктивных совещаний  - передача необходимых сведений  и распоряжений сверху вниз  по схеме управления для скорейшего  их выполнения. До сведения участников  совещания доводятся принятые  руководителем предприятия или  организации решения, распределяются задачи с соответствующим инструктажем, разъясняются неясные вопросы, определяются сроки и способы выполнения поручений.

 Инструктивные совещания целесообразно  использовать в случае отсутствия  времени для письменных распоряжений  или при желании руководителя эмоционально воздействовать па подчиненных.

 Цели оперативных (диспетчерских)  совещаний - получение информации  о текущем состоянии дел. В  отличие от инструктивных совещаний  информация поступает снизу вверх  по схеме управления. Участники такого совещания сообщают сведения о ходе работы на местах. Оперативные совещания проводятся регулярно, всегда в одно и то же время, список участников постоянный, специальной повестки дня не имеется, они посвящаются неотложным задачам текущего и последующих 2-3 дней.

 Цели проблемных совещаний  - поиск наилучших решений проблемы  в кратчайшие сроки, вынесение  на обсуждение хозяйственных  проблем, рассмотрение организационных  перспектив, обсуждение инновационных  проектов.

 Оптимальное решение можно  получить, используя следующие способы:

- нахождение решения без его  предварительной подготовки нл  основе обсуждения всех предложений,  внесенных участника ми в ходе  заседания; 

- выбрать оптимальное решение  из двух ил и нескольких  вариантов, заранее подготовленных к обсуждению;

- принять решение, найденное  руководителем до заседания, посредством  убеждения сомневающихся в его  правильности.

 Проблемное совещание может  включать такую форму группового  принятия решений, как дискуссия,  которая предполагает общение на основе доводов и аргументов с целью найти истину путем сопоставления различных мнений. Суть действий в дискуссии состоит в защите или опровержении тезиса..

 Использование дискуссии в  проблемном совещании ставит  перед руководителем три группы  взаимосвязанных задач: задачи по отношению к проблеме, задачи по отношению к группе участников дискуссии, задачи по отношению к каждому отдельному участнику. В соответствии с этим функции ведущего дискуссии определяются типом решаемых задач.

 Задачи по отношению к проблеме: сформулировать цель и тему дискуссии; следить за регламентом, направлять дискуссию в русло; собрать максимум предложений по обсуждаемой проблеме, стараясь осветить все ее аспекты; анализировать поступающие предложения и мнения; подвести итоги дискуссии, сопоставив ее цели с полученными результатами.

Информация о работе Специфика деловых телефонных переговоров