Анализ затрат производства продукта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 00:18, курсовая работа

Описание

Процесс производства занимает центральное место в деятельности
организации и представляет собой совокупность технологических операций,
связанных с созданием готовой продукции, выполнением работ, оказанием
услуг. Производство обусловлено взаимодействием трех основных факторов —
рабочей силы, средств труда и предметов труда. Участие этих факторов в
производстве требует соответствующих расходов: во-первых, для обеспечения
непрерывного производственного процесса необходима закупка материальных
ресурсов, в результате чего формируются входящие расходы; во-вторых,
хозяйственные средства расходуются непосредственно в процессе переработки

Содержание

Введение 3
Глава 1. Понятие, состав и классификация затрат на производство 4
§1. Расходы, затраты и себестоимость 4
§2. Состав затрат на производство 6
§3. Группировки производственных затрат 10
§4. Классификация производственных затрат 12
Глава 2. Сводный учет затрат на производство и калькулирование отчетной
себестоимости 17
Глава 3. Анализ структуры затрат на производство и реализацию продукции
21
§1. Смета затрат на производство и реализацию продукции. 21
§2. Управление себестоимостью 24
§3. Основные показатели себестоимости 25
§4. Анализ структуры затрат на производство 27
§5. Анализ затрат в разрезе экономических элементов 28
§6. Анализ материальных затрат в себестоимости продукции 30
§7. Анализ затрат на оплату труда 33
§8. Анализ затрат, связанных с использованием основных фондов 35
§9. Анализ комплексных затрат в себестоимости продукции 37
9.1. Анализ расходов по обслуживанию производства и управлению 38
9.2. Анализ коммерческих расходов. 39
§10. Маржинальный анализ себестоимости и прибыли. 40
Заключение. 43
Список использованной литературы. 44

Работа состоит из  1 файл

Экономический анализ затрат на производство продукции.doc

— 230.00 Кб (Скачать документ)

        готовой продукцией и незавершенным  производством, между  отдельными

        видами продукции.

     5. Выявление резервов снижения  себестоимости за счет экономии  затрат.

      При  составлении  бизнес-планов  необходимо  составить  смету   ОПР  по

каждому подразделению, ОХР – в целом  по  предприятию.  Сметы,  как  правило,

разрабатываются на год с  разбивкой  по  кварталам.  Они  служат  базой  для

контроля  этой группы затрат.

      При экономическом анализе   проверяется  выполнение  смет  расходов  по

каждому производственному  подразделению,  соблюдение  сметы  ОХР.  Проверка

исполнения  смет производится путем сравнения  фактических  и  сметных  затрат

по каждой статье. Все случаи превышения фактических  затрат по  сравнению  со

сметой  должны быть тщательно проанализированы.  Такой  анализ  возможен  при

ведении бухгалтерского учета ОПР в разрезе  подразделений. 
 

       9.1. Анализ расходов по обслуживанию  производства и управлению 

      Анализ  расходов  по  обслуживанию  производства  и  управлению,   как

правило, начинается с изучения их динамики, которая определяется  с  помощью

относительных показателей  –  коэффициентов  затрат  на  1  руб  выручки  от

продаж.

      Этот анализ позволяет в дальнейшем  выявить тенденции изменения   затрат

по годам, кварталам и определить дальнейшие направления анализа. 

                                                                   Таблица 6

Анализ  динамики расходов по обслуживанию производства и управлению

|  |Показатели                      |За пред. |За отч.  |В%к    |

|  |                                |период   |период   |пр.году|

|1.|Выручка  нетто                   |5 122 835|10 893   |212.64 |

|  |                                |         |097      |       |

|2.|Расходы  по обслуживанию пр-ва, в|318 865  |503 362  |157.86 |

|  |т.ч.                            |         |         |       |

|2.|ОПР                             |0        |0        |0.00   |

|1.|                                |         |         |       |

|2.|ОХР                             |318 865  |503 362  |157.86 |

|2.|                                |         |         |       |

|3.|Расходы  на 1 руб выручки, в т.ч.|0.06     |0.05     |74.24  |

|3.|ОПР,  коп.                       |0        |0        |       |

|1.|                                |         |         |       |

|3.|ОХР,  коп                        |0.06     |0.05     |74.24  |

|2.|                                |         |         |       | 

      Фактическая сумма расходов по  обслуживанию производства и  управлению в

отчетном  периоде выше по сравнению с предыдущим. Однако, в копейках  на  руб

выручки эта сумма несколько ниже.  Это  объясняется  тем,  что  темпы  роста

выручки  (212,64%)  опережают   темпы   роста   расходов   по   обслуживанию

производства  и управлению (157,86%). Это подтверждает необходимость анализа

данной  группы расходов с помощью коэффициентов  в копейках на руб выручки.

      Данные таблицы 6 позволяют   увидеть  только  общую  картину   изменения

расходов.   полученные   результаты   являются   следствием   взаимодействия

множества факторов. Выявить резервы экономии затрат  можно  лишь  на  основе

тщательного изучения каждой группы расходов в  отдельности. 
 

