Анализ развития торговой сети магазинов «Магнит» (ЗАО «Тандер»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 00:58, курсовая работа

Описание

Предметом исследования являются сетевая торговля и её развитие. Объект – сеть магазинов «Магнит» (ЗАО «Тандер»)
Цели, которые были поставлены для выполнения работы:
Изучение сущности розничной торговли, её основных функций, а так же форматов розничных сетей;
Рассмотрение состояния торговых сетей на примере отдельного региона;
Изучение стратегий развития сетевой торговли России;
Анализ развития сети магазинов «Магнит».

Содержание

Введение 3
1. Розничная торговля: сущность, основные функции 5
1.1. Классификация предприятий розничной торговли 6
1.2. Форматы розничных сетей на российском рынке 11
2. Развитие сетевой торговли 13
2.1. Состояние торговых сетей на примере Санкт-Петербурга. Список торговых сетей российского рынка 13
2.2. Основные стратегии развития российской сетевой торговли 17
2.3. Франчайзинг как инструмент развития торговой сети 19
3. Анализ развития торговой сети магазинов «Магнит» (ЗАО «Тандер») 23
3.1. Общая характеристика предприятия «Магнит» (ЗАО «Тандер») 23
3.2. Анализ развития розничной сети «Магнит» 24
Заключение 26
Список использованной литературы 28

Работа состоит из  1 файл

Готовая курсовая ПРАВЛЕННЫЙ.docx

— 64.30 Кб (Скачать документ)

Одной из основных целей  ведущих российских торговых сетей  в течение последних трех лет  было наращивание продаж, а не повышение  прибыльности. С одной стороны, эта  стратегия является стандартной  для всех быстрорастущих рынков (самым  ярким, хотя и самым одиозным примером является рынок интернет-коммерции  образца 1998–2000 гг.). С другой стороны, и для выхода из бизнеса, и для  привлечения финансирования для  дальнейшей экспансии путем продажи  доли в капитале портфельным инвесторам или первичного размещения акций  главным показателем для оценки компании, по сложившейся традиции, является объем продаж, а не ее рентабельность. Именно поэтому первой успеха (эффектного первичного размещения акций) достигла компания, реализующая одну из наиболее крупных франчайзинговых программ, – «Пятерочка».

Но сейчас такой способ развития розничной сети, как строительство  собственных торговых точек, уже  не обеспечивает сетям необходимых  темпов роста для того, чтобы сохранять  лидирующее положение.

Поэтому практичнее рассматривать  первые две стратегии развития сети, наиболее перспективные для большинства  сегментов рынка розничной торговли, – слияния и поглощения и франчайзинг.

 

 

    1. Франчайзинг как инструмент развития торговой сети

 

 

В последнее время все  больший интерес у производителей и торговых компаний вызывает франчайзинг  как способ создания стабильной и  гибкой сети розничных магазинов. Особенно привлекает российские компании возможность открывать новые магазины в рамках франчайзинга, не отвлекая собственных средств.

Франчайзинг, коммерческая концессия, франшиза (от фр. franchir, «освобождать») — вид отношений между рыночными субъектами, когда одна сторона (франчайзер) передаёт другой стороне (франчайзи) за плату (роялти) право на определённый вид бизнеса, используя разработанную бизнес-модель его ведения7. Это развитая форма лицензирования, при которой одна сторона (франчайзер) предоставляет другой стороне (франчайзи) возмездное право действовать от своего имени, используя товарные знаки и/или бренды франчайзера.

 В общем смысле, франчайзинг  — это «аренда» товарного знака  или коммерческого обозначения  (см. Приложение 3, рис. 2.3.1.). Использование франшизы регламентируется договором между франчайзером и франчайзи.

Франчайзинг – форма длительного коммерческого сотрудничества фирм.

Система франчайзинга оказывается  взаимовыгодной для двух сторон по нескольким причинам:

  • Это эффективное средство роста, не требующее вложений средств.
  • Большая мотивация малых предприятий по развитию бизнеса, так как управляющий малым предприятием – не наемный работник, а хозяин.
  • Работа под маркой сетевой компании является своего рода гарантией «выживания» бизнеса. По статистике среди независимых компаний только 15% выживают за первые 5 лет, тогда как среди франчайзинговых малых предприятий успешно развиваются каждые 7 из 8 компаний.

