Антитеневая деятельность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 22:26, доклад

Описание

В российской научной литературе под «теневой экономикой» понимается вся совокупность экономической деятельности, которая не учитывается официальной статистикой и не включается в валовой национальный продукт страны, т.е. это всякая экономическая активность незарегистрированная официальными органами.
В структуре теневой экономики выделяются следующие элементы:

Работа состоит из  1 файл

теневая экономика.docx

— 53.44 Кб (Скачать документ)

1. Теневая экономика:  понятие, виды, характеристика, соотношение  с понятиями организованной и  экономической преступности

В российской научной литературе под  «теневой экономикой» понимается вся  совокупность экономической деятельности, которая не учитывается официальной  статистикой и не включается в  валовой национальный продукт страны, т.е. это всякая экономическая активность незарегистрированная официальными органами.

В структуре теневой экономики  выделяются следующие элементы:

- - фиктивная экономика - экономика приписок, фиктивных контрактов и сделок, взяточничества и всякого рода мошенничества, связанных с получением и передачей денег;

Таким образом, теневая экономика  не является обособленной экономической  системой, ее субъекты могут вступать в экономические отношения с  легальными субъектами рынка (государством, фирмами, внешним рынком).

Целью деятельности субъектов теневой  экономики является получение доходов (экономической выгоды в той или  иной форме), позволяющих не только покрывать понесенные при этом издержки, но и получать прибыль. Особой зоной  теневой экономики является организованная преступность, которая всегда стремится  к получению сверхдоходов и сверхприбыли, а потому она в значительной степени  контролирует большую часть теневой  экономики, одновременно проникая в  легальную экономику и финансовую систему. Подавляющее большинство  организованных преступников так или иначе, вовлечено в теневую экономическую деятельность. Между тем организованная преступность и теневая экономика - это пересекающиеся круги, полностью не накладывающиеся друг на друга.

Теневая экономика не является феноменом  для современной России. Ведь она  представляет собой неизбежную реакцию  на запрет свободного рынка и сверхцентрализованное управление сферой производства и распределения. Поэтому это экономическое явление широко было распространено еще в дореформенный период, когда была создана фактически параллельная экономика со своим производством, распределением доходов, укрытых от налогообложения, своей сферой услуг, своей оплатой и тарифами.

Начало реформаторского периода  ознаменовало активную интеграцию теневой  экономики в экономику официальную. Накопленные «теневиками» средства становятся основой международных и внутренних спекулятивных сделок. В негосударственном секторе экономики складываются разветвленные криминальные структуры «лжепредпринимателей». Значительная часть кооперативов служила средством обращения безналичных государственных средств в наличные с целью их последующего расхищения или прикрытием для «отмывания» преступно нажитых капиталов бандитско-рэкетирскими структурами. По данным оперативных служб, уже в первые годы реформ (1988 - 1990) около 20% «воров в законе» и других «авторитетов» преступного мира вложили имеющиеся у них денежные средства в кооперативные структуры

Современные экономические словари трактуют теневую экономику как «производство, распределение, обмен и потребление товарно-материальных ценностей, денег, услуг, которые не контролируются обществом и скрываются от органов государственного управления. 
 
Теневая экономика – это процессы, которые не афишируются, скрываются их участниками, не контролируются государством и обществом, не фиксируются официальной государственной статистикой. Это экономические отношения, в которых заинтересованы отдельные люди и группы людей, так называемые «теневики» - дельцы, подпольные бизнесмены. 
 
Теневая экономика появилась не в переходный период. Она существовала и в командной экономике. Государственная плановая экономика - экономика дефицита и «зажатых» цен неизбежно порождала и постоянно воспроизводила теневую экономику. Единый властный Центр не мог установить равновесия спроса и предложения на рынке. 
 
Все знают о теневой экономике, видят, многие пользуются ее товарами и услугами, но официально такая экономика как бы «не существует». В статистических данных ее нет, налоги с нее не платятся, ее работники не охвачены социальным страхованием и пенсионным обеспечением. Их как бы нет.

Теневая экономика – сложное по структуре, многоплановое понятие. Прежде всего, она ассоциируется с криминальными, то есть преступными, уголовно-наказуемыми способами извлечения доходов. Однако экономическая преступность важная, но не исчерпывающая часть теневой экономики. Более распространено понимание теневой экономики как скрытой от государства (неучтенной, нелегальной) деятельности. Такой подход к теневой экономике отражает ее главный признак - теневая экономика юридически не существует, она функционирует вне форм государственного, публично-правового контроля, сопровождается извлечением неконтролируемого дохода. В последнее время появилось определение теневой экономики как ведение бизнеса с нарушением установленных правил налогообложения, лицензирования, кредитования, регистрации и т.д. Поэтому теневую экономику определяют также как незаконное предпринимательство. 
Таким образом, теневая экономика характеризуется с различных позиций, разные авторы включают в нее разное количество структурных элементов. При этом теневая экономика не оценивается однозначно негативно. Реальная деятельность людей по оказанию бытовых услуг, ремонту, строительству жилья, обслуживанию бытовой техники и т.д. не может восприниматься как только негативная, нежелательная для общества.

