Государственный контроль за
экономической концентрацией, осуществляемый
антимонопольными органами, является
одной из форм государственного контроля
за экономической деятельностью хозяйствующих
субъектов. Важно отметить, что антимонопольный
контроль не преследует цели запретить
хозяйственную интеграцию и экономическую
концентрацию, а направлен на предотвращение
ограничения конкуренции, возникновения
и усиления монополистической деятельности.
Важнейшим
средством регулирования деятельности
монополии является антимонопольное
законодательство, основы которого заложены
в законодательных актах Верховного Совета
Российской Федерации. Антимонопольное
законодательство представляет собой
пакет законов, который выступает как
средство поддержания государством баланса
между конкуренцией и монополией, как
средство установления официальных «правил
игры» на рынке.
Современное
антимонопольное законодательство
имеет два принципиальных направления:
–
контроль за ценами;
–
контроль за слияниями компаний.
Антимонопольное
законодательство в первую очередь
запрещает соглашения по ценам. Незаконным
является любой сговор между фирмами
в целях установления цен. Законом
также преследуется демпинговая практика
продаж, когда фирма умышленно устанавливает.
Согласно
традиционной антимонопольной политике,
к поведению фирм, которое считается
незаконным, относят следующие типы
действий:
1)
фиксирование продажных цен, тайное
и явное, так что назначаемые фирмой цены
выпадают из сферы влияния рынка;
2)
ограничения покупки: запрет заказчикам
покупать какой-либо товар в
другом месте, у другого продавца,
по другой цене или в другом
объеме, чем установлено фирмой-продавцом;
3)
ограничения продажи: запрет поставщикам
продавать товар другому клиенту,
в другом месте, по другой
цене или в другом объеме, чем
это предусмотрено контрактом
с фирмой-покупателем;
4)
связанные продажи: продажа одного
товара клиенту при условии,
что он покупает какой-либо еще (оговоренный
заранее в контракте) продукт данной фирмы;
5)
недобросовестная реклама: акцент
в рекламных посланиях на таких
качествах продукта, которые в
действительности у данного изделия
отсутствуют, или подчеркивание
недостатков товара конкурирующей фирмы,
которые на самом деле у него могут и не
быть;
6)
недобросовестная маркировка товара:
оформление внешнего вида товара
таким образом, который не отвечает
его назначению, или указание
таких его внутренних характеристик,
которые продукту не присущи;
7)
вертикальные или горизонтальные
ограничения конкуренции: давление
на поставщиков (потребителей) продукции
или на другие фирмы, производящие данный
продукт, с целью усиления собственного
влияния фирмы на рынке через принудительное
навязывание партнерам своих правил поведения.
Сейчас
работа антимонопольных органов
стала более востребованной, чем
это было пятнадцать лет назад. Приоритеты
государственной политики в области сдерживания
монополистов стали меняться. Поэтому
стали меняться и сами антимонопольные
органы, которые стали гораздо более жесткими.
На практике проведение антимонопольной
политики сталкивается с определенными
трудностями, среди которых можно выделить
следующие:
1)
зачастую отсутствуют однозначные
трактовки последствий поведения фирмы.
Например, слияние двух фирм может привести,
с одной стороны, к росту продажных цен
товара (отрицательное последствие несовершенной
рыночной структуры), а с другой стороны,
подобное взаимодействие двух фирм может
выразиться во внедрении нового продукта
или в улучшении качества старого товара
(положительное последствие монополии).
То есть при проведении антимонопольной
политики должен быть подведен баланс
последствий как отрицательных, так и
положительных;
2)
неопределенность субъекта ущерба
от несовершенной рыночной структуры.
Часто не столь очевидно, кто должен подавать
в суд и считать себя ущемленной стороной:
розничный продавец-дилер товара, выпускаемого
монополистом, или конечный потребитель
продукции, поскольку непосредственное
воздействие ограничений со стороны фирмы,
обладающей рыночной властью, может проявляться
не столько в отношении посредствующего
звена товарной цепи, сколько на положении
индивида, покупающего товар для потребления,
так как торговец нередко способен переложить
бремя монопольного воздействия на своего
покупателя. В свою очередь разрозненность
конечных покупателей ведет к тому, что
не всегда нарушения добросовестного
поведения фирмы на рынке фиксируются
и становятся объектом регулирования
государства.
Список
использованных источников
- Журавлева
Л.А. Экономическая теория / Л.А. Журавлева.–
Новосибирск, НГАЭ и У, 2006. –56с.
- Голубков
Е.П. Маркетинговые исследования: теория,
методология и практика / Е.П. Голубков.
- М.: Финпресс, 2006. – 416 с.
- Новиков Д.,
Гребнев Е, Новиков Ф. Концептуальные вопросы
планирования и российская практика.
Общество и экономика. 2007 №11-12. С.191.
- Новиков А.А.История
российского предпринимательства//www.e-college.ru/xbooks/xbook034/book/index/index.html
- ru.wikipedia.org/wiki/Антимонопольный_закон
- О спорах
Федеральной антимонопольной службы с
нефтяными компаниями по поводу нарушений
антимонопольного законодательства//www.fas.gov.ru/fas-in-press/fas-in-press_30962.html
- Павлов С.А.
Антимонопольный контроль// www.rae.ru/use/?section=content&op=show_article&article_id=7783410
- Антимонопольный
контроль ценообразования// Журнал «Учет
в производстве» № 4, ноябрь 2009 г.// /www.audit-it.ru
- Антимонопольное
законодательство// Материал из Википедии
— свободной энциклопедии// ru.wikipedia.org/wiki