Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 22:26, доклад
В российской научной литературе под «теневой экономикой» понимается вся совокупность экономической деятельности, которая не учитывается официальной статистикой и не включается в валовой национальный продукт страны, т.е. это всякая экономическая активность незарегистрированная официальными органами.
В структуре теневой экономики выделяются следующие элементы:
1. Теневая экономика: понятие, виды, характеристика, соотношение с понятиями организованной и экономической преступности
В российской научной литературе под «теневой экономикой» понимается вся совокупность экономической деятельности, которая не учитывается официальной статистикой и не включается в валовой национальный продукт страны, т.е. это всякая экономическая активность незарегистрированная официальными органами.
В структуре теневой экономики выделяются следующие элементы:
- - фиктивная экономика - экономика приписок, фиктивных контрактов и сделок, взяточничества и всякого рода мошенничества, связанных с получением и передачей денег;
Таким образом, теневая экономика не является обособленной экономической системой, ее субъекты могут вступать в экономические отношения с легальными субъектами рынка (государством, фирмами, внешним рынком).
Целью деятельности субъектов теневой
экономики является получение доходов
(экономической выгоды в той или
иной форме), позволяющих не только
покрывать понесенные при этом издержки,
но и получать прибыль. Особой зоной
теневой экономики является организованная
преступность, которая всегда стремится
к получению сверхдоходов и сверхприбыли,
а потому она в значительной степени
контролирует большую часть теневой
экономики, одновременно проникая в
легальную экономику и
Теневая экономика не является феноменом для современной России. Ведь она представляет собой неизбежную реакцию на запрет свободного рынка и сверхцентрализованное управление сферой производства и распределения. Поэтому это экономическое явление широко было распространено еще в дореформенный период, когда была создана фактически параллельная экономика со своим производством, распределением доходов, укрытых от налогообложения, своей сферой услуг, своей оплатой и тарифами.
Начало реформаторского
Современные
экономические словари трактуют теневую
экономику как «производство, распределение,
обмен и потребление товарно-материальных
ценностей, денег, услуг, которые не контролируются
обществом и скрываются от органов государственного
управления.
Теневая экономика – это процессы, которые
не афишируются, скрываются их участниками,
не контролируются государством и обществом,
не фиксируются официальной государственной
статистикой. Это экономические отношения,
в которых заинтересованы отдельные люди
и группы людей, так называемые «теневики» - дельцы, подпольные
бизнесмены.
Теневая экономика появилась не в переходный
период. Она существовала и в командной экономике.
Государственная плановая экономика - экономика дефицита и «зажатых»
цен неизбежно порождала и постоянно воспроизводила теневую
экономику. Единый властный Центр
не мог установить равновесия спроса и
предложения на рынке.
Все знают о теневой экономике, видят,
многие пользуются ее товарами и услугами,
но официально такая экономика как бы «не существует».
В статистических данных ее нет, налоги
с нее не платятся, ее работники не охвачены
социальным страхованием и пенсионным
обеспечением. Их как бы нет.
Теневая экономика – сложное по структуре,
многоплановое понятие. Прежде всего,
она ассоциируется с криминальными, то
есть преступными, уголовно-наказуемыми
способами извлечения доходов. Однако
экономическая преступность важная, но
не исчерпывающая часть теневой экономики. Более
распространено понимание теневой экономики как
скрытой от государства (неучтенной, нелегальной)
деятельности. Такой подход к теневой экономике отражает
ее главный признак - теневая экономика юридически
не существует, она функционирует вне
форм государственного, публично-правового
контроля, сопровождается извлечением
неконтролируемого дохода. В последнее
время появилось определение теневой экономики как
ведение бизнеса с нарушением установленных
правил налогообложения, лицензирования,
кредитования, регистрации и т.д. Поэтому теневую
экономику определяют также как незаконное
предпринимательство.
Таким образом, теневая экономика характеризуется
с различных позиций, разные авторы включают
в нее разное количество структурных элементов.
При этом теневая экономика не оценивается
однозначно негативно. Реальная деятельность
людей по оказанию бытовых услуг, ремонту,
строительству жилья, обслуживанию бытовой
техники и т.д. не может восприниматься
как только негативная, нежелательная
для общества.
