Актуальные проблемы налоговой политики в условиях реформирования экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 18:12, контрольная работа

Описание

К настоящему времени в Российской Федерации в целом закончено формирование основ современной налоговой системы государства с рыночной экономикой. Основные параметры устройства российской налоговой системы в настоящее время уже не отражают систему налогов и сборов, унаследованную от советских времен. Система базируется на общепринятых в современной мировой практике основных видах налогов с учетом специфики российской экономики. Однако и сегодня осуществляются некоторые преобразования налоговой системы. Эффективность и результативность функционирования российской налоговой системы хотя и соответствует нынешнему уровню развития экономики, но все же далека от идеальной.

Содержание

Актуальные проблемы налоговой политики Российской Федерации на 2013 – 2015 годы 3
Список использованных источников 19

Работа состоит из  1 файл

К,Р. МОРОЗОВА.docx

— 44.79 Кб (Скачать документ)

на оборону, правоохранительную деятельность и  субсидии экономике, реформа пенсионной системы, предполагающая перераспределение ресурсов

в пользу пенсионеров  старших возрастов), а также установление бюджетного правила, предполагающего сбалансированность федерального бюджета при базовой (среднемноголетней) цене на нефть.

Еще один вызов российской налоговой системе  связан с тем, что налоговая база и налоговые доходы неравномерно распределены по регионам. Для обеспечения реального фискального федерализма необходима децентрализация налоговой системы. Однако в условиях крайне неравномерного распределения налоговой базы по регионам (в 2010 году коэффициент вариации подушевых доходов по регионам составил 91,3%, то есть в среднем подушевые доходы регионов отклоняются от их среднерегионального значения на величину, почти равную этому среднерегиональному значению доходов) любые решения в области налоговой политики, направленные на децентрализацию налогообложения, не способны решить проблему формирования большей части региональных и муниципальных бюджетов преимущественно за счет собственных источников налоговых доходов.

Следует отметить также качественные и структурные  проблемы налогообложения, вызывающие потери общественного благосостояния. Качество налоговой системы принято оценивать через характеристики нейтральности, справедливости и эффективности налогообложения, включая простоту администрирования и исполнения требований налогового законодательства. Сравнительный анализ российской налоговой системы и налоговых систем развитых стран показывает наше отставание от лучшей мировой практики в части качественных характеристик, в том числе недостаточные прогрессивность и эффективность налогообложения.

Так, несмотря на то, что налоговые льготы и освобождения в России

были в  целом упорядочены в ходе налоговых  реформ 1990-х — начала 2000-х годов, с 2007 года имеет место тенденция к расширению их перечня по основным налогам, в налоговом законодательстве сохраняются льготы и освобождения, имеющие узкий, практически индивидуальный  характер. Это, в частности, льготы по налогу на прибыль организаций, предоставляемые Банку развития (государственной корпорации), Фонду содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, а также в сфере финансового лизинга. Кроме того, сохраняются льготы по налогу на имущество организаций в отношении имущества естественных монополий: железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи и др.

В настоящее  время существует риск введения дополнительных налоговых льгот, мотивированных задачами модернизации, что означает рост налоговых расходов бюджета. При этом бессистемное расширение налоговых льгот, без всесторонней оценки их потенциального влияния на доходы бюджета и экономическую активность, в том числе через искажение стимулов экономических агентов, не только ухудшает качественные характеристики налоговой системы, но и является угрозой макроэкономической стабильности.

Ряд структурных  проблем российской экономики вызван взиманием

экспортных  пошлин на нефть и нефтепродукты. В результате применения экспортных пошлин российская нефтепереработка субсидируется за счет пониженных внутренних цен на нефть. Субсидия, составляющая в 2010 году 3,5% ВВП, примерно поровну делится между конечными потребителями продукции и отраслью, обеспечивая ей покрытие неэффективности и достаточную рентабельность. При этом консервация заниженных внутренних цен на углеводороды в течение последних двадцати лет не привела в России к качественной модернизации и повышению конкурентоспособности отечественной экономики.

В настоящее  время существует объективная необходимость  усложнения налогового законодательства и налогового администрирования в связи с усложнением деловой практики. Так, налогообложение при осуществлении операций с финансовыми инструментами, холдинговые структуры и применение трансфертных цен и другие направления требуют все более детального законодательного регулирования и (или) новых подходов к администрированию, а также повышенного внимания администрирующих органов и высокой квалификации их сотрудников. С точки зрения налоговой системы это вызывает риск, связанный с ростом затрат на налоговое администрирование и исполнение требований законодательства. Кроме того, в результате усложнения законодательного регулирования и контроля возрастают риски ведения бизнеса.

Для эффективного функционирования налоговой  политики, прежде всего среди населения  должна быть воспитана налоговая  культура. Можно каждый день вносить  поправки в Налоговый Кодекс, вводить  или отменять налоги, но это не сможет в полной мере улучшить положение  дел. Нельзя забывать, что налоговая  система, представляет собой сложный  механизм, тесно связанный с состоянием экономики. Поэтому, для совершенствования  налоговой политики, надо сначала  привести в стабильное состояние  всю экономику в целом. Только тогда, налоговая политика будет  достойно работать на благо государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

  1. Зыкова Т. Налоговые маневры [Текст] / Т. Зыкова // Российская газета. – 2012. - № 5769 (69)
  2. Колодина И. Нацелены на полумеры / И. Колодина // Российская бизнес-газета. – 2013. - № 847 (18)
  3. Липатова И.В. К вопросу о развитии налоговой системы Российской Федерации в условиях модернизации экономики//Международный бухгалтерский учет.- 2012. - № 30
  4. Основные направления налоговой политики на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов [Электронный ресурс]//Российский налоговый курьер: сайт. – Режим доступа: http://www.rnk.ru/
  5. Проблемы налоговой политики РФ на 2013 - 2015 годы    [Электронный ресурс] // Налоговое планирование: сайт. – Режим доступа: http://www.pnalog.ru/
  6. Туревский И. Л., Фадеев Д. Е. Проблемы налоговой политики Российской Федерации на 2013-2015 годы / И.Л. Туревский, Д.Е.Фадеев//Бухгалтер и закон.- 2012.- № 5

 


Информация о работе Актуальные проблемы налоговой политики в условиях реформирования экономики