Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 20:06, курсовая работа
Целью данной курсовой работы ставится исследование антимонопольной политики государства.
В ходе выполнения работы были поставлены следующие задачи:
1. Обосновать необходимость антимонопольного регулирования;
2. Изучить функции и методы антимонопольной политики государства;
3. Изучить антимонопольную политику в законодательстве РФ;
4. Изучить российский монополизм.
Введение3
1. Сущность антимонопольной политики 5
1.1 Необходимость использования антимонопольной политики в государствах. 5
1.2 Функции, методы антимонопольной политики9
2. Антимонопольная политика в РФ. 15
2.1 Антимонопольная политика в законодательстве РФ. 15
2.2 Современные монополии на рынке РФ. 20
Заключение 28
Список использованной литературы 29
Нарушение требований антимонопольного законодательства является основанием для гражданско-правовой, административной или уголовной ответственности.
2.2 Современная
степень монополизации
Классическим примером естественных монополий на федеральном уровне являются передача электроэнергии, нефти и газа, железнодорожные перевозки, а также отдельные под отрасли связи, а на региональном уровне - коммунальные услуги, включая теплоснабжение, канализацию, водоснабжение и т.д.; такие отрасли либо регулируются, либо они находятся в государственной собственности. Но следует заметить, что во многих странах в последние годы сфера и масштабы государственного регулирования существенно сократились как в связи с технологическими нововведениями, так и в результате появления новых подходов к формированию и регулированию соответствующих рынков.
Прибыли, получаемые продавцами на рынке, служат как сигнал для предпринимателей о том, стоит ли выходить на данный рынок или нет. Естественно, что высокая экономическая прибыль, получаемая монополистом, привлечет на рынок потенциальных производителей данного товара. Поддержание чистой монополии, следовательно, требует наличия условий, которые предотвращают конкуренцию новых продавцов с монополистом. Барьер для входа в отрасль - ограничитель, который предотвращает появление новых дополнительных продавцов на рынке монопольной фирмы. Барьеры для входа на рынок необходимы для того, чтобы поддерживать монополию в долгосрочном плане. Так, если бы был возможен свободный вход на рынок, то экономические прибыли, получаемые монополистом, привлекли бы на рынок новых продавцов, значит, возросло бы предложение. Монопольный контроль над ценами исчез бы вовсе, так как рынки, в конечном счете, стали бы конкурентными.
Можно выделить несколько основных типов барьеров для входа в отрасль:
1. Исключительные права,
полученные от государства.
2. Патенты и авторские права. Патенты и авторские права обеспечивают создателям новых продуктов или произведений искусства, литературы, музыки исключительные права на продажу, использование, предоставление лицензии на использование их изобретений и творений. Патенты могут выдаваться на производственные технологии. Но патенты и авторские права обеспечивают монопольные позиции лишь на ограниченное количество лет, в зависимости от местного законодательства. После окончания срока действия патента барьер для входа в отрасль исчезает. Идея патентов и авторских прав стимулирует фирмы и отдельные личности к изобретению новых продуктов, так как изобретателю заранее гарантируются эксклюзивные права на реализацию продукта.
3. Собственность на все
производственные ресурсы.
4. Уникальные способности
и знания также могут создать
монополию. Так певцы,
5. Преимущество низких
издержек крупного
Экономические объекты, на которые распространяется исключительное право государства: сбор налогов, коммунальное хозяйство, железные дороги, почта и телеграф. Государственные монополии не исключают конкуренции со стороны частных предприятий, производящих замещающие товары и услуги.
Развивающаяся чистая монополия может стремиться компенсировать прошлые убытки и полностью извлечь пользу из своего нового положения господства на рынке, назначая непомерные цены на свои товары и услуги.
Чтобы избавить общество от
таких неблагоприятных
Все предприятия , имеющие на рынке определенного товара долю более 35% заносятся в специальный реестр (региональный и федеральный рынок). Назначение реестра состоит в подготовке информационной базы данных о крупнейших субъектах рынка для осуществления государственного контроля за соблюдением ими антимонопольного законодательства. Всего в реестр включено около 6500 предприятий (1999 год ). Включенные в реестр предприятия имеют следующее распределение по принципу отраслевой принадлежности: 22% - услуги жилищно-коммунального хозяйства, 13% - продукция производственно-технического назначения, 28% - продукты питания, 5% - товары народного потребления, 21% - отдельные виды работ и услуг, 11% - хозяйствующие субъекты, относящиеся к сфере деятельности естественных монополий (для естественных монополистов на транспорте, в области связи и энергетическом комплексе составляются свои реестры). Из 6500 предприятий , входящих в реестр, долю более 35% на товарных рынках РФ имеют около 450 предприятий .
