Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 11:11, курсовая работа
Масштабы государственного регулирования, его конкретные формы и методы существенно различаются по странам. Они отражают и историю, и традиции, масштабы страны и многие другие факторы. Задачи государства связаны не только с созданием условий для функционирования рынка, но и с борьбой против монополизации рынка.
Целью исследования данной курсовой работы ставится анализ экономических и социальных последствий монопольной деятельности, сравнения антимонопольных законодательств развитых государств, выявление и определение особенностей антимонопольной политики в современной России.
Введение…………………………………………………………………….3
МОНОПОЛИЯ………………………………………………………….5
Понятие и виды монополии……………………………………..5
Монополии в современной экономике…………………………8
АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВ…………….25
Антимонопольная политика развитых стран…………………25
Антимонопольная политика в России: проблемы и перспективы…………………………………………………….34
Заключение………………………………………………………………..44
Список использованной литературы…………………………………….45
ПРИЛОЖЕНИЕ 1…………………………………………………………46
ПРИЛОЖЕНИЕ 2…………………………………………………………47
ПРИЛОЖЕНИЕ 3…………………………………………………………48
Естественно, любое, даже сколь
угодно развитое антимонопольное
-слишком большая длительность
судебных процессов по
- большие трудности с
определением мер, которые
- значительные издержки
разграничения слияний (сделок
экономической концентрации), повышающих
эффективность использования
- сложности, связанные
с формулированием и
-существенное влияние
политической составляющей на
дела, связанные с нарушением
антимонопольного
неширокое поле для антимонопольной политики, если учесть силу рынков в развитии конкуренции и блокировании антиконкурентных злоупотреблений13.
13. Авдашева С.Р. Модернизация
антимонопольной политики в
Цель антимонопольного законодательства
- предотвратить ограничивающие конкуренцию
действия. Но в аспекте разработки
антимонопольного законодательства есть
своя специфика. Во-первых, само понимание
конкуренции, а следовательно, и
антиконкурентных действий, допускает
различные интерпретации. Если использовать
понимание конкуренции
В-третьих, хозяйственная
практика, оказывающая отрицательное
воздействие на конкуренцию, может
одновременно положительно влиять на
эффективность. Так, соглашение компаний
о совместных исследованиях и
разработках и их последующем
использовании, безусловно, может не
только повышать эффективность инвестиций
в разработки, но и ограничивать
при этом конкуренцию на рынке
конечной продукции. Не менее показательным
является пример с вертикальными
ограничивающими контрактами. Например,
предписание в контракте рамок
цены перепродажи со стороны производителя
может ограничивать конкуренцию, но
может и стимулировать
14. Влияние конкуренции
и антимонопольного
Заключение
Изучив выбранную тему, следует отметить, что основной отрицательной стороной монополизации экономики является избыточная власть фирм-монополистов. Рыночная власть заключается в способности воздействовать на цену товара. Задача антимонопольной политики состоит в том, чтобы помешать фирмам заполучить неограниченную рыночную власть, расширить возможности конкуренции и перевести ее в неценовую. В России на данном этапе проблема монополизации перестала быть чисто экономической, и все больше становится политической. Однако, общеизвестно, что у экономики, прежде всего, не должно быть политической принадлежности. И только тогда государство в полном объеме, возможно, сможет заменить десятилетиями складывающиеся монополии свободным и самоорганизующимся рынком. В данной курсовой работе мы рассмотрели основные причины возникновения монополий; особенности современной монополизации экономики. Подводя итоги, можно охарактеризовать антимонопольное законодательство и антимонопольную политику России как необходимые атрибуты структурных преобразований во всех сферах экономики страны. Бесспорно, в некоторых случаях (но лишь в малой толике от их общего количества) существование монополии является оправданным и необходимым, но за этими процессами должен осуществляться жесткий контроль со стороны государства по недопущению злоупотребления своим монопольным положением. Есть еще одна проблема, заключающаяся в том, что десятилетиями складывающаяся отраслевая монополия не может быть быстро заменена свободным и самоорганизующимся рынком, ведь утверждение конкурентных отношений - не единовременная моментальная акция, а процесс длительный, сложный, а для немалого же числа предприятий - губительный. Окончательная цель заключается в том, чтобы на рынке остались лишь те предприятия, которые обеспечат более высокое качество товара или услуги, относительно более низкие цены и своевременную сменяемость ассортимента.
