Антиинфляционная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Августа 2011 в 13:46, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы состоит в формулировке проблем и основных направлений антиинфляционной политики государств, соответствующей инфляционным процессам в стране.

В соответствии с поставленной целью необходимо решить ряд взаимосвязанных задач:

изучить теоретические аспекты антиинфляционной политики государства и рассмотреть основные способы антиинфляционного регулирования;
обозначить этапы формирования и модель антиинфляционной политики России;
оценить эффективность антиинфляционного регулирования в России на современном этапе в условиях мирового финансового кризиса.

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 760.50 Кб (Скачать документ)

Для подавления инфляции был выбран монетаристский подход, в этой связи с 1994 г антиинфляционная политика осуществлялась тремя методами:

     1) ограничение эмиссии денег Центральным  Банком РФ;

     2) сокращение бюджетного дефицита  путем секвестирования государственных  расходов;

     3) сдерживание колебания курса  рубля по отношению к иностранным  валютам путем установления их  пределов и использования валютной интервенции.

     Но  снижение темпа роста цен не означало достижение реальной финансовой стабилизации, поскольку не были преодолены бюджетный  кризис, кризис неплатежей, дуализм  денежной системы, нестабильность банковской системы, а главное - застой в экономике и инвестициях.

     Особенности формирования инфляционных процессов  в России были таковы, что динамика обменного курса оказывала чрезвычайно  сильное воздействие на состояние  денежной сферы, процесс финансовой стабилизации. Это обусловило эффективность использования с середины 1995 г. в дополнение к количественной денежной цели денежно-кредитной политики в форме ограничения темпов изменения обменного курса национальной валюты к доллару США в рамках системы валютного коридора.

     Проводимая  с середины 1995 г. курсовая политика, направленная на стабилизацию и предсказуемость обменного курса рубля, сыграла важную роль в нормализации макроэкономической ситуации в России.

     В России уменьшение темпов инфляции в 1995-1996 гг. привело к снижению процентных ставок. Одновременно наблюдался ограниченный рост денежной массы.

     В 1990 г. коэффициент монетизации в  России был 62%, т.е. на уровне промышленно  развитых стран. В результате перехода от “длинных” к “коротким” деньгам  коэффициент монетизации 1995 г. снизился до 9,6%, или в 6,5 раз по сравнению с 1990 г. В 1996 г. коэффициент монетизации впервые за последние шесть лет возрос, но это увеличение незначительно по сравнению с сохраняющимся относительным сокращением денежной массы в 5,2 раза (к 1990 г.).

     Инфляция в 1992 г. составила 2509%, а в 1996 г. - 16,5%. Это означает, что рубль обесценился в 1992 г. в 25 раз, а денег было в обращении лишь в 5,6 раза больше. Следовательно, относительно товарных цен объем денежных средств в 1992 г. снизился в 4,4 раза, а не возрос на 561%, как это было по номиналу. В 1996 г. темпы роста денежной массы обгоняли темпы инфляции, что свидетельствовало о небольшом смягчении, а не ужесточении денежной политики.

     Поскольку с 1991 г. по 1995 г. темпы прироста денежной массы отставали от темпов инфляции в значительной степени, есть основание говорить о наличии в России инфляции издержек и отсутствии инфляции спроса, обусловленной избытком платежных средств. Такой вывод можно сделать также из анализа ускорения оборота денег.

     Важным  направлением антиинфляционной политики в развитых экономиках является регулирование валютного курса. Рост инфляции ведет к снижению курса национальных валют. Задача регулирования состоит в том, чтобы не допустить обратного воздействия обесценения национальной валюты на рост внутренних цен, т.е. не допустить возникновения инфляционной спирали: цены - валютный курс - цены. В России подобная спираль активно действовала в 1991 - 1993 гг. Резкое обесценение рубля по отношению к доллару, происходившее в 1992 -1993 гг., провоцировало повышение внутренних цен. В результате темпы инфляции стали опережать темпы роста курса доллара. Одной из немногих действенных мер по стабилизации экономики со стороны Минфина и Центробанка было регулирование валютного курса рубля. В 1995 г. темпы прироста курса доллара замедлились по сравнению с 1994 г. более чем в 2 раза. Это положительно сказалось на снижении инфляции в 1995 и 1996 гг.

     Практика  установления правительством Российской Федерации и Банком России границ возможных изменений обменного курса рубля сначала на несколько месяцев, на полугодие, а затем на целый год вперед на фоне проводившейся Банком России совместно с Правительством РФ денежно-кредитной политики обеспечила плавную и предсказуемую динамику валютного курса в 1995-1997 гг., позволила эффективно сдерживать инфляцию, помогла предприятиям и населению обрести ясные ориентиры при планировании их хозяйственной деятельности.

