Анализ и оценка коммерческой деятельности оптового торгового предприятия ОАО «Махачкалинский завод минвод и ба напитков»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 11:54, курсовая работа

Описание

Цель работы проанализировать основной круг вопросов , необходимых для анализа коммерческой деятельности оптового торгового предприятия.
Задачи курсовой работы: проанализировать сущность и особенности оптовой торговли; показать систему показателей характеризующих деятельность оптового торгового предприятия; проанализировать эти показатели на примере ОАО «Махачкалинский Завод минеральных вод и б/а напитков».

Содержание

Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты коммерческой деятельности 4
1.1. Сущность содержание и основные факторы управления коммерческой деятельностью оптовой торговли 4
1.2. Эффективность коммерческой деятельности оптовой торговли и показатели ее оценки 13
Глава II. Анализ и оценка коммерческой деятельности оптового торгового предприятия ОАО «Махачкалинский завод минвод и б\а напитков» 21
2.1. Общая характеристика производственно-хозяйственной деятельности предприятия ОАО «Махачкалинский завод минвод и б\а напитков» 21
2.2. Анализ и оценка эффективности коммерческой деятельности ОАО «Махачкалинский завод минвод и б\а напитков» 27
2.2.1. Анализ состава и динамики прибыли и рентабельности ОАО «Махачкалинский завод минвод и б\а напитков»…………………………27
2.2.2 Анализ состава и динамики издержек и товарооборота ОАО «Махачкалинский Завод минеральных вод и безалкогольных напитков».32
Глава III. Направления совершенствования коммерческой деятельности оптового торгового предприятия ОАО «Махачкалинский Завод минвод и б/а напитков» 35
3.1. Совершенствование складского хозяйства в коммерческой деятельности ОАО «Махачкалинский Завод минвод и б/а напитков»…...…3 5
3.2. Использование маркетинга для повышения эффективности коммерческой деятельности ОАО «Махачкалинский Завод минвод и б/а напитков»………………………………………………………………………. 36
Заключение 38
Список использованных источников 41

Работа состоит из  1 файл

Анализ и оценка коммерческой деятельности оптового торгового предприятия ОАО «Махачкалинский завод минвод и ба напитков».doc

— 224.00 Кб (Скачать документ)

 

Зав. складом

 

Лаборант

 

Бухгалтер - кассир

 

Машинист холод. цеха

 

Электрик

 

Грузчики

 

Сторожа

Рисунок1. - Организационная структура ОАО «Махачкалинский Завод минеральных вод и б/а напитков».

 

Отсюда мы видим, что организационная структура ОАО «Завод минеральных вод» выглядит следующим образом: все функциональные управленческие службы подчинены генеральному директору.

Юридический адрес Общества: 367002, Республика Дагестан, г. Махачкала, ул. Т.-Б. Бейбулатова, 55.

 

2.2. Анализ и оценка эффективности коммерческой деятельности ОАО «Махачкалинский завод минвод и б\а напитков».

2.2.1. Анализ состава и динамики прибыли и рентабельности ОАО «Махачкалинский завод минвод и б\а напитков».

Обобщающая оценка финансового состояния предприятия достигается на основе таких результативных показателей, как прибыль и рентабельность.

Величина прибыли, уровень рентабельности зависят от производственной, снабженческой, сбытовой и коммерческой деятельности предприятия, иначе говоря, эти показатели характеризуют все стороны хозяйствования.

В анализе используются следующие показатели прибыли: балансовая прибыль, налогооблагаемая прибыль, чистая прибыль.

Балансовая прибыль включает в себя прибыль от обычных видов деятельности, финансовые результаты от операционных и внереализационных операций и чрезвычайных обстоятельств.

Налогооблагаемая прибыль представляет собой разность между прибылью от обычной деятельности и суммой льгот по налогу на прибыль.

Чистая прибыль - это та часть прибыли, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты налога на прибыль.