Список использованной литературы
1. Монографии, брошюры, статьи, выступления
1. Экономическая теория. Экспресс курс / Под ред.А.Г. Грязновой, Н.Н. Думной, А.Ю. Юданова. М.: КноРус. 2006.608 с.
2. Долан Э. Дж., Линдсей Д. Микроэкономика / Пер. с англ.В. Лукашевича и др.; Под ред.Б. Лисовика и В. Лукашевича. СПб.: Санкт-Петербург оркестр. 1999. с.375
3. Макконел К.Р., Брю С.Л.
Экономикс: Принципы, проблемы, политика.
В 2 т.: Пер. с англ.О.Н. Антипова
и др.; Под общ. ред.А. А.
4. Мозолин В., Кулагин М. Гражданское и торговое право капиталистических стран. М.: Совгум. 1980.125 с.
5. Жидков О. Антитрестовское
законодательство США. М.: ДипИздат,
1963.45с 6. Влияние конкуренции и
антимонопольного
7. Дьячкова А.В. Антимонопольная
политика государства. Дис.
2. Материалы из периодических изданий
8. Авдашева С.Р. Модернизация
антимонопольной политики в
9. Розанова Н.М. Эволюция
антимонопольной политики
10. Даурова Т.Г. Антимонопольный орган России: создание, эволюция, перспективы // Законодательство и экономика. 2005. № 7. С.48-55.
11. Якунин В.И. Актуальные
проблемы формирования
Цена,
доход,
издержки Излишки потребителя
Д (Ипред)
K Cпред.
С отрасл.
Излишки производителя
0 Q Количество продукции
Рис.1 Совершенная конкуренция
Цена,
доход, Излишки потребителя
издержки
M
чистые потери
N
К
Излишки С
производителя Дпред.
0 Q Количество продукции
Рис.2. Монополия
Цена,
доход Цm M
издержки
Цn N
Цk К
Дпред.
С
Qm Qn Qk Q
Рис.3 Регулируемая монополия
Федеральное антимонопольное регулирование в США
Антимонопольное законодательство Российской Федерации
Название и дата принятия |
Основное содержание и направленность. |
Институты и методы практической реализации. |
Акт Шермана (1890) |
Запрещение
любых контрактов, сделок и форм
межфирменного сотрудничества, в
том числе и скрытых, ограничивающих
возможность реализации своей продукции
на данном рынке другими хозяйственными
субъектами; постановка вне закона
монополизации, попытки монополизации
или скрытой формы |
Министерство юстиции: выдви-жение гражданских и уголовных исков. ФТК: отсутствие полномочий. Частные истцы: выдвижение гражданских исков о возмеще-нии ущерба. Генеральные прокуроры штатов: выдвижение гражданских исков о возмещении ущерба |
Акт Клейтона (1914) |
Установление
различного уровня цен разным покупателям
ставится вне закона, если оно направлено
на монополизацию или снижение конкуренции;
запрещение включать в контракт условия,
требующие с другой стороны бойкотировать
продукцию конкурентов в |
Министерство юстиции: выдвижение гражданских исков. ФТК: выдвижение гражданских исков. Частные истцы: выдвижение гражданских исков о возмещении ущерба. |
Акт о ФТК (1914) |
Учреждает ФТК; наделяет ФТК полномочиями по защите Акта о ФТК и Акта Клейтона; запрещает несправедливые методы конкуренции и обманные методы торговли. |
Министерство юстиции: отсутствие полномочий. ФТК: выдвижение гражданских исков. Частные истцы: отсутствие полномочий. |