Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 06:23, курсовая работа
Цель курсовой работы - анализ себестоимости и эффективности производства продукции.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. рассмотреть основные теоретические аспекты экономической сущности себестоимости;
2. дать организационно-правовую и экономическую характеристику исследуемому объекту;
3. провести анализ себестоимости и эффективности производства сырокопченых колбас.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………… 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ…………………………………………………………………………
1.1 Понятие и сущность себестоимости продукции (работ, услуг), её экономическое значение………………………………………………………….. 5
1.2 Значение, задачи и объекты анализа себестоимости продукции…………... 9
2 ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАО «АГРОФИРМА « МЯСО»……………………………………………………………
2.1 Организационно-правовая характеристика предприятия…………………... 11
2.2 Экономическая характеристика предприятия……………………………….. 18
3 АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА КОЛБАСНОЙ ПРОДУКЦИИ…………………………………………………………………………
3.1 Анализ динамики производства колбасной продукции……………………. 21
3.2 Анализ себестоимости колбасной продукции……………………………….
3.4 Анализ финансовых результатов от реализации колбасной продукции…...
3.5 Анализ безубыточности………………………………………………………
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ……………………………………………………...
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………..
По данным таблицы видно, что в результате реализации продукции предприятием в 2011г. прибыли было получено 14884,5 тыс. руб. Увеличение данного показателя по сравнению с 2010г. составило 3223,3 тыс. руб. Наибольшая сумма прибыли была получена от реализации сырокопченой колбасы «Престиж» 3085,4 тыс. руб. Изменение в сторону увеличения произошло в основном за счет роста цен на продукцию на 6259,1 тыс. руб. и роста объемов реализации продукции на 610,4.
В результате увеличения себестоимости ЗАО «Агрофирма «Мясо» было получено меньше прибыли на 3646,2 тыс. руб.
Далее проведем факторный анализ рентабельности по каждому виду продукции.
Уровень рентабельности отдельных видов продукции зависит от изменения среднереализационных цен и себестоимости единицы продукции:
Рассчитаем влияние этих факторов на изменение уровня рентабельности продукции способом цепных подстановок.
Сырокопченая колбаса «Мадера»:
Сырокопченая колбаса «Брауншвейгская»:
Сырокопченая колбаса «Салями «Московская»:
Сырокопченая колбаса «Сергиевская»:
Сырокопченая колбаса «Престиж»:
Полученные данные занесем в таблицу.
Таблица 3.9 – Факторный анализ рентабельности сырокопченых колбас
Вид продукции |
Рентабельность, % |
Изменение рентабельности, % | ||||
2010 |
услов-ная |
2011 |
общее |
за счет | ||
цены |
себесто-имости | |||||
1.Мадера с/к |
13,6 |
22,7 |
14,5 |
+0,9 |
+9,1 |
-8,2 |
2.Брауншвейгская с/к |
20,0 |
29,7 |
21,3 |
+1,3 |
+9,7 |
-8,4 |
3.Салями Московская с/к |
25,0 |
35,0 |
26,0 |
+1,0 |
+10,0 |
-9,0 |
4.Сергиевская с/к |
15,1 |
24,2 |
15,7 |
+0,6 |
+9,1 |
-8,5 |
5. Престиж, с/к |
30,0 |
40,4 |
55,7 |
+25,7 |
+10,4 |
+15,3 |
Из таблицы видно, что
наиболее доходной продукцией является
колбаса «Престиж»
3.5 Анализ безубыточности
Большую роль в обосновании
управленческих решений в бизнесе
играет маржинальный анализ, методика
которого базируется на изучении соотношения
между тремя группами важнейших
экономических показателей: «издержки
– объем производства (реализации
продукции) - прибыль» и прогнозировании
критической и оптимальной
С этой целью рассчитывают:
А) безубыточный объем продаж, при котором обеспечивается полное возмещение постоянных издержек предприятия;
Б) объем продаж, который
гарантирует предприятию
В) зону безопасности предприятия (запас финансовой устойчивости).
Безубыточность – такое состояние, когда бизнес не приносит ни прибыли, ни убытков. Выручка покрывает только затраты, финансовый результат при этом равен нулю. Безубыточный объем продаж можно выразить и в количестве единиц продукции, которую необходимо продать, чтобы покрыть затраты, после чего каждая дополнительная единица проданной продукции будет приносит прибыль предприятию.
Разность между фактическим
количеством реализованной
Зона безопасности – это разность между фактическим и безубыточным объемом продаж.