Источники информации: данные аналитического бухгалтерского учета по счету продаж и счетам «Прибыли и убытки», форма бухгалтерской отчетности №2 «Отчет о прибылях и убытках», бухгалтерский баланс.

В процессе анализа необходимо изучить состав прибыли от обычной деятельности, ее структуру, динамику и выполнение плана за отчетный год(2009).

При изучении динамики прибыли необходимо учитывать инфляционные факторы изменения ее суммы. Для этого выручку необходимо скорректировать на средневзвешенный рост цен на продукцию предприятия в среднем по отрасли, а себестоимость товаров, продукции (работ, услуг) уменьшить на их прирост в результате повышения цен на потребленные ресурсы за анализируемый период.

Для проведения анализа прибыли по составу и в динамике составляют аналитическую табл. 2.

Таблица 2. - Анализ состава и динамики прибыли

Показатель

 

2008

 

2009

 

Отклонение

тыс. рублей

тыс. рублей

тыс. рублей

Доходы и расходы по обычным видам деятельности

4278

 4291

13

Прибыль до налогообложения

272

263

 -9

Прибыль от продаж

212

265

53

Чистая прибыль

232

306

74

Как видно из представленной таблицы в период с 2008-09 наблюдался устойчивый рост прибыли. Индекс объёма реализации по годам показывает, что доходы по обычным видам деятельности имеют устойчивую тенденцию роста в анализируемом периоде.

Показатели рентабельности более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Их применяют для оценки деятельности предприятия и как инструмент инвестиционной политике и ценообразовании.

Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:
1) показатели, характеризующие рентабельность (окупаемость) издержек производства и инвестиционных проектов (формула 3.1.);
2) показатели, характеризующие рентабельность продаж (формула 3.2.);
3) показатели, характеризующие доходность капитала и его частей (формула 3.3.).

Все эти показатели могут рассчитываться на основе балансовой прибыли, прибыли от реализации продукции и чистой прибыли.

Рентабельность производственной деятельности (окупаемость издержек) (R3) исчисляется путем отношения балансовой (Пб) или чистой прибыли (Пч)  к сумме затрат по реализованной или произведенной продукции (З).

Формула 3.1. Рентабельность производственной деятельности

  или   , т.е.

Она показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Может рассчитываться в целом по предприятию, отдельным его подразделениям и видам продукции.

Рентабельность продаж (Rn) рассчитывается делением прибыли от реализации продукции, работ и услуг или чистой прибыли на сумму полученной выручки (РП). Характеризует эффективность предпринимательской деятельности: сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж. Широкое применение этот показатель получил в рыночной экономике. Рассчитывается в целом по предприятию и отдельным видам продукции.

Формула 3.2. Рентабельность продаж

. , т.е.

Рентабельность активов показывает прибыль, приносимую всеми без исключения средствами предприятия, независимо от их вида или источника формирования. Рассчитывается как отношение чистой прибыли к общей величине актинов. Служит для оценки эффективности бизнеса в целом.

Формула 3.3. Рентабельность активов

, т.е.

В зарубежных странах для обеспечения системного подхода при изучении факторов изменения прибыли и прогнозирования ее величины используют маржинальный анализ, в основе которого лежит маржинальный доход.

Маржинальный доход (МД) – это прибыль в сумме с постоянными затратами (А).

МД = П + А, т.е. 415 = 306 + 109

откуда

П = МД - А, т.е. 306 = 415 - 109

С помощью формулы можно рассчитать сумму прибыли, если известны величины маржинального дохода и постоянных затрат.

Чем быстрее оборачивается капитал на предприятии, тем меньше его требуется для обеспечения запланированного объема продаж.

И наоборот, замедление оборачиваемости капитала требует дополнительного привлечения средств для обеспечения того же объема производства и реализации продукции. Таким образом, объем продаж сам по себе не оказывает влияния на уровень рентабельности, т.к. с его изменением пропорционально увеличиваются или уменьшаются сумма прибыли и сумма основного и оборотного капитала при условии неизменности остальных факторов.

