Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 18:12, контрольная работа
К настоящему времени в Российской Федерации в целом закончено формирование основ современной налоговой системы государства с рыночной экономикой. Основные параметры устройства российской налоговой системы в настоящее время уже не отражают систему налогов и сборов, унаследованную от советских времен. Система базируется на общепринятых в современной мировой практике основных видах налогов с учетом специфики российской экономики. Однако и сегодня осуществляются некоторые преобразования налоговой системы. Эффективность и результативность функционирования российской налоговой системы хотя и соответствует нынешнему уровню развития экономики, но все же далека от идеальной.
Актуальные проблемы налоговой политики Российской Федерации на 2013 – 2015 годы 3
Список использованных источников 19
Содержание
Список использованных
источников
К настоящему времени в Российской
Федерации в целом закончено
формирование основ современной
налоговой системы государства
с рыночной экономикой. Основные параметры
устройства российской налоговой системы
в настоящее время уже не отражают
систему налогов и сборов, унаследованную
от советских времен. Система базируется
на общепринятых в современной мировой
практике основных видах налогов
с учетом специфики российской экономики.
Однако и сегодня осуществляются
некоторые преобразования налоговой
системы. Эффективность и
Таким образом, актуальность
темы обуславливается
Правительство РФ 02.05.2012 года одобрило Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов. Согласно этому документу в 2013 - 2015 гг. предлагается продолжить совершенствование налоговой системы РФ путем проведения налогового маневра. В итоге будут снижены налоговые нагрузки на труд и капитал и повышены налоговые нагрузки на потребление, включая дорогую недвижимость, рентные доходы, возникающие при добыче природных ресурсов, а также при переходе к новой системе налогообложения недвижимого имущества.
В Основных направлениях налоговой политики предусмотрено несколько путей совершенствования налоговой системы. Среди них, например, выравнивание налоговой нагрузки на газовую и нефтяную промышленность, а также изъятие 80% доходов производителей газа, получаемых ими в связи с ростом оптовых цен на газ на внутреннем рынке свыше прогнозируемого уровня инфляции.
Кроме того, Основными направлениями налоговой политики предлагается индексация ставок акцизов на алкогольную и спиртосодержащую продукцию, а также на табачные изделия, введение налога на недвижимость, введение налогообложения товаров престижного потребления с установлением максимальной ставки налога для недвижимого имущества, суммарная кадастровая стоимость которого превышает 100 млн. руб. Также предлагается индексация ставок транспортного налога в отношении автомобилей с мощностью двигателя свыше 410 л. с., а также других транспортных средств с повышенной мощностью двигателя.
Среди других направлений
совершенствования налоговой
По мнению авторов, позитивным представляется положение Основных направлений налоговой политики о том, что из объекта обложения налогом на имущество организаций могут быть исключены машины и оборудование (движимое имущество). В то же время будут разработаны меры по упрощению налогового учета, планы по развитию взаимосогласительных процедур в налоговых отношениях, а именно совершенствование административного порядка урегулирования налоговых споров, обжалование актов налоговых органов, действий или бездействий их должностных лиц. Вместе с тем по документу имеется ряд замечаний и предложений.
Налоговое администрирование. В Основных направлениях налоговой политики отмечено, что важная задача изменений в налоговом администрировании состоит в том, чтобы общий уровень административной нагрузки снизился за счет привлечения к налогообложению большего числа налогоплательщиков. По мнению автора, с таким подходом согласиться нельзя, нужно улучшать качество работы налоговых органов, сокращать документооборот, развивать согласительные процедуры и другие инструменты.
Наряду с текущими и
последующими видами налогового контроля
(камеральные и выездные проверки)
необходимо развивать предварительный
контроль - выдачу уполномоченным государственным
органом заключений о налоговой
квалификации сделки или операции.
Это так называемые акты проверки
наоборот, которые выдаются до совершения
операций, а не спустя годы. В результате
налоговое администрирование
Помимо этого в разд. 4 Совершенствование налогового администрирования ч. II Основных направлений налоговой политики большое внимание уделено вопросам получения налоговыми органами документов и информации от банков, в том числе в отношении депозитов и счетов налогоплательщиков. Однако острый вопрос о взаимоотношениях с банками по поводу ареста и снятия ареста со счетов неплательщиков не нашел отражения в Основных направлениях налоговой политики.
К сожалению, приостановление
операций по счетам налогоплательщиков
зачастую используется не как гарантия
взыскания начисленных
Весьма распространены случаи, когда требование об аресте счета приходит в банк уже после фактического исполнения плательщиком налогового платежа. Причем банк не может после удовлетворения плательщиком инкассового требования автоматически и самостоятельно без письменного разрешения налогового органа разблокировать счет клиента. Это негативно отражается на финансовом положении налогоплательщиков, особенно в периоды дестабилизации международных экономических процессов, а также сбоев в платежах между смежниками, несвоевременных оплат выполненных работ исполнителями государственных заказов.