Таким образом,
не сама по себе предпринимательская
деятельность образует правонарушение,
а лишь нечестное предпринимательство,
нарушение установленных правил
занятия бизнесом. В зависимости
от степени общественной опасности
этого нарушения наступает
Иное отношение к той части теневой экономики, которая
паразитирует на человеческих пороках,
обслуживает деструктивные общественные
потребности, способные нравственно и
физически деформировать личность. Здесь
сама по себе соответствующая деятельность
является общественно опасной и преступной
(проституция, торговля детьми, нарко-
и порнобизнес, торговля оружием и т.п.).
Таким образом, структуру современной
российской теневой экономики можно
представить в виде трех укрупненных блоков:
1. «Подпольная» или «серая» экономика. Это деятельность,
ориентированная на удовлетворение нормальных
общественных потребностей, однако осуществляемая
в неконтролируемых государством формах
с целью извлечения неконтролируемого
дохода и уклонения от налоговых, таможенных
платежей.
2. Фиктивная (мошенническая) экономика. Это предпринимательская
или иная экономическая деятельность,
сопряженная с различного рода обманами,
фальсификациями, мошенничеством. Например,
обман при получении кредитов и их использовании,
фальшивомонетничество, изготовление
и сбыт поддельных ценных бумаг, кредитных
и расчетных карточек, любых иных платежных
документов, фиктивное банкротство, обман
кредиторов, ложная реклама и т.д.
3. Криминальная «черная» экономика, ориентированная
на удовлетворение деструктивных потребностей
(проституция, похищение людей, наркобизнес,
торговля оружием и т.д.), а также на получение
доходов от различных видов профессиональной
преступной деятельности (скупка краденого,
торговля золотом и т.д.)
3 вопрос
Государственная политика регулирования теневой экономики в России
В теневом обороте
Эффективность реализации государственной экономической политики зависит от сущности избираемого подхода к управлению, от характера применяемых методов, а также от качества институциональной среды развития предпринимательства.
В государственных властных
структурах, общественных организациях
и научных учреждениях
Первый - радикально-либеральный, связанный с целевыми установками на сверхвысокие темпы первоначального накопления капитала.
Печальные итоги воплощения
данного подхода: отмеченные выше критические
масштабы "теневой" составляющей
отечественной экономики и
Второй - репрессивный подход возник как своеобразная реакция на социальные негативы либерального. Он предполагает: расширение и усиление соответствующих подразделений МВД, ФСБ, налоговой инспекции, налоговой полиции и Министерства финансов РФ; улучшение взаимодействия спецслужб, формирование системы тотального контроля и доносительства; общее ужесточение законодательства, направленного против "теневой" экономики, усиление мер наказания.
В целом, задействование репрессивных методов, чревато ростом социального напряжения: всплеском безработицы, ослаблением кадрового потенциала руководящего звена экономики и т.п.
В настоящее время трудно отрицать необходимость срочной разработки концепции и программы государственной политики в отношении "теневой" экономики.
В этой разработке важно ответить на два вопроса. Во-первых, в настоящее время в разряд "теневиков" переходят не только сугубо криминальные элементы (как отмечалось, их, по разным оценкам, от 5% до 25%), но и обыкновенные отечественные предприниматели, задушенные налогами.
Во-вторых, в "теневой" экономике увязли огромные капиталы. По экспертным оценкам, за границу за годы реформы ушло 300-400 млрд. долл.
Формируя концептуальную
основу линии в отношении "теневой"
экономики, следует иметь в виду
три обстоятельства. Во-первых, возврат
к монополии государственной
собственности и
Во-вторых, необходима смена модели реформирования экономики в целом, причем во главу угла новой реформационной модели должны быть поставлены интересы отечественных производителей и потребителей.
В-третьих, для осуществления этой смены предстоит привести в действие все заинтересованные силы, включая и те, которые увязли в "теневой" экономике.
С учетом вышесказанного необходимо, с одной стороны, изменить общие условия хозяйствования, а с другой - осуществлять специальную программу интеграции на здоровой основе "теневой" и легальной экономики.