Однако у системы франчайзинга есть не только плюсы. Одно из ограничений  этой системы – большая роль личных отношений между первыми лицами сетевой компании и партнерами-франчайзи. Зачастую именно налаженность отношений  и контактов имеет решающее значение для успеха или неудачи франчайзинга. Стараясь снизить риски совместного  бизнеса с незнакомыми компаниями, некоторые сетевые компании вводят специальные требования к потенциальным партнерам. Например, владелец франшизы ресторанов «Ростикс» «РосИнтер» в качестве дополнительного требования к франчайзи выдвигает опыт деловых отношений до франчайзинга.

Другой проблемой, требующей  постоянного внимания, является необходимость  непрерывного совершенствования системы  контроля франчайзинговой сети. Об этом свидетельствует опыт российских сетей, прошедших, по отечественным  меркам, большой путь в этом направлении.

Более того, ряд ведущих  розничных сетей, таких как, например, сеть «Дикси», не развивает направление  франчайзинга в своей деятельности в связи с тем, что франчайзи, по их мнению, не могут обеспечить необходимого качества работы магазинов.

В сфере торговли используются два различных по принципам организации  варианта франчайзинговых сетей: товарный франчайзинг и франчайзинг бизнес-формата (см. Приложение 4, табл. 2.3.2.).

В соответствии с условиями  товарного франчайзинга франчайзи  становится единственным продавцом  данного товара на закрепленной территории и эксклюзивным представителем торговой марки франчайзера.

Основным условием сделки является то, что франчайзи обязуется  закупать продукцию только у своего франчайзера и полностью отказывается от реализации аналогичных товаров  других фирм, которые могут составить  конкуренцию. Среди российских розничных  сетей можно назвать «Монарх», «Красный Куб», «Для душа и души». Франчайзи  получают общие рекомендации по оформлению магазина, наружной рекламы и выкладке товара.

Более затратным и сложным, с точки зрения организации структуры, времени для запуска системы, а также денежных инвестиций и  людских ресурсов, является франчайзинг  бизнес-формата, который используется для развития продовольственной сетевой розницы. По такому типу развиваются сети «Пятерочка», «Копейка», «Седьмой континент».

Отличительной особенностью этого вида франчайзинговых отношений  является высокая стандартизация и  регламентация всех операций: начиная с поиска места под магазин и заканчивая описаниями рабочих процессов, таких как открытие магазина, действия персонала при возникновении проблем (разбитое стекло и др.). То есть бизнес-формат понимается как организационная структура, «типовая» для любого магазина сети.

 

  1. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ТОРГОВОЙ СЕТИ МАГАЗИНОВ «МАГНИТ» (ЗАО «ТАНДЕР»)

 

    1. Общая характеристика предприятия «Магнит» (ЗАО «Тандер»)

 

 

Миссия компании  -  «Мы работаем для повышения благосостояния наших  покупателей, сокращая их расходы на покупку качественных товаров повседневного спроса, бережно относясь к ресурсам компании, улучшая технологию и достойно вознаграждая сотрудников».

В настоящий момент сеть магазинов "Магнит" это:

  • Лидер на рынке по количеству торговых объектов и территории их покрытия в России —  64 филиала, 1 представительство, более 3 658 магазинов формата "у дома" и 35 гипермаркетов в более чем 1 156 городах и населенных пунктах;
  • Сеть дистрибьюторских центров на всей европейской части России, получающих товар от крупных поставщиков и подготавливающих его для отправки в магазины;
  • Предприятие, имеющее крупный парк автомобилей и осуществляющее междугородние перевозки грузов по всей европейской части России;
  • Около 620 наименований товаров под частной маркой.

В 2011 году компании исполнилось 17 лет, а первому магазину «МАГНИТ» - 12 лет. За этот период компания стала  неотъемлемой частью быта огромного  числа россиян, в сознании которых  «Магнит»- это удобный магазин  у дома, в котором большой ассортимент  товаров повседневного спроса по доступным ценам. Сегодня компания - это более 125 140 сотрудников. Все  вместе, они создали, поддерживают и  развивают этот огромный механизм оптимальной  доставки товаров от производителя  к покупателю.

