Антимонопольное законодательство и антимонопольное регулирование (опыт зарубежных стран)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 19:00, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является изучение антимонопольного регулирования и антимонопольного законодательства, как инструмента его успешного функционирования, сущности, видов и форм монополии, а также проблем монополизма в Республике Беларусь.
Главными задачами являются:
обоснование методологических основ антимонопольного регулирования и монополий, характеристика их различных форм и видов;
сравнительный анализ данных о работе антимонопольных программ различных стран, обобщение понятий монополия, сущность монополии, детальное изучение белорусской антимонопольной политики.
обобщение данных о белорусском антимонопольном законодательстве

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...3
1. Монополия……………………………………………………………......5
1.1. Монополия: понятие, сущность виды и формы…………………….…5
1.2 Монопольная власть……………………………………………………..9
1.3. Последствия монополизма……………………………………………...11
2. Антимонопольное законодательство и антимонопольное регулирование (опыт зарубежных стран)……………………………….….14
2.1. Зарубежный опыт антимонопольного регулирования……………..…14
2.2. Зарубежное антимонопольное законодательств……………………….18
3. Антимонопольное законодательство и антимонопольное регулирование в Республике Беларусь ………………….……………………………………21
3.1. Монополизм в Республике Беларусь. …………………………………21
3.2. Система антимонопольного регулирования в Республике Беларусь и его роль в развитии конкуренции…………………………………………..25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………….……………....29СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………….…….23
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………31

Работа состоит из  1 файл

Антимонопольное законодательство КУРСАЧ.docx

— 100.36 Кб (Скачать документ)

В Республике Беларусь  и в настоящее время  доминирует монополия государственной  собственности и власти. Более 80% государственной собственности  распоряжается административный аппарат, принимающий экономические решения. На долю государственных предприятий  приходится подавляющая часть производственных активов, 62% общего объема промышленного  производства.  Почти 90% земли принадлежит  государству или колхозам, 3,1% —  находится в частной собственности  и 4.2% — в постоянном пользовании  частных лиц. Иностранцам так  же  разрешено покупать или арендовать землю.

Высока  доля государства и в собственности  частично приватизированных предприятий. Даже при акционировании у государства  остается значительная часть собственности  преобразованных предприятий, право  передачи их в управление министерств  и других центральных органов  управления, назначения работников, прошедших  специальную подготовку, представителями  государства в открытых акционерных  обществах. Так, например, в концерне «Беллегпром» 75 из 93 предприятий являются негосударственными, но на всех, где  есть доля государства, имеется его  представитель - проводник государственной  политики.

Доля  государства в акционерном капитале негосударственных промышленных предприятий  колеблется от 4 до 95%. В среднем государству  принадлежит 40-50% акций. Следовательно, называть многие из них негосударственными было бы некорректно.

Сохраняются наследие административно-командной  системы - ведущее положение государства  как крупнейшего монопольного субъекта экономических отношений:

  • неразрывная связь собственности и власти
  • разнообразие форм реализации им прав собственника
  • госконтроль над экономикой, не тождественный госрегулированию.

Абсолютная  монополия государства формирует естественную, искусственную, организационную, технологическую и экономическую монополии.

Государственный монополизм проявляется, прежде всего, в сфере управления, обусловливая монополизм хозяйствующих субъектов, как в сфере производства, так и в сфере обращения. Государство одновременно выступает и как монопольный собственник (производитель), и как монопольно управляющее начало. Практически все существующие в Республике Беларусь монополии, как естественные, так и искусственные, являются государственными.

 Свобода экономических субъектов  в переходной экономике в значительной  мере условна, так как их поведение предопределяется номенклатурными корпоративными интересами. Характерным для Беларуси является государственное регулирование хозяйственной деятельности предпринимателей путем объявления все больших сфер бизнеса зонами ограниченного доступа.

Сохраняется сильная зависимость многих предпринимателей (прежних директоров приватизированных  госпредприятий, новых менеджеров, возглавивших коммерческие структуры) от чиновников органов государственного управления, имеющих возможности  неограниченного контроля за негосударственным  бизнесом, его разрешения или запрещения.

Органы  государственной власти, как и  прежде, используют набор административно-командных  инструментов воздействия на деятельность хозяйствующих субъектов, игнорируя  законы товарно-денежного обращения. К ним относятся:

  • «административное вмешательство в вопросы ценообразования и сбыта продукции,
  • регулярные корректировки политики в области расчетов
  • движения финансовых потоков и котировки национальной валюты
  • запреты на регистрацию и требования перерегистрации негосударственных предприятий, что делает бизнес в нашей стране практически непредсказуемым».

