Анализ внутренней и внешней среды предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 14:01, курсовая работа

Описание

Любое предприятие находится и функционирует в рамках внешней и внутренней сред. Они предопределяют успешность функционирования предприятия, накладывают определенные ограничения на оперативные действия и в какой-то степени, каждое действие предприятия возможно только в том случае, если среда допускает его осуществление.
Внешняя среда является источником, питающим предприятие ресурсами, необходимыми для поддержания его внутреннего потенциала на должном уровне. Предприятие находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
1. Понятия и роль предприятия как субъекта рыночной экономики. Предприятие, как субъект и объект рыночных отношений………………………4
2. Внешняя среда предприятия:
2.1. Типология и характеристика внешней среды………………………..10 2.2. Структуризация внешней среды……………………………………12 2.3. Факторы микросреды, влияющие на деятельность предприятия……13 2.4. Факторы макросреды, влияющие на деятельность предприятия…..18 3. Внутренняя среда предприятия:
3.1. Характеристика внутренней среды…………………………………..26 3.2. Факторы внутренней среды, направленные на повышение эффективности деятельности предприятия……………………………………..28 4. Взаимосвязь между внешней и внутренней средой в процессе деятельности предприятии………………………………………………………33 5. Анализ внутренней и внешней среды предприятия магазин музыкальных товаров «Акустика» г. Владивосток
5.1. Краткая характеристика организации 40
5.2. Анализ внутренней среды предприятия «Акустика» 42
5.3. Анализ внешней среды 44
6. Выводы по результатам анализа организационной среды предприятия: возможные пути совершенствования стратегического управления…………….47
Заключение 49
Список использованной литературы……………………………………….51
Приложение 1. Анализ формирования результатов хозяйственной деятельности предприятия за 2009 г. 53

Работа состоит из  1 файл

Анализ внутренней и внешней среды предприятия..doc

— 335.00 Кб (Скачать документ)

Можно сделать вывод  о том, что внешняя среда некой  хозяйствующей единицы, которую  очень условно можно называть прототипом предприятия, в те времена была относительно стабильной и мало изменяющейся. И наиболее значимое влияние оказывали природные изменения.

С течением времени происходило  развитие общества, и одна общественно-экономическая  формация сменяла другую. Возник институт собственности, как юридическое отражение отношений по присвоению-отчуждению результатов труда, а также природных ресурсов. Совершенствовались предметы и орудия труда, возникали новые товары и услуги, которые удовлетворяли уже не только физические, но и более высокие потребности и нужды. А также увеличивалось количество альтернативных способов и товаров для удовлетворения какой-либо потребности.

Внешняя среда изменялась очень медленно, и изменения были практически незаметны, так как  они были протяженны во времени, и процесс адаптации к ним происходил на протяжении целого поколения. Это означает, что человек получал некоторые знания, умения и навыки и в течение жизни они только совершенствовались, но не изменялись принципиально. Технологии и способы производства также изменялись очень медленно и достаточно долго.

С возникновением товарного  производства произошли значительные изменения внутри хозяйствующего субъекта.

Во-первых, произошла  более глубокая специализация, что было обусловлено рядом индивидуальных особенностей и отличий индивида, и, соответственно, понадобилась более тесная кооперация. Что повлекло за собой возникновение обмена. Вначале обмен имел форму бартера, а затем превратился в товарно-денежные отношения. Это значительно упростило задачи обмена, так как появился всеобщий эквивалент -- деньги, который, помимо всего прочего, мог выступать в качестве инструмента измерения ценности товара как с точки зрения производителя (цена продавца, за которую он согласен продать), так и с точки зрения покупателя (цена покупателя, которую он согласен заплатить). Фактически потребность в обмене позволила хозяйствующему субъекту из закрытой самодостаточной системы с низкой производительностью труда (натурального хозяйства) превратиться в систему открытую внешней среде (товарное производство).

Во-вторых, постепенно в центр внимания производителей начинают выходить не только их собственные потребности, но и те запросы, которые предъявляет рынок.

В-третьих, к труду  стали привлекаться не только родственники, но и совершенно посторонние люди, которые за свой труд хотели получить оплату (труд становиться товаром, который покупают и продают); активно начинают торговать такими факторами производства необходимыми для процесса создания товара как земля и капитал.

В-четвертых, произошло еще одно общественное разделение труда, когда выделился класс торговцев и класс ремесленников.

Массовое развитие получили мануфактуры, которые выросли из цехов ремесленников. И в результате к концу XVIII столетия в обществе назрели  изменения, так как появился класс буржуазии, который на тот момент являлся организующей силой в сфере производства товаров и услуг, накопил достаточное количество финансовых ресурсов и был недоволен расстановкой политических сил. А также рабочий класс, который не имел практически ничего, но также был не доволен господствующей монархией.

