Антиинфляционная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Августа 2011 в 13:46, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы состоит в формулировке проблем и основных направлений антиинфляционной политики государств, соответствующей инфляционным процессам в стране.

В соответствии с поставленной целью необходимо решить ряд взаимосвязанных задач:

изучить теоретические аспекты антиинфляционной политики государства и рассмотреть основные способы антиинфляционного регулирования;
обозначить этапы формирования и модель антиинфляционной политики России;
оценить эффективность антиинфляционного регулирования в России на современном этапе в условиях мирового финансового кризиса.

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 760.50 Кб (Скачать документ)

     Однако  в следующем году заработная плата, цены на ресурсы и привлекаемые факторы  производства начнут увеличиваться  как по мановению волшебной палочки. И по мере того, как фирмы будут приспосабливать свои ожидания к новым условиям, вздувая цены с целью компенсации затрат, резко вырастут не только цены на товары и услуги, но и произойдет сокращение объема производства, сопровождаемое увеличением безработицы.

     Автоматическая  фискальная политика

     Тот тип фискальной политики - изменение  заказов, касающихся государственных  закупок и заказов, структуры  налогообложения и трансфертных платежей с целью повышения или понижения совокупного спроса, называется дискреционной налогово-бюджетной политикой.

     Однако  на практике уровень государственных  заказов, так же как и уровень  чистых налогов, может измениться даже при отсутствии каких-либо изменений в законах, их регулирующих. Это происходит потому, что многие законы, касающиеся структуры налогообложения и затратных механизмов, составлены таким образом, что параметры фискальной политики автоматически изменяются при перемене экономических условий. Такие изменения государственных закупок и заказов и чистых налогов, которые называются автоматической налогово-бюджетной политикой, наиболее тесно связаны с изменениями реального объема производства товаров и услуг, уровня цен и процентных ставок. 

     Изменения реального объема производства.

     Уровень реального объема производства – один из базовых экономических параметров – в данном случае приобретает особую важность, ибо воздействует как на доходную (от поступления налогов), так и на расходную части бюджета. Увеличение реального объема производства повышает реальные доходы от всех главных источников налоговых поступлений, включая подоходные налоги , отчисления на социальное страхование, налоги на прибыли корпораций, с продаж и с оборота. В то же время увеличение реального объема производства сокращает реальные расходы правительства на трансфертные платежи. В основном это происходит за счет того, что увеличение реального объема производства естественно снижает безработицу. Учитывая оба эти обстоятельства, можно считать, что увеличение реального национального продукта сокращает дефицит государственного бюджета как в реальном, так и в номинальном его измерении.

     Изменения уровня цен.

     Повышение уровня цен также воздействует на обе части государственного бюджета  – доходную и расходную. При неизменном уровне реального объема производства повышение цен увеличивает номинальные государственные (федеральные) доходы от налогов. Там, где налоговые ставки не индексируются, т.е. не изменяются автоматически при изменении темпов инфляции, инфляция также может вызвать увеличение доходов от налогов. (Классический пример – федеральный подоходный налог. Однако подоходные налоги в экономической практике США ныне индексируются и не ложатся дополнительным бременем на плечи налогоплательщиков). В то же время повышение уровня цен увеличивает номинальные расходы. Это происходит отчасти потому, что большинство трансфертных программ не индексированы в зависимости от роста стоимости жизни, отчасти – так как инфляция поднимает цены на товары и услуги, приобретаемые правительственными органами в рамках госзаказа. Заметим, что некоторые виды государственных закупок «проходят» по статьям бюджета в номинальной величине. Такое положение вещей приводит к тому, что номинальное увеличение расходов будет меньше необходимого при росте уровня цен, так что реальные расходы снизятся.

     Если  все статьи бюджета индексируются , то повышение уровня цен никак  не влияет на реальный дефицит государственного бюджета. На практике бюджет индексирован далеко не полностью, вследствие чего номинальные размеры налогов как в абсолютном, так и в процентном отношении растут быстрее, чем номинальные величины государственных закупок и затрат. Таким образом, повышение уровня цен при прочих равных условиях сокращает номинальный объем дефицита государственного бюджета, а в реальных переменных это сокращение еще более значительно.

