Антимонопольная политика в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 20:06, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы ставится исследование антимонопольной политики государства.
В ходе выполнения работы были поставлены следующие задачи:
1. Обосновать необходимость антимонопольного регулирования;
2. Изучить функции и методы антимонопольной политики государства;
3. Изучить антимонопольную политику в законодательстве РФ;
4. Изучить российский монополизм.

Содержание

Введение3
1. Сущность антимонопольной политики 5
1.1 Необходимость использования антимонопольной политики в государствах. 5
1.2 Функции, методы антимонопольной политики9
2. Антимонопольная политика в РФ. 15
2.1 Антимонопольная политика в законодательстве РФ. 15
2.2 Современные монополии на рынке РФ. 20
Заключение 28
Список использованной литературы 29

Работа состоит из  1 файл

Чистовик.docx

— 65.56 Кб (Скачать документ)

Содержание

Введение3

1. Сущность антимонопольной  политики 5

1.1 Необходимость использования  антимонопольной политики в государствах. 5

1.2 Функции, методы антимонопольной  политики9

2. Антимонопольная политика  в РФ. 15

2.1 Антимонопольная политика  в законодательстве РФ. 15

2.2 Современные  монополии на рынке РФ. 20

Заключение  28

Список  использованной литературы 29

 

 

Введение.

Антимонопольная политика, безусловно, очень важна  для экономики России. Хорошо продуманные  меры по регулированию монополий  способствуют развитию конкуренции, стабилизации рынка и совершенствованию экономики в целом.

Актуальность  темы выбранной курсовой работы заключается  в том, что антимонопольная политика является важным элементом государственной  стратегии модернизации экономики  и развития конкурентоспособности  отечественных фирм, поскольку именно условия взаимодействия хозяйствующих субъектов и их относительные размеры в современной рыночной экономике предопределяют склонность к инновациям. На современном этапе развития мировой экономики, характеризующемся формированием глобальных рынков, наблюдается повышение интереса государств к антимонопольной политике, сравнимый с тем, который происходил в конце XIX века, в момент ее зарождения и становления законодательства, заложившего основы регулирования конкуренции.

Проблемы монополизации  хозяйственной жизни, конкуренция  на товарных рынках привлекают сегодня пристальное внимание не только специалистов, но и широких слоев населения, так как существование монополий оказывает во многом негативное влияние рынок. Монополия обуславливает застой и упадок  хозяйственного механизма, тормозит конкуренцию, является угрозой для нормального рынка. Поэтому все страны переходящие к экономике рыночного типа сталкиваются с этой проблемой. По этому возникает потребность государственного вмешательства, путем проведения комплекса экономических, законодательных и административных мер направленных на обеспечение условий развития рыночной конкуренции, на недопущение чрезмерной монополизации рынка и злоупотреблений монопольной властью со стороны хозяйствующих субъектов. Другими словами необходимо проведение антимонопольной политики.

Объектом исследования выступает  антимонопольная политика государства.

Предмет исследования - антимонопольное  регулирование в России.

Целью данной курсовой работы ставится исследование антимонопольной политики государства.

В ходе выполнения работы были поставлены следующие задачи:

1. Обосновать необходимость  антимонопольного регулирования;

2. Изучить функции и  методы  антимонопольной политики государства;

3. Изучить антимонопольную политику в законодательстве РФ;

4. Изучить российский монополизм.

С начала 90-х годов проблема разработки антимонопольной политики остро стала перед Россией: без  принятия твердых и последовательных мер против монополизма нельзя надеяться  на успех экономической реформы  и переход к рыночной экономике. Успех экономических преобразований в немалой степени зависит от взвешенной, выверенной системы регулирования государством монопольных процессов и конкурентных отношений.

 

1.Сущность антимонопольной политики.

1.1 Необходимость использования  антимонопольной политики в      государствах.

Действие  рыночной конкуренции, свободного рынка  неизбежно порождает монополию, которая меняет условия конкурентной борьбы, под удар ставятся механизмы функционирования рыночной системы.

Монополии благодаря высокому уровню сосредоточения экономических ресурсов создают возможности для ускорения технического прогресса. Однако, эти возможности реализуются в тех случаях, когда такое ускорение способствует извлечению монопольно - высоких прибылей. Йозеф Шумпетер и другие экономисты доказывали, что крупные фирмы, обладающие значительной властью, - это желательное явление в экономике, поскольку они ускоряют технические изменения, так как фирмы, обладающие монопольной властью, могут тратить свои монопольные прибыли на исследования, чтобы защитить или упрочить свою монопольную власть. Занимаясь исследованиями, они обеспечивают выгоды, как себе, так и обществу в целом. Но убедительных доказательств того, что монополии играют особенно важную роль в ускорении технического прогресса, нет, так как монополии могут задержать развитие технического прогресса, если он угрожает их прибыли.