В связи с этим, по мнению Торгово-промышленной палаты РФ, необходимо внести следующие изменения:
1) отменить блокировку
счетов в связи с
2) установить в п. 3 ст. 76 НК РФ, что счет блокируется не в случае непредставления декларации в установленный срок, а в случае непредставления декларации по истечении 10 рабочих дней после вручения налоговым органом налогоплательщику уведомления о неполучении декларации;
3) ввести дополнительное
условие для приостановления
операций по счетам - санкцию прокурора,
поскольку наличие у
4) установить в п. 10 ст. 101 НК РФ примерный перечень достаточных оснований и внести в обязанность налогового органа указывать в решении, в чем заключаются такие основания, на какой информации базируются выводы налогового органа, а также источники такой информации.
Механизмы противодействия уклонению от уплаты налогов. Давно ожидаемыми следует считать так называемые антиофшорные меры (разд. 5 ч. II Основных направлений налоговой политики). Минфин России полагает, что если иностранная дочерняя компания не выплачивает дивиденды российской материнской компании, то прибыль офшора должна войти в налоговую базу российской компании. В этих целях в НК РФ должен быть закреплен термин «иностранная контролируемая компания». Однако для того, чтобы эти нормы заработали в реальной жизни, нужно, на взгляд авторов, создать четкие механизмы контроля. Кроме того, недобросовестные налогоплательщики довольно быстро научатся скрывать свою принадлежность к тем или иным фирмам. Важно понимать и еще один фактор, если подобные инструменты противодействия не будут введены в Казахстане и Белоруссии, которые являются членами Таможенного союза, то именно в эти страны усилится отток капитала.
Относительно введения термина «юридическое лицо - налоговый резидент Российской Федерации» необходимо отметить следующее. В международных соглашениях об избежании двойного налогообложения содержатся правила определения резидентства, в том числе для юридических лиц. Нормы международных соглашений будут иметь большую силу над вновь введенными нормами НК РФ. При этом порядок определения резидентства в различных соглашениях не имеет полного совпадения. Иными словами, понятие универсального налогового резидентства, которое предлагается в Основных направлениях налоговой политики, работать не будет.
Целесообразно предусмотреть в НК РФ, по мнению авторов, отсылочную норму к соответствующим соглашениям. В этом случае нормы НК РФ, регламентирующие понятие универсального налогового резидентства, будут действовать непосредственно только в отношении тех стран, с которыми соответствующие соглашения не заключены. Однако следует иметь в виду, что могут возникнуть коллизии с национальным законодательством таких стран, а также возможны случаи двойного налогообложения доходов.
Основными недостатками предлагаемой нормы представляются, в частности:
- риск субъективного подхода
проверяющих лиц к
- невозможность выработки
четких критериев для всех
случаев хозяйственной
- субъективность принимаемых
судами решений, где ценой
Совершенствование налогообложения при операциях с еврооблигациями. В Основных направлениях налоговой политики (подразд. 1.2 ч. II) указано, что на заемщика не будет возлагаться обременительная обязанность по идентификации всей цепочки владения европейскими облигациями. Достаточно определить первый уровень держателей, зарегистрированных в депозитарно-клиринговых системах.
Расцениваем данное положение как позитивное изменение. Вместе с тем предлагаем уточнить отношение законодателя к позиции Минфина России, высказанной в его Письме от 30.12.2011 N 03-08-13/1, и к номинальным эмитентам европейских облигаций в целом.
В данном Письме Минфином России указано, что иностранные SPV-компании, являющиеся номинальными эмитентами европейских облигаций, не могут рассматриваться как лица, имеющие фактическое право на процентные доходы (здесь речь идет о ситуации, когда денежные средства, полученные SPV-компанией в результате выпуска европейских облигаций, размещаются в российском банке, у которого 99% акций данной SPV-компании размещены в виде срочного вклада).
Во исполнение депозитного договора банки выплачивают иностранной SPV-компании проценты, которые затем направляются на выплату процентов держателям европейских облигаций.
Полагаем целесообразным предусмотреть в российском законодательстве условия сделок, при которых номинальные эмитенты европейских облигаций могут считаться фактическими владельцами дохода.
Это позволит исключить субъективное толкование конкретной хозяйственной ситуации, включая применение соглашений об избежании двойного налогообложения в каждом конкретном случае.
Общее правило о том, что номинальные эмитенты европейских облигаций не могут считаться фактическими владельцами дохода, уменьшает для российских компаний привлекательность активной работы на европейском рынке долгосрочных займов и существенно ограничивает их участие в данной финансовой сфере.
Налоговое стимулирование инвестиций. В Основных направлениях налоговой политики (п. 1.1.3 ч. II) предлагается лишь одна из возможных мер - уточнение порядка восстановления в доходах суммы расходов на капитальные вложения в размере не более 10% в случае реализации основных средств, в отношении которых такие капитальные вложения были осуществлены, ранее чем по истечении 5 лет с момента введения их в эксплуатацию.
Вместе с тем анализ норм НК РФ в части регулирования инвестиционной деятельности позволяет выявить следующие вопросы, подлежащие решению:
1) о вложении имущества в уставный капитал как при учреждении, так и в процессе деятельности общества (первоначальное и дополнительное вложения).
Информация о работе Актуальные проблемы налоговой политики в условиях реформирования экономики