Анализ теневого сектора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 15:01, курсовая работа

Описание

Цель моей работы заключается в том, чтобы определить влияние теневого сектора на экономику страны и выявит методы борьбы с ней. В связи с этой целью, необходимо решить следующие задачи: дать определение теневой экономики; определить ее причины существования; выявить ее источники; измерить масштабы теневого бизнеса; показать последствия теневой деятельности; провести анализ роста неорганизованного рынка; показать влияние на ВВП, СНС; показать методы борьбы с теневым сектором.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3-4
Сущность и особенности теневой экономики …………………………………5
Причины существования теневой экономики…………………………….6-8
Структура нелегального бизнеса…………………………………………...9-10
Масштабы теневого сектора………………………………………………...11-13
Социально-экономические последствия теневой и криминальной экономической деятельности……………………………………………………………………14-28
Анализ показателей роста неорганизованного рынка………………….29-31
Отражение теневой экономики в СНС и её влияние на оценки ВВП..32-34
Модель сокращения возможного уровня уровня ВВП…………………35-36
Методы борьбы с теневым сектором………………………………...…………37-40
Социально – правовой контроль над экономической преступностью в России………………………………………………………………………..41-49
Подходы к решению проблем теневой экономики………………………50-51
Заключение………………………………………………………………………………..52-53
Список использованной литературы……………………………………………………54

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по ТАЭСАвтосохраненный).docx

— 304.53 Кб (Скачать документ)

Предупредительная деятельность органов внутренних дел осуществляется также через взаимодействие со специализированными контролирующими государственными органами. Так, в целях содействия стабилизации обстановки на потребительском рынке и обеспечения взаимодействия министерств и ведомств РФ по вопросам защиты прав потребителей создан Межведомственный совет по защите прав потребителей, который возглавляет председатель Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. В состав Совета входят и представители Министерства внутренних дел.

Повышение эффективности  социально-правового контроля над экономической преступностью.

Важным условием эффективного контроля над экономической преступностью является гармоничное, сбалансированное сочетание действенного социально-правового контроля за социально-экономическими и политическими процессами в стране и соблюдения фундаментальных прав человека. Успешное достижение этой цели требует реализации комплекса неотложных мер. Среди них специалисты выделяют некоторые наиболее важные.

  1. Внедрения открытости («прозрачности») принятия экономически значимых решений (о приватизации, акционировании, проведении аукционов и т.д.) государственными должностными лицами. Именно несоблюдение этого фундаментального принципа является важнейшим фактором развития коррупции и связанной с ней криминализации финансовой системы государства.
  2. Важнейшим направлением социально-правового контроля является усиление различных видов контроля за социально-экономическими и политическими процессами, за финансовыми и товарными потоками (бюджетного, банковского, валютного, таможенного и других). Причем в среднесрочной перспективе это направление может дать большие результаты, чем контроль за тдельными лицами и за социально-экономическими процессами.
  3. Последовательно вводить ограничения на совмещение должностей в системе государственной службы и в акционерных обществах с долей государственного участия. В настоящее время такое совмещение вполне законно. Так, Указом Президента РФ «О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий» (1992 г.) утвержден список важнейших отраслей промышленности, где разрешается поручать на контрактной основе представлять интересы государства в советах директоров должностным лицам органов государственного управления за соответствующее вознаграждение. Пользуясь этим, многие высокопоставленные чиновники министерств и ведомств входят в советы директоров различных акционерных обществ. Этот феномен представляет собой не что иное как узаконенную коррупцию.
  4. Нуждается в правовой регламентации процесс перехода государственных служащих на должности руководителей коммерческих предприятий. Целесообразно в этом отношении учесть зарубежный опыт урегулирования подобных вопросов. Во многих странах государственное должностное лицо после увольнения со службы в течение установленного периода должно получать разрешение правительства, прежде чем принять приглашение на работу в частном секторе или начать заниматься коммерческой деятельностью, имеющей отношение к его прежней должности. В России подобное, фактически коррупционное поведение является вполне законным.
  5. Необходимо закрепить реально действующие формы коррупции в уголовном законодательстве. К ним, в частности, относятся: коррупционный лоббизм, фаворитизм, протекционизм, взносы на политические цели, взносы на проведение выборов, предоставление конфиденциальной информации, традиции перехода государственных чиновников на должности почетных президентов корпораций и частных фирм, инвестирование коммерческих структур за счет бюджета, перевод государственного имущества в акционерные общества, обучение детей за рубежом за счет спонсоров и многие другие опасные завуалированные формы коррупции.
  6. Важной антикриминогенной мерой является скорейшее законодательное решение вопроса о предоставлении государственными должностными лицами сведений об имущественном положении членов семей. Финансовый контроль за доходами и имуществом должностных лиц и их семей существует во всех цивилизованных странах. Это нашло отражение в Международном кодексе поведения государственных должностных лиц.
  7. Необходимо принятие законов «О борьбе с коррупцией», «О борьбе с организованной преступностью» и «О борьбе с отмыванием доходов, полученных незаконным путем».
  8. Ввести обязательную криминолого – экономическую экспертизу проектов криминологически значимых законодательных и иных правовых актов в целях недопущения в них положений (пробелов, исключений и иных недостатков), прямо или косвенно способствующих совершению преступлений в сфере экономики.
  9. Необходима практическая реализация конституционного принципа равенства всех перед законом и судом (п. 1 ст. 19 Конституции РФ). Это предполагает принятие законов об уточнении депутатского иммунитета, об ответственности должностных лиц категории «А» (в том числе и руководителей субъектов Федерации) за нарушения законов и о ликвидации необоснованных привилегий.
  10. Создание механизма парламентского контроля над уголовной политикой в сфере борьбы с экономической преступностью.
  11. Важным направлением социально-правового контроля над экономической преступностью является эффективное использование гражданско-правовых инструментов.

