Антимонопольная политика в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 20:06, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы ставится исследование антимонопольной политики государства.
В ходе выполнения работы были поставлены следующие задачи:
1. Обосновать необходимость антимонопольного регулирования;
2. Изучить функции и методы антимонопольной политики государства;
3. Изучить антимонопольную политику в законодательстве РФ;
4. Изучить российский монополизм.

Содержание

Введение3
1. Сущность антимонопольной политики 5
1.1 Необходимость использования антимонопольной политики в государствах. 5
1.2 Функции, методы антимонопольной политики9
2. Антимонопольная политика в РФ. 15
2.1 Антимонопольная политика в законодательстве РФ. 15
2.2 Современные монополии на рынке РФ. 20
Заключение 28
Список использованной литературы 29

Работа состоит из  1 файл

Чистовик.docx

— 65.56 Кб (Скачать документ)
  1. Сложность в получении полной информации обо всём рынке.

Существует  три вида монополии: закрытая, естественная и открытая.

Закрытая  монополия – это монополия, защищённая от конкуренции юридическими ограничениями, патентной защитой, институтом авторских  прав и т. д. Примером может служить  монополия почтовой службы США на доставку почты первым классом4.

Естественная  монополия возникает в отрасли, в которой долгосрочные средние  издержки достигают минимума только тогда, когда одна фирма обслуживает весь рынок целиком. В такой отрасли минимальный эффективный масштаб производства близок к количеству или даже превосходит то, на которое рынок предъявляет спрос по любой цене, достаточной для покрытия издержек производства. В данной ситуации разделение выпуска между двумя или большим количеством фирм приведёт к тому, что масштабы производства будут неэффективно малы. С естественными монополиями, в основе которых лежит экономия на масштабах производства, тесно связаны монополии, базирующиеся на владении уникальными природными ресурсами, о чём говорилось ранее.

Открытая  монополия – это монополия, при  которой одна фирма (по крайней мере на определённый срок) является единственным поставщиком продукции, но не имеет специальной юридической защиты от конкуренции. Примером таких фирм можно считать фирмы, впервые вышедшие на рынок с новой продукцией5.

Но такое  деление не означает, что все предприятия-монополисты  должны обязательно относиться лишь к одному из этих видов. Такая классификация в значительной степени условна. Некоторые фирмы могут принадлежать к нескольким видам монополии, к примеру фирмы, обслуживающие систему телефонной связи, а также электрические и газовые компании, которые могут быть отнесены как к естественной монополии (так как присутствует эффект экономии на масштабах), так и к закрытой монополии (так как присутствуют юридические барьеры для конкуренции).

Фактически  все монополии могут считаться  открытыми, так как легальные барьеры, защищающие закрытые монополии от конкурентов, могут быть отменены судом, а преимущества в естественных монополиях могут быть сведены на нет изменениями в технологии. А так же все монополии подвержены влиянию конкуренции со стороны возможных товаров-субститутов.

Так же немаловажным является определение простой монополии, то есть монополии, которая в каждый конкретный момент времени продаёт свой продукт по одной и той же цене своим покупателям.

Особенностью  рыночного поведения монополистов является Х-неэффективность. Дело в  том, что при всех других типах  рынка поддерживать этот показатель на высоком уровне фирму волей-неволей вынуждают конкуренты. Если фирма не будет, например, снижать издержки до минимально возможного уровня, ее продукция окажется дороже, чем у соперников, и ее перестанут покупать.

В случае с монополией этот естественный ограничитель отпадает – конкурентов у монополиста  нет. Именно поэтому для фирм-монополистов свойственно понижение эффективности  использования ресурсов. Все ненужные расходы легко могут быть включены в издержки. И лишенный выбора покупатель будет вынужден их оплатить. В целом Х-неэффективностью называется бесхозяйственное ведение дела, ведущее к увеличению издержек.

Инструменты антимонопольной политики подразделяются на прямые (административные) и косвенные (экономические). Административные меры применяются к фирмам, осуществляющие следующие типы действий:

1) фиксирование  продажных цен, тайное и явное,  так что назначаемые фирмой  цены выпадают из сферы влияния  рынка; 

2) ограничения  покупки: запрет заказчикам покупать  какой-либо товар в другом месте,  у другого продавца, по другой  цене или в другом объеме, чем  установлено фирмой-продавцом; 

3) ограничения  продажи: запрет поставщикам продавать  товар другому клиенту, в другом  месте, по другой цене или  в другом объеме, чем это предусмотрено контрактом с фирмой-покупателем;

4) связанные  продажи: продажа одного товара  клиенту при условии, что он  покупает какой-либо еще (оговоренный  заранее в контракте) продукт  данной фирмы;

