Анализ коммерческой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 15:15, курсовая работа

Описание

В литературе можно встретить самые различные определения коммерческой деятельности. Наиболее часто встречающиеся можно объединить в две группы:
а) коммерческая деятельность - это сфера товарного обращения;
б) коммерческая деятельность - торговые процессы, связанные со сменой формы стоимости.

Работа состоит из  1 файл

НИРС.doc

— 189.00 Кб (Скачать документ)

    -  во-вторых, (в социально-экономическом аспекте), как показатель товарного снабжения населения, один из показателей уровня жизни.

Показатель товарооборота  имеет количественную и качественную характеристики:

    -  Количественная характеристика товарооборота - объем реализации денежном исчислении;

-    Качественная характеристика - связана со структурой товарооборота. Структура (ассортиментный состав) товарооборота - доля отдельных товарных групп в общем объеме реализации.

Кроме того, как было отмечено выше, важнейшим  показателем эффективности работы коммерческого предприятия является прибыль, в которой отражаются результаты всей торговой деятельности предприятия — объем реализованной продукции, его состав и ассортиментная структура, производительность труда, уровень затрат, наличие непроизводительных расходов и потерь и т.д. От размера полученной прибыли зависят пополнение фондов, материальное поощрение работников, уплата налогов и др. Наличие прибыли свидетельствует о том, что расходы торговых предприятий полностью покрываются доходами от реализации товаров и оказания услуг. Прибыль торгового предприятия рассчитывается как разность между всеми ее доходами и расходами.

      Для характеристики экономической эффективности  торгового предприятия, а также в целях проведения сравнительного анализа необходимо знать не только абсолютную величину прибыли, но и ее уровень. Уровень прибыли характеризует рентабельность торговых организаций, которая является основным результативным показателем экономической эффективности коммерческой деятельности и возможным ориентиром для сравнительных расчетов размера ожидаемой прибыли и величины издержек обращения. Наиболее распространенный показатель рентабельности торговли — отношение суммы прибыли к товарообороту. Однако этот показатель не является единственным показателем рентабельности коммерческой деятельности, ибо он показывает лишь долю чистого дохода торговли в сумме товарооборота. В нем не находит отражение степень эффективности всех авансированных затрат (единовременных и текущих), связанных с коммерческой деятельностью. Так, при одной и той же сумме прибыли и товарооборота у разных коммерческих организаций могут быть различные вложения в основные и оборотные средства. В связи с этим особое значение для оценки эффективности коммерческой работы приобретает сопоставление прибыли с затратами (издержками обращения):

Прибыль предприятия / Издержки обращения * 100%.

Этот  показатель позволяет судить об эффективности  коммерческой деятельности, так как  показывает, какова доля прибыли на каждый рубль расходов по ведению коммерции.

К другим показателям эффективности этой группы можно отнести: отношение  прибыли к фонду заработной платы; сумму прибыли, приходящуюся на одного работника торгового предприятия; отношение прибыли к основным и оборотным средствам и некоторые другие.  

      Одним из качественных показателей эффективности  коммерческой работы являются издержки обращения (расходы по осуществлению  коммерческой деятельности). Издержки обращения представляют собой выраженные в денежной форме затраты, связанные  с осуществлением торговой деятельности. Эти издержки могут быть связаны с продолжением процесса производства в сфере обращения, т. е. с выполнением торговлей дополнительных функций (расходы по перевозкам, хранению, фасовке, упаковке товаров и др.). Такого рода расхода называются дополнительными издержками.

      Расходы, связанные с осуществлением процессов  купли-продажи товаров (закупка, реализация товаров и процессы, которые непосредственно  способствуют осуществлению актов  купли-продажи товаров) называются чистыми издержками обращения. При анализе коммерческой деятельности важно выявить долю чистых и дополнительных издержек обращения. Уровень издержек обращения рассчитывается как процентное отношение суммы издержек обращения к товарообороту. Он в определенной степени отражает экономичность коммерческой деятельности и применяется при сравнении работы однотипных и находящихся в примерно одинаковых условиях торговых организациях.

      В последние годы в связи с ростом цен на тарифы по перевозкам товаров, энергоносителя, услуги и др. наблюдается резкое возрастание издержек обращения в торговой деятельности, приводящее отдельные торговые предприятия к убыточности и даже банкротству. В связи с этим экономия издержек обращения имеет большое значение для повышения эффективности коммерческой деятельности.

      Другим  важным условием эффективности коммерческой деятельности торгового предприятия является скорость обращения товаров, выражающаяся в показателе товарооборачиваемости. Ускорение товарооборачиваемости является основным критерием оценки работы коммерческой организации, так как означает сокращение времени пребывания товаров в сфере обращения, а значит, более быстрый оборот денежных средств и необходимость в их меньшей величине для совершения торговых процессов.

