Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 10:29, контрольная работа
Каждый государственный и муниципальный служащий в течение своей жизни не раз столкнется с аттестацией, порой тревожным и психологически мучительным процессом, поэтому необходимо знать всю структуру аттестации и быть готовым к ней, быть во всеоружии. Для госслужащего эта тема будет актуальна и животрепещуща всегда. Поэтому считаю целью данной работы разобрать аттестацию как процесс, который будет рассмотрен в реферате на примере администрации и федеральных государственных служащих. К настоящему времени разработано множество методов оценки персонала.
Введение………………………………………………………………………….3
1. Понятие аттестации……………………………………………………………4
2. Требования к проведению аттестации…………………………………….….5
3. Сроки проведения и график…………….…………………………………...6
4. Этапы аттестации……………………………………………………………..7
4.1. Первый этап — организационный……………………………………..7
4.2. Второй этап — аналитически оценочный…………………………….14
4.3. Заключительный этап — собеседование и проведение аттестации…17
5. Проблемы аттестации……………………………………………………….20
Заключение………………………………………………………………………26
Список литературы……………
Вопросы,
связанные с проведением
5. Проблемы аттестации
В законодательстве отсутствует четкое понятие соответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе, но из общего понимания требований к выполнению работником своих обязанностей следует, что это — надлежащее (своевременное и качественное) их выполнение. Основные обязанности работника закреплены в императивных нормах, например, в квалификационном Справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих.
Другие обязанности (правила поведения) закрепляются на локальном уровне, например, в Правилах внутреннего трудового распорядка, в Положении о структурных подразделениях, должностных инструкциях и т.д.
Для отдельных категорий работников квалификационные требования устанавливаются специальными нормативными актами, например, для государственных служащих, должностных лиц Государственной инспекции труда и т.д.
Законодательством предусмотрено несколько путей выявления соответствия работником занимаемой должности или выполняемой работе:
1) установление
испытательного срока при
2) зависимость ненадлежащего исполнения своих обязанностей от причины: халатное отношение к исполнению своих обязанностей является нарушением трудовой дисциплины; невозможность надлежащим образом выполнять свои обязанности из-за недостаточной квалификации или состояния здоровья;
3) это могут быть установленные законодательством конкретные требования к наличию определенных документов, удостоверяющих квалификацию работника, требования к стажу работы по определенной должности.
На
практике достаточно сложно определить
причину ненадлежащего
Методы
регулирования
Специальными нормативными актами предусмотрен централизованный метод регулирования данного вопроса для определения категорий работников. Например, уровень квалификации государственных служащих определяется путем проведения аттестации независимо от занимаемой ими государственной должности в соответствии с Положением о проведении аттестации федерального государственного служащего, утвержденным Указом Президента РФ от 9 марта 1996 г. № 353.
По результатам аттестации работнику даются различные оценки:
— «не соответствует занимаемой должности»;
— «соответствует занимаемой должности»;
— «рекомендован для продвижения».
Таким образом, аттестация работников является в одних случаях право прекращающим юридическим фактом; в других - право подтверждающим юридическим фактом; в третьем - может быть право изменяющим юридическим фактом в связи с рекомендацией аттестационной комиссии.
Имеющаяся нормативная правовая база по вопросам аттестации государственных служащих и сложившаяся практика проведения аттестации пока еще не в полной мере отвечают современным требованиям: расхождения в понятийном аппарате, не всегда учитывается новейшее законодательство, недостаточно точно определены цели аттестации как комплексного процесса мотивации персонала.
А поскольку в управлении персоналом различаются две проблемные области: состав персонала и эффективность его использования, то аттестация, как нам представляется, и находится в сфере проблем обеспечения его эффективного действия. Конкретно речь здесь идет о том, чтобы персонал в системе государственной службы соответствовал определенным ожиданиям в отношении сферы его деятельности, действовал творчески на основании прав и полномочий пользовался данной ему свободой действий и всегда был мотивирован на успех.
В содержательном плане проблема связана не только с поведением государственных служащих на работе при выполнении управленческих задач, но и с их отношением к существующей государственной политике, с их поведением по отношению к населению, с условиями, которые создаются в организации для проявления лучших качеств и способностей работника. В этой связи проблемы аттестации целесообразно рассматривать в отрыве от политики отбора персонала на государственные должности. Существующие нарушения не позволяют сделать однозначный вывод о том что принятие решения о зачислении на государственную службу свидетельствует о достаточной пригодности кадров к выполнению всех ее требований.
