Анализ и совершенствование организационной структуры и структуры управления в СПК «Лесной» Исилькульского района Омской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 18:56, курсовая работа

Описание

Целью курсового проекта является анализ организационной структуры и структуры управления в СПК «Лесной» и предложение методов дальнейшего совершенствования структуры управления.
При написании курсового проекта были поставлены следующие задачи:
1. Изучить понятие организационной структуры и основы структуры управления;
2. Провести анализ организационной структуры изучаемого предприятия;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….....……..4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ……………………………………………………........6
1.1 Сущность и содержание структуры управления………………………………….6
1.2 Классификация структур управления……………………………………………10
1.3 Совершенствование структуры управления……………………………………..17
2 КРАТКАЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СПК «ЛЕСНОЙ»…………………………………………………………..……….….20
3 АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ И СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ В СПК «ЛЕСНОЙ»………….............................................................27
4 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ……………………...31
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ……………………………………………………….37
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………38
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа состоит из  1 файл

Лесной.doc

— 378.50 Кб (Скачать документ)


МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. П.А.СТОЛЫПИНА

 

Институт экономики  и финансов

 

Кафедра экономики и управления

сельскохозяйственным  производством

 

 

 

 

КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

 

На тему:   «Анализ  и совершенствование организационной структуры и структуры управления в СПК «Лесной» Исилькульского

 района Омской области»

По дисциплине: «Управление  в АПК»

 

 

 

 

 

                          

 

 

 

 

 

 

            Выполнил: студентка 52 группы

                                        Лапова Ю.С.                  

                                                                                                                 

                                    Проверила : Королёва Ю.Н.

 

 

 

 

 

 

 

 

Омск – 2013

 

СОДЕРЖАНИЕ

Реферат

Введение…………………………………………………………………….....……..4

1 Теоретические аспекты анализа и совершенствования структуры управления……………………………………………………........6

1.1 Сущность и содержание структуры  управления………………………………….6

1.2 Классификация структур управления……………………………………………10

1.3 Совершенствование структуры  управления……………………………………..17

2 Краткая организационно-экономическая характеристика СПК «Лесной»…………………………………………………………..……….….20

3 Анализ организационной структуры и структуры управления в СПК «Лесной»………….............................................................27

4 Совершенствование структуры управления……………………...31

Выводы  и предложения……………………………………………………….37

Список  используемой литературы………………………………………38

Приложения

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Ранее руководители предприятий  даже не задумывались о конкуренции, о повышении эффективности, об увеличение прибыли, так как предприятия  не являлись собственностью начальника или директора.

Большинство предпринимателей, руководителей, и специалистов предприятий не понимают сущности этой сферы деятельности и знакомы лишь с отдельными функциями системы управления.

На производственном предприятии большое значение играют: разработка организационной структуры системы управления, подходы к распределению обязанностей, принципы создания перспективной организации и т.д. Поэтому значительное внимание уделяется совершенствованию организационной структуры системы управления на предприятии. Объектом рассматриваемым в ходе выполнения данной курсовой работы является предприятие СПК «Лесной» Исилькульского района Омской области

Структура организации  это логические взаимоотношения  уровней управления и функциональных областей, построенные в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать целей организации

Понятие организационной  структуры включает в себя не только выполняемые внутри нее задания, но и координируемую сотрудниками деятельность за пределами организации. Многие традиционно выполнявшиеся  самой  организацией виды работ в настоящее время передаются специализированным фирмам, что предполагает тесное взаимодействие независимых компаний и трансформацию традиционных границ между организациями.

Считается, что организация  существует во внешней среде, которая формирует ее стратегию, технологию, масштаб и уровень нововведений. Эти ситуационные факторы, в свою очередь, определяют необходимую структуру, то есть структуру, которую должна принять организация для обеспечения производственной деятельности.

Целью курсового проекта  является анализ организационной структуры и структуры управления в СПК «Лесной» и предложение методов дальнейшего совершенствования структуры управления.

