Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 06:23, курсовая работа
Цель курсовой работы - анализ себестоимости и эффективности производства продукции.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. рассмотреть основные теоретические аспекты экономической сущности себестоимости;
2. дать организационно-правовую и экономическую характеристику исследуемому объекту;
3. провести анализ себестоимости и эффективности производства сырокопченых колбас.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………… 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ…………………………………………………………………………
1.1 Понятие и сущность себестоимости продукции (работ, услуг), её экономическое значение………………………………………………………….. 5
1.2 Значение, задачи и объекты анализа себестоимости продукции…………... 9
2 ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАО «АГРОФИРМА « МЯСО»……………………………………………………………
2.1 Организационно-правовая характеристика предприятия…………………... 11
2.2 Экономическая характеристика предприятия……………………………….. 18
3 АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА КОЛБАСНОЙ ПРОДУКЦИИ…………………………………………………………………………
3.1 Анализ динамики производства колбасной продукции……………………. 21
3.2 Анализ себестоимости колбасной продукции……………………………….
3.4 Анализ финансовых результатов от реализации колбасной продукции…...
3.5 Анализ безубыточности………………………………………………………
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ……………………………………………………...
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………..
3.2 Анализ себестоимости колбасной продукции
Важным показателем, характеризующим работу предприятий является себестоимость продукции. От ее уровня зависят финансовые результаты деятельности предприятий, темпы расширенного воспроизводства, финансовое состояние хозяйствующих субъектов.
Объектами анализа себестоимости продукции являются следующие показатели:
- полная себестоимость товарной продукции в целом и по элементам затрат;
- затраты на 1 рубль товарной продукции;
- себестоимость сравнимой товарной продукции;
- себестоимость отдельных изделий;
- отдельные элементы и статьи затрат.
В зависимости от объема производства все затраты предприятия можно разделить на постоянные и переменные.
Постоянные расходы остаются
стабильными при изменении
Линия затрат при наличии постоянных и переменных расходов представляет собой уравнение первой степени:
где - сумма затрат на производство и реализации продукции;
- абсолютная сумма постоянных расходов;
- ставка переменных расходов на единицу продукции;
- объем производства продукции.
Анализ себестоимости продукции обычно начинают с изучения динамики общей суммы операционных затрат в целом и по основным элементам.
Как видно из таблицы 3.4 затраты 2011 года увеличились по сравнению с затратами прошлого года на 9,2% и составили 72884 тыс. руб.
Темпы роста показывают увеличение затрат по всем элементам, кроме прочих.
Таблица 3.4 – Затраты на производство и реализацию колбасной продукции
Элемент затрат |
Сумма, тыс. руб. |
Структура затрат, % |
Абсол. откл. (+;-) |
Темп роста, % | ||
2010 |
2011 |
2010 |
2011 | |||
1. Материальные затраты |
49621,0 |
53993,0 |
74,0 |
73,2 |
4372,0 |
108,8 |
2. Заработная плата |
6166,0 |
7390,0 |
9,2 |
10,0 |
1224,0 |
119,8 |
3. Отчисления на социальные нужды |
1649,0 |
1967,0 |
2,5 |
2,7 |
318,0 |
119,3 |
4. Амортизация |
3640,0 |
4504,0 |
5,4 |
6,1 |
864,0 |
123,7 |
5. Прочие затраты |
6231,0 |
5499,0 |
9,3 |
7,5 |
-732,0 |
88,3 |
Полная себестоимость, в т.ч. |
66730,0 |
72884,0 |
100,00 |
100,00 |
6154,0 |
109,2 |
- переменные расходы |
48938,0 |
52481,0 |
73,3 |
72,0 |
3543,0 |
107,2 |
- постоянные расходы |
17792,0 |
20403,0 |
26,7 |
28,0 |
2611 |
114,7 |
Рост заработной платы на 19,8% по колбасному цеху и повышение материальных затрат за 2011год. говорит о том, что объемы производства увеличились за год и заработная плата персонала цеха зависит от сделанной работы. Соответственно, произошло увеличение социальных отчислений на 19,3%.
