Сравнительный анализ концепций деловой этики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 11:57, курсовая работа

Описание

В современном мире этике деловых отношений уделяется большое внимание. В школах, вузах с каждым годом все больше увеличиваться объем обучающих программ по изучению этики, делового этикета, бизнес этикета и т.п. Также подобные курсы изучения основ этики вводятся в систему среднего специального образования, и охват учебных заведений подобными курсами увеличивается.

Содержание

1. Введение………………………………………………………………………... стр.3
2. Сущность этики деловых отношений………………………………………… стр.5
3. Основные принципы этики деловых отношений……………………………. стр.6
4. Этические направления……………………………………………………….. стр.10
4.1. Этика утилитаризма…………………………………………………………… стр.10
4.2. Деонтическая этика (этика долга)……………………………………………. стр.17
4.3. Этика справедливости ………………………………………………………... стр.20
5. Вывод…………………………………………………………………………… стр.23
6. Список литературы……………………………………………………………. стр.25

Работа состоит из  1 файл

Сравнительный анализ концепции деловой этики.docx

— 74.16 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: Сравнительный анализ концепций деловой этики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2011

 

Оглавление

 

  1. Введение………………………………………………………………………... стр.3
  2. Сущность этики деловых отношений………………………………………… стр.5
  3. Основные принципы этики деловых отношений……………………………. стр.6
  4. Этические направления……………………………………………………….. стр.10

4.1. Этика утилитаризма…………………………………………………………… стр.10

4.2. Деонтическая этика (этика долга)……………………………………………. стр.17

4.3. Этика справедливости ………………………………………………………...  стр.20

  1. Вывод…………………………………………………………………………… стр.23
  2. Список литературы……………………………………………………………. стр.25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Введение

В современном  мире этике деловых отношений уделяется большое внимание. В школах, вузах с каждым годом все больше увеличиваться объем обучающих программ по изучению этики, делового этикета, бизнес этикета и т.п. Также подобные курсы изучения основ этики вводятся в систему среднего специального образования, и охват учебных заведений подобными курсами увеличивается. Этическая сторона деловых отношений, как сфера научно-практического знания в странах с развитой рыночной экономикой также переживает значительный подъём, проходит множествоконференций и семинаров, которые освещают проблемы этики и культуры деловых отношений, проводятся международные конгрессы и съезды, выходят множество учебников и книг, издаются специализированные журналы. Всё это свидетельствует о том, что деловое сообщество не только осознаёт этические проблемы, но и придаёт им большое значение. Все ведущие корпорации мира постоянно уделяют большое внимание вопросам нравственности. И это вполне закономерно, так как этика и организационная культура позволяют усилить самоуправляемость человека.

К важнейшим «вечным» моральным  дилеммам, перед которыми стоят субъекты деловых отношений, можно отнести  следующие:

  • соотношение средство и целей, пути их достижения;
  • соотношение общественных и личных интересов;
  • выбор между долгосрочным результатом и краткосрочной выгодой;
  • соотношение духовных ценностей и материальных при принятии решений.

В современных условиях на макроуровне ключевые этические  проблемы деловых отношений возникают  в следующих областях:

  • в отношениях между компаниями;
  • в отношениях между государством и частными фирмами;
  • в отношениях между компаниями-производителями и потребителями;
  • в отношениях между компаниями и их владельцами (инвесторами);
  • в отношениях между компаниями и местными собственниками;
  • в отношениях между окружающей средой и компаниями.

История человечества - это  история его организаций. Любая  организованная деятельность предполагает управление. Оно является неотъемлемой частью общественной жизни, может быть как конструктивным, так и деструктивным, эффективным или дефективным, одобряемым или критикуемым, манипулятивным или демонстративным, но управление присутствует всегда, которое без деловой этики невозможно.

И по этому изучение деловой этики в наши дни является не только актуальным, но и необходимым для каждого члена общества.

Объектом данной работы является деловая этика.

Предметом   является сравнительная  характеристика.

Цель работы заключается в рассмотрении разных концепций деловой этики, знакомство с идеями, теориями и взглядами.Возможность познакомиться на каких принципах строиться представление о нормах и ценностях определяющих поведение людей в деловой сфере;

Задачи: в соответствии с данной целью дать понятие этики, рассмотреть сущность и основные принципы норм деловой этики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Сущность этики деловых отношений

Если рассматривать  в широком смысле этику, то видим, что мы ее понимает  как систему  специфических, но в то же время вполне универсальных нравственных требований и норм поведения, которые в полной мере реализуются в процессе общественной жизни. А значит, что этика деловых отношений это одна из сфер общественной жизни. Деловая этика базируется на общечеловеческих нормах, правилах поведения, но все же имеет некоторые отличительные особенности.

