Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 16:31, контрольная работа
Приватизация государственных и муниципальных предприятий в России означает приобретение гражданами, акционерными обществами (товариществами) у государства и местных органов власти в собственность: предприятий и их подразделений, выделяемых в самостоятельные предприятия; материальных и нематериальных активов предприятий; долей (паев, акций) государства и местных органов власти в капитале акционерных обществ (товариществ); принадлежащих приватизируемым предприятиям долей (паев, акций) в капитале иных предприятий.
1. Приватизация государственных и муниципальных предприятий: понятие, этапы, способы приватизации………………………………………………………3
2. Антимонопольные органы и их деятельность. Нормативно-правовая основа антимонопольной деятельности…………………………………………………….9
2.1 Деятельность антимонопольных органов……………………………………...9
2.2 Нормативно-правовая основа антимонопольной деятельности…………….14
Задача………………………………………………………………………………..20
Список использованных источников………………………………
Под
предупреждением
Ограничение монополистической деятельности — процесс формирования и реализации условий, не позволяющих доминирующим на рынке хозяйствующим субъектам злоупотреблять своей рыночной властью, ограничивая конкуренцию и ущемляя интересы других хозяйствующих субъектов или граждан. Сюда относятся, например, такие функции антимонопольного органа как ведение реестра хозяйствующих субъектов, занимающих на рынке определенного товара долю свыше 35 процентов, контроль за экономической концентрацией, проведение проверок соблюдения антимонопольного законодательства.
Пресечение
монополистической деятельности —
собственно правоприменительная
Федеральный антимонопольный орган входит в структуру федеральных органов исполнительной власти, формируемую в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации».
Территориальные органы федерального антимонопольного органа независимы не только в организационно-структурном, но и в финансовом отношении, поскольку финансируются из средств федерального бюджета.
Законом
не предусмотрены какие-либо ограничения
в отношении количества, структуры
и местоположения территориальных
органов федерального антимонопольного
органа, однако традиционной стала
практика их формирования в соответствии
с административно-
Основные
задачи и цели федерального антимонопольного
органа, а также ответственность
его должностных лиц
К основным задачам федерального антимонопольного органа, непосредственно указанным в Законе, относятся:
- содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства;
- предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;
-государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства.
Федеральный
антимонопольный орган
- направляет в Правительство Российской Федерации предложения по вопросам совершенствования антимонопольного законодательства и практики его применения, заключения о проектах законов и других нормативных актов, касающихся функционирования рынка и развития конкуренции;
-дает рекомендации федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления о проведении мероприятий, направленных на содействие развитию товарных рынков и конкуренции;
- разрабатывает и осуществляет меры по демонополизации производства и обращения;
- контролирует соблюдение антимонопольных требований при создании, реорганизации и ликвидации хозяйствующих субъектов;
- контролирует приобретение акций (долей) с правом голоса в уставном капитале хозяйственных обществ, которое может привести к доминирующему положению на рынках в Российской Федерации хозяйствующих субъектов либо к ограничению конкуренции.
Для содействия развитию товарных рынков и конкуренции, поддержки предпринимательства и демонополизации федеральный антимонопольный орган может направлять соответствующим федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендации:
- о предоставлении льготных кредитов, а также об уменьшении налогов или освобождении от них хозяйствующих субъектов, впервые вступающих на рынок определенного товара;
- об изменении сфер применения свободных, регулируемых и фиксированных цен;
- о создании и развитии параллельных структур в сферах производства и обращения, в том числе за счет централизованных инвестиций и кредитов;
- о финансировании мероприятий по расширению выпуска товаров в целях устранения доминирующего положения отдельных хозяйствующих субъектов;
- о привлечении иностранных инвестиций, создании организаций с иностранными инвестициями и свободных экономических зон;
- о лицензировании экспортно-импортных операций и изменении таможенных тарифов;
- о внесении изменений в перечни видов деятельности, подлежащих лицензированию, и в порядок их лицензирования.
