Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 20:16, реферат
Основой российского антимонопольного контроля или законодательства является Федеральный закон «О защите конкуренции». Закон содержит ограничения свободы предпринимательской деятельности и свободы договора для хозяйствующих субъектов, которые занимают доминирующее положение. Наличие последнего устанавливается на основе определения доли компании в общих продажах на рынке или определения совокупной доли, которую занимают на рынке несколько крупнейших (в смысле объема продаж) компаний1. Вообще, монополия это фирма (ситуация на рынке, на котором действует такая фирма), действующая в условиях отсутствия значимых конкурентов (выпускающая товар(ы) и/или оказывающая услуги, не имеющие близких заменителей). Первые в истории монополии создавались сверху санкциями государства, когда
Введение 3
1 Антимонопольный контроль в РФ: история развития и его современное регулирование 5
2 Виды антимонопольного контроля и антимонопольный контроль ценообразования 12
3 Меры ответственности за нарушения антимонопольного законодательства 18
Заключение 20
Список использованных источников 23
При наличии хотя бы одного
из вышеназванных
- слияние коммерческих
- присоединение коммерческих
Что касается слияний и/или
присоединений финансовых
Создание коммерческих
С предварительного согласия
антимонопольного органа
При осуществлении сделок с акциями (долями), имуществом коммерческих организаций, необходимо соответствие одному из вышеупомянутых экономических критериев (превышение порогового значения) в совокупности с третьим экономическим критерием.
Таким критерием,
В законе определено, что с
предварительного согласия
Таким образом, приобретение
В аспекте государственного
- Увеличены пороговые значения
для предварительного
- Отменено согласование каждой
сделки по приобретению акций.
Получение предварительного
Несмотря на то что ценообразование относится к компетенции самого предприятия, антимонопольная служба вправе проверить правомерность установления цен на выпускаемую продукцию. Могут ли наступить негативные последствия, если предприятие реализует одному из потребителей идентичную продукцию по цене ниже, чем другим покупателям?7
Ряд положений, касающихся установления цен на товарных и финансовых рынках, содержится в Федеральном законе от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о конкуренции).
Так, пункт 1 статьи 10 этого Закона запрещает определенные действия (бездействие) хозяйствующего субъекта, который занимает доминирующее положение. Данный запрет связан с тем, что результатом таких действий может быть недопущение, ограничение, устранение конкуренции или ущемление интересов дру-гих лиц.
Среди запрещенных действий (бездействия) названы:
– установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара;
– экономически, технологически
и иным образом не
Обратите внимание: под хозяйствующим субъектом, в частности, закон понимает коммерческую организацию, которая ведет деятельность, приносящую ей доход.
Монопольные цены на товары
Поскольку в рассматриваемой ситуации речь идет о снижении цены для отдельных покупателей, то нужно определить, будет ли такое снижение нарушением законодательства.
По общему правилу монопольно низкой ценой товара является цена, которая установлена занимающим доминирующее положение предприятием, если эта цена:
– ниже цены, которую в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке устанавливают предприятия, не входящие с покупателями или продавцами товара в одну группу лиц и не занимающие доминирующего положения на таком рынке;
– ниже суммы необходимых для
производства и реализации
Не будет признана монопольно низкой цена товара, если ее установление продавцом не повлекло за собой ограничение конкуренции в связи с сокращением числа организаций, не входящих с покупателями или продавцами товара в одну группу лиц на соответствующем товарном рынке.
В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в пункте 1 статьи 10 Закона о конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается изначально и не требует доказывания антимонопольным органом.
Антимонопольный орган в ходе контроля за соблюдением законодательства, установив факт злоупотребления доминирующим положением (в том числе навязывание цены при заключении договора, неверное применение регулируемых цен), принимает меры, чтобы прекратить это нарушение и обеспечить условия конкуренции. А нарушителей привлекает к административной ответственности.
По результатам рассмотрения дела о таком нарушении, допущенном при заключении конкретного договора, антимонопольный орган вправе на основании положений подпункта 2 пункта 1 статьи 23 Закона о конкуренции вынести предписание об изменении условий заключенного договора или о его расторжении. Такое предписание он вынесет в том случае, если к нему с ходатайством обратилась организация, право которой нарушено или могло быть нарушено.
Если при рассмотрении дела выяснится, что предприятие заключило договоры с другими организациями на аналогичных условиях, то при отсутствии ходатайств этих организаций предприятие могут обязать направить своим контрагентам предложение об изменении или расторжении таких договоров. Такие выводы содержатся в постановлении Пленума ВАС РФ от 30 июня 2008 г. № 30.
Законодательством предусмотрены меры ответственности за нарушения антимонопольного законодательства.
Антимонопольный орган вправе выдать предписание о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения законодательства. Данная мера ответственности предусмотрена подпунктом 2 пункта 1 статьи 23 Закона о конкуренции.
Если нарушитель в указанный срок не исполнил предписание, то сумма дохода взыскивается в судебном порядке (п. 3 ст. 51 Закона о конкуренции).
За злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке ответственность установлена статьями 14.31 и 14.31.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Должностных лиц организаций наказывают штрафом в размере от 20 000 до 50 000 руб. либо дисквалифицируют на срок до трех лет.
Организацию оштрафуют в
Если на основании
За недопущение, ограничение или устранение конкуренции предусмотрена и уголовная ответственность.
Ее применяют в случаях
В данном случае применяют наказание в виде штрафа в размере до 200 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.
Необходимо учитывать и порядок применения санкций за нарушения. На это указал Пленум ВАС РФ в постановлении от 30 июня 2008 г. № 30. Он отметил, что и взыскание дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства, и штрафы, предусмотренные Кодексом РФ об административных правонарушениях, являются мерами публичной ответственности за одни и те же нарушения. Поэтому одновременно их применять нельзя.
Взыскать сумму дохода в
Интеграционные процессы, происходящие сейчас в Российской экономике, являются закономерными процессами, и, как показывает опыт крупнейших развитых стран мира, предполагают объединение экономических интересов хозяйствующих субъектов на основе экономической концентрации
Государственный антимонопольный контроль за экономической концентрацией в РФ осуществляется специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти - Федеральной антимонопольной службой, учрежденной Указом Президента РФ от 9 марта 2004 года №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти». Федеральная антимонопольная служба осуществляет свои полномочия в соответствии с Положением о Федеральной антимонопольной службе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004г. №331. Государственный контроль за экономической концентрацией осуществляется ФАС России и ее территориальными управлениями в субъектах РФ в соответствии с принятыми 20 сентября 2007 года Административным регламентом по согласованию создания и реорганизации коммерческих организаций, а также Административным регламентом по согласованию приобретения акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций, получения в собственность или пользование основных производственных средств или нематериальных активов, приобретения прав, позволяющих определять условия ведения хозяйствующим субъектом предпринимательской деятельности. 10