Антимономольный контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 20:16, реферат

Описание

Основой российского антимонопольного контроля или законодательства является Федеральный закон «О защите конкуренции». Закон содержит ограничения свободы предпринимательской деятельности и свободы договора для хозяйствующих субъектов, которые занимают доминирующее положение. Наличие последнего устанавливается на основе определения доли компании в общих продажах на рынке или определения совокупной доли, которую занимают на рынке несколько крупнейших (в смысле объема продаж) компаний1. Вообще, монополия это фирма (ситуация на рынке, на котором действует такая фирма), действующая в условиях отсутствия значимых конкурентов (выпускающая товар(ы) и/или оказывающая услуги, не имеющие близких заменителей). Первые в истории монополии создавались сверху санкциями государства, когда

Содержание

Введение 3
1 Антимонопольный контроль в РФ: история развития и его современное регулирование 5
2 Виды антимонопольного контроля и антимонопольный контроль ценообразования 12
3 Меры ответственности за нарушения антимонопольного законодательства 18
Заключение 20
Список использованных источников 23

Работа состоит из  1 файл

контрольная антимонопольный контроль.doc

— 148.00 Кб (Скачать документ)
 

Содержание 

 

      

Введение

 

      Основой российского антимонопольного контроля или законодательства является Федеральный закон «О защите конкуренции». Закон содержит ограничения свободы предпринимательской деятельности и свободы договора для хозяйствующих субъектов, которые занимают доминирующее положение. Наличие последнего устанавливается на основе определения доли компании в общих продажах на рынке или определения совокупной доли, которую занимают на рынке несколько крупнейших (в смысле объема продаж) компаний1. Вообще, монополия это фирма (ситуация на рынке, на котором действует такая фирма), действующая в условиях отсутствия значимых конкурентов (выпускающая товар(ы) и/или оказывающая услуги, не имеющие близких заменителей). Первые в истории монополии создавались сверху санкциями государства, когда одной фирме давалось привилегированное право торговли тем или иным товаром. При чистой монополии на рынке всего один продавец. Это может быть государственная организация, частная регулируемая монополия или частная нерегулируемая монополия. В каждом отдельном случае ценообразование складывается по-разному. Государственная монополия может с помощью политики цен преследовать достижение самых разных целей: например, установить цену ниже себестоимости, если товар имеет важное значение для покупателей, которые не в состоянии приобретать его за полную стоимость. Цена может быть составлена с расчетом на покрытие издержек или получение хороших доходов. А может быть и так, что цена назначается очень высокой для всемерного сокращения потребления. В случае регулируемой монополии государство разрешает компании устанавливать расценки, обеспечивающие получение "справедливой нормы прибыли",которая даст организации возможность поддерживать производство, а при необходимости и расширять его. И наоборот при нерегулируемой монополии фирма сама вольна устанавливать любую цену, какую только выдержит рынок. Тем не менее по ряду причин фирмы не всегда запрашивают максимально возможную цену. Здесь может играть роль боязнь введения государственного регулирования, нежелание привлекать конкурентов или стремление быстрее проникнуть - благодаря невысоким ценам - на всю глубину рынка. Монополия контролирует занимаемый ею сектор рынка полностью или в значительной степени. Антимонопольное законодательство многих стран считает монопольным положением занятие одной фирмой 30-70 % рынка и предусматривает для таких фирм различные санкции — регулирование цен, принудительный раздел фирмы, крупные штрафы и т. п. В целом трудно говорить о какой-либо общественной пользе, приносимой монополиями. Однако полностью обойтись без монополий нельзя: естественные монополии практически незаменимы, когда особенности используемых ими факторов производства не позволяют наличия более одного владельца, либо ограниченность ресурсов ведёт к объединению их владельцев. Так или иначе отсутствие конкуренции душит развитие отрасли в долгосрочном периоде, поскольку монополия создает наибольшую неэффективность ресурсов, нежели фирмы других видов несовершенной конкуренции или почти совершенные конкуренты.

      Однако  существуют рынки, где существование  конкуренции вызвало бы еще большую  неэффективность, и где монополия — единственный способ предотвращения «смерти» отрасли в целом. Самым ярким примером этому является метро.