Механизация труда позволила  значительно увеличить производительность труда, а также появились предпосылки  в науке и технике для развития инфраструктуры (в первую очередь  строительство дорог, в том числе и железных). Таким образом, к концу XIX столетия, внешняя среда, уже не хозяйства, а некоторой структуры, очень приближенной к современному понятию организации, становится все более сложной. И природная компонента несколько теряет свою важность, так как главенствующую роль занимают общественно-политические и социальные факторы.

Начало XX века ознаменовалось значительным прогрессом в научно-технической  среде, который позволил значительно  повысить производительность труда, специализация труда достигла своих пределов и тем важнее стала кооперация. Однако, все эти, казалось бы, положительные процессы привели к тому, что в 1929 – 1933 гг. мир был потрясен Великой депрессией. Это был жестокий урок всем – корпорациям, организациям и фирмам, а также государствам и простым людям. Так как до этого момента в виду господства рынка продавца, никто из хозяйствующих субъектов не учитывал в своей деятельности факторы производственно-экономической среды и в первую очередь нужды потребителей. В результате случился кризис перепроизводства. Это означало, что предложение товаров и услуг было больше чем платежеспособный спрос потребителей. И для компаний затраты на физическое уничтожение товаров оказались более привлекательными, чем затраты на его реализацию по цене равной себестоимости или даже ниже.

Произошло переосмысление позиций многими предприятиями. Постепенно пришло понимание, что для  того чтобы выжить на рынке и сохранить  свой бизнес, нужно предлагать потребителям не тот товар, который они могут  и умеют производить, а тот, который нужен потребителю.

Постепенно центральной  проблемой деятельности предприятия  стали не только или не столько  экономические интересы ее собственников  и сотрудников, сколько нужды, потребности  и желания ее клиентов, потребителей ее продукции.

Организациям (фирмам, компаниям) приходилось выживать в конкурентной борьбе за потребителя. И здесь на первый план стали выходить способности  быстро реагировать на изменения  в окружающей среде, а также умения находить еще не занятые рыночные ниши, способности увидеть еще не удовлетворенные или только появляющиеся желания у потребителя и предложить рынку нечто новое, уникальное, а самое главное востребованное, быстрее, чем это сделают конкуренты. Постепенно рынок продавца стал превращаться в рынок потребителя.

Произошли значительные изменения на макроэкономическом уровне.

Великая депрессия показала отрицательные стороны свободного рынка: ориентированность на краткосрочные  проекты (стремление предпринимателей вернуть вложенные деньги как  можно быстрее), в связи с этим -- высокий уровень нестабильности на рынке, отсутствие финансирования на долгосрочные проекты, которые чаще ставили целью достижения некоторого уровня общественного благосостояния (строительство дорог, фундаментальные исследования в науке и пр.).

Дж. М.Кейнс выдвинул новую  для того времени концепцию, согласно которой, государство должно было взять  на себя активную роль – регулировать рыночные процессы и не допускать  «перегрева» экономики, а также  представлять общественные интересы.

Из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что к середине XX века произошли радикальные изменения как в самом предприятии (изменился подход к бизнесу, стала изменяться внутренняя структура), так и в среде, которая его окружает.

Появилось множество  факторов внешней среды, которые оказывали и оказывают значительное влияние на предприятие, но самым главным или определяющим оказался сам потребитель, так как именно «эта важная персона» с ее желаниями, потребностями и нуждами, стала центральной фигурой бизнеса.

Глобальные перемены наступили для предприятий в  середине XX века с началом научно-технической  революции. И в первую очередь  в области электронно-вычислительной техники, связи и коммуникаций, техники  и технологии.

На сегодняшний день все больше и больше предприятий сталкиваются с динамикой и изменениями во внешней среде, которые требуют от предприятия гибкости в его деятельности.

Robbins S.P. выделил в своей  книге следующие внешние силы  изменяющие предприятие:

- изменения в структуре  и природе рабочей силы (появление работающих семейных пар, большая занятость женщин, более высокая квалификация и пр.);

- изменения в технологиях  (особенно сильное влияние оказали  изменения в информационных технологиях);

- экономические шоки, которые потрясали не только  отдельные страны и отрасли, но весь мир целиком;

- изменения в социальных  трендах;

- влияние политических  сил и их расстановки;

- конкуренция между  производителями.