 Залог процветания  компании – её постоянное развитие, что в нынешней конкурентной  среде совсем не просто. Учитывают  изменения потребительского спроса - меняется формат магазинов: от  маленького магазина у дома  до гипермаркета. Формируется ассортимент  с учетом традиций региона,  возраста и среднестатистического  бюджета населения. 

Внедряются новые технологии и оборудование. Компанией открываются  новые магазины и гипермаркеты не только в городах, но и в небольших  населенных пунктах, где не работает ни одна крупная торговая сеть.

 

 

    1. Анализ развития розничной сети «Магнит»

 

 

После того как ЗАО «Тандер» в 1998 году принял решение о развитии розничного рынка, в Краснодаре был открыт первый магазин самообслуживания.  
       И уже в 2000 году руководство приняло решение сосредоточить усилия на развитии розничной сети. Все работающие на тот момент магазины были преобразованы в дискаунтеры. Сеть получила название «Магнит» и под этим названием продолжила свой количественный и качественный рост.

В 2001 году сеть «Магнит» стала  крупнейшей розничной сетью в  России по количеству магазинов. В декабре 2005 года руководство компании получило благодарность от Президента РФ В. В. Путина «За большой вклад в становление российской экономики».

"Магнит" к концу сентября 2009 года открыл 399 новых магазинов, расширив сеть до 2,98 тыс. торговых объектов.

         В 2010 году  компания заняла твердую позицию в секторе  благодаря следующим факторам развития:

  • Гибкая ценовая политика и ассортиментная матрица, регулируемая в соответствии с уровнем доходов потребителя.
  • Крупномасштабная инвестиционная программа на 2010 год: план капитальных затрат на сумму около 1 млрд. долл.
  • Открытие 450 – 550 магазинов у дома в течение 2010 года.
  • Открытие 25 – 30 гипермаркетов в 2010 году.
  • Работа над повышением эффективности.

Стратегия развития сформулирована как достижение максимальной зоны покрытия сети магазинов "Магнит":

  • Стратегическое направление – открытие магазинов в городах с населением менее 500 тыс. человек – где проживает 73% городского населения России;
  • Целевая аудитория «магазина у дома» - покупатели со средним уровнем дохода, что дает возможность сети "Магнит" проникать в небольшие города и населенные пункты.

Дальнейшее развитие сети должно сфокусируется на укреплении позиций сети "Магнит" в отдельных регионах страны:

  • Стратегия снижения цен для региональной экспансии;
  • Наличие достаточных средств, обеспечивающих открытие не менее 250 магазинов в год.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Сетевая торговля в России подтвердила  свою жизнеспособность. Это было достигнуто в результате централизации управления системами закупок и сбыта; равноправного партнерства всех участников сети; использования стратегий проникновения на рынок; маркетинговых форм и методов организации торговли и стимулирования продаж.

Главная задача сегодня – это  подготовка квалифицированных кадров в области сетевой торговли,  способных поднять национальную экономику на более высокий уровень.

Торговые сети FMCG РФ – это один из самых быстро растущих сегментов розничной торговли РФ. Торговые сети FMCG развивают современные форматы торговли (гипермаркеты, супермаркеты, дискаунтеры и др.). По оценкам аналитиков ИА "INFOLine", их доля составляет около 30% розничного продуктового ритейла, а в городах миллионниках превышает 40-50%. Тенденции в развитии торговых сетей FMCG являются определяющими для всей розничной торговли РФ.

