Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 18:17, дипломная работа
ВВЕДЕНИЕ
Здоровье населения и экономика тесно связаны друг с другом. Здравоохранение потребляет часть валового национального продукта. Экономические достижения в обществе, уровень экономического развития, благосостояния существенно отражаются на состоянии здоровья населения. Здоровье населения является критерием качества народонаселения, с которым связаны оценка уровня образования и культуры, профессиональной подготовки, производительности труда. Здоровье нации – это способность к воспроизводству трудового потенциала,
ВВЕДЕНИЕ
1 МЕСТО И РОЛЬ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕННОМ ПРОИЗВОДСТВЕ
2 ПЛАНИРОВАНИЕ И ФИНАНСИРОВАНИЕ УЧРЕЖДЕНИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
2.1 Планирование деятельности учреждений здравоохранения
2.2 Финансирование учреждений здравоохранения
2.2.2 Бюджетное финансирование
2.3 Внебюджетное финансирование
2.3.1 Обязательное медицинское страхование
2.3.2 Добровольное медицинское страхование
2.3.3 Платные медицинские услуги
3 АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ И ФИНАНСИРОВАНИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ КЛИНИЧЕСКОЙ БОЛЬНИЦЫ №1 ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ЮЖНЫЙ ОКРУЖНОЙ МЕДИЦИНСКИЙ ЦЕНТР МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
3.1.Характеристика учреждения
3.2 Порядок составления сметы доходов и расходов
3.3 Анализ расходов на текущее содержание и источников их финансирования
3
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ И ФИНАНСИРОВАНИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПЕРЕЧЕНЬ СОКРАЩЕНИЙ
Свободный расчет стоимости Территориальной программы
проводится по формуле:
i i i i
Стпг = SUM /(Вс/п* Sвс/п) + (nк/д*Sк/д)+(V*S)+(Дс*Sд/с)//
другие виды медпомощи
и АУП системы ОМС
Где С тпг - стоимость территориальной программы государственных гарантий;
В с/п - норматив числа вызовов скорой медицинской помощи на 1000 жителей;
Sвс/п - расчетный территориальный норматив финансовых затрат
на один вызов скорой медицинской помощи;
i
n к/д - норматив числа койко/дней на 1000 жителей;
Sк/д - расчетный территориальный норматив финансовых затрат на
один койко-день;
Vi - норматив числа посещений на 1000 жителей;
Sv - расчетный территориальный норматив финансовых затрат на
одно врачебное посещение;
Дс - норматив числа дней лечения в дневных стационарах;
Sд/с - расчетный территориальный норматив финансовых затрат на
один день пребывания в дневном стационаре;
N - среднегодовая численность населения по прогнозу Министерства экономики Российской Федерации (соответственно субъекта Российской Федерации) на расчетный период.
При наличии достаточных финансовых возможностей в Территориальных фондах обязательного медицинского страхования субъектов Российской Федерации (далее – ТФОМС) предлагаемый вариант расчетов Территориальной программы может быть расширен. Для определения реалистичности Программы и ожидаемых объемов финансирования следует провести анализ фактически сложившейся ситуации по данным статистических и финансовых отчетов и сравнить их с расчетной программой. Сопоставление позволит выявить расхождения (дефицит или избыток) по отдельным группам показателей и максимально сбалансировать потребности и возможности в финансировании Программы за счет "собственных" финансовых источников.
При планировании деятельности учреждений здравоохранения на микроуровне используются следующие формулы, отраженные в таблице 2.2
Таблица 2.2 - Формулы, используемые для планирования деятельности учреждений здравоохранения
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Далее определяется свод всех расходов:
Ср = ФЗП + Нфзп + Срм + Срк + Срп +Сми, (2.3)
Где Ср – общая сумма расходов,
ФЗП – фонд заработной платы и административно – управленческого персонала;
Нфзп – начисления на фонд заработной платы;
Срм – общая сумма расходов на медикаменты;
Срх – сумма хозяйственных и канцелярских расходов;
Срп – сумма расходов на питание;
Сми – сумма расходов на мягкий инвентарь.
Итог сметы – свод затрат по всем статьям расходов.
