Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 11:57, курсовая работа
В современном мире этике деловых отношений уделяется большое внимание. В школах, вузах с каждым годом все больше увеличиваться объем обучающих программ по изучению этики, делового этикета, бизнес этикета и т.п. Также подобные курсы изучения основ этики вводятся в систему среднего специального образования, и охват учебных заведений подобными курсами увеличивается.
1. Введение………………………………………………………………………... стр.3
2. Сущность этики деловых отношений………………………………………… стр.5
3. Основные принципы этики деловых отношений……………………………. стр.6
4. Этические направления……………………………………………………….. стр.10
4.1. Этика утилитаризма…………………………………………………………… стр.10
4.2. Деонтическая этика (этика долга)……………………………………………. стр.17
4.3. Этика справедливости ………………………………………………………... стр.20
5. Вывод…………………………………………………………………………… стр.23
6. Список литературы……………………………………………………………. стр.25
Тема: Сравнительный анализ концепций деловой этики
2011
Оглавление
4.1. Этика утилитаризма………………………………………………
4.2. Деонтическая этика (этика
долга)……………………………………………. стр.
4.3. Этика справедливости ………………………………………………………... стр.20
В современном мире этике деловых отношений уделяется большое внимание. В школах, вузах с каждым годом все больше увеличиваться объем обучающих программ по изучению этики, делового этикета, бизнес этикета и т.п. Также подобные курсы изучения основ этики вводятся в систему среднего специального образования, и охват учебных заведений подобными курсами увеличивается. Этическая сторона деловых отношений, как сфера научно-практического знания в странах с развитой рыночной экономикой также переживает значительный подъём, проходит множествоконференций и семинаров, которые освещают проблемы этики и культуры деловых отношений, проводятся международные конгрессы и съезды, выходят множество учебников и книг, издаются специализированные журналы. Всё это свидетельствует о том, что деловое сообщество не только осознаёт этические проблемы, но и придаёт им большое значение. Все ведущие корпорации мира постоянно уделяют большое внимание вопросам нравственности. И это вполне закономерно, так как этика и организационная культура позволяют усилить самоуправляемость человека.
К важнейшим «вечным» моральным дилеммам, перед которыми стоят субъекты деловых отношений, можно отнести следующие:
В современных условиях на макроуровне ключевые этические проблемы деловых отношений возникают в следующих областях:
История человечества - это история его организаций. Любая организованная деятельность предполагает управление. Оно является неотъемлемой частью общественной жизни, может быть как конструктивным, так и деструктивным, эффективным или дефективным, одобряемым или критикуемым, манипулятивным или демонстративным, но управление присутствует всегда, которое без деловой этики невозможно.
И по этому изучение деловой этики в наши дни является не только актуальным, но и необходимым для каждого члена общества.
Объектом данной работы является деловая этика.
Предметом является сравнительная характеристика.
Цель работы заключается в рассмотрении разных концепций деловой этики, знакомство с идеями, теориями и взглядами.Возможность познакомиться на каких принципах строиться представление о нормах и ценностях определяющих поведение людей в деловой сфере;
Задачи: в соответствии с данной целью дать понятие этики, рассмотреть сущность и основные принципы норм деловой этики.
Если рассматривать в широком смысле этику, то видим, что мы ее понимает как систему специфических, но в то же время вполне универсальных нравственных требований и норм поведения, которые в полной мере реализуются в процессе общественной жизни. А значит, что этика деловых отношений это одна из сфер общественной жизни. Деловая этика базируется на общечеловеческих нормах, правилах поведения, но все же имеет некоторые отличительные особенности.
Все больше в современном бизнесе работодатели уделяют внимание вопросам этики как деловых, так и личностных взаимоотношений, очень тщательно при отборе персоналаи его приеме на работу. В функции отдела персонала давно уже включено тщательное отслеживание способности работников не только, выполнять должностные обязанности, но и их наличие навыка взаимоотношений с внешним окружением (коллегами, руководством, подчиненными, клиентами, партнерами и др.) в процессе реализации зафиксированных для конкретной должности профессиональных задач или функций. Соблюдение этики деловых отношений является одним из главных критериев оценки профессионализма, как отдельного сотрудника, так и организации в целом, и сейчас уже не только в западных, но и российских компаниях прописывают положение о корпоративной этике.
Принципы этики деловых отношений — это обобщенное выражение нравственных требований, выработанных в моральном сознании общества, которые указывают на необходимое поведение участников деловых отношений.
Современная деловая этика, по мнению многих ученых, должна основываться на трех важнейших положениях:
Американского социолог Л. Хосмср сформулировал современные этические принципы делового поведения, которые опираются на аксиомы мировой философской мысли, прошедшие многовековую проверку теорией и практикой. Таких принципов и соответственно аксиом десять1.