При написании курсового  проекта были поставлены следующие задачи:

  1. Изучить понятие организационной структуры и основы структуры управления;
  2. Провести анализ организационной структуры изучаемого предприятия;
  3. Наметить неэффективные элементы в текущей системе;
  4. Определить направления совершенствования структуры управления в  СПК «Лесной»;

При исследовании применялись  следующие методы: статистический, монографический,  расчётно-конструктивный, метод обычного наблюдения.

Исходные материалы: годовые отчёты,  данные бухгалтерского баланса, должностные  инструкции, штатное расписание работников и др.

 

1 Теоретические аспекты анализа и совершенствования структуры управления

 

1.1 Сущность и содержание структуры  управления

 

Организационная структура  управления представляет собой сложную  совокупность связей и отношений, соответствующих им организационных форм производственного и общественного процессов, складывающихся по мере развития производительных сил и производственных отношений.[3, c.61]

Организационная  структура  управления  –  одно  из  ключевых   понятий  менеджмента, тесно связанное с целями,  функциями,  процессом управления, работой менеджеров и распределением между ними  полномочий.  В рамках  этой структуры протекает   весь   управленческий   процесс   (движение   потоков информации  и принятие  управленческих  решений),   в котором   участвуют менеджеры  всех  уровней,  категорий   и   профессиональной   специализации. Структуру  можно  сравнить  с  каркасом   здания   управленческой   системы, построенным для того, чтобы все протекающие в ней  процессы  осуществлялись своевременно и качественно.

     Таким образом, под   организационной  структурой  управления  необходимо понимать  совокупность  управленческих  звеньев,  расположенных  в   строгой  соподчиненности   и   обеспечивающих   взаимосвязь   между   управляющей и управляемой системами.

     Для   создания   работоспособного механизма   руководство должно проектировать  его по организационным, а не  по  индивидуальным принципам.  Организация,  пытающаяся   обойтись  без определенной схемы структуры  организации, неизбежно обратится к политиканству и  фаворитизму  в  вопросах повышения в должности  и  продвижения.  Более  того,  без  точного  описания должностных обязанностей не могут быть созданы основы для подготовки  других работников  к  выполнению  работ тех сотрудников,  которые продвинуты  по службе.

Необходимости  схем  организационной  структуры  ослабевает только в том случае,  когда организация становится  слишком большой для управления одним руководителем.  Многие  малые фирмы,  работавшие  довольно успешно на начальных стадиях  своего  развития,  начинают терпеть  неудачи, когда  их  основатели  не могут  дальше  управлять,  придерживаясь  своего собственного стиля. Переход от преуспевающей  малой  фирмы  к  преуспевающей крупной фирме будет замедлен, потому что работники охотнее  делают  то,  что соответствует  их  индивидуальности  и  специфическому  опыту,  чем-то,  что необходимо  для  интенсивности  работы  организации.  Схемы  организационной структуры  и  поддерживающая  документация  необходимы   с   самого   начала существования фирмы, а не  тогда,  когда  она  станет  слишком  большой  для управления одним человеком.

Схемы  организационной  структуры  не  показывают важные связи между  работниками  и  организационными  единицами.  Фактически именно то, что они показывают, может ввести в заблуждение. Например, на  них не изображены неофициальные  линии  коммуникации  и  влияния.  Иерархическая схема  описывает  предполагаемую  цепь  коммуникации  и  управления,  но  на практике существует много других коммуникационных и управленческих  каналов. Направление коммуникаций может быть горизонтальным и диагональным,  так  как работники взаимодействуют и делятся информацией. Телефонные  и  компьютерные сети дают возможность людям контактировать с другими быстро и эффективно.