Таким образом, не сама по себе предпринимательская  деятельность образует правонарушение, а лишь нечестное предпринимательство, нарушение установленных правил занятия бизнесом. В зависимости  от степени общественной опасности  этого нарушения наступает административная или уголовная ответственность, а также возмещается причиненный ущерб. 
Иное отношение к той части теневой экономики, которая паразитирует на человеческих пороках, обслуживает деструктивные общественные потребности, способные нравственно и физически деформировать личность. Здесь сама по себе соответствующая деятельность является общественно опасной и преступной (проституция, торговля детьми, нарко- и порнобизнес, торговля оружием и т.п.). 
Таким образом, структуру современной российской теневой экономики можно представить в виде трех укрупненных блоков: 
1. «Подпольная» или «серая» экономика. Это деятельность, ориентированная на удовлетворение нормальных общественных потребностей, однако осуществляемая в неконтролируемых государством формах с целью извлечения неконтролируемого дохода и уклонения от налоговых, таможенных платежей. 
2. Фиктивная (мошенническая) экономика. Это предпринимательская или иная экономическая деятельность, сопряженная с различного рода обманами, фальсификациями, мошенничеством. Например, обман при получении кредитов и их использовании, фальшивомонетничество, изготовление и сбыт поддельных ценных бумаг, кредитных и расчетных карточек, любых иных платежных документов, фиктивное банкротство, обман кредиторов, ложная реклама и т.д. 
3. Криминальная «черная» экономика, ориентированная на удовлетворение деструктивных потребностей (проституция, похищение людей, наркобизнес, торговля оружием и т.д.), а также на получение доходов от различных видов профессиональной преступной деятельности (скупка краденого, торговля золотом и т.д.)

 

3 вопрос

Государственная политика регулирования  теневой экономики в России

В теневом обороте сконцентрированы огромные ресурсы, которые в случае их легализации могут стать резервом для экономического роста.

Эффективность реализации государственной  экономической политики зависит  от сущности избираемого подхода  к управлению, от характера применяемых  методов, а также от качества институциональной  среды развития предпринимательства.

В государственных властных структурах, общественных организациях и научных учреждениях доминируют два подхода к решению проблем "теневой" экономики.

Первый - радикально-либеральный, связанный с целевыми установками  на сверхвысокие темпы первоначального  накопления капитала.

Печальные итоги воплощения данного подхода: отмеченные выше критические  масштабы "теневой" составляющей отечественной экономики и образование  мощных финансово-производственных кланов, проникающих в высшие эшелоны  власти, с одной стороны, подавление нормальной предпринимательской деятельности, прежде всего малого бизнеса, - с  другой.

Второй - репрессивный подход возник как своеобразная реакция  на социальные негативы либерального. Он предполагает: расширение и усиление соответствующих подразделений МВД, ФСБ, налоговой инспекции, налоговой полиции и Министерства финансов РФ; улучшение взаимодействия спецслужб, формирование системы тотального контроля и доносительства; общее ужесточение законодательства, направленного против "теневой" экономики, усиление мер наказания.

В целом, задействование репрессивных методов, чревато ростом социального напряжения: всплеском безработицы, ослаблением кадрового потенциала руководящего звена экономики и т.п.

В настоящее время трудно отрицать необходимость срочной  разработки концепции и программы  государственной политики в отношении "теневой" экономики.

В этой разработке важно ответить на два вопроса. Во-первых, в настоящее  время в разряд "теневиков" переходят не только сугубо криминальные элементы (как отмечалось, их, по разным оценкам, от 5% до 25%), но и обыкновенные отечественные предприниматели, задушенные налогами.

Во-вторых, в "теневой" экономике  увязли огромные капиталы. По экспертным оценкам, за границу за годы реформы  ушло 300-400 млрд. долл.

Формируя концептуальную основу линии в отношении "теневой" экономики, следует иметь в виду три обстоятельства. Во-первых, возврат  к монополии государственной  собственности и административно-распределительной  системе уже исключен.

Во-вторых, необходима смена  модели реформирования экономики в  целом, причем во главу угла новой  реформационной модели должны быть поставлены интересы отечественных производителей и потребителей.

В-третьих, для осуществления  этой смены предстоит привести в  действие все заинтересованные силы, включая и те, которые увязли в "теневой" экономике.

С учетом вышесказанного необходимо, с одной стороны, изменить общие  условия хозяйствования, а с другой - осуществлять специальную программу  интеграции на здоровой основе "теневой" и легальной экономики.

