Анализ и этапы расчета конкурентоспособности продукции ОАО "Денеб"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 15:26, курсовая работа

Описание

Целью работы является рассмотрение и анализ производства и реализации продукции, определение факторов влияющих на конкурентоспособность продукции на ОАО «Денеб», а так же предложение мероприятий по совершенствованию.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..5
Глава 1. Теоретические основы анализа и этапов расчета конкурентоспособности продукции………………………………….…………7
1.1. Понятие конкурентоспособности продукции, ее основные показатели…7
1.2. Система стандартизации товара…………………………………………....12
1.3. Условия конкурентоспособности товара………………………………….15
1.4. Этапы расчета конкурентоспособности товара……………………….......17
Глава 2. Анализ конкурентоспособности продукции на ОАО «Денеб»……..20
2.1. Краткая экономическая характеристика ОАО «Денеб»………………….20
2.2. Анализ отрасли и состояния конкурентной среды……………………..…22
2.3.Анализ рентабельности продукции предприятия……………………..…..24

Глава 3. Пути повышения конкурентоспособности продукции на ОАО «Денеб»…………………………………………………………………………..27
3.1. Выявление резервов для повышения конкурентоспособности……….…27
3.2. Рекомендации по повышению конкурентоспособности продукции ……39

Заключение…………………………………………………………………..…...33
Список использованной литературы……………………………………...……35

Работа состоит из  1 файл

Курсовая КЭА.docx

— 137.61 Кб (Скачать документ)

Российский рынок безалкогольных напитков и минеральных вод условно  можно разделить на два сегмента: сладкие (сладкие минеральные напитки, газированная сладкая вода и т. д.) и несладкие (минеральная и питьевая вода) безалкогольные напитки. В 2011 году первый сегмент формировал чуть более 45% в структуре производства. Годом  ранее этот показатель составлял 41%. Вместе с тем снизилась доля минеральных  и питьевых вод с 42,9% в 2010 году до 39,3% в 2011 году. Увеличилась доля фруктовых  напитков - на 0,8 п. п. Коктейли, шейки  на основе молока, какао прибавили 0,1 п. п. по отношению к 2010 году. При этом снизилась доля квасных напитков: с 6,9% в 2010 году до 5,1% в 2011 году. Самая  маленькая доля в структуре производства безалкогольных напитков не превышает 1% и принадлежит овощным напиткам - менее 0,05%

Рынок безалкогольных напитков сейчас находится на стадии активного  развития. Практически ежегодно на рынке появляются новые виды продукции: напитки для спорта, для здоровья, моктейли (безалкогольные коктейли). По прогнозам экспертов Intesco Research Group, в  натуральном выражении рынок  будет расти на 4-6% в год и  к 2013 году его объем может превысить 1,2 млрд. дал. Растущие доходы населения будут обеспечивать рост спроса на безалкогольную продукцию. Вступление в ВТО также окажет свое влияние на рынок сладких напитков, однако рост за счет зарубежных поставок не превысит 3%.

Потенциальными конкурентами на местном рынке продукции являются:

1. ОАО "Рычалсу", РД.

2. Представительства Компании Coca  Cola " в РФ.

3. ЗАО Висма (Архыз)

4. «ПепсиКо»

5. «Меркурий»

Остальные конкуренты не занимают большой доли рынка.

Распределение долей рынка  минеральной воды:

«Денеб»  36,5%

«Рычалсу»  46,5%

«Меркурий »  8%

Распределение долей рынка  сладких газированных напитков:

«Денеб»  38,5%

ООО «АРС»  4%

«Фрутиз», «Spring» 0,5%

«Fanta», «Coca - Cola», «Sprite» 57%

   

2.3. Анализ рентабельности продукции предприятия

Рентабельность – это  относительный показатель, который  отображает степень прибыльности экономической  деятельности предприятия. Во время  анализа рентабельности предприятия  или продукции исследуются как  текущие уровни рентабельности, так  и динамика их изменения. 

Рентабельным называют такое  предприятие, которое имеет прибыль, а значит, имеет положительные  показатели рентабельности. Если предприятие  убыточно, то его называют нерентабельным..Продукцию называют рентабельной,.если..она..приносит..прибыль. 
 
Рентабельность дает понятие об отношении между полученным результатом и использованными ресурсами, а значит и об эффективности деятельности предприятия. Источником информации для анализа рентабельности предприятия являются формы финансовой отчетности.

 Рентабельность полнее, чем прибыль, даёт характеристику окончательных результатов хозяйствования, так как их величина показывает отношение эффекта с использованными или наличными ресурсами.

Прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) без  налога на добавленную стоимость  и акцизами и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость  продукции (работ, услуг).

          Для расчета рентабельности продукции предприятия необходимо использовать данные из отчета о прибылях и   убытках.(см таблицу 1.1)

Таб.1.1

Показатели рентабельности более полно, чем прибыль, характеризуют  окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными  или использованными ресурсами. Их применяют для оценки деятельности предприятия и как инструмент инвестиционной политике и ценообразовании.

Все эти показатели могут  рассчитываться на основе балансовой прибыли, прибыли от реализации продукции  и чистой прибыли.

Рентабельность производственной деятельности (окупаемость издержек) (R3) исчисляется путем отношения  балансовой (Пб) или чистой прибыли (Пч)  к сумме затрат по реализованной или произведенной продукции (З):

  или   

        Окупаемость издержек = (170 106/849 049)*100% =  17,76% (2010 год).

        Окупаемость издержек = (82 589/849 049)*100% =  9,73% (2011 год).

Она показывает,сколько предприятие  имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Может рассчитываться в  целом по предприятию, отдельным  его подразделениям и видам продукции.

Рентабельность продаж (Rn) рассчитывается делением прибыли от реализации продукции, работ и услуг  или чистой прибыли на сумму полученной выручки (РП).

.

Характеризует эффективность  предпринимательской деятельности: сколько прибыли имеет предприятие  с рубля продаж.

Рентабельность продаж = (321 962/1 314 959)*100% =  24,48% (2010 год).

Рентабельность продаж = (224 794/1 089 232)*100% =  20,64% (2011 год). Таким образом мы выяснили, что по сравнению с 2010 годом показатели рентабельности продукции упали, однако, сохраняют хороший уровень. Из этого можно сделать вывод, что продукция конкурентоспособна.

 

 

Глава 3. Пути повышения  конкурентоспособности продукции  на ОАО «Денеб» 

3.1Выявление резервов  для повышения конкурентоспособности  ОАО «Денеб»

Повышение конкурентоспособности  предприятия имеет два направления:

первое – завоевание рынков, используя все свои конкурентные преимущества;

второе – адаптация  и прямая защита отдельных элементов  деятельности предприятия в условиях рыночной экономики.

Факторы могут воздействовать как в сторону повышения конкурентоспособности  предприятия, так и сторону ее снижения. Как правило, предприятия  осуществляют свою деятельность в различных  социальных и экономических условиях, в результате чего уровень использования  факторов неодинаков. Неполное использование  факторов конкурентоспособности не позволяет реализовать конкурентный потенциал предприятия, что делает необходимым выявление и реализацию резервов повышения конкурентоспособности  предприятия.

Под резервами предприятия  понимают неиспользованные в полном объеме возможности предприятия, связанные  с сокращением затрат в самом  производстве и по обеспечению деятельности на конкурентном рынке с целью  повышения конкурентоспособности. Специфика таких резервов и их образования заключается в том, что они выступают как результат  взаимодействия внутренней и внешней  среды предприятия. Состав резервов не постоянен: инновации в производстве и управлении предприятием обусловливают  возникновение новых видов резервов, а также необходимость их выявления  и изучения. Ни одно предприятие  не может достичь превосходства над конкурентами во всех областях деятельности, но оно может направить свои усилия на достижение конкурентных преимуществ на том или ином рынке в долгосрочной перспективе. В этих целях необходим выбор приоритетов и выработка стратегии, в наибольшей степени соответствующей тенденциям развития рыночной ситуации и позволяющей наилучшим способом использовать сильные стороны деятельности предприятия.

Реализуя комплексный  подход к конкурентоспособности, основанный на базе учета трех основных факторов: степени удовлетворения потребителя  продукцией, конкурентного потенциала предприятие и эффективности  стратегии для определенного  сегмента рынка, резервы повышения  конкурентоспособности предприятия  можно разделить на три группы.

Первая группа резервов включает мероприятия по повышению конкурентоспособности  продукции исходя из предпочтений потребителей. К ней отнесены: снижение уровня издержек на единицу продукции; диверсификация ассортимента; улучшение вкусовых характеристик, повышение срока годности; совершенствование  тары и упаковки; формирование позитивного  имиджа товаров; проведение взвешенной ценовой политики, выявление и  обеспечение преимуществ продукта по сравнению с его заменителями и товарами-аналогами и пр.

