Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 21:09, курсовая работа
Конкретная цель аудита основных средств – проверка правильности формирования состава, полноты и реальности учета основных средств и достоверности амортизации их стоимости.
Достижение поставленной цели потребовало постановки и решения следующих основных задач:
• Изучение нормативного регулирования аудита основных средств;
• Рассмотрение основных целей, задач и этапов аудита основных средств;
• Рассмотреть методику проведения аудита.
Введение……………………………………………………………………….
Глава 1. Теоритические аспекты учета и аудита основных средств………
1.1.Характеристика основных средств…………………………………
1.2. Задачи и цели аудита основных средств…………………………..
1.3. Нормативно-правовое обеспечение аудита основных средств…
Глава 2. Организация аудита движения основных средств…………………..
2.1. Аудит учета основных средств……………………………………...
2.2. Проверка операций по поступлению, реализации и выбытию основных средств………………………………………………………………
2.3. Проверка правильности начисления износа………………………
2.4. Проверка правильности учета отношения затрат на ремонт…….
2.5. Учет операций по аренде основных средств……………………..
Заключение……………………………………………………………………..
Список используемой литературы……………………………………………..
проверка оценки действующего в организации порядка учета затрат на текущий или капитальный ремонт основных средств при подрядном и хозяйственном способах работ, исходя из принятой предприятием учетной политики на год;
проверка результатов произведенной переоценки основных средств;
проверка учета капитальных вложений;
анализ в необходимых случаях, если это предусмотрено условиями заключенного договора, использования организацией основных средств по времени и мощности с учетом специфики производственной деятельности;
Эти основные вопросы аудитор должен изучить, дать им оценку, высказать суждение в аудиторском заключении и сделать предложения по выявленным нарушения и отступлениям от установленных правил учета.
Аудиторской деятельностью имеют право заниматься физические лица – аудиторы и юридические лица – аудиторские фирмы. Аудиторские фирмы регистрируются как предприятия, созданные для осуществления аудиторской деятельности, и могут иметь любую организационно-правовую форму, предусмотренную законодательством Российской Федерации, за исключением формы акционерного общества открытого типа. Физические лица, прошедшие аттестацию, могут заниматься аудиторской деятельностью в составе аудиторской фирмы, заключив с ней трудовое соглашение, или самостоятельно, то есть, зарегистрировавшись в качестве предпринимателей.
Аудиторы, прошедшие аттестацию и желающие работать самостоятельно, а также аудиторские фирмы начинают свою деятельность после государственной регистрации в качестве субъекта предпринимательской деятельности, получения лицензии на осуществление аудиторской деятельности, включения в государственный реестр аудиторов и аудиторских фирм.
Аудиторы (аудиторские фирмы) имеют право:
самостоятельно определять формы и методы проведения аудита на основе федеральных стандартов аудиторской деятельности, а также количественный и персональный состав аудиторской группы, проводящей аудит;
исследовать в полном объеме документацию, связанную с финансово-хозяйственной деятельностью аудируемого лица, а также проверять фактическое наличие любого имущества, отраженного в этой документации;
получать у должностных лиц аудируемого лица разъяснения и подтверждения в устной и письменной форме по возникшим в ходе аудита вопросам;
отказаться от проведения аудита или от выражения своего мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности в аудиторском заключении в случаях:
а) непредоставления аудируемым лицом всей необходимой документации;
б) выявления в ходе аудита обстоятельств, оказывающих либо способных оказать существенное влияние на мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица.
Аудиторы и аудиторские фирмы обязаны:
предоставлять по требованию аудируемого лица обоснования замечаний и выводов аудиторской организации, индивидуального аудитора, а также информацию о своем членстве в саморегулируемой организации аудиторов;
передавать в срок, установленный договором оказания аудиторских услуг, аудиторское заключение аудируемому лицу, лицу, заключившему договор оказания аудиторских услуг;
обеспечивать хранение документов (копий документов), получаемых и составляемых в ходе проведения аудита, в течение не менее пяти лет после года, в котором они были получены и (или) составлены;
о необходимости привлечения к участию в проверке дополнительных аудиторов или специалистов в связи со значительным объемом работы или иными обстоятельствами, возникшими после заключения договора или получения поручения;
исполнять иные обязанности, вытекающие из договора оказания аудиторских услуг.
Проверяемый экономический субъект имеет право:
требовать и получать от аудиторской организации, индивидуального аудитора обоснования замечаний и выводов аудиторской организации, индивидуального аудитора, а также информацию о членстве аудиторской организации, индивидуального аудитора в саморегулируемой организации аудиторов;
получать от аудиторской организации, индивидуального аудитора аудиторское заключение в срок, установленный договором оказания аудиторских услуг;
осуществлять иные права, вытекающие из договора оказания аудиторских услуг.
При проведении аудита аудируемое лицо, лицо, заключившее договор оказания аудиторских услуг, обязано:
содействовать аудиторской организации, индивидуальному аудитору в своевременном и полном проведении аудита, создавать для этого соответствующие условия, предоставлять необходимую информацию и документацию, давать по устному или письменному запросу аудиторской организации, индивидуальному аудитору исчерпывающие разъяснения и подтверждения в устной и письменной форме, а также запрашивать необходимые для проведения аудита сведения у третьих лиц;
не предпринимать каких бы то ни было действий, направленных на сужение круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении аудита, а также на сокрытие (ограничение доступа) информации и документации, запрашиваемых аудиторской организацией, индивидуальным аудитором. Наличие в запрашиваемых аудиторской организацией, индивидуальным аудитором для проведения аудита информации и документации сведений, содержащих коммерческую тайну, не может являться основанием для отказа в их предоставлении;
своевременно оплачивать услуги аудиторской организации, индивидуального аудитора в соответствии с договором оказания аудиторских услуг, в том числе в случае, когда аудиторское заключение не согласуется с позицией аудируемого лица, лица, заключившего договор оказания аудиторских услуг;
исполнять иные обязанности, вытекающие из договора оказания аудиторских услуг.
