Анализ уровня риска в деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 12:42, курсовая работа

Описание

Риск можно определить как опасность потенциально возможной, вероятной потери ресурсов или недополучения доходов по сравнению с вариантом, который рассчитан на рациональное использование ресурсов в данном виде предпринимательской деятельности. Другими словами, риск — это угроза того, что предприниматель понесет потери в виде дополнительных расходов или получит доходы ниже тех, на которые он рассчитывал.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
1. Основные понятия риска…………………………………………………..7
1.1. Классификация рисков……………………………………………..10
1.2. Банковские риски…………………………………………………...15
1.2.1. Внешние риски…………………………………………………..17
1.2.2. Внутренние риски……………………………………………….20
2. Анализ финансового состояния предприятия……………………………31
2.1. Перечень основных операций, оказывающих наибольшее влияние на изменение финансового результата …………………………………………33
3. Анализ уровня риска в деятельности предприятия……………………..40
Заключение……………………………………………………………………48
Список использованной литературы………………………………………..50

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа по эк. анализу.doc

— 397.00 Кб (Скачать документ)

в).изменение спроса на внутреннем и мировом рынках сбыта;

г).общеисторическое развитие цивилизации.

Транспортные риски - это риски, связанные с перевозками грузов транспортом: автомобильным, морским, речным, железнодорожным, самолетами и т.д.

Лизинговый и факторинговый риск

Уровень банковских рисков может возникать также при осуществлении лизинговых и факторинговых операций, бартерных и клиринговых сделок.

Лизинг — это метод финансирования развития новой техники и технологии, расширения продаж оборудования, который особенно актуален в период необходимости ускоренного внедрения отдельных элементов реального основного капитала, сокращения жизненного цикла товаров и т.д.

Для снижения риска лизинговых сделок необходимо разработать ускоренные нормы амортизационных отчислений или использовать их досрочное начисление. Лизинг в настоящее время считается операцией с повышенным риском. Поэтому целесообразно осуществлять покрытие убытков от него за счет резервного фонда банка. В зависимости от формы отношений между субъектами, осуществляющими лизинговые операции, он может быть оперативным, финансовым, возвратным, международным. Каждый из вышеперечисленных видов лизинга может быть прямым и косвенным; срочным и возобновляемым (револьверным); чистым и полным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Анализ финансового состояния предприятия

Банк на протяжении многих лет занимает ведущие позиции среди российских банков. С 2004 года Банк входит в тысячу кредитных организаций мира, обладающих наибольшим капиталом первого уровня. О высоких стандартах бизнеса, надежности и финансовой устойчивости Банка свидетельствует независимая оценка деятельности Банка международными рейтинговыми агентствами, визиты которых прошли в 2010 году.

Основные финансовые показатели деятельности Банка за 2010 год:

Активы              54 554 млн. рублей

Капитал (собственные средства)              27 364 млн. рублей

Прибыль (чистая)              2 986 млн. рублей

Активы Банка за отчетный период увеличились на 7% или на 3 331 млн. рублей.

Прирост собственного капитала за год составил 2 315 млн. рублей за счет полученной прибыли в размере 2 986 млн. рублей, при этом рентабельность активов составила 5,3%, рентабельность капитала 12,2%.

Денежные средства в составе активов на 1 января 2011 года составили 1% и увеличились на 15% по сравнению с 1 января 2010 года.

Средства Банка на счетах в Банке России на 1 января 2011 года увеличились на 11% и составили 1115 млн. рублей, средства в кредитных организациях увеличились на 64% и составили 850 млн. рублей.

По состоянию на 1 января 2011 года совокупный портфель эмиссионных ценных бумаг, паев и долей составляет 23 626 млн. рублей или 43% от активов Банка.

Чистая ссудная задолженность клиентов за 2010 год выросла на 7% до 26 224 млн. рублей. Доля чистой ссудной задолженности в активах Банка - 48%.

Обязательства Банка за отчетный период по сравнению с предшествующим годом увеличились на 2% - до 26 795 млн. рублей.

Остатки привлеченных средств клиентов (кроме кредитных организаций) по состоянию на 1 января 2011 года выросли на 6% по сравнению с остатками на 1 января 2010 года (с 18 925 млн. рублей до 19 978 млн. рублей). Остатки по счетам выпущенных векселей по состоянию на 1 января 2011 года выросли на 18% и составили 3 611 млн. рублей.

Чистый процентный доход за 2010 год составил 1 958 млн. рублей, что на 33% меньше чем по тогам прошлого года.

Величина чистого дохода от операций с ценными бумагами составила 4 849 млн. рублей, что в 1,5 раза меньше аналогичного показателя за 2009 год.

За 2010 год Банк получил чистый доход от операций с иностранной валютой в сумме 123 млн. рублей, которые сложились из дохода от операций с инвалютой в сумме 293 млн. рублей и отрицательной переоценки в сумме 170 млн. рублей. Показатель 2010 года на 158 млн. рублей меньше показателя прошлого года (340 млн. рублей положительная переоценка и 59 млн. рублей убыток от операций с инвалютой).