Федеральный
антимонопольный орган
Полномочия федерального антимонопольного органа (в настоящее время Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства), а также его задачи предусмотрены несколькими федеральными законами, связанными с функционированием и развитием товарного рынка.
Они различаются сферой применения, регулируемыми отношениями и методом регулирования. В связи с этим представляется целесообразным раздельное рассмотрение полномочий, определенных Законом о конкуренции, Законом о естественных монополиях, Законом о рекламе, Законом о защите конкуренции, т.е. законами, составляющими конкурентное законодательство.
Основной
задачей антимонопольных
В зависимости от связи полномочий антимонопольного органа с его задачами можно выделить несколько групп полномочий антимонопольных органов:
- полномочия, направленные на развитие конкуренции и предпринимательства (на реализацию задач созидательного характера);
- полномочия, связанные с осуществлением государственного контроля и соблюдения антимонопольного законодательства;
- полномочия по применению мер и ответственности к нарушителям законодательства.
Полномочия, направленные на развитие конкуренции и предпринимательства:
А. Проведение анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках.
Б.
Определение доминирующего
В. Разработка рекомендаций по развитию конкурентной среды на товарных рынках.
Г. Дача разъяснений по вопросам применения антимонопольного законодательства.
Полномочия по осуществлению государственного контроля соблюдения антимонопольного законодательства:
А. Принятие решения и выдача предписания в случае нарушения антимонопольного законодательства.
Б. Антимонопольный контроль на торгах.
В. Привлечение нарушителей антимонопольного законодательства к ответственности.
Г. Право антимонопольных органов на предъявление иска в суд.
Д. Формирование и ведение антимонопольными органами Реестра.
Особую
роль в формировании правового поля
конкурентных рыночных отношений играет
совершенствование федерального законодательства.
В этой связи необходимо ускорить разработку
и принятие федеральных законов и иных
правовых актов по вопросам регистрации
юридических лиц, лицензирования, защиты
конкуренции на финансовых рынках, конкурсного
порядка распределения заказов на поставку
продукции для государственных нужд, сертификации.
Четкая правовая регламентация данных
вопросов на федеральном уровне позволит
существенно ограничить нарушения законодательства
и злоупотребления со стороны власти,
даст возможность и производителям эффективно
защищать свои права и интересы.
2.2 Нормативно-правовая
основа антимонопольной деятельности
Система государственного регулирования экономикой, сформированная во всех индустриально развитых странах, в качестве обязательного элемента предусматривает создание благоприятных условий для развития конкурентной среды на рынке товаров и услуг. При этом одним из главных инструментов, ограничивающих монополистическую деятельность, основой, создающей гарантии для существования конкуренции, является антимонопольное законодательство.
Первый в России антимонопольный нормативный акт - Закон "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" был принят 22 марта 1991 года. При его подготовке был воспринят зарубежный опыт антимонопольного регулирования и учтены особенности экономики России: в нем предусмотрено ограничение монополистической деятельности не только хозяйствующих субъектов, но и органов власти и управления.6
Закон
явился основой для формирования
в Российской Федерации антимонопольного
законодательства, подготовки и принятия
соответствующих нормативных
Отдельный
блок составляют акты о Государственном
Реестре предприятий-
Для определения предприятия-монополиста важно установить не только его долю на рынке, но и выявить наличие признаков, позволяющих характеризовать поведение предпринимателя как монополиста.
ГКАП России согласно предоставленному Законом праву устанавливать предельную величину доли, достижение которой позволяет считать положение предприятия доминирующим, определил два условия, позволяющие охарактеризовать положение хозяйствующего субъекта как доминирующее: его доля на рынке и способность ограничивать конкуренцию.
Включение
предприятия в государственный
Реестр объединений и предприятий-
При
составлении реестра
Порядок формирования государственного Реестра, виды Реестров, порядок исключения из Реестра определен приказами ГКАП РФ № 60 от 10 октября 1991 г. и №45 от 20 февраля 1992 г. В них предусмотрены порядок уведомления предприятий-монополистов о включении в Реестр, обязательная публикация Реестра в средствах массовой информации ("Экономическая газета", "Финансовая газета", журнал "Законодательство и экономика").