     Изменение процентных ставок.

     Рост  номинальных процентных ставок увеличивает реальные расходы на погашение государственного долга. Это увеличение лишь частично компенсируется увеличением номинальных доходов государственных органов от повышения норм процента и банковских учетных ставок. Так что в целом повышение номинальных процентных ставок увеличивает как реальный, так и номинальный бюджетный дефицит.

     Автоматическая  стабилизация.

     Существует  ситуация, когда в экономической  системе наблюдается оживление, реальный объем производства увеличивается, уровень цен растет, а безработица сокращается. Каждое из этих явлений приводит к пополнению государственного бюджета в реальном исчислении, то есть  к увеличению прямых поступлений, сокращению выплат и трансфертов, либо к обоим  этим процессам одновременно. Какие бы вопросы формирования государственного бюджета мы ни рассматривали, заложенные в налогово-бюджетной политике механизмы всегда направлены на сдерживание совокупного спроса во время оживления и подъема экономики. Наоборот, при наступлении экономического спада темпы роста реального объема производства замедляются, и возрастает безработица. При этом темпы инфляции снижаются, даже если сокращение деловой активности недостаточно масштабно, чтобы вызвать значительное снижение уровня  цен. Посему во время рецессии и экономического спада реальный дефицит государственного бюджета возрастает.

     Поскольку встроенные в налогово-бюджетную  систему механизмы обязаны компенсировать изменения в общем объеме и структуре плановых затрат и инвестиций, такие бюджетные составляющие, как подоходные налоги и выплата пособий по безработице называются автоматическими стабилизаторами. Эти механизмы служат для смягчения реакции экономической системы на изменения объемов потребления плановых инвестиций частного сектора и сальдо экспортно-импортных операций.

     Проблемы  фискальной политики:

  1. Временной лаг распознавания. Проходит некоторый промежуток времени между началом инфляции и тем моментом, когда происходит сознание этого факта.
  2. Административная задержка. Колеса правительства часто крутятся довольно медленно.
  3. Функциональное запаздывание. Имеет место временной лаг между тем моментом, когда принимается решение о фискальных мерах, и временем, когда эти меры начнут оказывать воздействие на уровень цен.
  4. Политические проблемы. Фискальная политика формируется на политической арене, и это в значительной степени осложняет ее использование для целей стабилизации экономики.
  5. Эффект вытеснения некоторых инвестиционных капиталов на денежном рынке.
  6. Шоки совокупного спроса, имеющие корни за рубежом.
  7. Эффект чистого экспорта. Сокращая внутреннюю ставку процента сдерживающая фискальная политика имеет тенденцию увеличивать чистый экспорт. Результатом этого является снизившийся внешний спрос на национальную валюту, обесценение этой валюты и, следовательно, увеличение чистого экспорта (совокупный спрос увеличивается, отчасти противодействуя сдерживающей фискальной политике).

      1.2.2. Кредитно-денежная политика

      В кредитно-денежной политике для ограничения предложения денег, для того чтобы понизить расходы и сдержать инфляционное давление, используется политика дорогих денег. Смысл ее заключается в понижении резервов коммерческих банков. Это делается следующим образом:

  1. Центральные банки должны продавать государственные облигации на открытом рынке, для того чтобы урезать резервы коммерческих банков.
  2. Увеличение резервной нормы автоматически освобождает коммерческие банки от избыточных резервов и уменьшает размер денежного мультипликатора.
  3. Подъем учетной ставки снижает интерес коммерческих банков увеличивать свои резервы посредством заимствования у центральных банков.

     Среди трех видов денежного контроля (операции на открытом рынке, изменение резервной  нормы, изменение учетной ставки) наиболее важным регулирующим механизмом являются операции на открытом рынке.

     Три основных инструмента кредитно-денежной политики периодически дополняются некоторыми менее важными средствами контроля в форме селективного регулирования, которое касается фондовой биржи, покупок в рассрочку и увещевания.

     Воздействие ограничительной  денежно-кредитной  политики.

