Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 14:08, реферат
Цель исследования - изучить изменение уровня жизни под влиянием мирового кризиса.
Для достижения поставленной цели курсовой работы определены следующие задачи:
1. Рассмотреть основные понятия и показатели уровня жизни населения.
2. Показать основные проблемы уровня жизни населения в России.
3. Проанализировать влияние кризиса на уровень и качество жизни в Рязани.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ УРОВНЯ И КАЧЕСТВА ЖИЗНИ 4
1.1. Понятие и показатели уровня жизни населения 4
1.2. Проблемы уровня жизни в России в современный период 7
2. ВЛИЯНИЕ КРИЗИСА НА УРОВЕНЬ И КАЧЕСТВО ЖИЗНИ 11
2.1. Инструментарии исследования, оценки и результаты анализа уровня и качества жизни 11
2.2. Влияние кризиса на уровень и качество жизни на региональном уровне ..16
3. ВЛИЯНИЕ КРИЗИСА НА УРОВЕНЬ ЖИЗНИ В РЯЗАНСКОМ РЕГИОНЕ ..24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……….28
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29
ПРИЛОЖЕНИЯ 30
Столь высокие различия в направленности и динамике предельных денежных доходов сказались на глубине социальных последствий проявления экономического кризиса в российских регионах. В качестве примера приведено распределение по покупательной способности доходов и расходов населения Москвы и Владимирской области. Эти субъекты РФ находились на противоположных полюсах по уровню и динамике покупательной способности денежных доходов и потребительских расходов населения. Во Владимирской области, которая по уровню и качеству жизни является одной из отстающих в стране, кризисное ухудшение качества жизни проявилось не только в распределении ее жителей по расходам, но и по доходам. Удельный вес наиболее нуждающихся вырос. Доля других социальных групп по уровню материального достатка уменьшилась, причем чем выше был их материальный статус, тем заметнее уменьшение удельного веса населения в этих социальных группах. В целом в этой области два нижних по материальному достатку слоя с потребительскими расходами менее 3 БПМ составляли более 90% населения.
В Москве различия в динамике
социальных групп населения с
разным уровнем материального
Однако, судя по потребительским расходам, фактические уровень и качество жизни в Москве, хотя и менее, чем в других российских субъектах, ухудшились. Возросли доли наиболее нуждающихся и низкообеспеченных граждан. Средне - и высокообеспеченные слои численно сократились.
Таким образом, в регионах
с противоположными тенденциями
покупательной способности
Средняя покупательная
способность потребительских
Региональные рынки труда в 2009 г. также очень по-разному среагировали на финансово-экономический кризис. Согласно данным Государственной службы занятости РФ за 2009 г. число регионов, где наблюдался рост численности безработных, составило 74, или 89% всех субъектов РФ. Это свидетельствует об ухудшении уровня и качества жизни этого ранее занятого социального слоя населения, а также его семей.
Несмотря на кризис в 9 субъектах РФ уровень зарегистрированной безработицы снизился.
Судя по составу этих регионов, причины снижения уровня безработицы были разными. В Чеченской республике, республиках Дагестан, Тыва, Адыгея, Кабардино-Балкарской это снижение произошло в результате направления дополнительных средств на социальную поддержку безработных на фоне высоких показателей зарегистрированной безработицы. В Тюменской и Липецкой областях с высоким промышленным потенциалом, видимо, больше сказались меры общеэкономического порядка.
Разнонаправленные тенденции на региональных рынках труда и большие различия в глубине изменений доли зарегистрированных безработных так же, как и в случае с покупательной способностью денежных доходов, свидетельствуют о необходимости анализа социальных последствий кризиса не только в целом по стране, но и в региональном измерении. Это позволит выявить причины этих различий, кроящиеся не только в разном влиянии кризиса на разные регионы страны, но и в общем состоянии и условиях пространственного развития России.
Закончившийся кризисный год заложил "мины" замедленного действия. Резко упало жилищное строительство. Ввод жилья сократился с 64,1 млн. м общей площади до 53 млн. м2, в то время как планом предусматривалось ввести 73 млн. м2. Населением за счет собственных и заемных средств построено 47,8% общего объема введенного в 2009 г. жилья, в то время как в 2007 г. и 2008 г. эта доля составляла около 43%. В условиях сокращения платежеспособного спроса населения можно было ожидать, что именно государство поддержит жилищно-строительный комплекс за счет увеличения государственного заказа. Но этого не было сделало, что поставило многие строительные организации в критическое положение и замедлило реализацию федеральных программ по решению жилищной проблемы путем предоставления бесплатного или на льготных условиях жилья отдельным категориям граждан.