Указанные принципы в той или иной степени присутствуют и признаются справедливыми в различных деловых культурах. Идеальной, хотя и весьма отдаленной целью мирового делового общества становится тип отношений, основанный на торжестве морально-этических принципов.
Одним из важнейших шагов в этом направлении можно считать принятую в 1994 г. в швейцарском город Ко (Caus) Декларацию Ко – «Принципы бизнеса». В данной декларации была предпринята попытка объединить основы восточной и западной деловых культур, ее инициаторами были руководители крупнейших национальных и транснациональных корпораций США, Западной Европы и Японии.
Россия также старается не отставать, Национальный фонд «Российская деловая культура» разработал документ «Двенадцать принципов ведения дела в России», в котором вопросы взаимоотношения этики и экономики в нашей стране последнее времяначинают все более активно обсуждаться. Монографии и статьи охватывают в основном две темы, это влияния религии, морали, культуры в целом на экономическое поведение человека и утилитарно-просветительской темы этикета в деловой жизни. В настоящее время курс этики бизнеса входит и в учебные планы многих вузов России.
В целом в Соединенных Штатах и в Западной Европе этика бизнеса давно уже существует такая научная дисциплина, которая исследует в соответствующем ракурсе экономику, менеджмент, финансы, стратегическое планирование, учет, маркетинг. Взаимоотношения между корпоративной и универсальной этикой входят в сферу этики бизнеса, также проблемы социальной ответственности бизнеса, вопросы приложения общих этических принципов к конкретным ситуациям принятия решений, влияние религиозных и культурных ценностей на экономическое поведение и др. Давно существуют специализированные периодические издания (например, Journal of Business Ethics14) и большое количество монографий.
Этика бизнеса, как прикладная область знаний начала формироваться в Соединенных Штатах и в Западной Европе в 1970-х годах XX века, но моральные аспекты бизнеса привлекали исследователей и в 60-е годы. Уже давно научное сообщество и деловой мир пришли к выводу о необходимости повышения "этического сознания" профессиональных бизнесменов при проведении ими деловых операций, а также «ответственности корпораций перед обществом». Особое внимание обращалось на участившиеся случаи коррупции, как среди правительственной бюрократии, так и среди ответственных лиц различных корпораций. Определенную роль в становлении этики бизнеса как научной дисциплины сыграл знаменитый «Уотергейт»15. К началу 1980-х годов большинство школ бизнеса в США, а также некоторые университеты включили этику бизнеса в свои учебные программы.
В этике бизнеса сложилось три основных подхода к моральным проблемам бизнеса, опирающихся на три этических направления:
Это направление этики, которое определяет моральность поступка исходя из последствий совершенного поступка. Какое-либо действие считается правомерным с точки зрения этики утилитаризма в том, и только в том случае, если суммарный полезный эффект этого действия превышает суммарный полезный эффект любого другого действия, которое могло бы быть совершено вместо первого. Моральная ценность поведения или поступка определяется его полезностью. Основателем этой теории - «традиционного утилитаризма» считают Иеремию Бентама. В своих трудах он разрабатывал методику поиска объективных критериев измерения ценностей, которая должна была обеспечить возможность простого и удовлетворительного с экономической точки зрения определения адекватности социальной политики и общественного законодательства. По его мнению, наиболее эффективными критериями могли служить степень соответствия образа действия и существующих законов и степень полезности и вредности деятельности (по данным оценки ее последствий).
В обиходе утилитаризмом называется любая деятельность, в основе которой лежит грубый материальный расчёт, стремление из всего извлекать выгоду, узкий практицизм.
По мнению Бентама, все люди стремятся к удовлетворению своих желаний. Счастье, или польза заключается в удовольствии, но при отсутствии страдания, т.е. счастье заключается в чистом, длительном и непрерывном удовольствии. И удовольствие, и польза понимались Бентамом предельно широко: наслаждение - это всякие наслаждения, в том числе чувственные, польза - всякая польза, в том числе выгода.
Сила утилитаризма - в его наивности. Бентам и Смит еще обладают этой наивностью. Они понимали общество, как сумму многих индивидов, а не как органическое целое. Все их стремления направлены к тому, чтобы побудить людей делать взаимно добро.
У Джона Стюарта Милля этой наивности уже нет. Милль, а в еще большей степени Спенсер и другие представители этого направления придерживаются того мнения, что этика поведения индивида в отношении к другому индивиду не может быть обоснована рациональным путем. Из этого следует, что «научная этика» может иметь дело только с отношениями между индивидами и организованным обществом, как таковым.
Информация о работе Сравнительный анализ концепций деловой этики