Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 15:01, курсовая работа
Цель моей работы заключается в том, чтобы определить влияние теневого сектора на экономику страны и выявит методы борьбы с ней. В связи с этой целью, необходимо решить следующие задачи: дать определение теневой экономики; определить ее причины существования; выявить ее источники; измерить масштабы теневого бизнеса; показать последствия теневой деятельности; провести анализ роста неорганизованного рынка; показать влияние на ВВП, СНС; показать методы борьбы с теневым сектором.
Введение……………………………………………………………………3-4
Сущность и особенности теневой экономики …………………………………5
Причины существования теневой экономики…………………………….6-8
Структура нелегального бизнеса…………………………………………...9-10
Масштабы теневого сектора………………………………………………...11-13
Социально-экономические последствия теневой и криминальной экономической деятельности……………………………………………………………………14-28
Анализ показателей роста неорганизованного рынка………………….29-31
Отражение теневой экономики в СНС и её влияние на оценки ВВП..32-34
Модель сокращения возможного уровня уровня ВВП…………………35-36
Методы борьбы с теневым сектором………………………………...…………37-40
Социально – правовой контроль над экономической преступностью в России………………………………………………………………………..41-49
Подходы к решению проблем теневой экономики………………………50-51
Заключение………………………………………………………………………………..52-53
Список использованной литературы……………………………………………………54
Среди всех форм криминальной экономической деятельности наибольшую опасность представляет сегодня деятельность организованной преступности. Последствия ее деятельности не ограничиваются социально-экономической сферой и затрагивают практически все стороны общественной жизни.
На восьмом
Конгрессе ООН по предупреждению
преступности и обращению с
В руководстве
для дискуссии на девятом Конгрессе
ООН по предупреждению преступности
и обращению с
Существуют причины, объясняющие, почему сектор теневой экономики занимает значительное место в экономике России:
1. Финансово-экономические:
2. Правовые:
3. Административные:
4. Общественно-политические:
Основными в системе мер по преодолению теневой экономики должны стать следующие мероприятия: проведение безусловной всеобщей уголовной амнистии по налоговым и экономическим преступлениям физических и должностных лиц на определенную сумму, к примеру, до $ 10 млн, оставив лишь право на гражданско-правовой иск пострадавшей стороне; компенсация потерь населения от «шоковой экономической терапии», гиперинфляции и «приватизации» акциями государственных банков и предприятий; введение системы экономического стимулирования выхода юридических лиц и граждан из теневого сектора экономики; установление экономически целесообразного, справедливого налогообложения; стимулирование безналичных расчетов и жесткая борьба с наличным оборотом; проведение ясной и последовательной государственной политики поддержки открытого частного предпринимательства; проведение реальной административной реформы; формирование неподкупной, справедливой и высокопрофессиональной правоохранительной и судебной системы; ликвидация организованной преступности во всех сферах общества, прежде всего в теневом секторе экономики и финансовой сфере; законодательное установление права правоохранительных органов на провокацию дачи и получения взятки в уголовно-процессуальном порядке.
Требования полноты характеристики экономики предполагает взаимоувязанное отражение всех аспектов ненаблюдаемой экономики во всей последовательности счетов: как в текущих счетах, отражающих производство, распределение и использование доходов, так и в счетах. Отражающих движение и состояние экономических активов (счета накопления, балансы активов и пассивов), а также в счетах товаров и услуг и в счетах «остального мира». Взаимоувязка показателей ненаблюдаемой экономики во всех счетах обеспечивает соответствие между незаконными операциями, связанными с денежными поступлениями (например, доход от торговли наркотикам), и законными операциями, связанными с расходами (например, приобретение недвижимости торговцами наркотиков).
Значительный
объем неучтенной экономической
деятельности существенно влияет на
объем и структуру
Объем ненаблюдаемой деятельности по производству товаров и услуг в СНС должен оцениваться и добавляться к стоимости выпуска. Рассчитанного по данным официального статистического учета. Соответственно должны корректироваться и другие показатели СНС: промежуточное потребление, валовая добавленная стоимость, ВВП, оплата труда наемных работников, прибыль, смешанные доходы, конечное использование товаров и услуг.
