Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 11:54, курсовая работа
Цель работы проанализировать основной круг вопросов , необходимых для анализа коммерческой деятельности оптового торгового предприятия.
Задачи курсовой работы: проанализировать сущность и особенности оптовой торговли; показать систему показателей характеризующих деятельность оптового торгового предприятия; проанализировать эти показатели на примере ОАО «Махачкалинский Завод минеральных вод и б/а напитков».
Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты коммерческой деятельности 4
1.1. Сущность содержание и основные факторы управления коммерческой деятельностью оптовой торговли 4
1.2. Эффективность коммерческой деятельности оптовой торговли и показатели ее оценки 13
Глава II. Анализ и оценка коммерческой деятельности оптового торгового предприятия ОАО «Махачкалинский завод минвод и б\а напитков» 21
2.1. Общая характеристика производственно-хозяйственной деятельности предприятия ОАО «Махачкалинский завод минвод и б\а напитков» 21
2.2. Анализ и оценка эффективности коммерческой деятельности ОАО «Махачкалинский завод минвод и б\а напитков» 27
2.2.1. Анализ состава и динамики прибыли и рентабельности ОАО «Махачкалинский завод минвод и б\а напитков»…………………………27
2.2.2 Анализ состава и динамики издержек и товарооборота ОАО «Махачкалинский Завод минеральных вод и безалкогольных напитков».32
Глава III. Направления совершенствования коммерческой деятельности оптового торгового предприятия ОАО «Махачкалинский Завод минвод и б/а напитков» 35
3.1. Совершенствование складского хозяйства в коммерческой деятельности ОАО «Махачкалинский Завод минвод и б/а напитков»…...…3 5
3.2. Использование маркетинга для повышения эффективности коммерческой деятельности ОАО «Махачкалинский Завод минвод и б/а напитков»………………………………………………………………………. 36
Заключение 38
Список использованных источников 41
Зав. складом |
| Лаборант |
| Бухгалтер - кассир |
Машинист холод. цеха |
Электрик |
Грузчики |
Сторожа |
Рисунок1. - Организационная структура ОАО «Махачкалинский Завод минеральных вод и б/а напитков».
Отсюда мы видим, что организационная структура ОАО «Завод минеральных вод» выглядит следующим образом: все функциональные управленческие службы подчинены генеральному директору.
Юридический адрес Общества: 367002, Республика Дагестан, г. Махачкала, ул. Т.-Б. Бейбулатова, 55.
2.2. Анализ и оценка эффективности коммерческой деятельности ОАО «Махачкалинский завод минвод и б\а напитков».
2.2.1. Анализ состава и динамики прибыли и рентабельности ОАО «Махачкалинский завод минвод и б\а напитков».
Обобщающая оценка финансового состояния предприятия достигается на основе таких результативных показателей, как прибыль и рентабельность.
Величина прибыли, уровень рентабельности зависят от производственной, снабженческой, сбытовой и коммерческой деятельности предприятия, иначе говоря, эти показатели характеризуют все стороны хозяйствования.
В анализе используются следующие показатели прибыли: балансовая прибыль, налогооблагаемая прибыль, чистая прибыль.
Балансовая прибыль включает в себя прибыль от обычных видов деятельности, финансовые результаты от операционных и внереализационных операций и чрезвычайных обстоятельств.
Налогооблагаемая прибыль представляет собой разность между прибылью от обычной деятельности и суммой льгот по налогу на прибыль.
Чистая прибыль - это та часть прибыли, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты налога на прибыль.
Источники информации: данные аналитического бухгалтерского учета по счету продаж и счетам «Прибыли и убытки», форма бухгалтерской отчетности №2 «Отчет о прибылях и убытках», бухгалтерский баланс.
В процессе анализа необходимо изучить состав прибыли от обычной деятельности, ее структуру, динамику и выполнение плана за отчетный год(2009).
При изучении динамики прибыли необходимо учитывать инфляционные факторы изменения ее суммы. Для этого выручку необходимо скорректировать на средневзвешенный рост цен на продукцию предприятия в среднем по отрасли, а себестоимость товаров, продукции (работ, услуг) уменьшить на их прирост в результате повышения цен на потребленные ресурсы за анализируемый период.
Для проведения анализа прибыли по составу и в динамике составляют аналитическую табл. 2.
Таблица 2. - Анализ состава и динамики прибыли
Показатель |
2008 |
2009 |
Отклонение |
тыс. рублей | тыс. рублей | тыс. рублей | |
Доходы и расходы по обычным видам деятельности | 4278 | 4291 | 13 |
Прибыль до налогообложения | 272 | 263 | -9 |
Прибыль от продаж | 212 | 265 | 53 |
Чистая прибыль | 232 | 306 | 74 |
Как видно из представленной таблицы в период с 2008-09 наблюдался устойчивый рост прибыли. Индекс объёма реализации по годам показывает, что доходы по обычным видам деятельности имеют устойчивую тенденцию роста в анализируемом периоде.
Показатели рентабельности более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Их применяют для оценки деятельности предприятия и как инструмент инвестиционной политике и ценообразовании.
Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:
1) показатели, характеризующие рентабельность (окупаемость) издержек производства и инвестиционных проектов (формула 3.1.);
2) показатели, характеризующие рентабельность продаж (формула 3.2.);
3) показатели, характеризующие доходность капитала и его частей (формула 3.3.).
Все эти показатели могут рассчитываться на основе балансовой прибыли, прибыли от реализации продукции и чистой прибыли.
Рентабельность производственной деятельности (окупаемость издержек) (R3) исчисляется путем отношения балансовой (Пб) или чистой прибыли (Пч) к сумме затрат по реализованной или произведенной продукции (З).
Формула 3.1. Рентабельность производственной деятельности
или , т.е.
Она показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Может рассчитываться в целом по предприятию, отдельным его подразделениям и видам продукции.
Рентабельность продаж (Rn) рассчитывается делением прибыли от реализации продукции, работ и услуг или чистой прибыли на сумму полученной выручки (РП). Характеризует эффективность предпринимательской деятельности: сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж. Широкое применение этот показатель получил в рыночной экономике. Рассчитывается в целом по предприятию и отдельным видам продукции.
Формула 3.2. Рентабельность продаж
. , т.е.
Рентабельность активов показывает прибыль, приносимую всеми без исключения средствами предприятия, независимо от их вида или источника формирования. Рассчитывается как отношение чистой прибыли к общей величине актинов. Служит для оценки эффективности бизнеса в целом.
Формула 3.3. Рентабельность активов
, т.е.
В зарубежных странах для обеспечения системного подхода при изучении факторов изменения прибыли и прогнозирования ее величины используют маржинальный анализ, в основе которого лежит маржинальный доход.
Маржинальный доход (МД) – это прибыль в сумме с постоянными затратами (А).
МД = П + А, т.е. 415 = 306 + 109
откуда
П = МД - А, т.е. 306 = 415 - 109
С помощью формулы можно рассчитать сумму прибыли, если известны величины маржинального дохода и постоянных затрат.
Чем быстрее оборачивается капитал на предприятии, тем меньше его требуется для обеспечения запланированного объема продаж.
И наоборот, замедление оборачиваемости капитала требует дополнительного привлечения средств для обеспечения того же объема производства и реализации продукции. Таким образом, объем продаж сам по себе не оказывает влияния на уровень рентабельности, т.к. с его изменением пропорционально увеличиваются или уменьшаются сумма прибыли и сумма основного и оборотного капитала при условии неизменности остальных факторов.
Показатели рентабельности отражают конечную эффективность работы. Финансовые показатели предприятия взаимосвязаны и улучшение одних из них может вызвать ухудшение других, например:
* привлечение заемного капитала, увеличивает рентабельность собственного капитала, но понижает финансовую устойчивость компании:
* повышение оборачиваемости влечет за собой сокращение величины оборотных активов, и следовательно, ухудшает ликвидность;
* привлечение долгосрочного кредита позволяет отказаться от краткосрочного кредитования - ликвидность улучшается за счет падения долгосрочной устойчивости.
В целом, как правило, более высокая рентабельность деятельности подразумевает большую степень риска (низкую ликвидность и финансовую устойчивость).
2.2.2 Анализ состава и динамики издержек и товарооборота ОАО «Махачкалинский Завод минеральных вод и безалкогольных напитков»
В оптовой торговле издержки обращения включают расходы по транспортировке, хранению, подработке, подсортировке и оптовой реализации товаров. Они обычно изучаются по уровню (в процентах к обороту). Уровень издержек обращения оптового предприятия определяется отношением их суммы к складскому и транзитному товарообороту с участием в расчетах, исчисленному в продажных ценах. Анализ издержек обращения в оптовой торговле проводится сопоставлением фактического их уровня за отчетный год с плановым и с уровнями расходов прошлых лет. В результате определяют размер снижения или повышения уровня издержек обращения (в процентах к обороту) и темп его изменения. Далее выявляют и измеряют влияние факторов на издержки обращения. Влияние степени выполнения плана и динамики оптового товарооборота, изменения его состава и структуры, времени обращения товаров, продажных цен на товары, тарифов и ставок за услуги, цен на материалы, производительности труда, эффективности использования материально-технической базы оптового предприятия изучается так же, как и в розничной торговле.
. По акционерному предприятию «Махачкалинский Завод минеральных вод и безалкогольных напитков» средний (общий) уровень издержек обращения за отчетный год составил 11,399 % к обороту и снизился против плана на 0,191 % к обороту и по сравнению с прошлым годом ≈ на 0,841 % к обороту.(Табл.3)
Средний уровень издержек обращения оптового предприятия «Махачкалинский Завод минеральных вод и безалкогольных напитков»во многом зависит от изменения состава валового (общего) товарооборота, так как издержкоемкость розничной реализации товаров значительно выше издержкоемкости оптового товарооборота с участием в расчетах (в нашем примере в 1,5 раза). Влияние этого фактора на общий уровень расходов ОАО «Махачкалинский Завод минеральных вод и безалкогольных напитков» можно измерить приемом абсолютных разниц с применением способа процентных чисел.
Снижение в валовом товарообороте доли оптовой реализации товаров и соответствующий рост удельного веса оптового товарооборота привели к повышению среднего уровня издержек ОАО «Махачкалинский Завод минеральных вод и безалкогольных напитков».
Таблица3. Bыполнениe плана издержек обращения по ОАО «Махачкалинский завод минвод и б/а напитков».(за2008-2009г)
показатель | фактически за прошлый год (млн.р.) | отчетный год | отклонение | в % к прошлому году | |||
План(млн.руб.) | Фактически(млн.руб.) | % выполнения плана | от плана | от прошлого года | |||
валовой товарооборот в действующих ценах | 55040 | 69162 | 70269 | 101,6 | 1107 | 15,229 | 127,7 |
издержки обращения оптовой торговли: |
|
|
|
|
|
|
|
сумма | 1697 | 2008 | 1981 | 98,7 | -27 | 284 | 116,7 |
уровень в % к обороту | 9,104 | 8,486 | 8,303 | 97,8 | -0,187 | -0,801 | 91,2 |
общая сумма издержек обращения | 6737 | 8016 | 8010 | 99,8 | -6 | -1273 | 118,9 |
средний уровень издержек обращения в % к обороту | 12,24 | 11,59 | 11,399 | 98,4 | -0,191 | -0,841 | 93,1 |