Элемент “Амортизация основных
средств” занимает небольшое удельное
место в структуре
Изменение в сторону уменьшения по «прочим расходам» за 2011г. составило 732 тыс. руб.. Эти расходы занимают второе место в структуре себестоимости после материальных затрат. В 2010г. их доля составляла 9,3%, а в 2011г. 7,5%.
В итоге под влиянием роста всех элементов затрат, увеличилась полная себестоимость колбасной продукции за год на 6154 тыс. руб.
Так же необходимо отметить увеличение переменных затрат на 3543,0 тыс. руб. и постоянных расходов на 2611,0 тыс. руб. За счет увеличения объема производства данного вида колбас произошло незначительное снижение удельного веса на 1,3 % переменных расходов и увеличение постоянных затрат на 1,3 процентных единицы.
3.3 Факторный анализ
Для более глубокого изучения причин изменения себестоимости анализируют отчетные калькуляции по отдельным изделиям.
Влияние факторов первого порядка на изменение уровня себестоимости единицы продукции изучают с помощью факторной модели:
где - себестоимость единицы i-го вида продукции;
- сумма постоянных затрат, отнесенная на i-й вид продукции;
- объем выпуска i-го вида продукции в физических единицах;
- сумма переменных затрат на единицу i-го вида продукции.
Таблица 3.5 –Исходные данные для факторного анализа себестоимости колбасной продукции
Вид продукции |
Объем продукции, кг |
Постоянные затраты, тыс.руб. |
Переменные затраты на единицу, руб. | |||
2010 |
2011 |
2010 |
2011 |
2010 |
2011 | |
1.Мадера с/к |
38847 |
37647 |
6565,2 |
7161,5 |
464,9 |
489,3 |
2.Брауншвейгская с/к |
30385 |
28900 |
5141,9 |
5488,4 |
465,5 |
488,5 |
3.Салями Московская с/к |
13753 |
15311 |
2330,7 |
2917,6 |
466,1 |
490,2 |
4.Сергиевская с/к |
13677 |
15096 |
2313,0 |
2876,8 |
465,2 |
490,2 |
5. Престиж, с/к |
8490 |
10314 |
1441,2 |
1958,7 |
466,9 |
384,3 |
Итого |
105152 |
107268 |
17792,0 |
20403 |
- |
- |
Используя эту модель (3.3) и данные таблицы 3.4 произведем расчет влияния факторов на изменение себестоимости сырокопченой колбасы «Мадера»:
Общее изменение себестоимости единицы продукции составляет:
в том числе за счет изменения:
а) объема производства продукции:
б) суммы постоянных затрат:
в) суммы удельных переменных затрат:
Аналогичные расчеты делают по каждому виду продукции. Полученные данные сведем в таблицу 3.6.
Таблица 3.6 – Факторный анализ себестоимости сырокопченых колбас
Вид продукции |
Себестоимость единицы продукции, руб. |
Изменение себестоимости, руб. | ||||||
2010 |
усл.1 |
усл.2 |
2011 |
общее |
в том числе за счет | |||
VВП |
А |
bi | ||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
1.Мадера с/к |
633,9 |
639,3 |
655,1 |
679,5 |
+45,6 |
+5,4 |
+15,8 |
+24,4 |
2.Брауншвейгская с/к |
634,7 |
643,4 |
655,4 |
678,4 |
+43,7 |
+8,7 |
+12 |
+23 |
3.Салями Московская с/к |
635,6 |
618,3 |
656,7 |
680,8 |
+45,2 |
-17,3 |
+38,4 |
+24,1 |
продолжение табл.3.6 | ||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
4.Сергиевская с/к |
634,3 |
618,4 |
655,8 |
680,8 |
+46,5 |
-15,9 |
+37,4 |
+25 |
5. Престиж, с/к |
636,7 |
606,6 |
656,8 |
574,2 |
-62,5 |
-30,1 |
+50,2 |
-82,6 |
По данным анализа видно, что себестоимость 1 кг всех видов колбасной продукции увеличилась. Исключение составила колбаса «Престиж» - себестоимость снизилась на 62,5 руб. в основном за счет роста объема выпуска и переменных затрат.