5) недобросовестная  реклама: акцент в рекламных  посланиях на таких качествах  продукта, которые в действительности  у данного изделия отсутствуют, или подчеркивание недостатков товара конкурирующей фирмы, которые на самом деле у него могут и не быть;

6) недобросовестная  маркировка товара: оформление внешнего  вида товара, таким образом, который  не отвечает его назначению, или  указание таких его внутренних  характеристик, которые продукту  не присущи;

7) вертикальные  или горизонтальные ограничения  конкуренции: давление на поставщиков (потребителей) продукции или на другие фирмы, производящие данный продукт, с целью усиления собственного влияния фирмы на рынке через принудительное навязывание партнерам своих правил поведения.

Антимонопольное регулирование - важнейшая составная  часть экономической политики государства во всех странах с развитой рыночной экономикой. Антимонопольное регулирование определяют как реализация государством комплекса экономических, законодательных и административных мер, направленных на обеспечение условий развития рыночной конкуренции, на недопущение чрезмерной монополизации рынка и злоупотреблений монопольной властью со стороны хозяйствующих субъектов. Главным инструментом антимонопольного регулирования является антимонопольное законодательство. Оно выступает одной из форм непосредственного вмешательства государства в рыночные отношения.

 

 

 

 

2. Антимонопольная  политика в Российской Федерации.

2.1 Антимонопольное  законодательство в РФ

Антимонопольное законодательство - комплекс правовых актов в странах  с рыночной экономикой, направленных на поддержание конкурентной среды, противодействие монополизму и  недобросовестной конкуренции.

Антимонопольное законодательство РФ включает в себя законы:

  1. "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" от 22 марта1991 г.,
  2. "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" от 3 июля 1991 г.,
  3. "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" от 13 декабря 1994 г.,
  4. "О финансово-промышленных группах" от 30 ноября 1995 г.,
  5. "О естественных монополиях" от 17 августа 1995 г.,
  6. "Об акционерных обществах" от 26 декабря 1995 г.,
  7. "О некоммерческих организациях" от 12 января 1996 г.,
  8. "О рекламе" от 18 июля 1996 г.,
  9. "О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли" от 14 апреля 1998 г. и др., а также нормативно-правовые акты Президента РФ и правительства.
  10. Федеральный Закон Российской Федерации "О защите конкуренции" от 27.07.2006г. №135-ФЗ.

       Закон  «О защите конкуренции» был  направлен на снижение степени  монополизации рынка. Он запретил соглашения между конкурирующими фирмами, занимающими в совокупности доминирующее положение на рынке, если их результатом может быть существенное ограничение конкуренции. В том числе, запрещаются соглашения и согласованные действия, направленные на установление и поддержание цен, раздел рынков сбыта, ограничение доступа на рынок других фирм, отказ от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями. Признаются также недействительными соглашения фирм, доминирующих на рынке, со своими поставщиками, если эти соглашения ведут к существенному ограничению конкуренции. Закон предоставил право Антимонопольному комитету Российской Федерации принимать решения о принудительном разделении предприятий, входящих в состав предпринимательских монополий. 

Закон  в ст. 9 указывает на недопустимость участия в предпринимательской деятельности  должностных лиц органов государственной власти  и государственного управления.

В российской системе  антимонопольного регулирования тоже можно найти черты, приводящие к  результату, обратному тому, который  предполагался быть достигнутым  за счет применения антимонопольного законодательства. Так, антимонопольный  иск по определению может быть предъявлен только очень крупным  хозяйственным субъектам. Но насильственное расформирование такого предприятия  чревато высвобождением большого числа  работников и, быть может, разрушением  самого товарного рынка, ради которого собственно и осуществляются все  действия антимонопольного органа.

Антимонопольное законодательство является не единственным методом антимонопольного регулирования, оно осуществляется прямыми и косвенными методами. К прямым методам антимонопольного регулирования относятся административные меры, устраняющие или предупреждающие монопольное положение отдельных субъектов на рынке. Очевидно, что антимонопольное законодательство является одной из форм прямого антимонопольного регулирования.

В соответствии с поручениями  Правительства Российской Федерации  и Протоколом совещания у Председателя Правительства Российской Федерации  от 19.08.2008 Федеральная антимонопольная  служба (ФАС России) совместно с  заинтересованными федеральными органами исполнительной власти подготовила проекты федеральных законов, направленных на совершенствование антимонопольного законодательства:

  • проект федерального закона «О внесении изменений в статью 178 Уголовного кодекса Российской Федерации»;
  • проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации»;
  • проект федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

Распоряжением Правительства  Российской Федерации от 29.12.2009 проекты  федеральных законов «О внесении изменений в Федеральный закон», «О защите конкуренции» и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации были внесены в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.