     Систему каналов, по которым реализуется  влияние денег в экономической  системе, называют передаточным механизмом. Расположенные ниже графики иллюстрирует работу этого механизма в ситуации, когда экономическая система подвергается воздействию одномоментного изменения количества денег.

     Первоначально рынок денег, модель которого изображена в части а графика находится в состоянии равновесия в точке Е1.                             

       
 
 
 
 

             Кривая предложения денег занимает положение МS1, а кривая спроса на деньги находится в положении МD1; следовательно, равновесное значение номинальной нормы процента равно R1. При этом значении будут осуществлены реальные плановые инвестиции в объеме, обозначенном в части б графика символом I1. Данный уровень плановых инвестиций, наряду с заданными условиями, касающимися объемов потребления, государственных закупок и чистого экспорта, учитывается в качестве структурообразующего элемента при построении кривой совокупного спроса АD1 в части в. Таким образом, точка е1, в которой пересекаются кривые совокупного спроса АD1 и совокупного предложения АS, является точкой первоначального равновесия экономической системы. Уровень равновесия реального объема производства обозначен символом у1, а Р1 соответствует равновесному уровню цен.

     Фиксируя  в качестве исходного положения  экономической системы точку  Е2 (рынок денег), центральный банк пересматривает тактическую цель своей денежно-кредитной политики и уменьшает количество денег в обращении. Графически это можно интерпретировать в виде сдвига кривой предложения денег влево. Растущая норма процента вызывает сокращение объема плановых инвестиций. Оно с свою очередь, сдвигает кривую совокупного спроса влево, заставляя снижаться уровни цен и реального объема производства. Это означает уменьшение величины номинального дохода, что заставляет кривую спроса на деньги также сдвинуться влево, но не настолько, чтобы избежать некоторого повышения нормы процента. Новое равновесие на краткосрочном временном интервале устанавливается тогда, когда рынок денег возвращается в состояние Е1, а экономическая система в целом вновь оказывается в точке е1.

     Подводя итоги, можно сказать, что на краткосрочных  временных интервалах последствия ограничительных действий в рамках денежно-кредитной политики состоят в следующем:

  1. Повышение нормы процента.
  2. Уменьшение уровня реального объема производства.
  3. Понижение уровня цен.

     Обратившись к политике дорогих денег  для  ограничения инфляции , мы обнаружим, что чистый экспорт сократиться. Это означает рост торгового дефицита. (Проблема: инфляция à политика дорогих денег – более высокая процентная ставка – à возросший спрос на национальную валюту за границей à стоимость национальной валюты повышается à чистый экспорт сокращается–сокращается совокупный спрос). Следовательно, политика дорогих денег, проводимая для смягчения инфляции, противоречит задаче корректировке дефицита торгового баланса. 

     2.2.3. Монетаризм

     Монетаристский  подход состоит в том, что рынки  в достаточной мере конкурентны и что система рыночной конкуренции обеспечивает высокую степень макроэкономической стабильности. Таким образом, рыночная система, если она не подвергается государственному вмешательству в функционирование экономики, обеспечивает значительную макроэкономическую стабильность.  Монетаристы являются ярыми сторонниками свободного рынка. Государственное управление считается неэффективным, вредным для индивидуальной инициативы и содержащим нередко политические ошибки, которые дестабилизируют экономику.

     Основополагающим  уравнением монетаризма является уравнение обмена:

     MV = PQ,где М – предложение денег, V – скорость обращения денег в кругообороте доходов; P – уровень цен или, точнее, средняя цена, по которой продается каждая единица физического объема производства; Q – физический объем производимых товаров и услуг.

     Монетаристы видят в денежном предложении  единственный фактор, определяющий уровень производства, занятости и цен. Теоретические рассуждения монетаристов проистекают из того, что расширение денежного предложения повышает спрос на все виды активов, а также на текущий объем производства. Следовательно, в условиях полной занятости цены на все факторы возрастут. Кроме того, монетаристы считают скорость обращения денег стабильной – в том смысле, что ее колебания невелики и она не изменяется в ответ на изменение самого по себе денежного предложения. Значит, изменения денежного предложения оказывает предсказуемое воздействие на уровень номинального ЧНП (=PQ).

Информация о работе Антиинфляционная политика государства