                     9.2. Анализ коммерческих расходов. 

      Реализация товаров (продукции,  работ, услуг)  вызывает  ряд  расходов.

Они называются расходами на продажу (коммерческими  расходами)  и  включаются

в полную себестоимость продаж.

      В состав расходов на продажу  включаются:

     1. Расходы на тару и упаковку  готовой продукции.

     2. Расходы на транспортировку, погрузку.

     3. Другие расходы по сбыту.

     4. Расходы на рекламу, участие  в выставках.

     5. Бесплатное распространение продукции.

      Согласно Инструкции к Плану  счетов бухгалтерского  учета,  расходы  на

тару и  упаковку готовой  продукции считаются прямыми,  условно-переменными

расходами. Все прочие виды коммерческих расходов считаются косвенными.

      Коммерческая организация должна  составить смету расходов  на  продажу,

используя следующие исходные данные:

      . договоры поставки продукции потребителям, в  которых  зафиксированы

        условия реализации;

      . суммы расходов по отдельным  статьям в предыдущем периоде;

      . нормы расходов.

      При   анализе   по    условно-переменным    затратам    рассчитывается

относительные отклонения по  смете.  Для  этого  плановая  себестоимость  по

каждой  статье пересчитывается на процент  выполнения плана по объему  продаж,

затем выявляются  отклонения  фактических  сумм  от  пересчитанных  плановых

показателей.

      В экономической литературе ведется  дискуссия  о  том,  каким  образом

рассчитать  процент выполнения плана по объему продаж.

     1. На основе оценки  продукции   в  ценах  предприятия-изготовителя  (в

        базовых ценах): 

                             Iq = Sq1p0 / Sq0p0 

     2.  На  основе   оценки   продукции   по   плановой   производственной

        себестоимости: 

                             Iq = Sq1с0 / Sq0с0 

      Более обстоятельно причины экономии  и  перерасхода  можно   выявит  по

данным  бухгалтерского учета с привлечением плановых расчетов с  покупателями

и комиссионерами.

      При анализе расходов на продажу  необходимо иметь в виду,  что   расходы

на рекламу  нормируются в целях налогообложения[16]. 
 

              §10. Маржинальный анализ себестоимости  и прибыли. 
 

      Все затраты организации, как  уже было нами рассмотрено  в §4  главы  1,

можно разделить  по отношению к объему производства на  условно-переменные  и

условно-постоянные.  К  условно-постоянным  затратам,   т.е.   к   затратам,

величина  которых не зависит  напрямую  от  объема  произведенной  продукции,

можно отнести:

      . амортизацию основных фондов;

      . арендные платежи;

      . заработную плату работников  аппарата управления;

      . другие административно-управленческие расходы.

      Важной особенностью условно-постоянных  затрат  является  то,  что   их

нелегко снизить при сокращении объемов  производства  и  продаж,  особенно  в

случаях незапланированного  сокращения.  В  связи  с этим  в экономической

литературе  встречается термин «ноша условно-постоянных затрат».

      К   условно-переменным   затратам   (к   тем,    которые    изменяются

пропорционально объему продукции) относятся следующие  виды затрат:

      . затраты на сырье и основные материалы;

      . затраты на заработную плату  рабочим-сдельщикам;

      . затраты на технологическое  топливо;

      . затраты на электроэнергию для  технологических нужд.

      Если в фирме имеются смешанные  затраты (например,  почтово-телеграфные

расходы,  затраты  на  ремонт  оборудования),  то  их  необходимо  тщательно

проанализировать  и выявить в  них  условно-переменную  и  условно-постоянную

части.

      При планировании и анализе  выручки и прибыли  от  продаж  используются

такие показатели как:

      . порог рентабельности (критическая  точка, точка безубыточности);

      . запас финансовой прочности  (зона безубыточной работы);

      . эффект операционного рычага (производственный  леверидж).

      Маржинальный анализ себестоимости  и прибыли позволяет решить следующие

практические  задачи:

     1. Планировать  затраты  на  производство  и  себестоимость   продукции

        (работ, услуг), т.е.  составить   в  рамках  бизнес-плана   следующие

        сметные расчеты:

            . сметный расчет себестоимости продаж;

            . сметный расчет прибыли от  продаж.

     2. Оптимизировать плановые показатели  объема продаж, затрат и  прибыли

        от продаж.

     3. Оценить достигнутые фирмой  результаты по уровню затрат  и по прибыли

        от продаж.

     4. Прогнозировать цены на новые  изделия (работы, услуги), динамику  цен

        на традиционные виды продукции  (работ, услуг).

     5. Выявить резервы возможного  снижения затрат  фирмы  и   себестоимости

        продукции.

      Проведем маржинальный анализ себестоимости  и  прибыли  для  ОАО  «НТЦ

«Ратэк» и рассмотрим перечисленные выше показатели на практическом  примере.

Для этого  воспользуемся исходной информацией  из таблицы 7.

                                                                  Таблица 7

     Исходная информация для определения  порога рентабельности от продаж

|№ |Показатели                      |Базовый  |         |

Информация о работе Анализ затрат производства продукта