1.3. Нормативно-правовое обеспечение аудита основных средств
Регулирование аудиторской деятельности в РФ проводится на законодательном (нормативные акты) и административном (органы регулирования) уровнях.
Нормативные акты: 1. ФЗ "Об аудиторской деятельности" 2. N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" (СРО) 3. Федеральные стандарты (правила) аудита, Федеральные стандарты аудиторской деятельности (ФСАД 1/2010, ФСАД 2/2010, ФСАД 3/2010, ФСАД 4/2010) 3. Методические рекомендации по аудиту 4. Стандарты саморегулируемых организаций аудиторов
Органы регулирования аудиторской деятельности: 1. Правительство РФ (утверждает стандарты, назначает (2)) 2. Министерство финансов – уполномоченный федеральный орган (УФО) 3. Совет по аудиторской деятельности при Минфине 4. Саморегулируемая организация аудиторов.
Функции федерального органа государственного регулирования аудиторской деятельности осуществляет уполномоченный федеральный орган (УФО) – Министерство финансов РФ, где существует Департамент регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности. Основными функциями уполномоченного федерального органа являются:
1) выработка государственной политики в сфере аудиторской деятельности;
2) нормативно-правовое регулирование в сфере аудиторской деятельности, в том числе утверждение федеральных стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, а также принятие в пределах своей компетенции иных нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность;
3) ведение государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов, а также контрольного экземпляра реестра аудиторов и аудиторских организаций;
4) анализ состояния рынка аудиторских услуг в Российской Федерации;
К нормативным документам, регулирующим аудит основных средств относятся:
Налоговый кодекс РФ, гл. 21 (ст. 170-172 и др.), гл. 25 (ст. 256-260, 268, 323-324 и др.), гл. 30;
Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы, утв. Постановлением Правительства от 01.01.2002 № 1;
ФЗ от 21.07.1997 № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним";
Правила ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утв. Постановлением Правительства от 18.02.1998 № 219;
Постановление Правительства от 02.12.2000 № 914 "Об утверждении Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость";
Положения по бухгалтерскому учету ПБУ 6/01 "Учет основных средств", ПБУ 15/2008 "Учет расходов по займам и кредитам", ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль", ПБУ 13/2000 "Учет государственной помощи";
Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, утв. приказом Минфина от 13.10.2003 № 91н;
Методические указания по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды, утв. приказом Минфина от 26.12.2002 № 135н;
Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утв. приказом Минфина от 13.06.1995 № 49;
Постановление Госкомстата от 21.01.2003 № 7 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств";
Постановление Госкомстата от 18.08.1998 № 88 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации"
Постановление Госкомстата от 11.11.1999 № 100 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ";
Постановление Госкомстата от 30.10.1997 № 71а "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве";
Письмо Минфина от 23.11.2006 № 03-03-04/1/794 (расходы на ремонт основных средств – капремонт или реконструкция);
Положение о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений МДС 13-14.2000, утв. Постановлением Госстроя СССР от 29.12.1973 № 279;
Ведомственные строительные нормы ВСН 58-88(р) "Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения", утв. приказом Госкомархитектуры РФ при Госстрое СССР от 23.11.1988 № 312;
Письмо Минфина СССР от 29.05.1984 № 80 "Об определении понятий нового строительства, расширения, реконструкции и технического перевооружения действующих предприятий";
Письмо Госкомстата от 09.04.2001 № МС-1-23/1480 "О применении форм федерального государственного статистического наблюдения №№ 11 и 11 (краткая)" ;
Приказы Минфина РФ, ФНС РФ.
Глава 2. Организация аудита движения основных средств
2.1. Аудит учета основных средств
При проведении аудита основных средств проверяют их сохранность и техническое состояние, законность и правильность документального оформления операций по поступлению, перемещению и выбытию, правильность начисления амортизации, своевременность и полноту включения её в затраты производства, правильность отражения на счетах бухгалтерского учета по поступлению, перемещению и выбытию основных средств, выполнение плана ремонтов, их своевременность и качество.
Источниками контроля операций по учету основных является первичная документация на их поступление, выбытие и внутреннее перемещение, на ремонт, по начислению амортизации, а также данные аналитического и синтетического учета основных средств.
Проверяя состояние учета основных средств, нужно убедиться в правильности организации аналитического учета, выяснить, все ли основные средства закреплены за материально ответственными лицами; правильно ли проведена последняя инвентаризация, каковы её результаты и отражены ли они в учете; проконтролировать достоверность учетных данных о наличии и движении основных средств.
Аналитический учет основных средств ведется в инвентарных карточках, что снижает трудоёмкость учётной работы, даёт возможность группировать основные средства, позволяет автоматизировать учётный процесс, а также значительно расширить информацию об отдельных объектах основных средств. Аудитор должен проверить правильность ведения учётных карточек индивидуального и группового учёта основных средств. Особое внимание обращается на правильное и своевременное заполнение всех реквизитов карточек, что имеет большое контрольное значение и предотвращает замену новых одноименных предметов старыми. Это необходимо также для получения полной и объективной информации о состоянии и использование того или иного объекта основных средств.
При расхождении между данными аналитического и синтетического учета необходимо выяснить их причины и виновных в этом должностных лиц, определить последствия и внести предложения по устранению выявленных недостатков.