Не будучи связанным с применением уголовно-процессуального законодательства эти меры позволяют на совершенно легитимной основе, без применения сомнительных репрессивных действий существенно подорвать финансово-экономическую основу наиболее опасных видов преступности, в том числе коррупционной.

3.2 Подходы к решению проблем теневой экономики

 

В государственных  властных структурах, общественных организациях и научных учреждениях доминируют два подхода к решению проблем  теневой экономики.

Первый  – радикально-либеральный, реализуемый с конца 1991 – начала 1992 г. и связанный с целевыми установками на сверхвысокие темпы первоначального накопления капитала. Его результаты всем известны: критические масштабы роста «теневой» составляющей отечественной экономики и образование мощных финансово-производственных кланов, проникающих в высшие эшелоны власти, с одной стороны, и подавление нормальной предпринимательской деятельности, прежде всего малого бизнеса, – с другой.

В качестве своеобразной реакции на отмеченные негативы радикально-либерального подхода  возник подход преимущественно репрессивный, предполагающий: расширение и усиление соответствующих подразделений  МВД, ФСБ, налоговой инспекции, налоговой  полиции и Министерства финансов РФ; формирование системы тотального контроля и доносительства; общее  ужесточение законодательства, направленного  на борьбу с теневой экономикой, усиление мер наказания.

В качестве яркого примера попыток реализации репрессивного подхода можно  рассматривать попытку принятия Государственной думой в первом чтении представленного Министерством  финансов РФ законопроекта «О государственном  контроле за соответствием крупных  расходов на потребление фактически получаемым физическими лицами доходам». Государство, будучи не в состоянии зарегистрировать доходы граждан, стремится поставить под контроль расходы. Предполагается выявить реальные доходы состоятельных групп населения, принудить их показать источники сокрытых средств и собрать невыплаченные налоги. При этом не принимаются во внимание общие экономические условия хозяйствования и те причины, которые вынуждают предпринимателей скрывать свои капиталы. Негативны и социальные последствия применения преимущественно репрессивных методов. Власти могут столкнуться с сопротивлением не только «теневиков-хозяйственников», но и значительной части наемных рабочих и служащих, получающих теневые доходы.

Вот почему необходим третий – комплексный экономико-правовой подход, выступающий в качестве конструктивной альтернативы.

 

Заключение

 

В данной работе освещены теоретические основы теневой экономики, рассмотрены  причины существования и роста  теневого сектора, структура и масштабы нелегальной экономики. Вторая часть  работы посвящена анализу экономического роста, отражения теневого сектора  на СНС и влияния на оценки ВВП, а также дана модель сокращения уровня ВВП. Третья часть показывает методы борьбы с нелегальным бизнесом.

Я считаю, что теневая экономика, с одной  стороны, порождает негативные последствия. Она приняла поистине огромные масштабы. Если в 1973 году теневой сектор в СССР равнялся примерно 3% ВВП, в 1990–1991 годах – 10–11%, то в 1993 году он составлял 27% ВВП, а еще через три года, согласно данным Московского института социоэкономических проблем, – уже 46%. Особенность и уникальность российской теневой экономики связана с такими чертами, как уход от налогов, бегство капитала за рубеж, двойная бухгалтерия, челночная и бартерная торговля, скрытая безработица, коррупция. Теневая экономика, кроме того, вносит в экономические, моральные и политические устои общества много того, с чем мириться никак нельзя.

Но справедливо  будет заметить, что теневая экономика (ее скрытая и неформальная часть) является важным инструментом поддержания  экономического и социального равновесия, создавая условия для выживания  бизнеса и населения.

Поэтому однозначного ответа на вопрос: плохо  или хорошо – наличие теневой  экономики – дать нельзя. И от того, в каких пропорциях будет  соблюдено отношение «чистая  экономика: теневая экономика», зависит  будущее России.

Существующие  подходы – репрессивный и радикально-либеральный я считаю неэффективными и придерживаюсь третий – комплексный экономико-правовой подход. Я считаю, что такой подход может быть принят в качестве альтернативы.

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Ечмаков С.М. Теневая экономика: анализ и моделирование. – М.: Финансы и статистика, 2009.
  2. Исправников В.О. Теневая экономика в России: Иной путь и третья сила. – М.: Российский экономический журнал, 2000. – 192 с.
  3. Егоршин В.М., Колесников В.В. Преступность в сфере экономической деятельности. СПб.: Фонд «Университет», 2000
  4. http://www.glossary.ru/
  5. Панова Е.И. «Теневой» сектор и экономический рост. М.: Российская экономическая школа, 2002
  6. Шестаков А.В. Теневая экономика: Учеб. пособие. М.: Издат. Дом «Дашков и К»,
  7. Аблаев И.М. Тень и краски российской экономики. // ЭКО, 2004. – №2.
  8. Бекряшев А.К., Белозеров И.П. Теневая экономика и экономическая преступность //www.fin book.biz
  9. Шеншин А.Е. От «теневизации» экономики к криминализации общества: генезис и сущность криминальных экономических процессов. // Вестник Московского университета. Серия18. Социология и политология. 2003. – №3.
  10. Альбрехт У. Мошенничество. Луч света на темные стороны бизнеса. – СПб.: Питер: Питер Пресс, 2010.
  11. Березин И. Лишние миллиарды // Эксперт. – М. – 2002. – №41.
  12. Герасимов П.А. Теневой сектор в современной российской экономике. // Финансы и кредит: журнал. – М. – 2008. – №17.
  13. Ечмаков С.М. Теневая экономика: анализ и моделирование. – М.: Финансы и статистика, 2009.

Размещено на Allbest.ru

 


Информация о работе Анализ теневого сектора