Антиинфляционная  политика реформаторских правительств, проводимая с 1995 и до августа 1998 г  включала в себя и так называемый безынфляционный метод покрытия дефицита бюджета.

     Начиная с 1995 г. выпуск государственных ценных бумаг стал главным источником покрытия дефицита федерального бюджета. В течение 1995 - 1996 гг. все обстояло относительно благополучно, но в конечном счете система показала свою несостоятельность. Главной причиной конечного провала “цивилизованного” покрытия дефицита бюджета стало рассогласование и даже противоречие двух направлений финансовой политики: денежной и бюджетной. Денежная политика вела к падению производства и объемов доходов, а бюджетная исходила из предполагаемого возрастания хотя бы номинального объема доходов.

     Еще один немаловажный дефект антиинфляционной политики в 1996 - 1998 гг. состоял в том, что в России впервые в мировой практике была применена дефляция - сжатие спроса - в условиях экономического спада путем невыплаты заработной платы, пенсий, пособий. Тем самым государство переложило свои финансовые трудности на плечи населения. За рубежом дефляционная политика как правило проводится только в условиях “перегрева” экономической конъюнктуры, и ее крайняя мера - блокирование роста заработной платы. Дефляция в России способствовала обострению социально-экономических противоречий, которые в конечном итоге усугубили инфляционный процесс.

     Валютно-финансовый кризис 1998 г., давший толчок новому витку  инфляции, доказал неэффективность  монетаристских методов подавления инфляции. Применяемые монетаристские рекомендации борьбы с инфляцией  не учитывали ее многофакторность и  подрывали основы национальной экономики России.  Становится очевидным, что для сдерживания темпов роста инфляции требуется комплексный подход к антиинфляционной политике. После финансового кризиса в бюджете Российской Федерации на 1999 г. годовая инфляция прогнозировалась на уровне 30%. Сохранялся значительный инфляционный потенциал, который при малейшем толчке мог вновь проявиться в росте потребительских цен.

     Снижения  уровня инфляции в 2000-2003 гг. удалось  достигнуть благодаря проведению взвешенной бюджетной и кредитно-денежной политики, соответствующей адаптационным возможностям развития экономики (государственные бюджеты в 2000-2003 гг. были исполнены с профицитом); улучшению состояния финансовой дисциплины, сокращению неплатежей и бартера. 

    2.2. Анализ динамики инфляционных процессов за 2005-2008 гг.

      Темп  инфляции в России неуклонно, хотя и  медленно снижается (с 84,4% в 1998 г. до 10,9% в 2005 г.).

     В отличие от 2004 года, с середины 2005 года наметилась устойчивая тенденция снижения темпов роста цен. За июнь-октябрь 2005 года темпы роста потребительских цен были более чем вдвое ниже прошлогодних показателей. На снижение темпов инфляции во II полугодии 2005 года сказались замедление роста денежных агрегатов в I полугодии 2005 года против соответствующего периода предыдущего года, приостановление роста цен на горюче-смазочные материалы с 19 сентября до конца 2005 года по решению крупнейших производителей нефтепродуктов, значительное сезонное снижение цен на продукцию сельского хозяйства в летний период вследствие хорошего урожая 2005 года, рост импорта мясных и других продовольственных товаров.

     По  данным Российской статистики, потребительские  цены в ноябре 2005 г. повысились на 0,7%. По итогам одиннадцати месяцев 2005 года инфляция составила 10,0% (за январь-ноябрь 2004 г. — 10,5%). За скользящий 12-месячный период потребительская корзина в ноябре подорожала на 11,3% (в октябре — на 11,7%). Базовая инфляция в ноябре 2005 г. составила 0,6%, а с начала года 7,7% (за январь-ноябрь 2004 г. — 9,3%).

     В январе-ноябре 2005 года высокий рост потребительских цен определялся преимущественно факторами, лежащими вне сферы влияния денежно-кредитной политики. Наиболее значимым среди них был рост цен на платные услуги населению и отдельные виды товаров. Заметное ускорение по сравнению с сопоставимым периодом прошлого года роста цен на услуги связано, прежде всего, с существенным ростом (по оценкам, почти на 23%) регулируемых цен. Продолжилось повышение цен на мясо и птицу, значительно ускорился рост цен на рыбу и морепродукты. Достижению целевых ориентиров по инфляции в условиях высоких мировых цен на энергоносители препятствовала динамика цен на автомобильный бензин, темпы роста которых заметно превышали общее удорожание товаров и услуг.