Преобладание административного вмешательства подавляет экономическую заинтересованность производителей, консервирует их технологическую отсталость.

Характерными  для Беларуси являются разрешительный, а не уведомительный принцип регистрации  субъектов хозяйствования, сложный  механизм лицензирования, регулирование  хозяйственной деятельности предпринимателей.

В 1995 г. была изменена система лицензирования:

  • на 25 единиц сокращено количество лицензируемых видов деятельности (оставалось 86)
  • отменены 24 специальные решения правительства по данному вопросу.

Однако  и в настоящее время выдачу лицензий осуществляют более 40 государственных  органов, а число лицензируемых  видов деятельности составляет более 100 .

По оценкам зарубежных специалистов начинающему белорусскому бизнесмену для основания предприятия по производству, например, мебели необходимо получить визы не менее 70 должностных лиц, что может длиться до 7 месяцев.

Государственный монополизм в Республике Беларусь проявляется в работе 27 министерств. 17 госкомитетов, создании объединений (отраслевых концернов), наделенных особыми правами, часто с монопольным правом на продажу товаров и услуг (например, «Торгэкспо», «Белагроинторг», «Белресурсы»), и полномочиями самих органов управления (например, «Беллегпром», «Белсельхозпром», «Белнефтегаз» и др.).

Многие  из белорусских концернов образовались на базе ликвидированных министерств, руководивших деятельностью отраслевых предприятий, производивших главным  образом однотипную продукцию. Фактически сохранились искусственно созданные  барьеры для выхода на рынок новых  производителей и нерациональная монополистическая  структура, прежний стиль, принципы и методы управления.

В ряде случаев  происходит усиление монополизма интегрированных  хозяйственных объединений, ограничение  самостоятельности входящих в их состав предприятий, особенно в тех  структурах, которые созданы на базе бывших министерств и ведомств и  наделены достаточно широкими властно- распорядительными полномочиями. Необходимо принятие нормативного акта о государственных  концернах, корпорациях и других объединениях с четким определением их правового статуса, задач, функции, полномочии, особенно входящих в их состав субъектов хозяйствования. Увеличилось  количество носителей монопольной  власти. Кроме государства (правительства, министерств и ведомств), ряда организации (особенно торговых - розничных и  оптовых), предприятий-монополистов, монопольной  властью обладают:

1.управляющая (административная) элита, включающая и так называемую «вертикаль» - должностных лиц, руководителей районного и областного масштабов;

2.промышленная элита (директорский корпус), посредники, отдельные предприятия

3.немонополисты, руководители теневого бизнеса. Объем «теневой экономики» в республике составляет 21-25% ВВП.

В процессе сращивания управленческой элиты государственных  структур с представителями частного предпринимательства, в том числе  теневого и мафии, государственного и негосударственного монополизма  в переходной экономике появилась  новая разновидность монополизма - государственно-частного, сформировалась система экономических отношений, субъекты которых стремятся к достижению монопольной власти в производстве и обращении, других сферах деятельности.

Возможности формирования конкурентных рыночных отношений  ограничены частым вмешательством властей  в деятельность предприятий

 Особенность переходной экономики  Республики Беларусь состоит в том, что рыночные преобразования в ней осуществляются медленно и противоречиво. Структурные диспропорции, наличие элементов административно-командной системы, отсутствие традиций рыночной экономики, сильное влияние уравнительно-коллективистской психологии, распад единого хозяйственного комплекса СССР делают переход к рынку в стране более длительным и болезненным. В Республике существует гипертрофированная хозяйственная система с господством псевдорыночных отношений и государственного монополизма, высшей формой проявления которого выступает монополия управленческой власти.

Процесс становления новых организационно-хозяйственных  структур в промышленности, да и  в экономике в целом, практически  носит искусственный и формальный характер. В настоящее время акционерными обществами, концернами, холдингами, финансово-промышленными  группами, корпорациями и т.п. нередко  именуются структуры, далекие по природе, статусу и содержанию от подобных формирований в рыночной экономике. Их отличают отсутствие реальной свободы, принудительная «добровольность» формирования, осуществление жесткой централизации  управления  финансовых ресурсов, сравнительно небольшие (по западным меркам) размеры  и количество структурных единиц, административная и финансовая зависимость  от центрального звена, отсутствие необходимого научно- технического и производственного  потенциала.

В рыночной экономике акционерные общества появились вследствие обострения конкуренции  как более высокая ступень  и развитии индивидуального частного капитала. В Беларуси они создавались  при отсутствии капитала, как правило, путем преобразования (переименования) предприятии в акционерные общества. Настоящие же акционерные общества существуют лишь тогда, когда их акции  могут свободно продаваться на рынке.

