Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 06:23, курсовая работа
Цель курсовой работы - анализ себестоимости и эффективности производства продукции.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. рассмотреть основные теоретические аспекты экономической сущности себестоимости;
2. дать организационно-правовую и экономическую характеристику исследуемому объекту;
3. провести анализ себестоимости и эффективности производства сырокопченых колбас.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………… 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ…………………………………………………………………………
1.1 Понятие и сущность себестоимости продукции (работ, услуг), её экономическое значение………………………………………………………….. 5
1.2 Значение, задачи и объекты анализа себестоимости продукции…………... 9
2 ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАО «АГРОФИРМА « МЯСО»……………………………………………………………
2.1 Организационно-правовая характеристика предприятия…………………... 11
2.2 Экономическая характеристика предприятия……………………………….. 18
3 АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА КОЛБАСНОЙ ПРОДУКЦИИ…………………………………………………………………………
3.1 Анализ динамики производства колбасной продукции……………………. 21
3.2 Анализ себестоимости колбасной продукции……………………………….
3.4 Анализ финансовых результатов от реализации колбасной продукции…...
3.5 Анализ безубыточности………………………………………………………
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ……………………………………………………...
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………..
2.2 Экономическая характеристика предприятия
Для оценки результатов ведения
хозяйственной деятельности предприятия
необходимо рассмотреть изменения
основных экономических показателей
за два года. Динамика изменения
основных экономических показателей
позволяет выявить влияние
Таблица 2.2 - Основные экономические показатели производственно- хозяйственной деятельности ЗАО «Агрофирма «Мясо»
Показатели |
2010 |
2011 |
Отклонения +;- | ||
абсолют- ное |
относитель- ное, % | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 | |
1. Объем реализованной продукции, т. руб. |
394706 |
340147 |
-54559 |
-13,8 | |
2. Себестоимость реализованной продукции, т. руб. |
381157 |
315461 |
-65696 |
-17,2 | |
3. Прибыль от продаж |
5 |
15086 |
15081 |
301620,0 | |
4.Прибыль до налогообложения, т. руб. |
3808 |
8067 |
4259 |
111,8 | |
5. Чистая прибыль, тыс. руб. |
1676 |
6356 |
4680 |
279,2 | |
6. Затраты на 1руб. реализо-ванной продукции, руб. |
0,96 |
0,93 |
- 0,03 |
-3,1 | |
7. Ср.годовая стоимость основных производственных фондов, тыс. руб. |
138854 |
126809 |
-12045 |
-8,7 | |
8. Фондоотдача, руб. |
2,8 |
2,7 |
-0,1 |
-3,6 | |
9. Фондоемкость, руб. |
0,3 |
0,4 |
0,1 |
33,3 | |
10. ССЧ, чел. |
248 |
254 |
6 |
2,4 | |
Продолжение таблицы 2.2 | |||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 | |
11. Фондовооруженность, тыс.руб. |
559,9 |
499,2 |
-60,7 |
-10,8 | |
12.Производительность труда, т. руб. |
1591,5 |
1339,2 |
-252,3 |
-15,8 | |
13.Рентабельность продукции, руб. |
0,00001 |
0,05 |
0,00499 |
499900,0 | |
14.Рентабельность продаж, руб. |
0,00001 |
0,04 |
0,00399 |
400000,0 |
За 2011 год объем производства валовой продукции в действующих ценах составил 368 млн. руб. Всего реализовано продукции, работ, услуг на сумму 376 млн. руб., в т.ч. выручка от реализации составила 340147т. руб.
По результатам анализа основных экономических показателей, можно сказать, что ЗАО «Агрофирма «Мясо» за отчетный период получило прибыль в сумме 6356 тыс. руб. По сравнению с 2010 г. данный показатель увеличился на 4680 т.руб.
Чистая прибыль была получена в основном от внереализационных доходов которые составили в 2011 году 108373 т. руб., так как прибыль от продаж увеличилась на 15081 т. руб.
Изменение показателя произошло за счет снижения себестоимости продукции на 17,2 %, которая в свою очередь изменилась за счет спада объема производства.
Положительным моментом является снижение затрат на 1 рубль реализованной продукции, которое составило 3 коп.