Монополизм  порожден рынком. О его существовании  можно судить по разрушению рыночных механизмов, торможению научно-технического прогресса, удержанию высоких цен.

Сущность  и особенности всех монополистических  объединений ярко проявляются в  целях и характере их поведения. Монополисты завоёвывают рынок, чтобы с помощью устанавливаемых  ими цен собирать своеобразную дань с зависимых от них хозяйствующих  субъектов. Как известно, участники свободной конкуренции воспринимают рыночную цену как образовавшуюся независимо от их участия. Но монополисты сами и по своему усмотрению устанавливают цены на производимую ими продукцию. Если монополия получает право на реализацию товаров, то она стремится продать как можно больше и получить при этом максимальное количество прибыли. Монополисты не принимают цену как данную, их можно охарактеризовать как ценопроизводителей, ибо они принимают рыночную кривую спроса как данную и сами выбирают как цену, так и объём выпуска.

Фирмы устанавливают  монопольно высокие цены на свою продукцию, превышающую общественную стоимость  или возможную равновесную цену. Это достигается тем, что монополисты  преднамеренно создают зону дефицита, сокращая объёмы производства и искусственно создавая повышенный покупательский спрос. Монополисты преднамеренно сдерживают совершенствование техники и технологии с тем, чтобы не подорвать искусственно поддерживаемый дефицит, а стало быть, и не лишиться монополистических выгод. Они скупают новейшие патенты на изобретения и не допускают их применения в производстве. Они поступают так до тех пор, пока обострившаяся конкуренция не вынудит их внедрять научно-технические достижения.

Монополия сопряжена с целым набором резко отрицательных последствий для экономики страны. Недопроизводство, завышенные цены, неэффективное производство при этом составляют лишь вершину айсберга монополистических злоупотреблений. Те же причины, которые вынуждают клиента фирмы-монополиста мириться с высокими ценами, заставляют соглашаться и с плохим качеством продукции, ее устарелостью (замедлением технического прогресса), отсутствием сервиса и другими проявлениям пренебрежения интересами потребителя. Всевластию же монополиста в силу непреодолимости барьеров на пути в отрасль ничто не грозит даже в длительном плане. Самостоятельно рынок не в силах разрешить эту проблему. В этих условиях улучшить ситуацию может лишь государство, проводящее сознательную антимонопольную политику. Не случайно, в наше время нет ни одной развитой страны, где бы отсутствовало специальное антимонопольное законодательство и не было бы специального органа власти для надзора за его исполнением.

Система государственного регулирования экономики, сформировавшаяся во всех индустриально развитых странах, в качестве обязательного элемента предусматривает создание благоприятных условий для развития конкурирующей среды на рынке товаров и услуг.

Антимонопольная политика - комплекс мер, направленных на демонополизацию экономики, контроль и наблюдение за процессами концентрации на рынках, пресечение монополистических действий и недобросовестной конкуренции. А также на устранение административных барьеров и обеспечение условии для развития конкуренции на рынке.1

В связи  с этим государство обязано предпринять  меры для обеспечения конкурентоспособности  российской экономики.

В России административный монополизм проявляется  в виде:

  • сохранения высокой доли государственного сектора в ведущих отраслях индустрии;
  • сохранения за государством контрольного пакета акций в значительной части приватизированных предприятий;
  • сохранения возможностей для значительной части государственных предприятий получения существенной финансово-кредитной поддержки от государства вне прямой зависимости от результатов их производственной деятельности;
  • воздействия на предприятия при помощи государственного административного контроля;
  • объединения предприятии в различного рода ассоциации и холдинги;
  • антиконкурентная политика государства по отношению к естественным монополиям.

Особое  внимание необходимо обратить на такой  фактор, затрудняющий создание конкурентной среды в России, как сохранение отечественных производственных монополий в таких различных секторах экономики. Аграрном, нефтегазовом, топливо-энергетическом, экономика деревообрабатывающей промышленности и др.

Наличие указанных монопольных структур тормозит как развитие определенной отрасли, так и экономики России в целом. Это, прежде всего, связано с агрессивной направленностью деятельности предприятий-монополистов по отношению к предприятиям среднего бизнеса, пытающимся вести производственную деятельность в указанных секторах.

При проведении антимонопольной политики государство  стоит на защите интересов потребителей.

