Антимонопольное законодательство и антимонопольное регулирование (опыт зарубежных стран)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 19:00, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является изучение антимонопольного регулирования и антимонопольного законодательства, как инструмента его успешного функционирования, сущности, видов и форм монополии, а также проблем монополизма в Республике Беларусь.
Главными задачами являются:
обоснование методологических основ антимонопольного регулирования и монополий, характеристика их различных форм и видов;
сравнительный анализ данных о работе антимонопольных программ различных стран, обобщение понятий монополия, сущность монополии, детальное изучение белорусской антимонопольной политики.
обобщение данных о белорусском антимонопольном законодательстве

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...3
1. Монополия……………………………………………………………......5
1.1. Монополия: понятие, сущность виды и формы…………………….…5
1.2 Монопольная власть……………………………………………………..9
1.3. Последствия монополизма……………………………………………...11
2. Антимонопольное законодательство и антимонопольное регулирование (опыт зарубежных стран)……………………………….….14
2.1. Зарубежный опыт антимонопольного регулирования……………..…14
2.2. Зарубежное антимонопольное законодательств……………………….18
3. Антимонопольное законодательство и антимонопольное регулирование в Республике Беларусь ………………….……………………………………21
3.1. Монополизм в Республике Беларусь. …………………………………21
3.2. Система антимонопольного регулирования в Республике Беларусь и его роль в развитии конкуренции…………………………………………..25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………….……………....29СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………….…….23
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………31

Работа состоит из  1 файл

Антимонопольное законодательство КУРСАЧ.docx

— 100.36 Кб (Скачать документ)

РЕФЕРАТ

 

Курсовая  работа: 30 с., 2 рис., 11 источников, 1 прил.

 

МОНОПОЛИЯ, ВИДЫ МОНОПОЛИИ,  АНТИМОНОПОЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО, АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ, ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ РЫНКОА, ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОНОПОЛИЗМ, ДЕМОНОПОЛИЗАЦИЯ

 

Объект исследования – монополия, ее виды, сущность, формы. Антимонопольное законодательство стран с развитой рыночной экономикой, применение антимонопольных методов регулирования на практике.

Предмет исследования – особенности антимонопольного регулирования в Республики Беларусь и зарубежных странах.

Цель работы: изучение антимонопольного регулирования и антимонопольного законодательства, как инструмента его  успешного функционирования, сущности, видов и форм монополии, а также проблем монополизма в Республике Беларусь.

Методы исследования: анализ, обобщение, сравнительный анализ, корреляция.

Исследования и разработки: сравнительный анализ данных о работе антимонопольных программ различных стран, обобщение понятий монополия, сущность монополии, детальное изучение белорусской антимонопольной политики.

Элементы научной новизны: рассмотрена возможность применения опыта антимонопольного регулирования стран с развитой рыночной экономикой в условиях белорусской экономической модели.

Область возможного практического  применения: результаты полученные в курсовой работе могут быть использованы при изучении курса «макроэкономика».

 

_________________

(подпись  студента)

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...3

1.   Монополия……………………………………………………………......5

1.1. Монополия:  понятие, сущность  виды и формы…………………….…5

1.2 Монопольная власть……………………………………………………..9

1.3. Последствия монополизма……………………………………………...11

2.    Антимонопольное законодательство и антимонопольное регулирование (опыт зарубежных стран)……………………………….….14

2.1. Зарубежный  опыт антимонопольного регулирования……………..…14

2.2. Зарубежное  антимонопольное законодательств……………………….18

3. Антимонопольное законодательство и антимонопольное регулирование в Республике Беларусь ………………….……………………………………21

3.1. Монополизм в Республике Беларусь. …………………………………21

3.2. Система антимонопольного регулирования в Республике Беларусь и его роль в развитии конкуренции…………………………………………..25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………….……………....29СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………….…….23

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………31

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Проблема  взаимоотношения государства и  хозяйствующих субъектов является одной из наиболее сложных в экономике. Государство выполняет важнейшие  функции в хозяйственной системе. Объективные экономические предпосылки  усиливают роль государства в регулировании общественного производства.

Одним из важных видов государственного регулирования является регулирование  монополий.