     Схема   организационной  структуры   изображает   иерархию   должностей, подразумевая, что чем они выше, тем более важны и влиятельны. Это не  всегда верно, так  как некоторые работники являются  влиятельными при принятии  одних решений  и  лишены  влияния  при  принятии  других.  Схема   организационной структуры не отражает и соответственное влияние  руководителей,  находящихся на одном  и  том  же  уровне,  что,  казалось  бы,  означает  обладание  ими одинаковыми  правами. На  самом деле  это не  верно.  Например,   влияние руководителя отдела маркетинга может преобладать над влиянием  руководителя производственного отдела,  если  принимаемое решение зависит от  изучения рынка, а не от производственных возможностей. [2, c.113]

     Руководители предприятий уделяют большое внимание   принципам   и   методам   построения   структур управления, выбору их типов и видов, изучению тенденций изменения и оценкам соответствия задачам организации.

     Организационная  структура управления организации – совокупность специализированных функциональных подразделений, взаимосвязанных в процессе обоснования, выработки, принятия и реализации управленческих решений. Графически чаще всего изображается в виде иерархической диаграммы, показывающей состав, подчиненность и связи структурных единиц организации

     Для эффективного  управления организацией необходимо, чтобы ее структура соответствовала   целям и задачам деятельности  предприятия и была приспособлена   к ним. Организационная структура создает некоторый каркас, который является основой для формирования отдельных административных функций. Структура выявляет и устанавливает взаимоотношения сотрудников внутри организации.

     Структура  организации определяет также  структуру подцелей, которая служит критерием выбора при подготовке решений в различных частях организации. Она устанавливает ответственность подразделений организации за тщательное исследование отдельных элементов внешнего окружения и за передачу к соответствующим точкам информации о событиях, требующих особого внимания.

     С понятием  структуры организации  тесно  связано понятие об иерархических   взаимосвязях. Все большее количество  организаций имеют иерархическую   природу. Почти каждая организация  - церковь, университет или предприятие - состоит из подразделений, которые делятся на более мелкие организационные единицы, дробящиеся в свою очередь на еще более мелкие части. В классической теории организации понятию иерархической структуры соответствует так называемый принцип лестницы. Этот принцип предполагает деление власти и ответственности по вертикали иерархии и распределение обязанностей между подразделениями.

     Иерархия  представляет собой, по-видимому, общую  закономерность природы.  Принцип иерархической  структуры - является также главным принципом общей теории систем.

     Основой  классической теории организации  является принцип узаконивания  власти за некоторым  центральным  источником власти.

     Власть  служит средством интеграции  деятельности отдельных элементов организации и их ориентации на достижение общей цели. Она дает основу для проведения централизованного управления и контроля за результатами деятельности организации.

     Не  мало  важное значение в работе предприятия   имеет принцип объема контроля, или  сфера наблюдения, связан с числом подчиненных, действия которых может эффективно контролировать один начальник. Принцип объема контроля подразумевает необходимость координации начальником деятельности своих подчиненных. Понятие объема контроля подчеркивает необходимость установления таких отношений между начальником и подчиненным, которые позволяют проводить систематическую интеграцию деятельности подчиненных.

     В классической  теории организации линейная  структура организации является  носителем и непосредственным источником административной власти, а функции центральных служб заключаются в том, чтобы помогать и советовать линейным подразделениям. Согласно традиционному взгляду центральные службы способствуют расширению возможностей руководителя. Благодаря использованию таких специальных центральных служб, подчиненных и докладывающих непосредственно начальнику, можно увеличить объем контроля этого начальника, не опасаясь сократить возможности координации им действий подчиненных.

     Однако  с развитием специализации и  усложнением предприятий это  представление о центральных  службах претерпело серьезные изменения. Они стали играть значительно  более важную роль, обеспечивая руководству  сервис, информацию и даже управление другими подразделениями организации. С увеличением роли центральных служб прежние четкие и простые взаимоотношения между линейными и центральными службами стали невозможными. [3, c.161]

Информация о работе Анализ и совершенствование организационной структуры и структуры управления в СПК «Лесной» Исилькульского района Омской области