      Товарооборачиваемость — это скорость обращения товаров или время, в течение которого реализуются товарные запасы.

Товарооборачиваемость отражает среднее время обращения  товарного запаса за определенный период (год, квартал) или выражает число оборотов среднего запаса за указанный период. В первом случае товарооборачиваемость рассчитывается в днях к обороту, во втором — числом оборотов среднего запаса.

      Товарооборачиваемость в днях к обороту рассчитывается путем деления среднего запаса товаров  на среднедневной оборот за какой-то период по формуле:

О = Зс / Тс.д;

где О - товарооборачиваемость в днях (продолжительность  одного оборота); Зс - средний запас  товаров за определенный период; Тс.д. -среднедневной товарооборот за тот  же период.

Товарооборачиваемость, выражаемая числом оборотов среднего запаса за какой-то период времени (обычно за год), рассчитываются по следующим формулам:

К = П / Зс;

К = Ч / О;

где, К -количество оборотов товарной массы  за отчетный период; П - объем продажи  товаров за тот же период; Зс —  средний запас товаров за указанный период; Ч — число дней в отчетном периоде; О — товарооборачиваемость в днях (продолжительность одного оборота).

    Сравнивая фактические показатели товарооборота  на квадратный метр торговой или складской  площади с оптимальными (нормативными), можно сделать вывод об эффективности использования торговой (складской) площади магазина или склада. Каждый из рассмотренных выше показателей эффективности коммерческой деятельности, взятый в отдельности, недостаточно полно учитывает и характеризует эффективность торговой организации (предприятия) в целом. Конечным результатом деятельности торгового предприятия является стоимость реализованных товаров и услуг. Кроме того, анализу подвергаются такие показатели, как доходы от реализации продукции неторговой деятельности, другого имущества, от внереализационных операций, валовой доход.

    Результаты  анализа деятельности организации  определяют возможности привлечения  новых продавцов, заказчиков, увеличения объемов реализуемой продукции  и оказываемых услуг, расширения сфер деятельности по закупкам, реализации продукции и обслуживанию клиентуры для прогнозирования дальнейшего развития коммерческой деятельности организации. Используются для дополнительного анализа положения организации на товарном рынке, его конъюнктуры, выявления новых каналов закупки продукции и наиболее эффективных форм товародвижения. 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Коммерческая  деятельность – древнейший из видов  деятельности человека. Эта деятельность появилась с начала разделения труда  и выражалась вначале в примитивных формах натурального обмена. Постепенно совершенствовались способы производства и усложнялись формы коммерческой деятельности. Сформировался особый класс людей, которые всю свою жизнь посвящали торговле – купцы. С развитием товарно-денежных отношений резко увеличилось разнообразие форм коммерческой деятельности. Старая система товарного обмена уже не отвечала потребностям быстро развивающегося хозяйства. Появились банки – организации позволяющие аккумулировать капиталы для осуществления крупных проектов, страховые компании – призванные защитить от различных рисков, а также биржи – облегчающие процесс поиска торговых партнеров.

Что же сегодня  представляет коммерция на отдельно взятом предприятии? Снабжение и  сбыт - или нечто большее. Внедрение маркетинга в деятельность предприятий еще больше осложнило ситуацию.

Деятельность  коммерческих служб предприятий  во многом определяется "веянием" нового времени. Коммерческая деятельность в современных условиях строится на принципе полного равноправия деловых партнеров, хозяйственной самостоятельности поставщиков и покупателей, строгой материальной и финансовой ответственности сторон за выполнение принятых обязательств.

Таким образом, в работе были решены следующие задачи:

-         Раскрыты основные подходы к определению коммерческой деятельности;

-         Определены принципы организации коммерческой деятельности на предприятии;

-         Выявлены современные тенденции коммерческой деятельности предприятий России;

-         Проведен анализ хозяйственной деятельности предприятия и эффективность деятельности коммерческой службы;

В ходе исследования было выявлено, что внутренние факторы  – база для совершенствования  коммерческой деятельности предприятия. Организация коммерческой деятельности – структура коммерческих служб на предприятии и их подчиненность. Каждое предприятие самостоятельно выбирает себе то количество персонала, которое необходимо для осуществления коммерческой деятельности. От организации коммерческих отделов (закупок, снабжения, сбыта и маркетинга) зависит очень многое. Во-первых, эффективное разделение труда способствует увеличению производительности. Во-вторых, от структуры управления зависит оперативность реагирования на изменяющуюся ситуацию.

В современных  условиях в основу управления коммерческой деятельностью должен быть положен маркетинг - система управления по разработке, производству и сбыту товаров на основе изучения рынка и в интересах получения прибыли. В отношении торговых предприятий - закупка и распределение нужного покупателям товара. 
 