К монополистам можно отнести предприятие, обладающее следующими признаками7:
1. Монополист – единственный продавец продукции.
2. Продукция – уникальна,
т. е. не имеет близких
3. Монополист устанавливает цену
4. Цена в рамках монополии всегда выше предельного дохода.
5. Существуют непреодолимые
барьеры для вступления в
В независимости от того, является ли предприятие-монополист естественным или искусственным, каждое из таких предприятий обладает монопольной властью, т.е. способностью регулировать цену на производимый товар через ограничение предложения.
Зачастую монополисты злоупотребляют этой властью, пытаясь ограничить конкуренцию, и таким образом причиняют ущерб потребителям. Такое явление называется монополистической деятельностью, и проявляется эта деятельность в форме ценовых злоупотреблений.
Предприятия-монополисты злоупотребляют своим особым положением, устанавливая либо монопольно высокие, либо монопольно низкие цены. Сейчас в России практикуются монопольно высокие цены, а в странах с развитой конкуренцией - монопольно низкие, иногда демпинговые. Как правило, монопольно высокой ценой компенсируются необоснованные затраты предприятий.
В условиях современной российской экономики монопольная рыночная власть реализуется прежде всего за счет раздувания издержек, а не получения дополнительной прибыли, о чем свидетельствует превышение индекса затрат на оплату труда и прочих затрат на производство над индексом инфляции. Помимо ценовых злоупотреблений в российской экономике наблюдаются примеры дискриминирующего поведения по отношению к конкурентам.
Для преодоления высокой
степени монополизации
До 2008 года в России было три главных естественных монополиста:
1. РАО “ЕЭС” (производство электроэнергии, услуги по передаче электроэнергии по высоковольтным линиям передач).
2. ГАЗПРОМ (транспортировка
газа по трубопроводам,
3. МПС (железнодорожные перевозки).
Особое место в
проблеме демонополизации экономики
принадлежит вопросу о
Цели реформирования РАО “ЕЭС”: развитие конкуренции в производстве электроэнергии, создание оптового рынка электроэнергии в тех регионах страны, где это технически возможно и экономически целесообразно, а также совершенствование государственного регулирования и контроля в сфере передачи и распределения электроэнергии.
Год 2008-й вошел в историю российской экономики как год, в который прекратила существование одна из крупнейших монополий - РАО "ЕЭС России". Тем самым завершится один из важнейших этапов реформы электроэнергетики, единственного на данный момент столь масштабного преобразования. 8
Реформа Газпрома заключается в отделении транспортировки и распределения газа (монопольных видов деятельности) от добычи (потенциально конкурентных). Помимо этого необходим переход на контрактные цены и отход от принципа формирования цен на основе издержек замыкающего производителя.
Реформа МПС предполагает
три этапа. 1-й этап: создание грузовых
и пассажирских компаний. 2-й этап:
отработка взаимоотношений
Массовые импортные закупки,
создающие конкуренцию
Федеральный закон "О естественных монополиях" определяет правовые основы федеральной политики в отношении естественных монополий в Российской Федерации и направлен на достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий, обеспечивающего доступность реализуемого ими товара для потребителя и эффективное функционирование субъектов естественных монополий. В этих целях применяются такие меры, как ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня; определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре, производимом (регулируемом) субъектом естественной монополии, с учетом необходимости защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения безопасности государства, охраны природы и культурных ценностей.
Заключение.
Необходимость использования антимонопольной политики в государствах очень велика, так как она регулирует целую отрасль в экономике государства, включающую себя различные типы экономических, законодательных и административных мер, направленных на обеспечение условий для развития рыночной конкуренции, и на недопущение увеличения степени монополизации рынка.
Целью антимонопольной политики является проведение контроля над предприятиями-монополистами, обеспечение прав потребителей, обеспечение условий для свободной конкуренции, поддержка малого и среднего бизнеса, предупреждение и сокращение монопольных цен, дефицитности производства.
Антимонопольное законодательство и антимонопольная политика России необходимые атрибуты структурных преобразований во всех сферах экономики страны. Бесспорно, в некоторых случаях (но лишь в малой толике от их общего количества) существование монополии является оправданным и необходимым, но за этими процессами должен осуществляться жесткий контроль со стороны государства по недопущению злоупотребления своим монопольным положением.