Антимонопольная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 11:11, курсовая работа

Описание

Масштабы государственного регулирования, его конкретные формы и методы существенно различаются по странам. Они отражают и историю, и традиции, масштабы страны и многие другие факторы. Задачи государства связаны не только с созданием условий для функционирования рынка, но и с борьбой против монополизации рынка.
Целью исследования данной курсовой работы ставится анализ экономических и социальных последствий монопольной деятельности, сравнения антимонопольных законодательств развитых государств, выявление и определение особенностей антимонопольной политики в современной России.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
МОНОПОЛИЯ………………………………………………………….5
Понятие и виды монополии……………………………………..5
Монополии в современной экономике…………………………8
АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВ…………….25
Антимонопольная политика развитых стран…………………25
Антимонопольная политика в России: проблемы и перспективы…………………………………………………….34
Заключение………………………………………………………………..44
Список использованной литературы…………………………………….45
ПРИЛОЖЕНИЕ 1…………………………………………………………46
ПРИЛОЖЕНИЕ 2…………………………………………………………47
ПРИЛОЖЕНИЕ 3…………………………………………………………48

Работа состоит из  1 файл

ОГЛАВЛЕНИЕ.docx

— 86.45 Кб (Скачать документ)

Естественно, любое, даже сколь  угодно развитое антимонопольное законодательство не свободно от недостатков. Некоторые  проблемы, связанные с неэффективностью антимонопольной политики вне зависимости  от особенностей национального законодательства, а также механизмов, обеспечивающих его соблюдение, были суммированы  Р. Крэндаллом и К. Уинстоном. В их числе:

-слишком большая длительность  судебных процессов по антимонопольным  делам (проблема дисконтирующих  эффектов, особенно в специфических  во времени видах трансакций);

- большие трудности с  определением мер, которые предотвращали  бы негативные последствия монополизации,  что отчасти связано с проблематичностью  идентификации соответствующих  шагов для того или иного  случая;

- значительные издержки  разграничения слияний (сделок  экономической концентрации), повышающих  эффективность использования ресурсов, и слияний, ограничивающих конкуренцию,  ведущих к снижению благосостояния потребителей;

- сложности, связанные  с формулированием и реализацией  мер антимонопольного регулирования  в условиях "новой экономики", которая характеризуется динамичной  конкуренцией, быстрыми технологическими  изменениями, высоким значением  интеллектуальной собственности; 

-существенное влияние  политической составляющей на  дела, связанные с нарушением  антимонопольного законодательства (в том числе злоупотребление  правом);

неширокое поле для антимонопольной  политики, если учесть силу рынков в  развитии конкуренции и блокировании антиконкурентных злоупотреблений13.

 

13. Авдашева С.Р. Модернизация  антимонопольной политики в России: (экономический анализ предлагаемых  изменения конкурентного законодательства) // Вопросы экономики. 2005. № 5. С.100-116

 

Цель антимонопольного законодательства - предотвратить ограничивающие конкуренцию  действия. Но в аспекте разработки антимонопольного законодательства есть своя специфика. Во-первых, само понимание  конкуренции, а следовательно, и  антиконкурентных действий, допускает  различные интерпретации. Если использовать понимание конкуренции исключительно  как "процесс открытия новых способов использования ограниченных ресурсов", то многие действия, признаваемые в  большинстве стран незаконными, сложно будет отнести к антиконкурентным. Возьмем, например, отказ монополиста - оператора газопроводного транспорта предоставить возможность использовать газопровод независимому поставщику газа. Строго говоря, монополист не создает  препятствий строительству альтернативного  газопровода или изобретению  альтернативного способа транспортировки  газа, поэтому и антиконкурентным это действие назвать нельзя. Во-вторых, хозяйственная практика, оказывающая отрицательное воздействие на конкуренцию, многообразна, поэтому законодатель вынужден группировать возможные антиконкурентные действия. Закон не может содержать исчерпывающий перечень всех возможных действий участников рынка и поэтому применяющие закон органы всегда стоят перед сложной проблемой квалификации поведения продавцов.

В-третьих, хозяйственная  практика, оказывающая отрицательное  воздействие на конкуренцию, может  одновременно положительно влиять на эффективность. Так, соглашение компаний о совместных исследованиях и  разработках и их последующем  использовании, безусловно, может не только повышать эффективность инвестиций в разработки, но и ограничивать при этом конкуренцию на рынке  конечной продукции. Не менее показательным  является пример с вертикальными  ограничивающими контрактами. Например, предписание в контракте рамок  цены перепродажи со стороны производителя  может ограничивать конкуренцию, но может и стимулировать неценовую  конкуренцию между участниками  рынка. Поэтому антимонопольное  законодательство в большинстве  случаев предусматривает сопоставление  антиконкурентных эффектов хозяйственной  практики с положительным воздействием этой практики на эффективность в  рамках так называемого «взвешенного подхода» в отличие от применения закона «по букве»15.

 

14. Влияние конкуренции  и антимонопольного регулирования  на процессы экономической модернизации  в России / Под ред.С. Авдашевой,  В. Тамбовцева. М.: ТЕИС, 2005.125 с. 

