Анализ и этапы расчета конкурентоспособности продукции ОАО "Денеб"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 15:26, курсовая работа

Описание

Целью работы является рассмотрение и анализ производства и реализации продукции, определение факторов влияющих на конкурентоспособность продукции на ОАО «Денеб», а так же предложение мероприятий по совершенствованию.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..5
Глава 1. Теоретические основы анализа и этапов расчета конкурентоспособности продукции………………………………….…………7
1.1. Понятие конкурентоспособности продукции, ее основные показатели…7
1.2. Система стандартизации товара…………………………………………....12
1.3. Условия конкурентоспособности товара………………………………….15
1.4. Этапы расчета конкурентоспособности товара……………………….......17
Глава 2. Анализ конкурентоспособности продукции на ОАО «Денеб»……..20
2.1. Краткая экономическая характеристика ОАО «Денеб»………………….20
2.2. Анализ отрасли и состояния конкурентной среды……………………..…22
2.3.Анализ рентабельности продукции предприятия……………………..…..24

Глава 3. Пути повышения конкурентоспособности продукции на ОАО «Денеб»…………………………………………………………………………..27
3.1. Выявление резервов для повышения конкурентоспособности……….…27
3.2. Рекомендации по повышению конкурентоспособности продукции ……39

Заключение…………………………………………………………………..…...33
Список использованной литературы……………………………………...……35

Работа состоит из  1 файл

Курсовая КЭА.docx

— 137.61 Кб (Скачать документ)

Обязательными требованиями государственных стандартов являются:

требования безопасности продукции, процессов и услуг  для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества потребителей;

требования технической  и информационной совместимости  и взаимозаменяемости продукции;

единство методов контроля;

единство маркировки.

В зависимости от специфики  объектов стандартизации различают  виды стандартов: основополагающие стандарты (организационно-технические и общетехнические), стандарты на продукцию (услуги), стандарты  на работы (процессы), стандарты на методы контроля (испытаний, измерений). Основополагающие стандарты содержат общие и руководящие положения для определенной области. Примером основополагающих стандартов могут быть стандарты Государственной системы стандартизации (ГСС) в России (ГОСТ Р 1.092, ГОСТ Р 1.292, ГОСТ Р 1.493 и др.).

В зависимости от уровня управления хозяйственной деятельностью  различают категории стандартов: государственные стандарты (ГОСТ), стандарты  отраслей (ОСТ), стандарты предприятий (СТП), стандарты научно-технических, инженерных и других общественных организаций (СТО).

Регламент — это нормативный  документ, содержащий обязательные правовые нормы и принятый органами власти. Разновидностью регламентов являются технические регламенты, содержащие технические требования к объектам стандартизации.

 Соблюдение регламента (технического регламента) обязательно.

Правила, нормы и рекомендации по стандартизации по своему характеру  являются документами методического  содержания по различным вопросам стандартизации. Общероссийские классификаторы технико-экономической  информации предназначены для межведомственного  согласования потоков информации о  товарах (ОКП), услугах населению (ОКУН), предприятиях и организациях (ОКПО), стандартах (ОКС) и др. объектах стандартизации. На сегодняшний день действует около 20 общероссийских классификаторов, но число их будет расширяться по мере интеграции России в мировую  экономику.

 

 

 

1.3. Условия конкурентоспособности  товара

Конкурентоспособность товара зависит от влияния различных  факторов.

К основным факторам конкурентоспособности  товаров относятся:

1. Фактор времени. Обеспечение  конкурентоспособности товаров  по фактору времени осуществляется  исходя из посылки "сегодняшний  рубль дороже завтрашнего".

2. Фактор качества товаров,  который проявляется не только  в улучшении показателей качества, но и в увеличении годовой  производительности (полезного эффекта)  товара и росте затрат на  эксплуатацию и ремонт.

3. Фактор масштаба (объема) производства товара. За счет  роста масштаба производства  можно снизить себестоимость  продукции и повысить ее качество.

4. Фактор новизны товара. Обеспечение конкурентоспособности  осуществляется исходя из удовлетворения  новых потребностей человека  или удовлетворения уже существующих  потребностей принципиально другим  способом.

5. Фактор метода получения  информации. В процессе производства  и потребления продукции следует  пользоваться одними и теми  же подходами и методами получения  информации и выполнения расчетов, так как иначе в исходную  информацию будут привноситься  разные по величине погрешности  и исследуемые образцы не будут  сопоставимы.