Показатели рентабельности отражают конечную эффективность работы. Финансовые показатели предприятия взаимосвязаны и улучшение одних из них может вызвать ухудшение других, например:

* привлечение заемного капитала, увеличивает рентабельность собственного капитала, но понижает финансовую устойчивость компании:

* повышение оборачиваемости влечет за собой сокращение величины оборотных активов, и следовательно, ухудшает ликвидность;

* привлечение долгосрочного кредита позволяет отказаться от краткосрочного кредитования - ликвидность улучшается за счет падения долгосрочной устойчивости.

В целом, как правило, более высокая рентабельность деятельности подразумевает большую степень риска (низкую ликвидность и финансовую устойчивость).


2.2.2 Анализ состава и динамики издержек и товарооборота ОАО «Махачкалинский Завод минеральных вод и безалкогольных напитков»

В оптовой торговле издержки обращения включают расходы по транспортировке, хранению, подработке, подсортировке и оптовой реализации товаров. Они обычно изучаются по уровню (в процентах к обороту). Уровень издержек обращения оптового предприятия определяется отношением их суммы к складскому и транзитному товарообороту с участием в расчетах, исчисленному в продажных ценах. Анализ издержек обращения в оптовой торговле проводится сопоставлением фактического их уровня за отчетный год с плановым и с уровнями расходов прошлых лет. В результате определяют размер снижения или повышения уровня издержек обращения (в процентах к обороту) и темп его изменения. Далее выявляют и измеряют влияние факторов на издержки обращения. Влияние степени выполнения плана и динамики оптового товарооборота, изменения его состава и структуры, времени обращения товаров, продажных цен на товары, тарифов и ставок за услуги, цен на материалы, производительности труда, эффективности использования материально-технической базы оптового предприятия изучается так же, как и в розничной торговле.

. По акционерному предприятию «Махачкалинский Завод минеральных вод и безалкогольных напитков» средний (общий) уровень издержек обращения за отчетный год составил 11,399 % к обороту и снизился против плана на 0,191 % к обороту и по сравнению с прошлым годом ≈ на 0,841 % к обороту.(Табл.3)

Средний уровень издержек обращения оптового предприятия «Махачкалинский Завод минеральных вод и безалкогольных напитков»во многом зависит от изменения состава валового (общего) товарооборота, так как издержкоемкость розничной реализации товаров значительно выше издержкоемкости оптового товарооборота с участием в расчетах (в нашем примере в 1,5 раза). Влияние этого фактора на общий уровень расходов ОАО «Махачкалинский Завод минеральных вод и безалкогольных напитков» можно измерить приемом абсолютных разниц с применением способа процентных чисел.

Снижение в валовом товарообороте доли оптовой реализации товаров и соответствующий рост удельного веса оптового товарооборота привели к повышению среднего уровня издержек ОАО «Махачкалинский Завод минеральных вод и безалкогольных напитков».

Таблица3. Bыполнениe плана издержек обращения по ОАО «Махачкалинский завод минвод и б/а напитков».(за2008-2009г)

 

показатель

фактически за прошлый год (млн.р.)

отчетный год

отклонение

в % к прошлому году

План(млн.руб.)

Фактически(млн.руб.)

% выполнения плана

от плана

от прошлого года

валовой товарооборот в действующих ценах

55040

69162

70269

101,6

1107

15,229

127,7

издержки обращения оптовой торговли:

 

 

 

 

 

 

 

сумма

1697

2008

1981

98,7

-27

284

116,7

уровень в % к обороту

9,104

8,486

8,303

97,8

-0,187

-0,801

91,2

общая сумма издержек обращения

6737

8016

8010

99,8

-6

-1273

118,9

средний уровень издержек обращения в % к обороту

12,24

11,59

11,399

98,4

-0,191

-0,841

93,1

Информация о работе Анализ и оценка коммерческой деятельности оптового торгового предприятия ОАО «Махачкалинский завод минвод и ба напитков»