Так же за счет увеличения производства продукции снижение себестоимости наблюдается по колбасе «Салями «Московская» на 17,3 руб. и «Сергиевской» на 15,9 руб., что не повлияло на рост себестоимости.
3.4 Анализ финансовых результатов
от реализации колбасной
В процессе данного анализа изучаются динамика, прибыль от реализации продукции и определяются факторы изменения ее суммы.
Прибыль от реализации продукции в целом по предприятию зависит от четырех факторов первого уровня соподчиненности: объема реализации продукции ( ); ее структуры ( ); себестоимости ( ) и уровня среднереализационных цен ( ):
Таблица 3.7 – Исходные данные для факторного анализа
Вид продукции |
Количество реализованной продукции, кг |
Средняя цена реализации 1кг продукции |
Себестоимость 1кг продукции, руб. | |||
2010 |
2011 |
2010 |
2011 |
2010 |
2011 | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1.Мадера с/к |
35640 |
37347 |
720,0 |
778,0 |
633,9 |
679,5 |
2.Брауншвейгская с/к |
28900 |
27500 |
762,0 |
823,0 |
634,7 |
678,4 |
3.Салями Московская с/к |
12890 |
14311 |
794,5 |
858,0 |
635,6 |
680,8 |
продолжение табл.3.7 | ||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
4.Сергиевская с/к |
13250 |
15000 |
730,0 |
788,0 |
634,3 |
680,8 |
5. Престиж, с/к |
8350 |
9648 |
828,0 |
894,0 |
636,7 |
574,2 |
Итого |
99030 |
103806 |
- |
- |
Проведем анализ способом цепных подстановок:
Сырокопченая колбаса «Мадера»:
Сырокопченая колбаса «Брауншвейгская»:
Сырокопченая колбаса «Салями «Московская»:
Сырокопченая колбаса «Сергиевская»:
Сырокопченая колбаса «Престиж»:
Далее сведем полученные данные в таблицу и произведем расчет влияния факторов способом абсолютных разниц (аналогично п.3.3).
Таблица 3.8 – Факторный анализ прибыли от реализации отдельных видов продукции
Вид продукции |
Сумма прибыли от реализации продукции, тыс. руб. |
Изменение прибыли, тыс. руб. | ||||||
2010 |
усл.1 |
усл.2 |
2011 |
общее |
в том числе за счет | |||
VРП |
цены |
себесто-имости | ||||||
1.Мадера с/к |
3068,6 |
3215,6 |
5381,7 |
3678,7 |
+610,1 |
+147 |
+2166,1 |
-1703,0 |
2.Брауншвейгская с/к |
3679,0 |
3500,8 |
5178,3 |
3976,5 |
+297,5 |
-178,2 |
+1677,5 |
-1201,8 |
3.Салями Московская с/к |
2048,2 |
2274,0 |
3182,8 |
2535,9 |
+487,7 |
+225,8 |
+908,8 |
-646,9 |
4.Сергиевская с/к |
1268,0 |
1435,5 |
2305,5 |
1608,0 |
+340 |
+167,5 |
+870,0 |
-697,5 |
5. Престиж, с/к |
1597,4 |
1845,7 |
2482,4 |
3085,4 |
+1488,0 |
+248,3 |
+636,7 |
+603,0 |
Итого |
11661,2 |
12271,6 |
18530,7 |
14884,5 |
+3223,3 |
+610,4 |
+6259,1 |
-3646,2 |