Застопорилась реализация таких социальных программ в области жилищного строительства, как проведение капитального ремонта многоквартирных домов и переселение граждан из аварийного жилищного фонда. В целом по стране программа капитального ремонта многоквартирных домов выполнена на 94%. Но при этом в наиболее ущемленном положении оказались наиболее слабые в финансовом отношении субъекты РФ: Брянская область (47%), Ивановская область (55), Дагестан (76), Забайкальский край (22,5), Республика Тыва (76%).
Программа по переселению
граждан из аварийного жилищного
фонда выполнена всего на 59% (по
числу жителей). Из 703 объектов социального
комплекса, строящихся в соответствии
с адресной инвестиционной программой
для федеральных государственны
Экономический спад ощутимо проявился в ухудшении условий для развития образования, здравоохранения и других отраслей социальной инфраструктуры. По сравнению с предшествующим годом ввод общеобразовательных школ составил 87,4%, амбулаторно-поликлинических учреждений - 70,6, больничных учреждений - 65,1, дошкольных образовательных учреждений - 63,8. Сокращение ввода дошкольных образовательных учреждений в условиях их острого дефицита в большинстве регионов и необходимости обеспечения работой женщин в условиях снижения доходов многих семей показало ведомственный подход к выработке антикризисных мер. С одной стороны, выделялись немалые средства на антикризисные меры на рынке труда по линии органов по труду и занятости, а с другой - сокращались возможности женщин участвовать в занятости из-за необеспеченности строительным комплексом запланированного ввода детских садов. В 2009 г. не было также введено ни одного дома ребенка, хотя материальная база многих из них уже не соответствует современным представлениям и задачам обеспечения полноценной жизни и воспитания детей и требует замены.
Сложившаяся ситуация частично уже повлияла на качество жизни людей и определяет проблемы на пути поступательного развития общества. Вместе с тем современное состояние экономики предопределило то, что социальные последствия финансово-экономического кризиса 2009 г. не стали драматичными. В предкризисные годы реальный сектор экономики прошел период оживления. Сложился дефицит квалифицированных кадров, особенно в производстве рыночных товаров и услуг. Поэтому при решении проблем с сокращением кадров на работодателей оказывали сдерживающее влияние возможные проблемы с последующим восстановлением кадрового потенциала.
Безусловно, в условиях кризиса на рынке труда повышенное
внимание государства должно быть обращено
на соблюдение уже имеющихся и весьма
либеральных для работодателя норм трудового
и гражданского права, также их изменения,
направленного на преодоление накопившихся
и циклично обостряющихся проблем в отношениях
работника и работодателя, нередко предпочитающего
демонстрировать свою "социальную ответственность"
за предела-ми объекта своего непосредственного
управления. Проблемы, которые затронули
страну, не связаны только с циклическим
кризисом. Это системные проблемы, связанные
с приоритетами развития отдельных отраслей
экономики, прежде всего сырьевых, от которых
пока не можем уйти. Так что сначала надо
изменить экономическую политику. Без
этого в социальной сфере страна не сдвинется
в положительном направлении, поскольку
здесь нужен совсем другой подход. Необходимо
решение застарелых российских проблем
на рынке труда. Назовем две из них:
первая - низкий уровень трудовых гарантий
наемных работников. В большинстве отраслей
от минимального размера оплаты труда
строятся все системы заработной платы.
И если государство для нанятых им работников
занижает этот порог, то и у бизнеса особых
стимулов повышать его нет. А МРОТ сегодня
установлен по IV кварталу 2007 г., что не
отражает реальный необходимый уровень
минимальных расходов. По нашим оценкам,
в некоторых регионах во второй половине
ушедшего года МРОТ уже был на 30-40% ниже
прожиточного минимума. Если эта политика
будет продолжена, то доходы нашего населения
по-прежнему будут отставать от реальной
ситуации на потребительском рынке. И
программы занятости начнут давать сбой.
Дело в том, что заработная плата на общественных
работах формируется на основании МРОТ,
который все-таки должен ориентироваться
на прожиточный минимум работника, который
существует сейчас. Да и в отраслевых системах
оплаты труда базовые ставки и оклады
так или иначе привязываются к МРОТ - единственной
государственной гарантии, существующей
в сфере оплаты труда. В антикризисном
плане правительства на 2010 г. не предусматривается
пересмотр минимального размера оплаты
труда. Надеемся, что это решение все-таки
будет принято, иначе негативные тенденции
в распределении реальной заработной
платы могут быть еще более заметными,
чем в прошлом году. Одновременно надо
пересмотреть подходы к установлению
МРОТ, а именно при формировании государственного
бюджета рассчитывать прогнозный прожиточный
минимум и на его основе устанавливать
минимальное значение. Тогда размеры заработной
платы можно будет определять в режиме
реального времени;
вторая - монопольная цена спроса на рынке труда и тем самым снижение цены рабочей силы и других доходов для подавляющего большинства занятых, замаскированное более или менее приемлемыми средними показателями за счет неоправданно высоких доходов в отраслях сырьевого комплекса и сферы обращения.