Существование монополий оказывает во многом негативное влияние рынок. Одним из негативных факторов является монопольная цена, а также торможение развития научно-технического прогресса. Ослабляя конкуренцию, монополия создает экономические предпосылки для ограничения введения в производство новшеств. Монопольное положение и вытекающие из него выгоды сводят на нет стимулы постоянного усовершенствования производства, увеличения эффективности. Возможность обойти конкуренцию приводит к замедлению экономического развития большинства стран. Монополизация также приводит к деформации хозяйственных отношений и процессов

Таким образом, монополия обуславливает замедление работы хозяйственного механизма, тормозит конкуренцию, является угрозой для нормального рынка.

Система государственного регулирования экономики, сформировавшаяся во всех индустриально развитых странах, в качестве обязательного элемента  предусматривает создание благоприятных условий для развития конкурирующей среды на рынке товаров и услуг. Антимонопольное  регулирование важнейшая составная часть экономической политики государства во всех странах с развитой рыночной экономикой.

 Антимонопольное регулирование   это целенаправленная государственная  деятельность, осуществляемая на основании и в пределах, допускаемых действующим законодательством, по установлению и реализации правил ведения экономической деятельности на товарных рынках с целью защиты добросовестной конкуренции и обеспечения эффективности рыночных отношений.

Целью курсовой работы является изучение антимонопольного регулирования и  антимонопольного законодательства, как  инструмента его  успешного функционирования, сущности, видов и форм монополии, а также проблем монополизма  в Республике Беларусь.

Главными задачами являются:

  • обоснование методологических основ антимонопольного регулирования и монополий, характеристика их различных форм и видов;
  • сравнительный анализ данных о работе антимонопольных программ различных стран, обобщение понятий монополия, сущность монополии, детальное изучение белорусской антимонопольной политики.
  • обобщение данных о белорусском антимонопольном законодательстве;

В ходе написания работы использованы учебные пособия различных авторов, публикации в средствах массовой информации информационной сети Internet. Существует большое количество учебных пособий и научных изданий, в которых представлены сведения по данной теме. Основная теоретическая база была получена из учебных и методических пособий авторов А.В. Бондарь, В.А. Воробьев, Л.Н. Новикова и электронной энциклопедии http://ru.wikipedia.org.

 

 

  1. Монополия

 

1.1. Монополия: понятие, сущность, виды и формы

 

Монополии – крупные хозяйственные объединения (картели, синдикаты, тресты, концерны и так далее), находящиеся в частной собственности (индивидуальной, групповой или акционерной) и осуществляющие контроль над отраслями, рынками и экономикой на основе высокой степени концентрации производства и капитала с целью установления монопольных цен и извлечения монопольных прибылей.     

Монополия есть исключительное право  деятельности в какой-либо сфере  деятельности.

По владельцу этого права  монополии бывают:

1. Государственные 

2. Капиталистические.

  • государственными монополиями называются монополии, принадлежащие государству. Они возникают в результате строительства государственных предприятий (военной промышленности, новых или капиталоемких отраслей) или национализации отдельных предприятий, отраслей промышленности и транспорта.
  • капиталистические монополии - хозяйственные объединения, осуществляющие контроль над рынками посредством концентрации материальных и финансовых ресурсов, научно-технического потенциала с целью извлечения монопольной прибыли. Устанавливают монопольные цены, воздействуя на формирование пропорций воспроизводства. Капиталистические монополии возникли на основе концентрации производства и капитала.

Монополия представляет собой сложное, многоплановое явление, поэтому  при ее определении целесообразно  применять комплексный подход. Как  правило, используется троякое определение  монополии, а именно монополия определяется:

  • как рыночная структура или рыночная ситуация, при которой имеется только один продавец какого-либо товара (при отсутствии заменителей этого товара) и множество покупателей. ("монополия" в переводе с греческого дословно означает "один продаю");
  • как сам факт исключительного права какого-либо субъекта на что-либо (на производство или реализацию какого-либо товара, на те или иные действия, решения и т.п.);
  • как непосредственно само крупное предприятие (фирма) или объединение предприятий (фирм), сосредоточивающие в своих руках большую часть производства и продажи какого-либо товара и контролирующие в этой связи ситуацию в определенной сфере деятельности.

