Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 22:26, доклад
В российской научной литературе под «теневой экономикой» понимается вся совокупность экономической деятельности, которая не учитывается официальной статистикой и не включается в валовой национальный продукт страны, т.е. это всякая экономическая активность незарегистрированная официальными органами.
В структуре теневой экономики выделяются следующие элементы:
Получить от банка какую-либо информацию о фактических владельцах средств для российских органов не представляется возможным без трудоемкой процедуры заведения уголовного дела и проведения запроса через соответствующие зарубежные инстанции (при этом полученных сведений может оказаться недостаточно для конфискации денег).
Поэтому серьезная угроза наказания для уклоняющихся от возврата капитала лиц практически отсутствует.
Особенных стимулов для перечисления зарубежных средств на личные счета в российских банках, по сути, тоже нет. В иностранных банках они хранятся гораздо надежнее. При необходимости деньги всегда могут вернуться в Россию в виде респектабельных иностранных инвестиций.
Если какую-то часть их
нужно официально передать физическому
лицу, контролирующему компанию, это
можно сделать в виде дивидендов
компании ее акционеру. В сущности,
предпринимателям предложен легальный
канал возвращения средств из-
Таким образом, представляется маловероятным, чтобы амнистия в могла привести к массовому возврату вывезенного за рубеж капитала. Важнейшими методами борьбы с утечкой капитала следует признать экономические меры, а также общее совершенствование корпоративного законодательства.
2 вопрос
Социально-правовой контроль представляет собой деятельность по
контролю над противоправным поведением в сфере экономики, осуществляемую
государственными органами и институтами гражданского общества, преследующую
цель эффективного воздействия на криминогенные факторы, детерминанты
экономической преступности.
Сущностью социально-правового
экономической преступностью в самом общем виде является установление правового
порядка в жизни и деятельности общества. Он не связан, как правило, с
применением уголовно-правовых норм. Уголовно-правовая составляющая присутствует
здесь лишь в той мере,
в какой выполняет
неэффективности других мер. Большинством криминологов признается, что именно
социально-правовой контроль является основным в общей системе контроля над
экономической преступностью. Его антикриминогенная роль подтверждается
международными исследованиями. Как отмечает В.В. Лунеев, ".коэффициент
корреляции между углублением социально-правового контроля и удержанием
преступности на терпимом уровне выше, чем между социально-экономическим
развитием и уровнем преступности"1
.
Зарубежные и отечественные криминологи отмечают взаимосвязь и
взаимообусловленность между
гражданскими, административными
и преступлениями. В особенности это касается правонарушений и преступлений в
сфере экономики. Они имеют общие детерминанты противоправного поведения,
общую правовую природу, схожесть механизма формирования личности преступника
и деликатной личности, совершаются в одинаковых типичных условиях, порождены
сходными причинами и имеют единую направленность. Поэтому эффективная борьба
с менее опасными видами правонарушениями - административными, гражданско-
правовыми, финансовыми, которую осуществляют контролирующие органы, является
эффективным средством предупреждения преступности в сфере экономики.
Объектами социально-правового контроля являются материальные и
финансовые средства, экономическая деятельность различных субъектов
экономических отношений. В зависимости от субъектов контроля различают
следующие его виды:
Государственный контроль - осуществляется государственными органами.
Контроль негосударственных организаций. В зависимости от
конкретного субъекта можно выделить:
В зависимости от предмета и сферы контроля различают:
· финансовый контроль (в том числе - налоговый, валютный,
бюджетный, аудиторский и т.п.)
Регистрационный контроль. Это вид государственного контроля,
осуществляемого Государственной регистрационной палатой. Этот орган производит
регистрацию предприятий
различных организационно-
местном самоуправлении в Российской Федерации" полномочия по регистрации
предпринимательской деятельности предоставлены также районной, городской и
районной в городе администрации (и. 5 ст. 57, и. 5 ст. 68, и. 3 ст. 78).
Разрешительный способ возникновения юридических лиц является средством
контроля за надлежащим их образованием, который позволяет осуществлять
предварительный контроль до фактического начала их деятельности. Контроль при
создании предприятий имеет целью исключить или воспрепятствовать осуществлять
незаконную экономическую деятельность. В частности, в интересах борьбы с
коррупцией не могут быть зарегистрированы в качестве предпринимателей и
работать по совместительству в коммерческих структурах должностные лица
органов государственной власти и управления и государственные служащие.
Юридический статус любое предприятие приобретает только в результате
государственной регистрации. При внесении изменений и дополнений в уставные
документы учредитель обязан представить их на перерегистрацию. В процессе
перерегистрации регистрационная палата и местная администрация осуществляют
текущий контроль за их деятельностью. Несовершенство действующего
законодательства о
способствует криминализации экономики. Гражданский кодекс РФ (ст. 51) по
этому вопросу делает отсылку
на закон о регистрации
не принят.
Специалистами предложены ряд мер по усилению регистрационного контроля
предпринимательской деятельности. К ним, в частности, относятся -
установление ответственности за нарушение порядка регистрации как для
потенциальных руководителей регистрируемых предприятий, так и для должностных
лиц регистрирующих органов; предусмотреть правовые основания для отказа в
регистрации некоторым категориям лиц (например, ранее судимым за корыстные
или корыстно-насильственные преступления, в отношении которых возбуждены
уголовные дела либо имеются иные достоверные данные об их противоправной
деятельности).
Лицензионный контроль и надзор. Лицензирование различных видов
деятельности регулируется Федеральным законом РФ от 25 сентября 1998 года N
158-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (с изменениями от 26
ноября 1998 г., 22 декабря 1999 г.)
Целью лицензирования является обеспечение защиты интересов потребителей,
повышение качества обслуживания населения, соблюдение градостроительных,
экологических и санитарных норм, правил торговли.
Лицензирующие органы осуществляют следующие полномочия:
Надзор за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий
осуществляется
лицензирующими органами.
Лицензирующие органы имеют право:
Государственные надзорные и контрольные органы, иные органы государственной
власти при выявлении нарушений лицензионных требований и условий сообщают об
этом лицензирующему органу.
Контроль за соблюдением лицензионных условий осуществляют лицензирующие
органы. В случае грубых или
систематических нарушений
лицензия аннулируется или ее действие приостанавливается.
За осуществление
без лицензии, а также за
нарушение установленных
предприниматели привлекаются к административной или уголовной ответственности
(ст. 171 УК РФ).
Антимонопольный контроль и контроль за соблюдением законодательства о
правах потребителей.
Принятый 22 марта 1991 г. Закон РФ "О конкуренции и ограничении
монополистической деятельности на товарных рынках" определил организационные
и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения правонарушений,
связанных с монополистической деятельностью и нарушением прав потребителей.
Государственным органом, осуществляющим контроль в этой сфере является