 

3.2 Система антимонопольного регулирования  в Республике Беларусь и его роль в развитии конкуренции

В Беларуси сложилась уникальная экономика, для  управления которой использовались особые формы и методы. Искусственный монополизм в таких условиях проявлялся как организационный и ведомственный, т.е. как исключительное право государства на администрирование в лице соответствующих функциональных ведомств и отраслевых министерств. Являясь одной из форм проявления государственного монополизма, он одновременно выступал его воспроизводственной основой.

Белорусским монополиям свойственны негибкость, инерционность, низкая экономическая эффективность, однообразие принципов и методов хозяйствования. Многие из них являются отсталыми в техническом отношении и убыточными - в экономическом и находятся в крайне тяжелом финансовом положении, а некоторые - даже на грани банкротства. Так же сказывается и наличие устаревшего оборудования, незагруженность производственных мощностей.   Правительственные документы по ценовой политике и экспортно-импортным отношениям поставили ряд монополистов на грань банкротства. В настоящее время их целевой функцией является обеспечение способов выживания в условиях неопределенности и непредсказуемости перспектив существования.

Принудительное  разукрупнение рыночных монополий  в развитых странах является средством  усиления конкуренции, а в трансформируемой экономике

Республики  Беларусь сопровождается усилением  монополизма, появлением новых монополистов - производителей промежуточной продукции, заготовительных и других. 

В Беларуси усиливается отраслевой монополизм вследствие образования межотраслевых  монопольных структур. Неплатежеспособность предприятий ускоряет их кооперацию в процессе приватизации. В настоящее  время возник монополизм денежного  капитала и банковских структур, а  также информационный монополизм.

В Республике отсутствует рыночная конкуренция  в сфере материального производства, но появились ее гипертрофированные разновидности в сферах товарного  и денежного обращения, услуг, среди  предприятий общественного питания, между государственным и негосударственным  секторами экономики, иностранными экспортерами и белорусскими производителями.

При сравнении  Республики Беларусь и Запада нельзя не заметить,  что на Западе сначала  появились и развились рыночные монополии, а затем началось их регулирование. С нашей стороны наоборот с  самого начата акцент в экономике  был сделан на становление антимонопольного регулирования в условиях отсутствия рыночных монополий и конкуренции.

Различают такое понятие, как демонополизация - это политика государства, направленная против злоупотреблений доминирующим положением субъектов на рынке, на снижение (ограничение) степени его монополизации, создание необходимых предпосылок для возникновения и развития конкуренции. Эта политика носит многоплановый характер и рассматривается как путь к экономической свободе путем устранения монополии государства на производство продукции и услуг (разгосударствления и приватизации) с целью формирования конкурентного рынка.

Демонополизация включает меры по преодолению монопольных  тенденций:

на уровне народного хозяйства - ликвидацию тоталитаризма государственной собственности и власти;

на уровне отрасли - устранение монополизма министерств, ведомств и их преемников (ассоциации, концернов и пр.), упразднение их командных функций;

на уровне предприятий - пресечение диктата производителя (продавца)

Особенности антимонопольного регулирования  в Республике Беларусь

1) его  становление происходит в нерыночной  экономике, находящейся в кризисном  состоянии; 

2) оно  осуществляется при высоком удельном  весе государственной собственности  и незначительных размерах частного  капитала;

3) ставит  задачей не развитие, а становление  конкурентных отношений; 

4) формально  заимствует основные подходы  американского и западноевропейского  антимонопольных законодательств.

Основными направлениями демонополизации  выступают:

1)формирование  новых экономических структур, особенно  малых и средних предприятий;

2)разукрупнение  ассоциаций, концернов, других объединений,  препятствующих развитию конкуренции; 

3)государственное  регулирование деятельности монополий; 

4)контроль  за слиянием, преобразованием, ликвидацией  хозяйствующих субъектов, приобретением  акций.

Противоречивость  современной ситуации заключается  в том, что с одной стороны, антимонопольная политика и проводимая демонополизация направлены на ограничение  монополизма, с другой стороны, попытки  решения этой проблемы вызывают его  оживление. Традиционные меры демонополизации экономики не работают в условиях отечественного сверхмонополизма.  Демонополизация государственного сектора экономики происходит не путем осмысленного реформирования (государственного регулирования монополии), а за счет постепенной ликвидации крупных государственных предприятий (объединений).

Информация о работе Антимонопольное законодательство и антимонопольное регулирование (опыт зарубежных стран)