      Для Российской Федерации демонополизация  оказалась не эффективной. Демонополизация государственной собственности привела к появлению локальных монополий. Основная причина — большая территория и связанные с этим транспортные затраты.

      Актуальность  рассмотрения антимонопольного контроля обусловлена тем, что по мнению Арнольда Харбергера, присутствие монополии на рынке ведет к необратимым потерям благосостояния общества. 2

      Цель  работы - рассмотреть антимонопольный контроль. 
 

 

      

1 Антимонопольный контроль в РФ: история развития и его современное регулирование

 

      Государственный антимонопольный контроль в РФ осуществляется  Федеральной антимонопольной службой (ФАС России) (Положение о Федеральной  антимонопольной службе утверждено постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 331)

      Монополия — исключительное право на производство и реализацию какой-либо продукции. Монополия — очень крупное предприятие или группа предприятий с высоким уровнем дохода. Монополистический капитализм (империализм) — господство монополий в экономике.

      Империализм в России имел две главные особенности.

      Сохранялись феодальные пережитки, главными из которых  были царское самодержавие, государство типа восточной деспотии, выражающее интересы дворянства, привилегированного сословия, тогда как буржуазия не имела политической власти.

      Государство по-прежнему занимало господствующие позиции в хозяйстве страны. В  России был большой государственный сектор хозяйства, в состав которого входили Российский государственный банк, 2/3 железных дорог, огромный земельный фонд, в том числе 60% лесов, военная промышленность и многие промышленные предприятия в других отраслях. Министр финансов С.Ю. Витте писал: «Изящные искусства, литература, наука, промышленность — все это у нас в России состоит на государственной службе, если не целиком, то в значительной своей части».3

      Часть промышленности оставалась собственностью государства. Государственные предприятия  находились вне сферы рыночных отношений. Поскольку казенные заводы «не являлись коммерческими учреждениями», что подчеркивалось в официальных документах, цены на их продукцию, как и прежде, назначались сверху, по принципу «затратной экономики». Сначала определялась себестоимость, которая выводилась из суммы производственных затрат. Затем, согласно «Положению об управлении казенными заводами», к себестоимости добавлялось 15% на прибыль, а 10% этой прибыли шло на премии заводской администрации. Чем больше были затраты, тем выше оказывалась прибыль, увеличивая тем самым премии. В действительности казенные заводы были, как правило, убыточными.

      Вместо  амортизации основных фондов на этих заводах стоимость ремонта добавлялась к первоначальной стоимости оборудования. В результате, чем старее было оборудование, тем оно становилось дороже.

      Царская бюрократия старалась расширить сферу казенного предпринимательства из-за боязни, что частные компании могут неожиданно отказаться выполнять казенные заказы и таким образом сорвут перевооружение армии и флота. «Государству... может угрожать опасность остаться совсем без флота, — писал сенатор Нейдгарт, — и притом именно в то время, когда оно будет в нем особенно нуждаться».

      Однако  позиции государства в экономике  не ограничивались государственным  сектором. На развитие промышленности влияли и государственные заказы. Такие заказы давали почти все ведомства, начиная с Министерства путей сообщения и кончая Морским министерством.4

      Еще одним направлением государственного воздействия были казенные монополии и акцизы, которые в совокупности давали около половины государственного дохода. Сохранялась казенная питейная монополия, а это значит, что объем винокуренного производства и цены не его продукцию устанавливались государством, действовали акцизы на сахар и табак, т.е. производство этих продуктов облагалось особым налогом, а потому находилось под контролем государства.

      Итак, одна часть промышленности находилась в собственности государства, другая часть в той или иной степени  подлежала государственному регулированию. Но обе эти части оставались практически  вне сферы рыночных отношений.

      Отношение буржуазии к государственному предпринимательству и административному воздействию на хозяйство страны было двойственным. С одной стороны, буржуазия была недовольна ограничением сферы своей деятельности и казенной регламентацией. В резолюции торгово-промышленного съезда 1913 г., представлявшего широкий круг предпринимателей, отмечалось, что «развитие частной предприимчивости парализуется все более и более расширяющимся казенным предпринимательством». «Правительство быстро идет к осуществлению государственного капитализма», — утверждалось в журнале «Промышленность и торговля». Впрочем, государственное вмешательство в экономическую жизнь буржуазная пресса часто называла и по-другому — «системой государственного социализма».