В условиях чистой монополии предприятие-монополист сочтет выгодным при одних и тех  же издержках снизить объем производства, увеличим при этом цену на товар, и  получив максимальную прибыль. В  отличии от совершенной конкуренции, где предприятию выгодно увеличив объемы производства снизив при этом цену на товар, из этого следует что  возникают убытки той отрасли  в которой происходит монополизация, и выигрывает от этого не конечный потребитель, а конечно же предприятие-монополист.

Существуют разные виды монополий, которые можно классифицировать на пять основных:

    • естественная
    • искусственная
    • административная
    • экономическая
    • технологическая

Естественная монополия возникает вследствие объективных причин. Она отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами. В ее основе особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна. Примером могут служить энергообеспечение, телефонные услуги, связь и т.д. В этих отраслях существует ограниченное количество, если не единственное национальное предприятие, и поэтому, естественно, они занимают монопольное положение на рынке.

Искусственная монополия – это объединения предприятий, создаваемые ради получения монополистических выгод. Эти монополии преднамеренно меняют структуру рынка, образуют ряд конкретных форм — картель, синдикат, трест, концерн и т.п.

Административная монополия возникает вследствие действий государственных органов. С одной стороны, это предоставление отдельным фирмам исключительного права на выполнение определенного рода деятельности, с другой стороны, это организационные структуры для государственных предприятий, когда они объединяются и подчиняются разным главкам, министерствам, ассоциациям. Здесь, как правило, группируются предприятия одной отрасли. Они выступают на рынке как один хозяйственный субъект и между ними не существует конкуренции.

Экономическая монополия является наиболее распространенной. Ее появление обусловлено экономическими причинами, она развивается на основе закономерностей хозяйственного развития. Речь идет о предпринимателях, которые сумели завоевать монопольное положение на рынке. К нему ведут два пути. Первый заключается в успешном развитии предприятия, постоянном увеличении его масштабов путем концентрации капитала. Второй (более быстрый) основывается на процессах централизации капиталов, то есть на добровольном объединении или поглощении победителями банкротов. Тем или иным путем или при помощи обеих, предприятие достигает таких масштабов, когда начинает доминировать на рынке.

Также в экономической теории выделяют еще один важный вид, как технологический.

Технологическая монополия - предприятие (объединение), контролирующее производство и сбыт определённой продукции, специфика технологии производства которой обусловливает крупные размеры. Этот вид представляет собой разновидность естественного монополизма. Объектами монополизации могут быть:

а) метод  изготовления продукции;

6) узкая  предметная специализация. Спрос  на определённый продукт может  быть удовлетворён одним или  несколькими предприятиями. 

Монополии монополизируют все сферы общественного  воспроизводства: непосредственно  производство, обмен, распределение  и потребление.

Существуют следующие основные формы монополистических объединений:

  • Простейшие объединения. К ним относятся конвенции, пулы, ринги, концерны. В этих низших формах монополистических объединений достигались временные соглашения о ценах;
  • Картели. Картель представляет собой объединение ряда предприятий одной отрасли промышленности, не ликвидирующее их производственной и коммерческой самостоятельности, но предусматривающее между ними соглашение по ряду вопросов;
  • Синдикаты. Синдикат- это объединение ряда предприятий одной отрасли промышленности с ликвидацией их коммерческой самостоятельности;
  • Тресты. Трест- это объединение собственности и управления ряда предприятий одной или нескольких отраслей промышленности с полной ликвидацией их самостоятельности как в коммерческом, так и в производственном отношениях;
  • Комбинаты. Комбинаты объединяют предприятия различных, связанных друг с другом отраслей промышленности, например, каменноугольную, металлургическую и машиностроительную;
  • Концерны. Концерн представляет собой объединение ряда предприятий различных отраслей макроэкономики путём установления единого финансового контроля над ними через скупку их акций. Концерны являются высшей формой монополистических объединений.

Если в совершенной конкуренции  фирма выбирает только объем производства, а на цену никак повлиять не может, то монополист может варьировать  как в объеме производства, так  и в цене. Следовательно, цена превышает  доход. Если в условиях конкуренции  Р = МR, то на монополизированном рынке P > MR.

Информация о работе Антимонопольное законодательство и антимонопольное регулирование (опыт зарубежных стран)