Все больше в современном бизнесе работодатели уделяют внимание вопросам этики как деловых, так и личностных взаимоотношений, очень тщательно при отборе персоналаи его приеме на работу. В функции отдела персонала давно уже включено тщательное отслеживание способности работников не только, выполнять должностные обязанности, но и их наличие навыка взаимоотношений с внешним окружением (коллегами, руководством, подчиненными, клиентами, партнерами и др.) в процессе реализации зафиксированных для конкретной должности профессиональных задач или функций. Соблюдение этики деловых отношений является одним из главных критериев оценки профессионализма, как отдельного сотрудника, так и организации в целом, и сейчас уже не только в западных, но и российских компаниях прописывают положение о корпоративной этике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1.  Основные принципы этики деловых отношений

Принципы этики деловых  отношений — это обобщенное выражение нравственных требований, выработанных в моральном сознании общества, которые указывают на необходимое поведение участников деловых отношений.

Современная деловая  этика, по мнению многих ученых, должна основываться на трех важнейших положениях:

  • создание материальных ценностей во всем многообразии форм рассматривается, как значительно важный процесс;
  • прибыль и другие доходы рассматриваются, как результат достижения различных общественно значимых целей;
  • приоритет в разрешении проблем, возникающих в деловом мире, должен отдаваться интересам межличностных отношений, а не производству продукции.

Американского социолог Л. Хосмср сформулировал современные этические принципы делового поведения, которые опираются на аксиомы мировой философской мысли, прошедшие многовековую проверку теорией и практикой. Таких принципов и соответственно аксиом десять1.

  1. Никогда не делай того, что нет в твоих долгосрочных интересах или интересах твоей компании (данный принцип основан на учении древнегреческих философов, в частности Протагора2, о личных интересах, сочетающихся с интересами других людей, и различии между  долгосрочными и краткосрочными интересами).
  2. Никогда не делай того, о чем нельзя было бы сказать, что это действительно честное, открытое, истинное, о котором можно было бы с гордостью объявить на всю страну в прессе и по телевидению (данный принцип основан на взглядах Аристотеля и Платона о личных добродетелях — честности, открытости, умеренности и т.п.).
  3. Никогда не делай того, что не есть добро, что не способствует формированию чувства локтя, так как все мы работаем на одну общую цель (данный принцип основан на заповедях всемирных религий (св.Августин), призывающих к добру и состраданию).
  4. Никогда не делай того, что нарушает закон, ибо в законе представлены минимальные моральные нормы общества (данный принцип основан на учении      Т. Гоббса3 и Дж. Локка4 о роли государства как арбитра в конкуренции между людьми за благо).
  5. Никогда не делай того, что не ведет к большему благу, нежели вреду для общества, в котором ты живешь (данный принцип основан на этике утилитаризма (практической пользе нравственного   поведения), разработанной И. Бентамом5 и Дж. С. Миллс6).
  6. Никогда не делай того, чего ты, не желал бы рекомендовать делать другим,  оказавшимся в похожей ситуации (данный принцип основан на категорическом  императиве  И.  Канта7,  в котором декларируется знаменитое правило об универсальной, всеобщей норме).
  7. Никогда не делай того, что ущемляет установленные права других (данный принцип основан на взглядах Ж.Ж. Руссо8 и Т. Джефферсона9 на права личности).
  8. Всегда поступай так, чтобы максимизировать прибыль в рамках закона, требований рынка и с полным учетом затрат. Так как максимальная прибыль при соблюдении этих условий свидетельствует о наибольшей эффективности производства (данный принцип основан на экономической теории А. Смита10 и учении В. Парето11 об оптимальной сделке).
  9. Никогда не делай того, что могло бы повредить слабейшим в нашем обществе (данный принцип основан на правиле распределительной справедливости Ролса12);
  10. Никогда не делай того, что препятствовало бы праву другого человека  на саморазвитие и самореализацию (принцип основан на теории Нозика13 о расширении степени свободы личности, необходимой для развития общества).

Указанные принципы в той или иной степени присутствуют и признаются справедливыми в различных деловых культурах. Идеальной, хотя и весьма отдаленной целью мирового делового общества становится тип отношений, основанный на торжестве морально-этических принципов.