     В ноябре 2005 г. потребительские цены на продовольственные товары без плодоовощной продукции повысились на 0,6%, а с начала года на 8,4% (за январь-ноябрь 2004 г. — на 11,5%).

     В ноябре 2005 г. потребительские цены на непродовольственные товары выросли  на 0,6% (в октябре — на 0,7%). По итогам января-ноября удорожание непродовольственных товаров составило 5,9% (за такой же период 2004 г. — 7,0%).

     Основным  источником формирования (эмиссии) как  денежной базы, так и денежной массы  в 2006, являлись накапливаемые Банком России валютные резервы (активы у нерезидентов в иностранной валюте). Если на 1 января 2001 г. национальная денежная база была в 1,4 раза больше валютных резервов, то на 1 января 2006 г. они практически сравнялись.

     По  данным Российской статистики, в октябре 2006 г. потребительские цены повысились на 0,3% (в октябре 2005 г. — на 0,6%), а по отношению к декабрю предыдущего года — на 7,5% (в сопоставимый период 2005 г. — на 9,2%). В октябре за скользящий 12-месячный период инфляция составила 9,2%. Базовая инфляция в октябре 2006 г. была равна 0,5% (в октябре 2005 г.— 0,7%), а за период с начала года — 6,5% (в 2005 г. аналогичный показатель был равен 7,1%). За скользящий 12-месячный период она составила в октябре оценочно 7,8%.

     Инфляция  за десять месяцев 2006 года более чем  на четверть (на 1,9 процентного пункта) была обусловлена повышением тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства и ростом цен на сахар-песок и плодоовощную продукцию.

     Цены  на продовольственные товары без  плодоовощной продукции в октябре 2006 г. повысились на 0,4% (в октябре  2005 г.— на 0,6%), а за десять месяцев — на 7,0% (за январь-октябрь предыдущего года — на 7,8%). Более всего в октябре возросли цены на хлеб и хлебобулочные изделия (на 1,3%), молоко и молочную продукцию (на 1,2%). Мясо и птица, рыба и морепродукты, а также масло сливочное подорожали на 0,6%. На уровне сентября сохранились цены на крупу и бобовые и масло подсолнечное. Сахар-песок подешевел на 9,3%. Цены на алкогольные напитки повысились на 0,9%.

     Другие  основные группы продовольственных  товаров подорожали за январь-октябрь текущего года на 3,9_8,3%. В 2005 г. диапазон изменения темпов прироста цен на те же товарные группы составил 2,0_6,6%.

     Инфляция  в 2007 году превысила как целевой  уровень, так и показатель предыдущего  года. Динамика цен формировалась  под влиянием высокого роста внутреннего спроса, а также значительного повышения цен на продовольствие в мире.

     Экономический рост в России в 2007 г. ускорился. По оценкам, фактический выпуск в 2007 г. был выше потенциального, что усиливало инфляционный фон в экономике.

     Более высокими, чем в 2006 г., темпами росла  заработная плата. Это нашло отражение  в увеличении затрат на оплату труда  в составе добавленной стоимости. Ускорился рост цен в добыче топливно-энергетических полезных ископаемых. Повысились темпы увеличения цен производителей в видах деятельности, выпускающих продукцию на потребительский рынок (в производстве пищевых продуктов, текстильном и швейном производстве, производстве кожи, изделий из кожи и производстве обуви).

     Инфляция  в группе стран основных экспортеров товаров в Россию с учетом их относительной значимости для российского импорта в 2007 г. (в среднем за год к 2006 г.) возросла на 2,3 процентного пункта по сравнению с аналогичным показателем 2006 г., что формировало условия для ускорения роста цен в российской экономике.

     Во  второй половине 2007 г. ускорился рост цен на отдельные виды продуктов  питания, во многом следуя росту цен  на продовольствие в мире. Возможности денежно-кредитной политики по снижению негативного влияния этих процессов на динамику цен были ограниченными.

     Усиление  экономической активности явилось  основным фактором ускорения динамики денежных и кредитных агрегатов. Значимым фактором увеличения денежной массы в 2007 году был приток капитала. Несмотря на замедление темпов роста  денежной массы М2 в IV квартале 2007 г., ее рост оставался высоким. Сложившиеся в 2007 г. положительные монетарные разрывы свидетельствуют о сохранении инфляционных рисков со стороны денежного предложения в средне и долгосрочном периоде.

Информация о работе Антиинфляционная политика государства