При составлении сметы медицинского учреждения используются материалы экономического анализа исполнения смет за предшествующие один – три года. Выводы по материалам анализа позволяют уточнить размеры отдельных расходов, некоторые расчетные нормы, выявить динамику показателей и установить влияние различных факторов на отклонение по статьям сметы расходов. При условии инфляционного роста размер показателей может корректироваться на коэффициент инфляционных ожиданий по согласованию с вышестоящими органами управленияздравоохранением./6/
- нормативная база, используемая для планирования деятельности учреждений здравоохранения в современных условиях, унаследована от командно-административной системы управления здравоохранением;
- старые стоимостные нормативы не пересматривались много лет и механически корректируются с помощью индексов – дефляторов, причем рассчитанных для экономики в целом;
- потребности в финансировании, рассчитанные вышеуказанным способом даже на основе несовершенной нормативной базы, оказываются существенно выше тех финансовых ресурсов, которые выделяются Министерству здравоохранения Российской Федерации и корректируются им в сторону уменьшения; Сметное планирование воспроизводит затратный тип хозяйствования и не создает у учреждения стимулов к более рациональному использованию ресурсов.
2.2 Финансирование учреждений здравоохранения
2.2.2 Бюджетное финансирование
Самой большой проблемой здравоохранения в современных условиях является - финансирование. Основной сложностью является не расчет потребности в финансировании, а нахождение средств на существование и умение просуществовать на выделенные средства. В современной России сложилась бюджетно-страховая система финансирования здравоохранения.
К источникам финансирования относятся:
1. Средства федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, местного самоуправления;
2. Средства обязательного медицинского страхования (далее ОМС);
3. Средства добровольного медицинского страхования (далее ДМС);
4. Средства предприятий;
5. Средства населения за оказанные медицинские услуги;
6. Благотворительная помощь
Источники финансирования учреждений здравоохранения представлены на рисунке 1.2
Рисунок 1. 2 - Источники финансирования учреждений здравоохранения
Все источники финансовых средств разделяются и должны регулироваться соответствующими нормативными актами и положениями.
Правительство Российской Федерации, субъекты Федерации, местная администрация определяют порядок формирования и использования денежных средств.
Модель финансовых потоков в здравоохранении можно представить в соответствии с рисунком 2.2.
Рисунок 2.2 - Модель финансовых потоков учреждения здравоохранения
Бюджетное финансирование в здравоохранении представляет собой основной источник средств некоммерческой медицинской деятельности, осуществляется государством или иным собственником учреждения здравоохранения на основании сметы расходов /13/.
Динамика расходов федерального бюджета на здравоохранение и физическую культуру в 2006 –2008 годах представлена в таблице 1.2 и на рисунке 2.3/14,15,16/.
Для расчетов, приведенных в таблице, использовались показатели валового внутреннего продукта (далее ВВП), который в 2006 году составил 9040,8 млрд рублей, в 2007 году – 10950,0 млрд рублей, а в 2008 году составляет 13050, 0 млрд рублей.
Таблица 1.2 – Динамика расходов федерального бюджета на здравоохранение и физическую культуру за 2006-2008 годы
|
|
|
| ||||||
|
|
|
|
|
| ||||
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
Рисунок 2.3 - Динамика расходов на федерального бюджета на здравоохранение и физическую культуру за 2006-2008 годы
Как видно из таблицы 1.2 расходы на здравоохранение в Российской Федерации, выраженные в процентах к валовому внутреннему продукту, очень низкие и в течение трех лет остаются на одном уровне.
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) рекомендует на охрану здоровья населения расходовать не менее 6-6,5 % от валового внутреннего продукта . Развитые страны Западной Европы , Япония расходуют на цели здравоохранения 8-10 % валового внутреннего продукта, а Соединенные Штаты Америки – свыше 13% ВВП. Расходы на здравоохранение в США в несколько раз превышают соответствующие расходы на оборону страны/10/.
Данные приведены в таблице 2.2 и на рисунке 2.4
Таблица 2.2 - Общие расходы на здравоохранение к ВВП в зарубежных странах в 2007-2009 годах В процентах
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
Рисунок 2.4 – Расходы на здравоохранение в развитых странах и России в 2008 году
Из приведенных данных видно, что общие расходы на здравоохранение в процентах к ВВП в развитых странах и даже в странах с переходной экономикой значительно выше, чем в Российской Федерации.
Проектом Федерального закона «О здравоохранении в Российской Федерации», который был принят в первом чтении еще в 1999 году, предусматриваются расходы на здравоохранении в размере не менее 5% от ВВП. Вероятно, в связи с тем, что нет реальной финансовой базы для исполнения этого закона, он не принят до сих пор, хотя основополагающие законодательные акты в области здравоохранения уже не отражают реалий современной действительности.
Структура расходов на здравоохранение согласно приложения 7 к Федеральному закону «О федеральном бюджете на 2008 год» /16/ определена следующим образом, данные представлены в таблице 2.3 и на рисунке 2.5
Таблица 2.3 - Структура расходов на здравоохранение в 2008 году
В тысячах рублей
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Информация о работе Анализ финансирования и планирования учреждений здравоохранения