А.Тоффлер в своей  книге «Адаптивная корпорация»  выделяет изменения, происходящие в  окружающей среде, которые могут иметь множество форм и выражаться в:

- интенсификации конкуренции;

- изменение спроса  со стороны потребителей;

- резком увеличении  предложения на рынке;

- новых тенденциях  на рынке труда;

- увеличении важности  сохранения окружающей среды;

- недовольстве и пожеланиях  клиентов и/или акционеров;

- ужесточении/либерализации  государственного регулирования;

- изменениях в законодательстве  по налогообложению и пр.

По мнению автора, этот список можно продолжить следующими позициями:

- активное влияние  самих организаций на формирование  новых потребностей и желаний  у покупателей;

- процессы глобализации.

- процессы развития IT структур и IT сервисов, которые  позволяют оптимизировать бизнес-процессы  организации.

Можно согласиться с  высказыванием А. Маршала о том, что «в обществе новые виды деятельности прокладывают дорогу новым потребностям». Ведь это означает, что существует некоторый замкнутый круг: деятельность порождает потребности, а они, в свою очередь, порождают новую деятельность.

На сегодняшний момент мы видим, что данный процесс приобрел невиданный размах. Рынок предлагает такое многообразие товаров и  услуг, что, казалось бы, больше уже  и желать нечего. Но, тем не менее, многообразие человеческих нужд и потребностей оказывается еще более широким.

ХХI век по динамике изменений  внешней среды предприятий является веком супер скоростей.

Все чаще в литературе внешняя и внутренняя среда предприятий  обозначается единым термином – «бизнес-среда», поскольку тонкая грань, которая отделяла одну среду от другой, в последние пять лет практически исчезла.

Это обусловлено бурным развитием информационных технологий, услуг связи и мультимедийных услуг, которые позволяют существенно  модифицировать рабочее место каждого  сотрудника и организовать его практически в любой точке мира, что оказало значительное влияние на распределение и концентрацию производств по странам и регионам, дальнейшее совершенствование и оптимизацию транснацинональных корпораций. Активное использование электронного документооборота, внедрение и использование ERP-систем позволило не только ускорить процессы по обмену информацией внутри предприятия, но и привело к тому, что классические организационные структуры постепенно вытесняются и на смену им приходят предприятии, имеющие плоские или сетевые организационные структуры.

В этом случае предприятия  оптимизирует бизнес-процессы за счет использования таких возможностей как выделение целой функции (например, учетной) на аутсорсинг, привлечение  персонала (как правило, в рамках проектов) по схеме аутстаффинга.

Бурное развитие информационных систем, разработка и внедрение CRM-систем, позволило кардинально изменить бизнес-процесс по реализации товаров  и услуг. В настоящий момент потребителю  вовсе не обязательно покидать свой дом или офис для совершения покупки, поскольку выбор товара или услуги можно произвести с использованием глобальной сети, заказать с использованием любого средства связи. Доставку заказа произведет сервисная компания в любую точку мира. Оплату заказа вы также можете произвести любым из платежных средств и из любой точки мира.

Чем выше уровень развития информационных сервисов, тем актуальнее проблемы защиты информации и информационных сетей от несанкционированного доступа. Проблема хакерства наиболее чувствительная для финансовой сферы, но не теряет своей актуальности и для рядовых предпринимательских структур, так как у конкурентов всегда есть желание получить инсайдерскую информацию о состоянии дел предприятия, доступ к клиентским базам данных, парализовать работу предприятия.

Вот и получается, что  современное предприятие, это не застывшая структура, а постоянно  изменяющаяся, адаптирующаяся к динамичным условиям внешней среды, обучающаяся  и способная к предвидению  и прогнозированию, а также активно  воздействующая на рынок социальная структура. Которая обладает своей внутренней динамикой, и ежечасно подвергаясь воздействию большого количества факторов деловой среды, вынуждена, для сохранения себя как некоторой сущности, проводить мероприятия по своей адаптации к происходящим изменениям, активно влиять на процесс изменений деловой среды через реализацию ценовой и ассортиментной политики, политики закупок, политики в области управления персоналом и управления финансов, инновационной политики и политики технического перевооружения, а также формировать положительное общественное мнение как относительно самого предприятия, так и относительно своей продукции.

5. Анализ внутренней и внешней среды предприятия магазин музыкальных товаров «Акустика» г. Владивосток

5.1. Краткая характеристика организации

Исследуемая организация ООО «Акустика» арендует под магазин помещение по улице Енисейская.

Общество с ограниченной ответственностью «Акустика», действует на основании Устава, утвержденного общим собранием учредителей (Протокол № 1 от 22 мая 2002г.).

Информация о работе Анализ внутренней и внешней среды предприятия