Ко второй группе отнесены мероприятия по разработке и реализации конкурентных стратегий на рынке. В  эту группу включены: изучение конъюнктуры  рынка и его сегментация, выбор  целевого рынка и его сегмента определение условий деятельности на этом рынке, разработка и выбор  конкурентных стратегий, способов продвижения  товара, мероприятий по стимулированию сбыта, рекламный концепций; повышение  эффективности рекламы; совершенствование  уровня патентно-правовой работы и  др.

Третья группа содержит мероприятия  по повышению конкурентного потенциала предприятия по направлениям: совершенствование  производственного процесса и организационной  деятельности; улучшение использования  финансового потенциала, совершенствование  социальной политики

Из приведенного перечня  мероприятий по совершенствованию  продукции наиболее целесообразно  применить совершенствование социальной политики ОАО «Денеб».

Совершенствование социальной политики ОАО «Денеб» предполагает; сокращение потерь рабочего времени; повышение  квалификации работников; развитие творческой активности кадров; повышение социальной защищенности работников; повышение  производительности труда; реализацию потенциальных возможностей кадрового  состава предприятия на основе совершенствования  мотивационного механизма.

Проведенный анализ позволяет  оценить возможность предприятия  ОАО «Денеб» увеличить выпуск продукции, а также выявить диспропорции в использовании ресурсов, которые  приводят к снижению финансовых результатов.

3.2. Рекомендации  по повышению конкурентоспособности  продукции .

Под условиями, влияющими  на качество продукции, понимаются обстоятельства, в которых действуют перечисленные  факторы. К числу условий влияющих на уровень качества продукции, относятся  формы организации труда, производственных процессов и другие обстоятельства. Для обеспечения оптимального уровня качества продукции необходимо обеспечить наиболее благоприятное соотношение  между факторами и условиями, влияющими на качество.

Все факторы, влияющие на качество продукции, разделяются на объективные  и субъективные. К объективным  факторам относят: технический уровень  производственной базы, организацию  подготовки производства, механизацию  и автоматизацию производства и  другие.

К группе субъективных факторов относятся: профессиональное мастерство; общеобразовательный уровень; психологический  склад человека; личные устремления  и заинтересованность в результатах  труда.

Качество выпускаемой  продукции по праву можно отнести  к важнейшим критериям деятельности любого предприятия. Именно повышение  качества продукции определяет степень  выживаемости фирмы в условиях рынка, темпы научно  технического прогресса, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии.

Требования к качеству устанавливаются и финансируются  в нормативных и нормативно  технических документах: государственных, отраслевых, фирменных стандартах, технических условиях на продукцию, в технических заданиях на проектирование или модернизацию изделий, в чертежах, технологических картах и технологических  регламентах, в картах контроля качества и т.п.

Международная организация  по стандартизации (ИСО) трактует качество как совокупность свойств и характеристик  продукции или услуги, которые  придают им способность удовлетворять  обусловленные или предполагаемые потребности (стандарт ИСО 840294). С понятием качества тесно связаны такие  понятия, как технический уровень  продукции, конкурентоспособность  товара, показатели качества, петля  качества. Насыщенность рынка изделиями  высокого технического уровня и качественными  потребительскими товарами  это  главный признак полнокровной, процветающей экономики.

Сегодня в мире применяются  различные системы управления качества. Но для успешной деятельности в настоящее  время они должны обеспечивать возможность  реализации восьми ключевых принципов  системного управления качеством, освоенных  передовыми международными компаниями.

Принцип первый  ориентация на потребителя. Стратегическая ориентация на потребителя, соответствующим образом  обеспечиваемая организацию, методически  и технически, жизненно необходима каждой организации и каждому  предприятию, функционирующему в условиях конкурентного рынка.

Принцип второй  роль руководства. В соответствии с ним руководитель должен создать условия, необходимые  для успешной реализации всех принципов  системного управления качеством.

Принцип третий  вовлечение работников. Это одно из ключевых положений TQM (Total Quality Management), в соответствии, с  которым каждый работник должен быть вовлечен в деятельность по управлению качеством. Необходимо добиться, чтобы  у каждого возникла внутренняя потребность  в улучшениях.

Принцип четвертый  процессный подход по обеспечению качества на этапах производства, монтажа и технического обслуживания: производственное планирование, товарно-материальный учет.

Пятый принцип  системный  подход к управлению. В соответствии с этими принципами производство товаров, услуг и управление рассматривается  как совокупность взаимосвязанных  процессов, а каждый процесс  как  система, имеющая вход и выход, своих "поставщиков" и "потребителей" к управлению, основу которого составляет иерархическая организационная  структура.

Информация о работе Анализ и этапы расчета конкурентоспособности продукции ОАО "Денеб"