Одним из важнейших шагов  в этом направлении можно считать  принятую в 1994 г. в швейцарском город Ко (Caus) Декларацию Ко – «Принципы бизнеса». В данной декларации была предпринята попытка объединить основы восточной и западной деловых культур, ее инициаторами были руководители крупнейших национальных и транснациональных корпораций США, Западной Европы и Японии.

Россия также старается не отставать, Национальный фонд «Российская деловая культура» разработал документ «Двенадцать принципов ведения дела в России», в котором вопросы взаимоотношения этики и экономики в нашей стране последнее времяначинают все более активно обсуждаться. Монографии и статьи охватывают в основном две темы, это влияния религии, морали, культуры в целом на экономическое поведение человека и утилитарно-просветительской темы этикета в деловой жизни. В настоящее время курс этики бизнеса входит и в учебные планы многих вузов России.

В целом в Соединенных Штатах и в Западной Европе этика бизнеса давно уже существует такая научная дисциплина, которая исследует в соответствующем ракурсе экономику, менеджмент, финансы, стратегическое планирование, учет, маркетинг. Взаимоотношения между корпоративной и универсальной этикой входят в сферу этики бизнеса, также проблемы социальной ответственности бизнеса, вопросы приложения общих этических принципов к конкретным ситуациям принятия решений, влияние религиозных и культурных ценностей на экономическое поведение и др. Давно существуют специализированные периодические издания (например, Journal of Business Ethics14) и большое количество монографий.

Этика бизнеса, как прикладная область знаний начала формироваться в Соединенных Штатах и в Западной Европе в 1970-х годах XX века, но моральные аспекты бизнеса привлекали исследователей и в 60-е годы. Уже давно научное сообщество и деловой мир пришли к выводу о необходимости повышения "этического сознания" профессиональных бизнесменов при проведении ими деловых операций, а также «ответственности корпораций перед обществом». Особое внимание обращалось на участившиеся случаи коррупции, как среди правительственной бюрократии, так и среди ответственных лиц различных корпораций. Определенную роль в становлении этики бизнеса как научной дисциплины сыграл знаменитый «Уотергейт»15. К началу 1980-х годов большинство школ бизнеса в США, а также некоторые университеты включили этику бизнеса в свои учебные программы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Этические направления

В этике бизнеса сложилось  три основных подхода к моральным  проблемам бизнеса, опирающихся  на три этических направления:

    • утилитаризм;
    • деонтическая этика (этику долга);
    • этика справедливости.

 

    1. Этика утилитаризма

Это направление этики, которое определяет моральность поступка исходя из последствий совершенного поступка. Какое-либо действие считается правомерным с точки зрения этики утилитаризма в том, и только в том случае, если суммарный полезный эффект этого действия превышает суммарный полезный эффект любого другого действия, которое могло бы быть совершено вместо первого. Моральная ценность поведения или поступка определяется его полезностью. Основателем этой теории - «традиционного утилитаризма» считают Иеремию Бентама. В своих трудах он разрабатывал методику поиска объективных критериев измерения ценностей, которая должна была обеспечить возможность простого и удовлетворительного с экономической точки зрения определения адекватности социальной политики и общественного законодательства. По его мнению, наиболее эффективными критериями могли служить степень соответствия образа действия и существующих законов и степень полезности и вредности деятельности (по данным оценки ее последствий).

В обиходе утилитаризмом  называется любая деятельность, в основе которой лежит грубый материальный расчёт, стремление из всего извлекать выгоду, узкий практицизм.

По мнению Бентама, все люди стремятся к удовлетворению своих желаний. Счастье, или польза заключается в удовольствии, но при отсутствии страдания, т.е. счастье заключается в чистом, длительном и непрерывном удовольствии. И удовольствие, и польза понимались Бентамом предельно широко: наслаждение - это всякие наслаждения, в том числе чувственные, польза - всякая польза, в том числе выгода.

Сила утилитаризма - в  его наивности. Бентам и Смит еще  обладают этой наивностью. Они понимали общество, как сумму многих индивидов, а не как органическое целое. Все их стремления направлены к тому, чтобы побудить людей делать взаимно добро.

У Джона Стюарта Милля  этой наивности уже нет. Милль, а  в еще большей степени Спенсер  и другие представители этого  направления придерживаются того мнения, что этика поведения индивида в отношении к другому индивиду не может быть обоснована рациональным путем. Из этого следует, что  «научная этика» может иметь дело только с отношениями между индивидами и организованным обществом, как таковым.

Информация о работе Сравнительный анализ концепций деловой этики