Монополистическая деятельность в РФ - это противоречащие антимонопольному законодательству действия или бездействие хозяйствующих субъектов, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции.

Наиболее стабильно  действует запрет на установление монопольных  цен, хотя и здесь немало проблем. В частности, "Временные методические рекомендации по выявлению монопольных  цен" от 21 апреля 1994 г. предлагают одновременно использовать концепцию ограничения  прибыли и концепцию сравнения  рынка. Применение первой концепции  осложняется тем, что производственные затраты необходимо устанавливать  с учетом того, что производственные мощности могут быть исчерпаны. Но при  общем спаде производства в России это нереально. Так же нереально  выяснить действительную себестоимость, прибыль и рентабельность предприятия  в условиях господства бартера и "черного нала". Поэтому предпочтительной оказывается концепция сравнения рынков, в рамках которой антимонопольному ведомству не нужно проверять производственные показатели предприятия-монополиста, достаточно на основе внешних факторов выявить монопольно высокие или монопольно низкие цены.

Сейчас в России чаще практикуются монопольно высокие цены, а в странах с развитой конкуренцией - монопольно низкие, иногда даже демпинговые.

Российский монополизм проявляет свое антиконкурентное поведение преимущественно в отношениях с потребителями или поставщиками, а не с конкурентами. Но по мере развития конкуренции повышается вероятность применения монопольно низких цен: мощные многопрофильные компании благодаря перекрестному субсидированию за счет прибыльности одних секторов могут занижать цены на продукцию других и тем самым блокировать конкурентов. В этой части особенно необходимо контролировать финансово-промышленные группы. Среди ограничивающих конкуренцию следует выделить, во-первых, соглашения, которые препятствуют доступу других предприятий на рынок; во-вторых, отказы от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями; в-третьих, соглашения по разделу рынка по территориальному признаку или ассортименту реализуемой продукции, по кругу продавцов или покупателей; в-четвертых, ценовые соглашения.

Согласно закону "О  конкуренции и ограничении монополистической  деятельности на товарных рынках", если предприятие достигает определенного  порога по объему операций, оно обязано  получить согласие антимонопольного органа на свои действия (предварительный  контроль) или уведомить его о  них (последующий контроль). Предварительно контролируются, во-первых, создание, слияние и присоединение коммерческих организаций, объединений, союзов и ассоциаций, если их активы превышают 100 тыс. МРОТ; во-вторых, ликвидация и разделение (выделение) государственных и муниципальных унитарных предприятий, активы которых превышают 50 тыс. МРОТ, если это приводит к появлению предприятия, доля которого на товарном рынке превышает 35% (за исключением случаев, когда предприятие ликвидируется по решению суда).

Российское антимонопольное  законодательство не разрешает действия или сделки, в результате которых  возможно установление или расширение рыночной власти коммерческой организации, если негативные антиконкурентные последствия не компенсируются повышением ее конкурентоспособности на внутреннем и международном рынках. Поэтому контроль не мешает интеграции российских предприятий для конкуренции с зарубежными фирмами.

Создание, слияние, присоединение  или ликвидация коммерческих организаций  и приобретение акций нередко  проходят с нарушением антимонопольного законодательства.

Существует запрет на недобросовестную конкуренцию, под  ней понимаются действия, направленные на приобретение преимуществ, которые  противоречат законодательству, обычаям  делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и которые  причинили (могут причинить) убытки конкурентам или нанесли ущерб  их деловой репутации. Речь идет о  распространении ложных, неточных или  искаженных сведений, способных причинить  убытки либо нанести ущерб, введении потребителей в заблуждение относительно характера, способа, места изготовления, потребительских свойств и качества товара, а также о некорректном сравнении собственного товара с  аналогичной продукцией конкурентов. К недобросовестной конкуренции  также относится получение, использование, разглашение научно-технической, производственной, торговой информации или коммерческой тайны без согласия владельца. Растет интерес предпринимателей к защите деловой репутации предприятия  и правовой охране товарных знаков от их незаконного использования. Развитие рыночных отношений предполагает устранение прямого вмешательства государственных  органов власти в деятельность предприятий. Законом запрещено принимать нормативные акты и совершать действия, которые ограничивают самостоятельность предприятий, создают дискриминирующие или благоприятные условия для одних в ущерб другим и тем самым ограничивают конкуренцию, ущемляют интересы предприятий или граждан.

Информация о работе Антимонопольная политика в РФ