Целью антимонопольной  политики является обеспечение условий  для свободной конкуренции; проведение контроля над предприятиями-монополистами; контроль за процессами слияния, поглощения, обеспечение защиты прав потребителей; поддержка малого и среднего бизнеса, предупреждение и сокращение монопольных цен, дефицитности производства, перераспределение монополистического богатства и сокращение совокупной концентрации экономических ресурсов в обществе.

Причинами принятия законов, регулирующих предпринимательскую  деятельность и способствующих развитию конкуренции, явились:

а) необходимость  защиты фирм от незаконных действий друг друга (например, от недобросовестной конкуренции) и предотвращения их проявлений;

б) потребность  в защите потребителей от недобросовестной деловой практики;

 в)  необходимость защиты интересов  общества от некоторых предпринимателей.

В современных  условиях антимонопольная политика ведется по двум направлениям. К  первому из них относятся формы  и методы регулирования, назначение которых состоит в последовательной либерализации рынков. Главная задача сводится к тому, чтобы создать  в экономике обстановку, затрудняющую или делающую просто невыгодным отдельным фирмам злоупотреблять их монопольным положением, обеспечить своеобразную антимонопольную профилактику в экономике и обществе. Это снижение таможенных налогов, отмена количественных ограничений, улучшение инвестиционного климата для зарубежных вкладчиков капитала, поддержка малого бизнеса, упрощение процедуры лицензирования, стимулирование производств. Подрыву монополизма с помощью активизации конкурентных рыночных механизмов нередко способствует процесс ускорения развития науки и техники, т.к. благодаря некоторым достижениям НТП отдельные естественные монополии перестают быть таковыми.

Второе  направление объединяет способы  воздействия на монополию: государственное  регулирование и антимонопольное  законодательство. Немаловажным направлением государственного вмешательства в деятельность монополий является государственное регулирование фирм, обладающих монопольной властью, с помощью фиксации верхнего уровня цены, установления “справедливой” цены. Можно выделить, в частности, финансовые санкции, применяемые в случае нарушения антимонопольного законодательства. Когда корпорация, уличенная в систематическом использовании методов нечестной конкуренции, то она подвергается раздроблению. При демонополизации экономики к указанным направлениям надо добавить разгосударствление.

1.2 Функции, принципы, методы антимонопольной  политики

Существуют  два вида антимонопольной политики: антимонопольная политика в отношении  естественных монополий и антимонопольная  политика в отношении искусственных монополий2. Для того, чтобы разобраться в вопросах, связанных с антимонопольной политикой, а в частности, с её проведением в России, необходимо в общих чертах понять сущность самой монополии.

Существует  большое количество определений  монополии, ведь это – многоаспектное понятие. Причём это понятие является настолько важным, что в мировой  экономической теории есть даже такое  понятие, как теория монополии. В  рамках этой теории монополия рассматривается  через призму трёх аспектов:

    1. С точки зрения рыночной структуры
    2. С точки зрения рыночного поведения
    3. С точки зрения рыночных итогов.

Рассматривая  каждый из этих аспектов в отдельности  следует уточнить, что опираясь на  рыночную структуру, можно дать следующее определение: монополия – это форма рынка, в условиях которой весь объём предложения приходится лишь на одного субъекта.

Монополия –  это такое явление, при котором  в отрасли господствует только одна фирма и где границы фирмы  и отрасли совпадают3.

Давая же определение  монополии с точки зрения рыночного  поведения, теория монополии изучает использование субъектом основных инструментов (таких, как цена, реклама). При монополии субъект оперирует этими инструментами, не учитывая конкуренцию, а значит, и интересов конкурентов.

Уделяя  наибольший объём внимания рыночным итогам, теория монополии отмечает то, что при монополии итоги связаны со следующими факторами:

    • монопольно высокими ценами;
    • ограниченной готовностью монополии к инновациям.

Признаки монополии:

  1. Монополистический рынок представлен одним продавцом и множеством покупателей.
  2. Производимая продукция является уникальной (то есть отсутствуют товары-заменители).
  3. Вход новых фирм на рынок фактически невозможен из-за барьеров. Могут быть разные  причины существования таких барьеров, к примеру:
  • Крупные размеры предприятий и экономия от масштабов производств.
  • Система лицензий на выполнение отдельных типов работ, избранно выдаваемых государством.
  • Монопольное право собственности на использование определённых ресурсов, связанное с производством редкого блага (к примеру, бриллиантов).
  • При естественной монополии значение имеют сами условия производства и характер блага.
  • Нечестная конкуренция, то есть воздействие на покупателей нечестными по отношению к конкуренту способами за счёт большого бюджета и масштабов предприятия в целом.

Информация о работе Антимонопольная политика в РФ