 
 
 
 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Александров Ю.Л. Экономика товарного обращения / Ю.Л.Александров, Н.Н. Терещенко; Краснояр. гос. торг. экон. ин – т. - Красноярск, 2000. – 215с.
  2. Абчук В.А. Коммерция: учебник для вузов / В.А. Абчук. – СПб.: Изд – во Михайлова В.А, 2001.- 475 с.
  3. Абрюшина М.С. Финансовый анализ коммерческой деятельности: учебное пособие / М.С. Абрюшина.- М.: Финпресс, 2002.-176 с.
  4. Альбеков А.У. Логистика коммерции: Учебник для вузов/ А.У. Альбеков, А.У. Альбеков – Ростов-на Дону: Феникс, 2001.-512с.
  5. Брагина Л. А. Торговое дело: экономика, маркетинг, организация: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. / Л.А. Брагин и Т. П. Даньков. – М.: ИНФРА – М, 2002. – 560с.
  6. Брагин Л.А. Экономика торгового предприятия: Торговое дело: учебник для вузов / Л.А. Брагин.- М.: ИНФРА – М, 2004.- 314 с.
  7. Валевич Р.П. Экономика торгового предприятия / Р.П. Валевич, Г.А. Давыдова – Минск: Высшая школа, 2002. – 321 с
  8. Виноградова С.Н. Организация и технология торговли: учебник. / С. Н. Виноградова - М: Высшая школа, 2004. - 224с.
  9. Гуняков. Ю.В. Начала коммерциологии: система внутренних механизмов. В 2 кн. Кн. 2. / Ю.В. Гуняков; Краснояр. гос. торг. – экон. ин - т. - Красноярск, 2001. – 278 с.
  10. Дашков Л.П. Организация, технология и проектирование торговых предприятий: учебник для вузов / Л.П. Дашков, В.К. Памбухчиянц.- 5 – е изд., перераб. и доп.- М.: Дашков и К,2003.-520 с.
  11. Дашков Л.П. Коммерция и технология торговли: учебник для вузов / Л.П. Дашков, В.К. Памбухчиянц.-3 – е изд., перераб. и доп.- М.: Маркетинг,2001.- 596 с.
  12. Елагин Ю.А. Технология и коммерческая деятельность / Ю.А. Елагин, Т.И. Николаева. – Екатеринбург, 2006. – 207с.
  13. Зайцев Н.Л. Экономика организации: учебник для вузов / Н.Л. Зайцев.- М.: Экзамен, 2005.-768с.
  14. Каплина С. А. Организация коммерческой деятельности/ С. А. Каплина. – М.: ЮНИТИ, 2001. – 398 с.
  15. Козлов В. К. Коммерческая деятельность предприятия: Стратегия, организация, управление: учебн. пособие для вузов/ В. К. Козлов. – СПб.: Политехника, 2001. – 322 с.
  16. Козлова В.Н. Коммерческая деятельность предприятия. Стратегия, организация и управление: учебн. пособие для вузов / В.Н. Козлова. - СПб.: Политехника. – 2005, 322 с.
  17. Организация коммерческой деятельности: справочное пособие / С.Н. Виноградова. – Минск: Высшая школа, 2003. – 461с.
  18. Памбухчиянц В.К. Организация, технология и проектирование торговых предприятий: учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. / В, К. Памбухчиянц; 2-е изд. - М.: Маркетинг, 2003. - 320с.
  19. Панкратов Ф.Г. Коммерческая деятельность: учебник для вузов / Ф.Г. Панкратов, Т.К. Серегина.-М: Маркетинг. 2004. – 580с.
  20. Панкратов Ф.Г. Организация и технология торговых процессов. / Ф. Г. Панкратов. - М.: Экономика, 2006. - 304с.
  21. Протасов В.Ф. Анализ деятельности предприятия (фирмы): пр – во, экономика, инвестиции, маркетинг / В.Ф. Протасов. – М.: Финансы и статистика, 2003.-536с.
  22. Памбухчиянц О.В. Организация коммерческой деятельности: учебник для сред. спец. учеб. заведений / О.В. Памбухчиянц.- Москва.: Дашков и К, 2006.- 442 с.
  23. Памбухчиянц О.В. Организация и технология коммерческой деятельности: учебник для сред. спец. учебных заведений / О.В. Памбухчиянц.- 4 –е изд., перераб. и доп.- М.: Маркетинг, 2004.- 450 с.
  24. Платонов В.Н. Организация торговли: учебное пособие для вузов / В.П. Платонов.- Минск: БГЭУ, 2006.- 287 с.

Информация о работе Анализ коммерческой деятельности