Важным моментом привлечения покупателей  и повышения объема продаж продукции  является мерчендайзинг, активно используемый ключевыми игроками рынка. Сегодня  практически любая полка в  супермаркете, является микромоделью рынка. Чем лучше представлен  товар на полке, тем выше вероятность  его покупки. Для этого необходимо учесть что товар должен иметь презентабельный вид, должен быть обращен лицевой стороной к покупателю, логотип бренда не должен закрываться ценником, акцизной маркой и.т.п. (вообще, любая полезная потребителю информация, размещенная на упаковке товара не должна быть заклеена), товар должен находится на уровне глаз потребителя, товар должен быть помещен в соответствующей группе товаров, внутри товарной группы товар должен находится в соответствующей ценовой группе, т.е. если это дорогой стиральный порошок для стирки в стиральной машине, то он должен находится в том месте, где выложены стиральные порошки, среди других порошков-автоматов, причем такого же ценового уровня. Чем больше фэйсингов товара на полке, тем лучше.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. ГОСТ Р 51304-99 «Услуги розничной торговли. Общие требования».
  2. Приказ от 31 марта 2011 г. № 422 «Об утверждении стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2011 - 2015 годы и период до 2020 года»
  3. Системы развития торговых предприятий. Сборник нормативно-технических документов. М.,2005.
  4. Аниськова О.Г., Пигунова О.В. Стратегия коммерческой деятельности предприятия розничной торговли. - М.: Издательско-книготорговый центр Маркетинг, 2008. - 425 с. 3. Белявский И.К. Основы коммерции: Учебно-практическое пособие / Московский государственный университет. - М.: МЭСИ, 2008. - 423с.
  5. Берман Б., Эванс Дж. Розничная торговля. Стратегический подход. – М.: Вильямс, 2008.
  6. Дашков Л.П., Памбухчиянц В.К. Коммерция и технология торговли. - М., 2006. - 254с.
  7. Денисова И. Н. Организация и технология коммерческой деятельности: в рисунках, схемах, таблицах: Учеб. пособие для сред. проф. образования по специальностям 0608 «Коммерция» (по отраслям), 0612 «Товароведение» (по группам однород. товаров)/ И. Н. Денисова. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 208 с.
  8. Ильин А. И. Планирование на предприятии, М., 2008 - 225с.
  9. Иванович, М. Розничные сети транснациональных компаний /М. Иванович, М. Ососова //Российская экономика на новых путях: [актуальные экон. проблемы, корпоратив. упр. и упр. компанией, банки и инвестиции, реальный сектор экономики, соц. проблемы : сб. ст. /Ин-т бизнеса и экономики.-М., 2005г.
  10. Каплина С. А. Организация коммерческой деятельности: Учеб. пособие для сред. спец. заведений/ С. А. Каплина. - Ростов н/ Д: Феникс, 2008. - 414 c.
  11. Кирин Ф.Я. Хозяйство Челябинской области.- Челябинск: Юж.-Урал. Кн. Изд-во, 2009. - 157 с.
  12. Коммерческая деятельность производственных предприятий (фирм) Учебник О. А. Новиков, В. О. С. А. Уваров и др.; Под общ. ред.: О. А. Новикова. В. В. Щербакова. -- СПб.: Изд-во 2009. --416с.
  13. Коммерческая деятельность. Учебник Ф.Г.Панкратов, Т.К.Серегина. - М.: ИВЦ «Маркетинг», 2010 г.
  14. Коммерческая деятельность. Учебник Ф.П.Половцева. -М.: «Инфра-М», 2009
  15. Ньюман Э. Кален П. Розничная торговля - СПб.: Питер, 2009 - 416с., ил., табл.
  16. Осинова Л.В. , Синяева И.М. Основы коммерческой деятельности. Учебник. М. «Банки и биржи» 2009. - 324 с.
  17. Памбухчиянц В.К. Организация, технология проектирование торговых предприятий. - М.; 2007 - 320 с.
  18. Плиханов Г.В. Торговое дело. - Москва, 2009. - 452с.
  19. Покровский А.И. Экономика торговли. - М., 2008. - 354с.
  20. Половцева Ф.П. Коммерческая деятельность. - М.: ИНФРА - М, 2008. - 257с.
  21. Практикум по коммерческой деятельности. Учеб. пособие/ Ф.Г. Панкратов и др. - М.: Маркетинг, 2009 - 248 с.
  22. Пугинский Б. И. Коммерческое право России: Учеб. для вузов/ Б. И. Пугинский. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Высшее образование, 2005. - 346 с.
  23. Региональная экономика /Под. ред. М.В. Степанова. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 463с.
  24. Розничные торговые сети: стратегии, экономика и управление: учебное пособие/кол. авторов; под ред. А.А. Есютина и Е.В. Карповой – 2-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2008.
  25. Соломатин А.Н. Экономика, анализ и планирование на предприятии торговли: Учеб. Для вузов. – С-Пб.: Питер, 2009.
  26. Экономика торгового предприятия: Торговое дело. /Под ред. Л.А. Брагина – М.: ИНФРА-М, 2008.
  27. www.gks.ru
  28. www.dolevandreynarod.ru
  29. www.nrn.ru
  30. www.gazeta.etatar.ru

Информация о работе Анализ развития торговой сети магазинов «Магнит» (ЗАО «Тандер»)