Операционные расходы за 2010 год увеличились на 7% по сравнению с расходами 2009 года и составили 2 347 млн. рублей. Оптимизация численности персонала и общая тенденция на минимизацию расходов позволили сократить на 15% расходы на содержание аппарата Банка. Вместе с тем, общие операционные расходы за 2010 год несколько увеличились относительно уровня 2009 года за счет имевшихся расходов, связанных с переуступкой прав требования по ссудной задолженности.

В 2010 году (по итогам 2009 года) Банк выплатил 589 684 тыс. рублей в виде дивидендов акционерам Банка.

В течение 2010 года Банк в основном соблюдал обязательные нормативы деятельности, установленные Банком России. При этом величина норматива достаточности капитала, характеризующего степень финансовой устойчивости и надежности кредитной организации, к концу отчетного года значительно - более чем в 4 раза, превышала минимально допустимое числовое значение норматива. В течение 2010 года было допущено нарушение норматива Н6 на 7 календарных дат. Нарушение норматива было вызвано ростом цен на акции ОАО «Аэрофлот - российские авиалинии». С целью приведения норматива Н6 к требуемому значению Банком была реализована часть пакета акций ОАО «Аэрофлот - российские авиалинии».

2.1. Перечень основных операций, оказывающих наибольшее влияние на изменение финансового результата

Корпоративный бизнес и кредитование

Работа с корпоративными клиентами - традиционная и наиболее важная составляющая деятельности Банка. Своим клиентам (коммерческим предприятиям и организациям крупного бизнеса, в том числе крупным государственным производственным предприятиям), Банк предлагает все виды банковских услуг по расчетно-кассовому обслуживанию, приему депозитов, предоставлению овердрафтов, ссуд и других услуг по кредитованию, проведению операций с иностранной валютой и производными финансовыми инструментами, проведению документарных операций. Банк проводит целенаправленную работу по диверсификации своей клиентской базы.

В 2010 году в целях развития клиентского бизнеса Банк уделял существенное внимание расширению базы корпоративных клиентов, усилению работы со средним и малым бизнесом и увеличению перечня предоставляемых банковских услуг.

В 2010 году увеличилось количество работающих клиентов, при этом объем средств, поступивших на счета клиентов, в целом за год несущественно снизился. Динамика поступления средств в течение года была неравномерной: наибольший рост наблюдается в I и IV кварталах. Начиная со II квартала, увеличился приток средств в иностранной валюте. Динамика поступлений денежных средств на счета юридических лиц в 2010 году приведена в Таблице 1

 

 

 

 

Таблица 1

Динамика поступлений денежных средств на счета юридических лиц в 2010 году

млн. рублей

Поступлении              1 квартал              2 квартал 3 квартал 4 квартал

(кредитовые обороты)              2010 года              2010 года              2010 года 2010 года

Рубли              68 218              54 997              48 543              53 366

Иностранная валюта (рублевый              5 522              13 020              26 647              18 182

эквивалент)

46



73 739

68 017

75 190

71 548

итого

 

Главной задачей Банка в области кредитования корпоративных клиентов в 2010 году являлось увеличение качественного и стабильно-доходного кредитного портфеля на основе минимизации и диверсификации кредитных рисков за счет кредитования эффективно работающих предприятий в основном среднего и малого бизнеса.

Основной целью является формирование стабильной клиентской базы корпоративной клиентуры, использующей на постоянной основе комплекс банковских продуктов и услуг, предлагаемых юридическим лицам и их партнерам, контрагентам и сотрудникам.

Кредитование корпоративных клиентов включало все виды кредитных продуктов: на финансирование текущей деятельности, включая овердрафтное кредитование, контрактное кредитование, экспортно-импортное финансирование, инвестиционное кредитование, финансирование операций лизинга, в том числе с использованием аккредитивной формы расчетов, а также предоставление гарантий.

Ключевым условием структурирования кредитных сделок являлось закрепление в Банке источников обслуживания и погашения кредитов (выручки) с использованием соответствующих режимов кредитования (кредитов и кредитных линий), а также оформления ликвидного обеспечения.

Банк обеспечил умеренный рост кредитного портфеля, который на конец 2010 года составил 18,2 млрд. рублей, портфель гарантий и аккредитивов - 2,5 млрд. рублей. Темп роста срочного кредитного портфеля составил 37%.

Важным направлением деятельности в 2010 году являлось повышение качества кредитного портфеля: работа с проблемными и просроченными кредитами корпоративных клиентов, результатом которой стало снижение просроченной задолженности почти в 2,5 раза с 5,5 млрд. рублей до 2,2 млрд. рублей.

Динамика портфеля кредитов юридическим лицам в 2010 году представлена в Таблице 2.