Таким образом, обесценение труда, произошедшее в стране
в 1990-е гг. и не восстановленное до сих
пор, не имело прецедента в какой-либо
переходной экономике. Расширенное воспроизводство
аномально высокой дифференциации заработной
платы, особенно ее ничем неоправданно
высокий уровень у лиц, не производящих
реальные товарно-материальные ценности
и услуги производству и населению, и явно
заниженный в отраслях, воспроизводящих
человеческий потенциал - в науке, образовании,
культуре, здравоохранении, является результатом
исключительно монетаристского, олигархически-
Без решения этих проблем
и создания мотивационного механизма
к реализации имеющегося человеческого
потенциала и его умножению
В последние несколько лет мы в Рязани вошли в зону депрессивной экономики. По крайней мере, кажется, что многие представители среднестатистических семей чувствуют себя не совсем уютно и сомневаются в завтрашнем дне, как в плане ближайшей перспективы, так и отдалённого светлого будущего. Иными словами, похоже на то, что немногие уже надеются стать богатыми и счастливыми.
Рассмотрим каков же уровень жизни в Рязани у среднестатистических семей.
Согласно статистике, подготовленной экспертами Центра экономических исследований «РИА-Аналитика» на базе официальных данных, Рязанская область занимает 26 место в рейтинге среди регионов России по уровню жизни в Рязани среднестатистических семей потребителей.
Российские регионы получали места в рейтинге согласно количеству денег, остававшемуся в распоряжении семьей с учётом двух работающих супругов, получающих среднестатистическую для данного региона заработную плату. Классификация происходила с учётом вычета необходимого прожиточного минимума на двоих взрослых членов семьи и двоих детей и всех остальных неизбежных трат (коммунальные услуги, налоги).
Как показывают результаты, в 29 российских регионах, включая Рязанскую область, в свободном обращении у такой среднестатистической семьи остается лишь менее 10 тысяч рублей ежемесячно.
В Рязанской области, после минимальных трат на содержание семьи, имеющей троих детей, остается лишь 2 995 рублей. В семье, имеющей двух детей, такой показатель равен 8 946 рублям. Отсюда ясно видно, что уровень жизни в Рязани оставляет желать много лучшего.
В некоторых же регионах показатель равен менее чем 5 тысячам рублей. Только в рамках этой мизерной суммы, среднестатистическим семьям возможно планировать своё будущее и делать какие-то накопления, мечтая о разных благах (автомобиле, отпуске, недорогом жилье, доступном образовании или лечении). При этом средние по России статистические показатели несколько иные, остаток денег в семьях с тремя детьми - в пределах 15 тысяч рублей, в семьях, имеющих двух детей, – 21 тысячи рублей.
Так как под влиянием
кризиса объем реальных доходов
населения в большинстве
Около 56% опрошенных заявили, что кризис уже оказал негативное влияние на их уровень жизни. Доля респондентов, считающих, что кризис не сказывается на уровне жизни, составляет 32%. 10% опрошенных затруднились в определении влияния кризиса на их жизнь. И 2% жителей ответили, что кризис сказался положительно на их уровне жизни.
Был задан следующий вопрос:«как изменился ваш доход за период кризиса?».
Рязанцы ответили, что уровень доходов снизился у 53% горожан, доход остался на прежнем уровне у 45% жителей Белгорода. А у 2% уровень дохода вопреки кризису повысился.
Одним из качественных показателей уровня жизни населения является структура расходов.[2]
Личные доходы (денежные средства) населения используются для оплаты расходов. При этом анализ структуры расходов служит источником чрезвычайно важных данных для оценки уровня жизни населения.
Еще в XIX веке прусский статистик Эрнст Энгель обнаружил закономерность: с ростом личных доходов удельный вес расходов на питание снижается, доля расходов на одежду, жилище и коммунальные услуги меняется незначительно, а доля расходов на удовлетворение культурных и иных нематериальных нужд заметно возрастает. Эта зависимость получила название «Закон Энгеля».
Информация о работе Аспекты показателей уровня и качества жизни населения