Необходим, комплексный подход, направленный на развитие предпринимательства.
Реализация этого подхода требует, во-первых, четкого разграничения капиталов криминальных элементов и "теневиков"-хозяйственников и отражения данного разделения в новых экономико-правовых актах, в том числе в законодательстве по борьбе с организованной преступностью и коррупцией, в Уголовном кодексе РФ.
В эти документы следовало бы ввести определение подлежащей легализации части "теневой" экономики как сферы функционирования тех хозяйственников, у которых издержки деятельности при существующих "правилах экономической игры" устойчиво превышают доходы.
Отработка критериев разграничения
криминальных элементов и теневиков-
Во-вторых, в целях создания и поддержания благоприятной правохозяйственной среды для бизнеса нужна постоянная корректировка легитимных условий деятельности предпринимателей, приоритетная по отношению к ужесточению репрессивных, уголовно-правовых методов.
Прежде всего, это относится к налоговому режиму, в связи, с чем представляется уместным обратиться к опыту новой экономической политики 20-х годов, которая, как известно, включала и линию на легализацию скрытых капиталов.
В этом контексте желательны: сокращение налогооблагаемой базы до 26% ВВП; реструктурирование налоговой задолженности, прежде всего для малого бизнеса в перерабатывающей и легкой промышленности; освобождение от налогового пресса части прибыли, идущей на расширение производства и создание новых рабочих мест; перенос центра тяжести налогового бремени из сферы производства в сферу личного потребления, на доходы и имущество граждан, применение рентных платежей.
Согласно Налоговому кодексу, суммарная налоговая ставка остается выше 30% от ВВП. На наш взгляд, идеальный максимум - 26-28%. К этому следует добавить, что аналогичные мероприятия осуществлялись в 30-е годы в Аргентине, в 80-е годы - в Бразилии.
В-третьих, предстоит разработать и реализовать действенные меры защиты населения со стороны государства от финансовых мошенничеств, обеспечить гарантии защищенности сбережений и капиталов.
В-четвертых, целесообразно задействовать "доходные индульгенции" - юридические документы, конституирующие легализацию (при условии уплаты спецналогов) денежных средств, направляемых на инвестиционные цели в сферу производства.
В-пятых, необходима иная политика в отношении к проживающим за рубежом "новым русским", разработка и реализация программы репатриации российских капиталов с превращением их в реальный инвестиционный ресурс России.
Программа интеграции теневого капитала с легальным - обязательная составляющая нового курса в экономической политике.
Борьба с теневой экономикой
предполагает формирование благоприятной
социально-экономической среды
Процесс совершенствования механизма государственного воздействия на теневую экономику необходимо реализовывать путем: усиления взаимодействия государственных структур с активным включением региональных и местных органов власти; координации деятельности правоохранительных структур различного функционального назначения, сотрудничающих в сфере борьбы с теневым сектором.
Необходимо применять экономические меры противодействия вывозу капитала. Имеются в виду обеспечительные меры против нарушения валютного законодательства, такие как требование депонирования определенных сумм, которые возвращаются владельцам только после успешного завершения валютной операции.
Как уже отмечалось, нелегальный
(с нарушением валютного законодательства)
и «полулегальный» (под видом
текущих операций, но без явного
нарушения валютного
Возможно, именно в повышении
ответственности менеджмента
В последние годы периодически всплывает идея амнистии «беглых капиталов» как средства возврата их на родину. При этом ссылаются на успех подробных амнистий в зарубежных странах (из недавних примеров - Италия, Бельгия).
Однако следует учитывать существенную разницу условий между Россией и Европой. Там речь идет преимущественно о физических лицах, хранящих деньги на личных счетах в зарубежных банках. Им было разрешено вернуть средства на родину, уплатив определенную часть их (несколько процентов) вместо неуплаченного в свое время налога.
Взамен они были освобождены
от ответственности за неуплату этого
налога. Важным стимулом для возврата
капитала стала директив ЕС, предусматривающая
обмен информацией между
В РФ ситуация гораздо сложнее. Деньги за рубежом хранятся в основном не на личных, а на корпоративных счетах (как правило, офшорных компаний).