Необходим, комплексный подход, направленный на развитие предпринимательства.

Реализация этого подхода  требует, во-первых, четкого разграничения  капиталов криминальных элементов  и "теневиков"-хозяйственников и отражения данного разделения в новых экономико-правовых актах, в том числе в законодательстве по борьбе с организованной преступностью и коррупцией, в Уголовном кодексе РФ.

В эти документы следовало  бы ввести определение подлежащей легализации  части "теневой" экономики как  сферы функционирования тех хозяйственников, у которых издержки деятельности при существующих "правилах экономической  игры" устойчиво превышают доходы.

Отработка критериев разграничения  криминальных элементов и теневиков-хозяйственников - важнейшая задача экономистов, социологов, юристов, специалистов правоохранительных органов.

Во-вторых, в целях создания и поддержания благоприятной  правохозяйственной среды для бизнеса нужна постоянная корректировка легитимных условий деятельности предпринимателей, приоритетная по отношению к ужесточению репрессивных, уголовно-правовых методов.

Прежде всего, это относится  к налоговому режиму, в связи, с  чем представляется уместным обратиться к опыту новой экономической  политики 20-х годов, которая, как  известно, включала и линию на легализацию  скрытых капиталов.

В этом контексте желательны: сокращение налогооблагаемой базы до 26% ВВП; реструктурирование налоговой  задолженности, прежде всего для  малого бизнеса в перерабатывающей и легкой промышленности; освобождение от налогового пресса части прибыли, идущей на расширение производства и  создание новых рабочих мест; перенос  центра тяжести налогового бремени из сферы производства в сферу личного потребления, на доходы и имущество граждан, применение рентных платежей.

Согласно Налоговому кодексу, суммарная налоговая ставка остается выше 30% от ВВП. На наш взгляд, идеальный  максимум - 26-28%. К этому следует  добавить, что аналогичные мероприятия  осуществлялись в 30-е годы в Аргентине, в 80-е годы - в Бразилии.

В-третьих, предстоит разработать  и реализовать действенные меры защиты населения со стороны государства  от финансовых мошенничеств, обеспечить гарантии защищенности сбережений и  капиталов.

В-четвертых, целесообразно  задействовать "доходные индульгенции" - юридические документы, конституирующие  легализацию (при условии уплаты спецналогов) денежных средств, направляемых на инвестиционные цели в сферу производства.

В-пятых, необходима иная политика в отношении к проживающим  за рубежом "новым русским", разработка и реализация программы репатриации  российских капиталов с превращением их в реальный инвестиционный ресурс России.

Программа интеграции теневого капитала с легальным - обязательная составляющая нового курса в экономической политике.

Борьба с теневой экономикой предполагает формирование благоприятной  социально-экономической среды для  развития национальной экономики и  ее основных элементов.

Процесс совершенствования  механизма государственного воздействия  на теневую экономику необходимо реализовывать путем: усиления взаимодействия государственных структур с активным включением региональных и местных  органов власти; координации деятельности правоохранительных структур различного функционального назначения, сотрудничающих в сфере борьбы с теневым сектором.

Необходимо применять  экономические меры противодействия  вывозу капитала. Имеются в виду обеспечительные меры против нарушения  валютного законодательства, такие  как требование депонирования определенных сумм, которые возвращаются владельцам только после успешного завершения валютной операции.

Как уже отмечалось, нелегальный (с нарушением валютного законодательства) и «полулегальный» (под видом  текущих операций, но без явного нарушения валютного законодательства) вывоз капитала может быть сопряжен с налоговыми нарушениями, а также  нередко с недобросовестностью  менеджмента компании по отношению  к ее акционерам.

Возможно, именно в повышении  ответственности менеджмента как  перед государством (за нарушение  валютного и налогового законодательства), так и перед акционерами компаний, кроется основной резерв борьбы с  утечкой капитала.

В последние годы периодически всплывает идея амнистии «беглых  капиталов» как средства возврата их на родину. При этом ссылаются на успех подробных амнистий в зарубежных странах (из недавних примеров - Италия, Бельгия).

Однако следует учитывать  существенную разницу условий между  Россией и Европой. Там речь идет преимущественно о физических лицах, хранящих деньги на личных счетах в  зарубежных банках. Им было разрешено  вернуть средства на родину, уплатив  определенную часть их (несколько  процентов) вместо неуплаченного в  свое время налога.

Взамен они были освобождены  от ответственности за неуплату этого  налога. Важным стимулом для возврата капитала стала директив ЕС, предусматривающая  обмен информацией между странами ЕС в отношении частных банковских вкладов.

В РФ ситуация гораздо сложнее. Деньги за рубежом хранятся в основном не на личных, а на корпоративных  счетах (как правило, офшорных компаний).

Информация о работе Антитеневая деятельность