За счет уменьшения стоимости основных производственных фондов на 12 045 т. руб. и соответственно выпуска продукции на 13 % фондоотдача ОПФ снизилась на 10 копеек.
В результате увеличения среднесписочной численности на 6 человек, а так же за счет снижения темпов производства на 13% производительность труда на 1 работающего снизилась на 252 тыс. руб.
Рентабельность продукции и рентабельность продаж значительно увеличились.
Таким образом, по результатам анализа можно сказать, что предприятие на сегодняшний день является достаточно неэффективным, несмотря на рост показателей рентабельности.
Уменьшение всех показателей предприятия произошло в результате реконструкции трансформаторной подстанции ТП – 814 с двумя силовыми трансформаторами мощностью 1000 кВт на общую сумму 904 т. руб., что повлекло за собой остановку производства цеха полуфабрикатов на 2 месяца, а так же за счет износа и выбытия основных производственных фондов.
Балансовая стоимость основных средств по состоянию на 31 декабря 2010 составляла 297,46 млн. руб., износ основных средств – 170,65 млн. руб., остаточная стоимость – 126,81 млн. руб. Текущий износ за 2011 год составил 11,9 млн. руб.
За отчетный период ЗАО «Агрофирма «Мясо» уплатило налогов и сборов в бюджет и внебюджетные фонды на сумму 67,6 млн. руб.
За истекший год решениями Совета директоров оказано спонсорской помощи на сумму 130 тыс. руб.
3 АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ
ПРОИЗВОДСТВА КОЛБАСНОЙ
3.1 Анализ динамики
производства колбасной
Основными показателями объема производства являются товарная и валовая продукция. Валовая продукция – это стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ. Товарная продукция отличается от валовой тем, что в нее не включаются остатки незавершенного производства и внутрихозяйственный оборот.
На рисунке 3.1 представлена схема реализации готовой продукции предприятия. Производственные цеха вырабатывают продукцию с различными сроками хранения: от 7 суток (ветчина говяжья, ветчина со шпигом) до 90 суток (сосиски молочные глубокой заморозки). Произведенная продукция либо поступает на склад для хранения, либо подлежит немедленной отгрузке. В целях экономии трудовых и материальных затрат сбыт продукции производится в соответствии со сроком ее хранения в максимально короткие сроки, т.е. изделия со сроком хранения меньше 15 - 17 суток нецелесообразно хранить на складе.
Производственный цех |
|||||
|
|
|
|||
(некоторые виды вареных колбас, ветчины, сардельки) |
Продукция со сроком реализации 17-90 суток (сырокопченые колбасы, сосиски глубокой заморозки и др.) | ||||
|
|
||||
|
|||||
|
Реализация |
||||
Схема 3.1 - Реализации продукции, производимой ЗАО «Агрофирма «Мясо»
Анализ объема производства начинается с изучения динамики валовой и товарной продукции, расчета базисных и цепных темпов роста и прироста.
Таблица 3.1 – Динамика производства и реализации сырокопченых колбас ЗАО «Агрофирма «Мясо»
Год |
Объем производства, тыс. руб. |
Темпы роста, % |
Объем реализации, тыс. руб. |
Темпы роста, % | ||
базисные |
цепные |
базисные |
цепные | |||
2007 |
56031,0 |
100,0 |
100,0 |
55289,0 |
100,0 |
100,0 |
2008 |
60553,1 |
108,1 |
108,1 |
60778,3 |
110,0 |
110,0 |
2009 |
71256,0 |
127,2 |
117,7 |
70899,5 |
128,2 |
116,6 |
2010 |
79063,9 |
141,1 |
111,0 |
74501,0 |
134,7 |
105,1 |
2011 |
87327,2 |
155,9 |
110,4 |
84412,6 |
152,7 |
113,3 |
Из таблицы видно, что за пять лет объем производства увеличился на 55,9 %, а объем реализации на 52,7 %.
Среднегодовой темп роста (прироста)производства и реализации продукции рассчитаем по среднегеометрической взвешенной по формуле:
где Т – темп роста, %
n – отчетный период, годы.
На предприятии за пять
лет среднегодовой объем
Для большей наглядности динамику производства изобразим графически.
Рисунок 3.1 – Динамика производства колбасной продукции за период 2007-20011гг.
Рассмотрим состав и структуру сырокопченой колбасной продукции на предприятии.