Как показывают многочисленные выборы, избранный руководитель чаще всего ведет за собой во власть людей, для государственной службы не подготовленных. Они остаются специалистами разных областей управления, но в меньшей степени — органов государственной власти. Зна Пропадает и всякий смысл проводить аттестацию этих работников.
Выход из этой ситуации только один исключить «блат» в процессе приема граждан на государственные должности. Но возможно ли это?
Выбор персонала должен осуществляться на основе комплексной оценки личности, в том числе с применением тестирования. Но эти результаты вряд ли могут дать полную картину. Опять же тому несколько причин:
В Федеральном законе «Об основах государственной службы Российской Федерации» не нашли отражение правовые положения, как1:
— необходимость отбора персонала для службы вообще и для конкретной государственной должности в частности;
— соблюдение при отборе требования приверженности идее Российской государственности.
В этой связи при отборе на государственные должности могут быть использованы новые правила:
- Принцип
равенства шансов, когда на государственную
службу могут претендовать
— принцип постоянных изменений в должности которые должны осуществиться по мере роста профессионализма и в соответствии с целями территориального управления;
- принцип конкурсного замещения должности, при котором вакансии заполняются, исходя из компетентности, заслуг и личного опыта (для этого по-
требуется открытая кадровая политика);
— принцип гуманизации трудовых отношений, при котором администрация
задает необходимые условия для творческой самореализации работников, закрепляет право государственного служащего на неприкосновенность сферы частной жизни, на защиту конфиденциальной информации о нем.
Все это вместе взятое позволяет утверждать, что исходный этап в эффективности использования персонала государственной службы — профессионально проведенный отбор персонала и внимание к нему в процессе исполнения обязанностей. С одной стороны, это основная часть культуры управления, с другой — важный организационный элемент системы управления, где аттестация уже не представляется «карательным» способом воздействия, а является постоянным мотивационным процессом формирования и воспитания государственного служащего.
Пока
же слишком велика дистанция между
возможными принципами отбора, эффективного
использования персонала
Если вернуться к понятию аттестации государственного служащего, то оно целый ряд действий:
- проверка квалификационных и деловых качеств;
- проверка уровня профессиональной подготовки;
- определение соответствия замещаемой государственной должности;
- периодическая оценка знаний, опыта, навыков, результатов деятельности;
- оценка способностей к выполнению конкретных функций государственной службы по замещаемой должности.
Иными словами, это целая система воздействия на поведение персонала государственной службы. Однако не составляет труда установить, что все эти процедуры имеют строго административную направленность. При аттестации от начала до конца государственный служащий находится как бы в «манипулятивных тисках». А ведь сама аттестация есть только технология, которая должна базироваться на разработанных и внедряемых оценочных концепциях.
Заключение
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что имеющаяся нормативная правовая база по вопросам аттестации государственных служащих и сложившаяся практика проведения аттестации пока еще не в полной мере отвечают современным требованиям: расхождения в понятийном аппарате, не всегда учитывается новейшее законодательство, недостаточно точно определены цели аттестации как комплексного процесса мотивации персонала.
Существует
множество проблем связанных
как с аттестацией, так и
с принятием на госдолжности:
а) «блат» в процессе приема
граждан на государственные
б) в Федеральном законе «Об основах государственной службы Российской Федерации» не нашли отражение правовые положения, как:
— необходимость отбора персонала для службы вообще и для конкретной государственной должности в частности;
— соблюдение при отборе требования приверженности идее Российской государственности;
в) аттестация представляется «карательным» способом воздействия, а не является постоянным мотивационным процессом формирования и воспитания государственного служащего.
г) в законодательстве отсутствует четкое понятие соответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе;
д) отсутствие квалификационных характеристик должностей муниципальных служащих, существующий ЕТКС не отражает специфики государственной и муниципальной службы, а должостные инструкции в большинстве своем подготовлены неправильно, следует внести предложение в Министерство труда о необходимости разработки ЕТКС должностей государственных и муниципальных служащих, а также в Министерство по делам Федерации о необходимости разработки Типовых должностных инструкций для гос. и муниципальных служащих.
е) Несовершенство (пробелы, противоречивость) законодательных и нормативных актов по вопросам аттестации, как на федеральном уровне, так и на областном.
Конечно, система аттестации
Список литературы
государственной службы"// www.garant.ru
3. Положение Минтруда РФ «О порядке проведения аттестации государственных служащих органов исполнительной власти»// www.garant.ru
5. Постановление ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета СССР, Совета Министров СССР, ВЦСПС, ЦК ВЛКСМ
Информация о работе Аттестация государственных и муниципальных служащих