      Буржуазия отчетливо видела неэффективность казенного хозяйства. Московский биржевой комитет в 1906 г. констатировал, что казенные заводы «работают хуже, чем другие, частные заводы».5 В буржуазных представительных органах выдвигались предложения реорганизовать казенное хозяйство, приспособить его к рыночным отношениям. Например, Совет съездов представителей промышленности и торговли предлагал казенные заводы преобразовать в экономически самостоятельные предприятия: выделить им из казны определенные капиталы, после чего прекратить финансирование, чтобы в дальнейшем они действовали по образцу частных.

      С другой стороны, государственная хозяйственная  деятельность была для предпринимателей источником дополнительного, а для многих — и основного дохода. Связи административной системы государства с частными интересами неизбежно порождали коррупцию и приносили ущерб народному хозяйству и самому государству. Если государство устанавливало цены, выводя целые отрасли из рыночной сферы, о чем уже говорилось, то нужно учитывать, что эти цены устанавливались соглашением государственных чиновников с промышленниками. И поскольку заинтересованной стороной были промышленники, прибыль которых зависела от уровня цен, а убытки государственного хозяйства не отражались на жаловании чиновников, результаты такого соглашения оказывались выгодными промышленникам, но не государству.

        Антимонопольная политика государства - экономическая политика государства, опирающаяся на антитрестовское законодательство и законодательство о пресечении недобросовестной конкуренции. Антимонопольная политика направлена на развитие конкуренции, создание условий, препятствующих монополистической деятельности участников рыночных отношений и образованию монополий на рынке.

      Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о конкуренции на товарных рынках и на рынке финансовых услуг, естественных монополий, рекламе, размещении государственных заказов, а также изданию в пределах своей компетенции нормативных и индивидуальных правовых актов в установленной сфере деятельности.

      Основными функциями Федеральной антимонопольной  службы являются:

      а) надзор и контроль за соблюдением  законодательства о конкуренции на товарных рынках, на рынке финансовых услуг (Федеральный закон «О защите конкуренции» № 135-ФЗ от 26 июля 2006 года);

      б) надзор и контроль за соблюдением  законодательства о естественных монополиях (Федеральный закон «О естественных монополиях» №147-ФЗ от 17 августа 1995 года, Федеральный закон «Об электроэнергетике» №35-ФЗ от 26 марта 2003 года);

      в) надзор и контроль за соблюдением  законодательства об иностранных инвестициях в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства (Федеральный закон «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» № 57-ФЗ от 29 апреля 2008 года);

      г) надзор и контроль за соблюдением законодательства в сфере государственных закупок заказа (Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» №94-ФЗ от 21 июля 2005 года);

      д) надзор и контроль за соблюдением  законодательства о рекламе (Федеральный  закон «О рекламе» №38-ФЗ от 13 марта 2006 года).

      С 01 февраля 2010 года ФАС России также  осуществляет контроль за соблюдением  антимонопольных требований, установленных  Федеральным законом «О государственном регулировании торговой деятельности в Российской Федерации» №381-ФЗ от 28 декабря 2009 года.

      ФАС России подведомственна Правительству Российской Федерации (подчиняется непосредственно премьер-министру Российской Федерации). Служба представляет в Правительство Российской Федерации ежегодный доклад о результатах своей деятельности.

      В структуре антимонопольного ведомства  находятся территориальные управления ФАС России и центральный аппарат  службы, состоящий из отраслевых управлений. По состоянию на 01 марта 2010 года в структуру ФАС России входит 82 территориальных управления. Штатная численность работников службы в регионах составляет 2 647 человек. Численность работников центрального аппарата составляет 630 человек.

      Ключевыми законодательными актами, которыми в  своей работе руководствуется ФАС  России, являются Федеральные законы «О защите конкуренции», «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных  и муниципальных нужд», «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» и «О рекламе».

Информация о работе Антимономольный контроль