Таблица 3.2 – Анализ ассортимента и структуры сырокопченой колбасной продукции
Вид продукции |
2010 |
2011 |
Абсол. откл. |
Темп роста, % | ||
объем выпуска, кг |
% |
объем выпуска, кг. |
% | |||
1.Мадера с/к |
38847 |
36,9 |
37647 |
35,1 |
-1200 |
96,9 |
2.Брауншвейгская с/к |
30385 |
28,9 |
28900 |
26,9 |
-1485 |
95,1 |
3.Салями Московская с/к |
13753 |
13,1 |
15311 |
14,3 |
1558 |
111,3 |
4.Сергиевская с/к |
13677 |
13,0 |
15096 |
14,1 |
1419 |
110,4 |
5. Престиж, с/к |
8490 |
8,1 |
10314 |
9,6 |
1824 |
121,5 |
Итого |
105152 |
100,00 |
107268 |
100,00 |
2116 |
102,1 |
В целом на предприятии произошло увеличение производства колбасной продукции на 2,1 %, что составило 2116 кг.
Несмотря на снижение процентных единиц за 2010-2011гг. в структуре продукции наибольший удельный вес за 2011 год приходится на следующий вид сырокопченых колбас:
- «Мадера» - 35,1 %
- «Брауншвейгскую» - 26,9 %
Так же необходимо отметить незначительные структурные сдвиги в сторону увеличения следующего ассортимента продукции:
- «Салями Московская» на 1,2 %;
- «Сергиевская» на 1,1 %;
- «Престиж» на 1,5 %.
Изменение структуры производства оказывает большое влияние на все экономические показатели: объем выпуска в стоимостной оценке, материалоемкость, себестоимость продукции, прибыль, рентабельность. Если увеличивается удельный вес более дорогой продукции, то объем ее выпуска в стоимостном выражении возрастает, и наоборот. То же происходит с размером прибыли при увеличении удельного веса высокорентабельной и соответственно при уменьшении доли нерентабельной продукции.
Расчет влияния структуры производства на уровень перечисленных показателей можно произвести способом цепной подстановки (табл.3.3 ).
Если бы объем производства равномерно увеличивался на 102,0 % (107268/105152)по всеми видам продукции и не нарушилась сложившаяся структура, то общий объем производства в ценах 2010г. составил бы 80654,7 тыс. руб. При структуре 2011 г. он выше на 197,6 тыс. руб. Это значит, что увеличилась доля более дорогой продукции в общем ее выпуске.
Таким образом, на предприятии ЗАО «Агрофирма «Мясо» в динамике за пять лет произошло увеличение объемов производства и реализации данного вида продукции. Анализ структуры выпуска колбасной продукции показал, что за два периода наибольший удельный вес занимают с/к колбасы «Мадера» и «Брауншвейгская».
Таблица 3.3 – Расчет изменения товарной продукции за счет структуры
Вид продукции |
Оптовая цена за 1кг, руб. |
Объем производства продукции, кг |
Структура продукции, % |
Стоимость выпущенной продукции в ценах 2010г, тыс. руб. |
Изменение товарной продукции за счет структуры, тыс. руб. | ||||
2010 |
2011 |
2010 |
2011 |
2010 |
факт при структуре 2010г |
2011 | |||
1.Мадера с/к |
720,0 |
38847 |
37647 |
36,9 |
35,1 |
27969,8 |
28532,5 |
27105,8 |
-1426,7 |
2.Брауншвейгская с/к |
762,0 |
30385 |
28900 |
28,9 |
26,9 |
23153,4 |
23619,2 |
22021,8 |
-1597,4 |
3.Салями Московская с/к |
794,5 |
13753 |
15311 |
13,1 |
14,3 |
10926,8 |
11146,5 |
12164,6 |
+1018,1 |
4.Сергиевская с/к |
730,0 |
13677 |
15096 |
13,0 |
14,1 |
9984,2 |
10185,1 |
11020,1 |
+835,0 |
5. Престиж, с/к |
828,0 |
8490 |
10314 |
8,1 |
9,6 |
7029,7 |
7171,0 |
8540,0 |
+1369 |
Итого |
- |
105152 |
107268 |
100,00 |
100,00 |
79063,9 |
80654,7 |
80852,3 |
+197,6 |