Динамика портфеля кредитов юридическим лицам в 2010 году

млн. рублей

Показатель              01.01.2010 01.04.2010              01.07.2010 01.10.2010 01.01.2011

Кредитный портфель              17 180 14 492              15 654 16 402              18 235

в том числе просроченная              5 532 4 229              2 674 2 646              2 212

задолженность

доля просроченной              32% 29%              17% 16%              12%

задолженности в кредитном

портфеле

              Розничный бизнес и ипотека

В 2010 году Банк развивал розничный бизнес, преследуя цели увеличения доли розницы во всех регионах присутствия, повышения лояльности корпоративных клиентов, внедрения новых продуктов и технологий, автоматизации бизнес процессов, а также увеличения рентабельности банковских операций.

Кредитование физических лиц в 2010 году осуществлялось в строгом соответствии с утвержденной кредитной политикой Банка, основная задача которой, - наиболее полное удовлетворение потребностей клиентов Банка при соблюдении приемлемого уровня кредитных рисков и сегментированного подхода к клиентской базе. В настоящее время Банк предлагает широкую линейку кредитных продуктов для физических лиц: классическое потребительское кредитование, ипотека, овердрафты.

На протяжении 2010 года Банк проводил усовершенствование существующей и разработку новой линейки кредитных продуктов в соответствии с рыночными условиями и основными подходами к кредитованию физических лиц, утвержденными в Банке.

Портфель ипотечных кредитов по филиалам на 1 января 2011 года

В целом, по состоянию на 1 января 2011 года, портфель кредитов, выданных физическим лицам, составил 7,8 млрд. рублей, из которых 93% приходится на ипотечные кредиты; на обслуживании в Банке находилось 3 919 ипотечных кредитов и 2 474 прочих кредита физическим лицам.

Таблица3

млн. рублей

Наименование статей

Москва

Санкт-

Волгоград

Воронеж

Краснодар

Банк

 

 

Петербург

 

 

 

в целом

Портфель всего

6 252

753

156

93

21

7 276

срочные

6 172

737

147

92

20

7 168

просроченные

81

16

9

1

1

108

доля просрочки, %

1,3%

2,2%

5,6%

1,0%

3,7%

1,5%


 

В части формирования своей процентной политики по срочным вкладам Банк учитывал интересы вкладчиков, а также складывающуюся на рынке ситуацию. Во втором полугодии 2010 года Банком вводились сезонные и акционные вклады, такие как вклад «Юбилейный» к 1000-летию города Ярославля, а также вклад «Зимний подарок» во всех регионах присутствия Банка. В 2010 году объем привлеченных средств от частных клиентов региональной сети Банка увеличился почти в 2 раза, и составил на 1 января 2011 года 3 млрд. рублей. Объем привлеченных средств от физических лиц по Банку в целом составил 5,5 млрд. рублей, при этом прирост составил 0,7 млрд. рублей за счет региональной сети Банка.

В ноябре 2010 года утверждена концепция развития карточного бизнеса Банка на 2011-2014 годы, основной целью которой является увеличение продаж банковских карт, расширение продуктовой линейки на основе банковских карт, предложение клиентам высокотехнологичных и качественных услуг, расширение функциональности и сети банкоматов и терминалов Банка.

На текущем этапе Банк является ассоциированным членом международной платежной системы Visa International. К концу 2010 года объем банковских карт Банка, находящихся в обращении, составил более 11,5 тысяч, с ежемесячным оборотом денежных средств более 138 млн. рублей.

В 2010 году был внедрен новый сборник тарифов по операциям физических лиц для всех региональных подразделений, модернизирована тарифная сетка и условия предоставления в аренду индивидуальных банковских сейфов, в том числе для проведения ипотечных сделок, а также обновлена и модернизирована договорная база по розничным банковским продуктам.

С целью расширения географии денежных переводов без открытия счета, а также предложения клиентам возможности выбора наиболее удобного и быстрого способа перевода денежных средств Банком в 2010 году расширены партнерские отношения с системой денежных переводов «UniStream», что позволило привлечь на обслуживание новых клиентов, а также существенно увеличить к концу 2010 года ежемесячный оборот по денежным переводам без открытия счета во всех офисах Банка.

По состоянию на 1 января 2011 года Банк активно сотрудничает с системами денежных переводов без открытия счета: Western Union, Contact и UniStream, что позволяет осуществлять переводы в более чем 10 тыс. пунктах в городах России, странах СНГ и дальнего зарубежья.

Банк с момента основания главным принципом своей работы всегда считал установление долгосрочных доверительных отношений с клиентами.

Работа с VIP клиентами была и остается одним из приоритетных направлений бизнеса Банка. В 2010 году в Банке создан Центр по привлечению и обслуживанию VIP клиентов и утверждена сегментация клиентов категории VIP.

В отчетном периоде Банк продолжил реализацию сегментированного подхода к работе с клиентской базой и формирование адресных предложений банковских продуктов, что позитивно повлияло на работу с клиентами категории VIP. В Центр пришло на обслуживание более 90 новых клиентов категории VIP. По итогам 2010 года остатки на счетах клиентов, обслуживающихся в Центре по привлечению и обслуживанию VIP клиентов, выросли более чем на 35%. Стабильный рост клиентской базы лучше всего свидетельствует о завоевании Банком безупречной деловой репутации среди клиентов категории VIP.

Информация о работе Анализ уровня риска в деятельности предприятия