6. Фактор условий эксплуатации  товара. Сохранение качества зависит  от правильной эксплуатации товара, соблюдения рекомендаций по уходу  за товаром. Важным фактором  покупательских предпочтений являются  продолжительность срока эксплуатации. При прочих равных условиях более конкурентоспособным товаром будет тот, у которого лучшие эксплуатационные свойства.

7. Фактор ценообразования.  Цена определяет структуру производства, оказывает решающее воздействие  на движение материальных потоков,  распределение товарной массы,  уровень благосостояния. Правильно  установленная цена, разумная ценовая  тактика, обоснованная ценовая  стратегия составляют необходимые  компоненты успешной деятельности  любого предприятия.

8. Рыночный фактор. Необходимость  в развернутой характеристике  рыночных возможностей возникает  уже при освоении производства  новой продукции, предназначенной  для конкретного рынка. Рыночный  фактор характеризуется следующими  критериями: тип рынка, емкость,  стабильность и перспективность,  подготовленность рынка.

9. Сбытовой фактор. Удачная  конструкция и технология изготовления  нового товара не обеспечивают  его конкурентоспособности без  эффективного сбыта. Сбытовой  фактор

характеризуется рекламным  обеспечением, транспортабельностью товара и надежностью поставки.

Рекламное обеспечение получает высокую оценку, если улучшенные свойства товара предполагают хорошие возможности  для проведения эффективной рекламы, стимулирования спроса и демонстрации изделия.

Транспортабельность товара определяется издержками на транспортирование, что влияет на цену потребления и  сохраняемость товара. Так, если при  транспортировании продукции нарушена эстетическая ценность товара, то снижается  цена потребления, объем продаж, следовательно, и ее конкурентоспособность.

10. Сервисный фактор действует  на стадии предпродажного и  послепродажного обслуживания. К  факторам предпродажного обслуживания  относятся:

• условия приобретения товара и форма его оплаты;

• демонстрация товара;

• подбор товара, исходя из индивидуальных особенностей покупателя.

К факторам послепродажного  обслуживания относятся:

• упаковка и доставка купленных  товаров;

 

1.4. Этапы расчета конкурентоспособности товара

По своей сущности товар (работа, услуги) является единственным средством получения прибыли  и тем самым основным орудием  конкурентной борьбы, ее материальной основой. Везде, где развертывается соперничество за повышение качества продукции и максимизацию прибыли, снижение издержек производства, важное значение приобретает комплексная  оценка конкурентоспособности товара.

В целом оценка конкурентоспособности  товара включает в себя изучение рынка, конкурентов, потребностей покупателей  и параметров оценки товара.

В мировой практике количественная оценка конкурентоспособного товара.складывается из.трех.этапов:

1)анализа рынка и выбора  наиболее конкурентоспособного  товара-образца в качестве базы  для сравнения и определения  уровня конкурентоспособности товара;

2)определения набора сравниваемых  параметров двух товаров;

3)расчета интегрального  показателя конкурентоспособности  товара.

                                            Анализ рынка.

Для определения конкурентоспособности  товаров необходимо начать с анализа  рынка: какие страны, фирмы, производители  представляют свою продукцию. Определение  перечня групп сравниваемых параметров их численные значений. Выбор изделий  аналогов в качестве базы сравнения.

Выбор аналога. Он может быть конкретным, т.е. реальным товаром конкурентом  или абстрактным с заданными  оптимальными параметрами, которые  формирует потребитель и с  максимальными параметрами, полученными  на основе изучения рынка.

1 группа. Технические параметры это качественные характеристики товара к ним относится функциональное назначение, упаковка, обслуживание, гарантии, сопроводительные документы, инструкция по эксплуатации, показатели качества. Нормативные характеристики показывают соответствие стандартам, нормам и правилам которые регламентируют границы, за которые данные параметры не могут выходить.

2 группа. Экономические параметры. К ним относят: продажная цена, совокупные затраты на транспортировку, установку, обслуживание, эксплуатацию, ремонт, налоги, страховка, утилизация.

3 группа. Организационные не ценовые маркетинговые условия. Условия и сроки поставки, платежей, организация ТО, имидж фирмы, система скидок, комплектность поставки, масштабы рекламной компании.

Требованием к изделию  аналогу необходимо выставить соответствие его класса классу исходного, аналогичного товара

Определение набора сравниваемых параметров. Потребительские свойства товара, из которых складывается его полезный эффект, определяются набором "жестких" и "мягких" потребительских параметров.