Маржинальная прибыль – это выручка минус переменные издержки. Она включает в себя постоянные затраты и прибыль. Чем больше ее величина, тем больше вероятность покрытия постоянных затрат и получения прибыли от производственной деятельности.
Для определения этих показателей используем графический и аналитический способы.
Формула для расчета маржинального дохода имеет вид:
Определим маржинальный доход по видам сырокопченых колбас за 2011 год:
1. «Мадера» :
2.«Брауншвейгская»:
3. «Салями «Московская»:
4. «Сергиевская»:
5. «Престиж»:
Итого: МД=84412,6-51407,7=33005 тыс. руб.
Для определения безубыточного объема продаж необходимо сумму постоянных затрат разделить на долю маржинальной прибыли в выручке:
1. «Мадера» :
2.«Брауншвейгская»:
3. «Салями «Московская»:
4. «Сергиевская»:
5. «Престиж»:
Итого:
Безубыточный объем продаж
определим в натуральном
где - цена единицы продукции;
- переменные затраты на единицу продукции.
1. «Мадера» :
2.«Брауншвейгская»:
3. «Салями «Московская»:
4. «Сергиевская»:
5. «Престиж»:
Итого: 62,6 тыс. кг
Для определения зоны безопасности используется следующая формула:
Определим зону безопасности для всего выпуска продукции:
Далее проведенные расчеты изобразим графически:
тыс.руб. |
||||||||||||
110000 |
||||||||||||
90000 |
84412,6 | |||||||||||
Зона прибыли |
прибыль | |||||||||||
70000 |
|
Точка безубыточности |
пост.затраты 71810,6 | |||||||||
|
|
|
||||||||||
50000 |
Зона убытков |
Переменные затраты 51407,6 | ||||||||||
|
||||||||||||
30000 |
||||||||||||
10000 |
62,6 |
103806 | ||||||||||
0 |
10 |
20 |
30 |
40 |
50 |
60 |
70 |
80 |
90 |
100 |
110 |
тыс.кг |
Рисунок 3.2 – Зависимость между объемом реализации продукции, ее себестоимостью и суммой прибыли
Таким образом, для безубыточного производства необходимо обеспечить выпуск сырокопченых колбас в количестве 62,6 тыс. кг. При этом маржинальный доход при этом составит 33005 тыс. руб., а критическая выручка 48 084,2 тыс. руб.
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
В подобных экономических
условиях для предприятий
Целями управления предприятиями
данной отрасли должны быть: производство
конкурентоспособной продукции; рост
эффективности использования
ЗАО «Агрофирма «Мясо» является единственным мясоперерабатывающим предприятием на территории г. Чайковский. На сегодняшний день предприятие производит несколько видов продукции, такие как полуфабрикаты, консервы, колбасные изделия и мясопродукты. Основными покупателями продукции мясокомбината является население, образовательные учреждения, предприятия, магазины.
За последние годы на рынке мясоперерабатывающей
продукции появилось
Для эффективности производства и удержания своего места на рынке сбыта ЗАО «Агрофирма «Мясо» необходимо пересмотреть механизм формирования цен. Для этого необходимо, в первую очередь, четко знать все затраты, связанные с производством и реализацией продукции.
Анализ эффективности
За пять лет производство данного вида продукции возросло на 55,9 %, что незначительно превышает объемы реализации. Рост среднегодового объема производства колбасной продукции составил 11,7%, а реализации продукции на 11,21%.
Себестоимость продукции за отчетный период увеличилась на 9,2 % и составила 72,9 млн. руб., в том числе постоянные 72 % и переменные затраты 28 %. Наибольший удельный вес в структуре себестоимости приходится на материальные затраты 73,2 % и заработную плату 10%. За счет увеличения объемов производства наблюдается рост затрат на 8,8 % и 19,8 % соответственно.
Увеличение себестоимости
Прибыль предприятия увеличилась на 3223 тыс. руб. и составила 14884,3 тыс. руб. На изменение данного показателя повлиял рост объема производства и рост цен на продукцию. Наиболее рентабельной продукцией является колбаса «Престиж» и «салями «Московская».
Для безубыточного производства необходимо обеспечить выпуск в совокупности 62,6 тыс. кг продукции. Зона безопасности составляет 36,1 %.
Несмотря на рост себестоимости продукции, производство сырокопченых колбас является эффективным и приносит предприятию прибыль. ЗАО «Агрофирма «Мясо» необходимо рассмотреть основные причины повышения постоянных затрат и разработать ряд мероприятий по их снижению. Так же необходимо пересмотреть ценовую политику предприятия и разработать стратегии снижения цен для привлечения новых рынков сбыта.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: