Антимономольный контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 20:16, реферат

Описание

Основой российского антимонопольного контроля или законодательства является Федеральный закон «О защите конкуренции». Закон содержит ограничения свободы предпринимательской деятельности и свободы договора для хозяйствующих субъектов, которые занимают доминирующее положение. Наличие последнего устанавливается на основе определения доли компании в общих продажах на рынке или определения совокупной доли, которую занимают на рынке несколько крупнейших (в смысле объема продаж) компаний1. Вообще, монополия это фирма (ситуация на рынке, на котором действует такая фирма), действующая в условиях отсутствия значимых конкурентов (выпускающая товар(ы) и/или оказывающая услуги, не имеющие близких заменителей). Первые в истории монополии создавались сверху санкциями государства, когда

Содержание

Введение 3
1 Антимонопольный контроль в РФ: история развития и его современное регулирование 5
2 Виды антимонопольного контроля и антимонопольный контроль ценообразования 12
3 Меры ответственности за нарушения антимонопольного законодательства 18
Заключение 20
Список использованных источников 23

Работа состоит из  1 файл

контрольная антимонопольный контроль.doc

— 148.00 Кб (Скачать документ)

        Государственный контроль за  экономической концентрацией, осуществляемый  антимонопольными органами, является одной из форм государственного контроля за экономической деятельностью хозяйствующих субъектов. Важно отметить, что антимонопольный контроль не преследует цели запретить хозяйственную интеграцию и экономическую концентрацию, а направлен на предотвращение ограничения конкуренции, возникновения и усиления монополистической деятельности.

      Важнейшим средством регулирования деятельности монополии является антимонопольное законодательство, основы которого заложены в законодательных актах Верховного Совета Российской Федерации. Антимонопольное законодательство представляет собой пакет законов, который выступает как средство поддержания государством баланса между конкуренцией и монополией, как средство установления официальных «правил игры» на рынке.

      Современное антимонопольное законодательство имеет два принципиальных направления:

      – контроль за ценами;

      – контроль за слияниями компаний.

      Антимонопольное законодательство в первую очередь  запрещает соглашения по ценам. Незаконным является любой сговор между фирмами  в целях установления цен. Законом также преследуется демпинговая практика продаж, когда фирма умышленно устанавливает.

      Согласно  традиционной антимонопольной политике, к поведению фирм, которое считается  незаконным, относят следующие типы действий:

      1) фиксирование продажных цен, тайное и явное, так что назначаемые фирмой цены выпадают из сферы влияния рынка;

      2) ограничения покупки: запрет заказчикам  покупать какой-либо товар в  другом месте, у другого продавца, по другой цене или в другом  объеме, чем установлено фирмой-продавцом;

      3) ограничения продажи: запрет поставщикам  продавать товар другому клиенту,  в другом месте, по другой  цене или в другом объеме, чем  это предусмотрено контрактом  с фирмой-покупателем; 

      4) связанные продажи: продажа одного  товара клиенту при условии,  что он покупает какой-либо еще (оговоренный заранее в контракте) продукт данной фирмы;

      5) недобросовестная реклама: акцент  в рекламных посланиях на таких  качествах продукта, которые в  действительности у данного изделия  отсутствуют, или подчеркивание недостатков товара конкурирующей фирмы, которые на самом деле у него могут и не быть;

      6) недобросовестная маркировка товара: оформление внешнего вида товара  таким образом, который не отвечает  его назначению, или указание  таких его внутренних характеристик, которые продукту не присущи;

      7) вертикальные или горизонтальные  ограничения конкуренции: давление  на поставщиков (потребителей) продукции или на другие фирмы, производящие данный продукт, с целью усиления собственного влияния фирмы на рынке через принудительное навязывание партнерам своих правил поведения.

      Сейчас  работа антимонопольных органов  стала более востребованной, чем  это было пятнадцать лет назад. Приоритеты государственной политики в области сдерживания монополистов стали меняться. Поэтому стали меняться и сами антимонопольные органы, которые стали гораздо более жесткими. На практике проведение антимонопольной политики сталкивается с определенными трудностями, среди которых можно выделить следующие:

      1) зачастую отсутствуют однозначные  трактовки последствий поведения фирмы. Например, слияние двух фирм может привести, с одной стороны, к росту продажных цен товара (отрицательное последствие несовершенной рыночной структуры), а с другой стороны, подобное взаимодействие двух фирм может выразиться во внедрении нового продукта или в улучшении качества старого товара (положительное последствие монополии). То есть при проведении антимонопольной политики должен быть подведен баланс последствий как отрицательных, так и положительных;

      2) неопределенность субъекта ущерба от несовершенной рыночной структуры. Часто не столь очевидно, кто должен подавать в суд и считать себя ущемленной стороной: розничный продавец-дилер товара, выпускаемого монополистом, или конечный потребитель продукции, поскольку непосредственное воздействие ограничений со стороны фирмы, обладающей рыночной властью, может проявляться не столько в отношении посредствующего звена товарной цепи, сколько на положении индивида, покупающего товар для потребления, так как торговец нередко способен переложить бремя монопольного воздействия на своего покупателя. В свою очередь разрозненность конечных покупателей ведет к тому, что не всегда нарушения добросовестного поведения фирмы на рынке фиксируются и становятся объектом регулирования государства.  

 

      

Список использованных источников

  1. Журавлева Л.А. Экономическая теория / Л.А. Журавлева.–  Новосибирск, НГАЭ и У, 2006. –56с.
  2. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика / Е.П. Голубков. - М.: Финпресс, 2006. – 416 с.
  3. Новиков Д., Гребнев Е, Новиков Ф. Концептуальные вопросы планирования и  российская практика. Общество и экономика. 2007 №11-12. С.191.
  4. Новиков А.А.История российского предпринимательства//www.e-college.ru/xbooks/xbook034/book/index/index.html
  5. ru.wikipedia.org/wiki/Антимонопольный_закон
  6. О спорах Федеральной антимонопольной службы с нефтяными компаниями по поводу нарушений антимонопольного законодательства//www.fas.gov.ru/fas-in-press/fas-in-press_30962.html
  7. Павлов С.А. Антимонопольный контроль// www.rae.ru/use/?section=content&op=show_article&article_id=7783410
  8. Антимонопольный контроль ценообразования// Журнал «Учет в производстве» № 4, ноябрь 2009 г.// /www.audit-it.ru
  9. Антимонопольное законодательство// Материал из Википедии — свободной энциклопедии// ru.wikipedia.org/wiki

Информация о работе Антимономольный контроль