"Жесткие параметры"  описывают важнейшие функции  товара и связанные с ним  характеристики, заданные конструкторскими  принципами изделия. Наиболее  представительной группой "жестких"  параметров являются технические. 

"Мягкие" параметры  характеризуют эстетические свойства  товара.

            Расчет интегрального показателя конкурентоспособности товара.

         Этот расчет основан на сравнении параметров данного товара с параметрами существующего или разрабатываемого товара, наиболее полно отражающего потребности покупателей.  Образец для сравнительного анализа выбирается на основе информация, полученной в результате рыночных исследований о характере требований покупателей, как прямой  в результате целенаправленного сбора сведений, так и косвенной с учетом данных о размерах сбыта и долей на рынке наиболее конкурентоспособных товаров. Для оценки соотношения параметров рассматриваемого изделия и параметров образца находят процентное отношение степени соответствия данного изделия параметрам эталона.

В конечном итоге выбор  варианта определяют ограничения, существующие для данной промышленной фирмы в  области технологии, материального  обеспечения и коммуникаций. Правильно  выбранный вариант повышения  конкурентоспособности товара позволит в максимальной степени избежать бессмысленных потерь, а полученные итоги по анализу этого широкого спектра параметров позволят сформулировать программу целенаправленного изменения  в производственной, финансово-экономической  и сбытовой работе промышленной фирмы  для усиления ее позиций в конкурентной борьбе на рынке.

Глава 2. Анализ конкурентоспособности  продукции на ОАО «Денеб»

2.1. Краткая экономическая  характеристика ОАО «Денеб»  

Открытое акционерное  общество «Денеб» (именуемое в дальнейшем «Общество») создано на основании  Постановления Правительства Республики Дагестан от 14.04.2003 г. № 93 и распоряжения Мин имущества Республики Дагестан от 07.05.2003г. № 225р, в соответствии с  Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества» № 178ФЗ от 21.12.2001г., путем  преобразовании государственного унитарного предприятия «Денеб» и является его правопреемником в отношении  всех имущественных, неимущественных  и иных прав и обязательств.

Учредителем Общества на момент реорганизации являлось государство  в лице Министерства имущественных  отношений Республики Дагестан.

Общество является юридическим  лицом и действует на основании  настоящего Устава, Гражданского кодекса  РФ и Федерального закона «Об акционерных  обществах» от 24.11.95г. № 208ФЗ с внесенными в него в последующие периоды  изменениями и дополнениями (далее  по тексту Устава  «Федеральный закон»)

.Общество создано без  ограничения срока его деятельности.

Главной целью фирмы является получение прибыли.

Общество осуществляет следующие  виды деятельности:

• производство, розлив и  реализация минеральных вод и  безалкогольных напитков;

• производство, розлив и  реализация пивоваренной продукции;

• производство всех видов  промышленной и сельскохозяйственной продукции;

• оказание всех видов услуг  и выполнение всех видов работ;

• оптовая и розничная  торговля;

• коммерческо-посредническая деятельность;

• внешнеэкономическая деятельность;

• любые другие виды деятельности, не запрещенные законодательством.

Уставный капитал Общества составляет 51 942 000 (пятьдесят один миллион  девятьсот сорок две тысячи) рублей.

Прибыль Общества используется для целей налогообложения и  для обеспечения стратегии /главной  цели, миссии/ Общества.

На рисунке 1.1 представлена организационная структура предприятия ОАО «Денеб».

  Рис. 1.2.  «Организационная структура предприятия».

2.2. Анализ отрасли  и состояния конкурентной среды

В целом за 2011 году было продано  безалкогольной продукции на сумму 194,9 млрд. рублей. По отношению к предыдущему  году объем продаж вырос на 5,8% в  денежном выражении. На долю трех крупнейших регионов по объему розничных продаж безалкогольных напитков в стоимостном  выражении пришлась почти третья часть от выручки всей розницы  в России. В Москве было реализовано  продукции на 26,7 млрд. рублей, в Московской области - на 20,3 млрд рублей, в Санкт-Петербурге - на 14,1 млрд рублей. Валовая выручка  Краснодарского края составила 11,8 млрд. рублей, Тюменской области - 8,3 млрд рублей. В число лидеров по обороту  розничной торговли безалкогольными  напитками в стоимостном также  входили Новосибирская область, Республика Башкирия.

Информация о работе Анализ и этапы расчета конкурентоспособности продукции ОАО "Денеб"