 

 

 

 

 

Заключение

Изучив выбранную тему, следует отметить, что основной отрицательной стороной монополизации экономики является избыточная власть фирм-монополистов. Рыночная власть заключается в способности воздействовать на цену товара. Задача антимонопольной политики состоит в том, чтобы помешать фирмам заполучить неограниченную рыночную власть, расширить возможности конкуренции и перевести ее в неценовую. В России на данном этапе проблема монополизации перестала быть чисто экономической, и все больше становится политической. Однако, общеизвестно, что у экономики, прежде всего, не должно быть политической принадлежности. И только тогда государство в полном объеме, возможно, сможет заменить десятилетиями складывающиеся монополии свободным и самоорганизующимся рынком. В данной курсовой работе мы рассмотрели основные причины возникновения монополий; особенности современной монополизации экономики. Подводя итоги, можно охарактеризовать антимонопольное законодательство и антимонопольную политику России как необходимые атрибуты структурных преобразований во всех сферах экономики страны. Бесспорно, в некоторых случаях (но лишь в малой толике от их общего количества) существование монополии является оправданным и необходимым, но за этими процессами должен осуществляться жесткий контроль со стороны государства по недопущению злоупотребления своим монопольным положением. Есть еще одна проблема, заключающаяся в том, что десятилетиями складывающаяся отраслевая монополия не может быть быстро заменена свободным и самоорганизующимся рынком, ведь утверждение конкурентных отношений - не единовременная моментальная акция, а процесс длительный, сложный, а для немалого же числа предприятий - губительный. Окончательная цель заключается в том, чтобы на рынке остались лишь те предприятия, которые обеспечат более высокое качество товара или услуги, относительно более низкие цены и своевременную сменяемость ассортимента.

Список использованной литературы

1. Монографии, брошюры, статьи, выступления

1. Экономическая теория. Экспресс курс / Под ред.А.Г. Грязновой,  Н.Н. Думной, А.Ю. Юданова. М.: КноРус. 2006.608 с. 

2. Долан Э. Дж., Линдсей  Д. Микроэкономика / Пер. с англ.В.  Лукашевича и др.; Под ред.Б.  Лисовика и В. Лукашевича. СПб.: Санкт-Петербург оркестр. 1999. с.375

3. Макконел К.Р., Брю С.Л.  Экономикс: Принципы, проблемы, политика. В 2 т.: Пер. с англ.О.Н. Антипова  и др.; Под общ. ред.А. А. Пороховского. М.: ТЕИС. 2004.527 с. 

4. Мозолин В., Кулагин М.  Гражданское и торговое право  капиталистических стран. М.: Совгум. 1980.125 с. 

5. Жидков О. Антитрестовское  законодательство США. М.: ДипИздат, 1963.45с 6. Влияние конкуренции и  антимонопольного регулирования  на процессы экономической модернизации  в России / Под ред.С. Авдашевой,  В. Тамбовцева. М.: ТЕИС, 2005.125 с. 

7. Дьячкова А.В. Антимонопольная  политика государства. Дис. канд. эконом. наук. Челябинск, 2004.169 с. 

2. Материалы из периодических  изданий

8. Авдашева С.Р. Модернизация  антимонопольной политики в России: (экономический анализ предлагаемых  изменения конкурентного законодательства) // Вопросы экономики. 2005. № 5. С.100-116

9. Розанова Н.М. Эволюция  антимонопольной политики России: проблемы и перспективы // Вопросы  экономики. 2005. № 5. С.117-131.

10. Даурова Т.Г. Антимонопольный  орган России: создание, эволюция, перспективы  // Законодательство и экономика. 2005. № 7. С.48-55.

11. Якунин В.И. Актуальные  проблемы формирования современной  государственной конкурентной политики  в Российской Федерации // Власть. 2006. № 5. С.36-44.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

Цена,

доход,


издержки   Излишки потребителя

Д (Ипред)

K   Cпред.

С отрасл.

Излишки производителя 

0 Q Количество продукции

Рис.1 Совершенная конкуренция

 

Цена,


доход,    Излишки потребителя

издержки 

M

чистые потери

N

К

Излишки   С

производителя     Дпред.


0 Q Количество продукции

Рис.2. Монополия


Цена,

доход  Цm   M

издержки

Цn    N

 

Цk     К

Дпред.

С

Qm  Qn  Qk  Q

Рис.3 Регулируемая монополия

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

Федеральное антимонопольное регулирование  в США

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

 

Антимонопольное законодательство Российской Федерации

Название  и дата принятия

Основное  содержание и направленность.

Институты и методы практической реализации.

Акт Шермана (1890)

Запрещение  любых контрактов, сделок и форм межфирменного сотрудничества, в  том числе и скрытых, ограничивающих возможность реализации своей продукции  на данном рынке другими хозяйственными субъектами; постановка вне закона монополизации, попытки монополизации  или скрытой формы монополизации  коммерческой деятельности.

Министерство  юстиции: выдви-жение гражданских  и уголовных исков.

ФТК: отсутствие полномочий.

Частные истцы: выдвижение гражданских исков о  возмеще-нии ущерба.

Генеральные прокуроры штатов: выдвижение гражданских  исков о возмещении ущерба

Акт Клейтона (1914)

Установление  различного уровня цен разным покупателям  ставится вне закона, если оно направлено на монополизацию или снижение конкуренции; запрещение включать в контракт условия, требующие с другой стороны бойкотировать  продукцию конкурентов в случае, если это ведет к установлению монополии или снижению конкуренции; запрет слияний или покупки активов  в случае, если это ведет к значительному  снижению конкуренции, запрет перекрестных директоратов.

Министерство  юстиции: выдвижение гражданских исков.

ФТК: выдвижение гражданских исков.

Частные истцы: выдвижение гражданских исков о  возмещении ущерба.

Акт о ФТК (1914)

Учреждает ФТК; наделяет ФТК полномочиями по защите Акта о ФТК и Акта Клейтона;

запрещает несправедливые методы конкуренции  и обманные методы торговли.

Министерство  юстиции: отсутствие полномочий.

ФТК: выдвижение гражданских исков.

Частные истцы: отсутствие полномочий.


 

 

 

 


Информация о работе Антимонопольная политика