Одной из
разновидностей теневой экономики
является получение скрытого дохода
от разницы в ценах на товары и
услуги, представляющего собой
Не влияет
на общий размер ВВП, но сказывается
на его компонентах преднамеренное
занижение предприятиями
Согласно
принципам СНС в границы
В России значительное распространение получила утечка капитала за границу (например, незаконный перевод денежных средств на счета заграничных банков), которая представляет собой перераспределение активов и, как правило, сама по себе не влияет на размер ВВП и его структуру. Однако в ряде случаев она может быть связана с операциями по незаконному вывозу товаров, которые оказывают влияние на размеры и структуру ВВП. Таким образом, необходим анализ содержания незаконных потоков ресурсов за границу, рассматриваемых как утечка капитала.
Соответствие требованиям СНС предполагает использование комплексного исследования теневой экономики на всех этапах: при формировании исходной системы статистических показателей, характеризующих дано явление, определении программы, организационных форм, видов и методов статического наблюдения, формировании информационной базы, определении методов получения оценок отдельных явлений и теневой экономики в целом. Применение комплексного подхода в расчетах и при анализе теневой экономики предполагает использование показателей различных отраслей экономической статистики (статистики промышленности, сельского хозяйства, транспорта, финансов и т.д.) и социальной статистики (статистики бюджетов домашних хозяйств, правонарушений).
Теневая экономика – это незаконно не налогооблагаемая или криминальная хозяйственная деятельность.
Вычислительная модель позволяет промоделировать по крайней мере два явления. Первое – казнокрадство, т.е. нецелевое использование бюджетных средств, а точнее – их разворовывание, и перевод их, например, из социальных или инвестиционных назначений на потребительский рынок (Приложение 2).
Модель показывает, что за семь лет сокращение возможного уровня ВВП в одном из вариантов (это крайний, но реалистичный вариант) может достигать 15%. Коррупция или взятка – это неявный налог на осуществление предпринимательской деятельности в России. В связи с тем, что экономика стала частной, налоговое давление хотя и может стимулировать развитие, но за пределами оптимума налогообложения, т.е. в нашем случае, это развитие подавляет.
Моделирование показало, что уровень взяточничества в российской системе взаимоотношений бизнеса с властью в одном из своих вариантов приводит к еще большему эффекту. За семь лет возможный уровень роста ВВП снижается на 20%. Цифры показывают, что в год темпы роста ВВП страны за счет обоих этих явлений снижаются на 5%. Это практически и есть то желаемое и требуемое удвоение ВВП, которое финансово-экономический блок Правительства РФ не в состоянии организовать в стране. Есть способы убедиться не только на моделях, не только на субъективных экспертных оценках в том, что действительно такие масштабные экономические эффекты в российской экономике имеют место (приложение 3).
Эти данные впервые были опубликованы в декабре прошлого года в статье В.И. Якунина с соавторами. Сравниваем два экономических комплекса страны – автодорожное хозяйство и железнодорожное хозяйство. Они представляют собой объекты инфраструктуры, пути сообщения общего пользования. Их смысл и экономическое содержание одинаково, но в первом случае (два графика слева), в случае автодорожного хозяйства, осуществляемое бюджетное финансирование приводит практически к мгновенному росту инфляции вместо развития, потому что прирост ВВП падает.
В случае железнодорожной инфраструктуры общего пользования, наоборот, бюджетные инвестиции, хотя и невелики, ведут к снижению инфляции и одновременно к повышению темпа роста ВВП. В одной инфраструктуре, транспортной, с одной стороны (в случае с автодорожным хозяйством) – инфляция, сокращение роста; с другой (в случае с железнодорожным транспортом) – снижение инфляции и рост. В чем же разгадка?
Разница в том, что бюджетные средства в автодорожном комплексе разворовываются, по компетентным экспертным оценкам – вплоть до 50%. Такова цена вопросов целевого использования бюджетных средств. По-видимому, именно это и привело к принятию руководством страны решения о сворачивании системы дорожных фондов. Надо сказать, отчасти это решение было ошибочным, потому как никакой компенсирующей системы финансирования дорожного хозяйства предложено не было. И, несмотря на эффективность использования в железнодорожном хозяйстве средств, выделяемых из бюджета, бюджетная поддержка железнодорожной инфраструктуры в должной мере не производится.