Аудит основных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 21:09, курсовая работа

Описание

Конкретная цель аудита основных средств – проверка правильности формирования состава, полноты и реальности учета основных средств и достоверности амортизации их стоимости.
Достижение поставленной цели потребовало постановки и решения следующих основных задач:
• Изучение нормативного регулирования аудита основных средств;
• Рассмотрение основных целей, задач и этапов аудита основных средств;
• Рассмотреть методику проведения аудита.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….
Глава 1. Теоритические аспекты учета и аудита основных средств………
1.1.Характеристика основных средств…………………………………
1.2. Задачи и цели аудита основных средств…………………………..
1.3. Нормативно-правовое обеспечение аудита основных средств…
Глава 2. Организация аудита движения основных средств…………………..
2.1. Аудит учета основных средств……………………………………...
2.2. Проверка операций по поступлению, реализации и выбытию основных средств………………………………………………………………
2.3. Проверка правильности начисления износа………………………
2.4. Проверка правильности учета отношения затрат на ремонт…….
2.5. Учет операций по аренде основных средств……………………..
Заключение……………………………………………………………………..
Список используемой литературы……………………………………………..

Работа состоит из  1 файл

курсовая по аудиту.doc

— 147.50 Кб (Скачать документ)
tyle="text-align:justify">Важным условием обеспечения сохранности основных средств является качественное проведение их инвентаризации. Поэтому в процессе контроля нужно проверить полноту и своевременность её осуществления и правильность отражения результатов в бухгалтерском учёте. Аудитору это необходимо для того, чтобы  убедиться, насколько важно доверять результатам проведённой инвентаризации на предприятии, чтобы уменьшить аудиторский риск.

При небольшом количестве объектов основных средств аудитор подвергает сплошной проверке наличие основных средств. При значительном перечне сплошным порядком инвентаризируют транспортные средства, компьютеры, дорогостоящую мебель. Особое внимание уделяют предметам, поступившим в конце года. При этом учитывают профильность оборудования и оценивают целесообразность приобретения.

Следует обращать внимание на качество оформления инвентаризационных описей. Встречаются случаи формального проведения инвентаризации, когда сведения об объектах просто переносятся  в инвентаризационные описи из инвентарных карточек или прошлогодних материалов. Необходимо проверить, были ли выявлены в процессе инвентаризации объекты основных средств, пришедшие в негодность и подлежащие списанию или реализации. На такие объекты составляют отдельные инвентаризационные описи.

 

2.2. Проверка операций по поступлению и выбытию основных средств

При проверке операций по поступлению основных средств следует установить целесообразность их строительства или приобретения, своевременность и правильность  документального оформления, а также реальность их оценки.

              Целесообразность строительства и приобретения основных средств определяется производственной необходимостью и эффективностью их использования.

              Полноту и своевременность оприходования основных средств устанавливают путём сопоставления даты оприходования средств по счёту 01 «Основные средства» с датами, указанными в первичных документах на их поступление, а также соответствующих сумм. Несвоевременное их оприходование ведёт за собой недоначисление износа, что приводит к искажению остаточной стоимости, себестоимости продукции и финансовых результатов деятельности организации. Отдельно проверяют операции по оприходованию полученных основных средств в виде вкладов в уставный капитал.

              Необходимо проверить правильность оценки основных средств. Поступившие в организацию новые основные средства учитываются по первоначальной стоимости, включающей затраты по их возведению (сооружению) и приобретению, стоимость проектно-сметной документации, расходы по доставке, монтажу и установке. Приобретенные основные средства, бывшие в эксплуатации, приходуют в сумме покупной стоимости (оплаты) и расходов по их доставке и установке с добавлением суммы износа по этим объектам, указанной в    документах на их оплату.

              Первоначальная стоимость основных средств не подлежит изменению за исключением случаев достройки и дооборудования объектов, произведенных в порядке капитальных вложений, а также переоценки основных средств в соответствии с действующими положениями по    ведению бухгалтерского учета.           

Документальной проверке подлежат также операции по списанию основных средств. В каждом отдельном случае необходимо проверить правильность оформления документов на выбывшие основные средства, законность и целесообразность выбытия, а также правильность отражения в учете операций, связанных с ликвидацией и выбытием основных средств.

Операции выбытия объектов основных средств отражаются в учете следующими бухгалтерскими записями на счетах бухгалтерского учета:

      при принятии решения о списании с бухгалтерского баланса объекта основных средств в связи с его физическим и моральным износом списывается его  первоначальная или восстановительная стоимость (если объект основных средств подвергался переоценке):

Д 01, субсчет – выбытие основных средств

К 01, субсчет – основные средства в эксплуатации

      списание общей суммы накопленных амортизационных отчислений за время эксплуатации объекта отражается бухгалтерскими записями:

Д 02 К 01, субсчет – выбытие основных средств

      cписание остаточной стоимости отражается записями:

Д 91,  субсчет – прочие расходы

К 01, субсчет – выбытие основных средств

      расходы, связанные с выбытием объекта основных средств отражаются записями на счетах бухгалтерского учета:

Д 91, субсчет – прочие расходы

К 10 ( 70, 69 и др.)

      доходы от выбытия основных средств отражаются следующими проводками:

Д 10  К  91, субсчет прочие доходы

      выявленный финансовый результат от выбытия основных средств (в составе сальдо прочих доходов и расходов):

- прибыль – Д 91, субсчет 91-9 – сальдо прочих доходов и расходов

К 99 – прибыли и убытки

- убыток – Д 99 К 91, субсчет – сальдо прочих доходов и расходов

Процесс реализации объектов основных средств отражается следующими бухгалтерскими записями на счетах бухгалтерского учета:

1.при принятии решения о продаже основных средств списывается его первоначальная  или восстановительная (если подвергался переоценке) стоимость: Д 01, субсчет – выбытие основных средств К 01, субсчет – основные средства в эксплуатации

2.списание общей суммы накопленных амортизационных отчислений за время эксплуатации: Д 02 К 01, субсчет – выбытие основных средств

3.списание остаточной стоимости отражается записями:                                     Д 91 , субсчет – прочие расходы К 01 , субсчет – выбытие основных средств

4.выручка от реализации основных средств, включая НДС:                                                                                  Д 62 К 91, субсчет – прочие доходы

5.сумма начисленного НДС в цене реализации отражается:                                                                       Д 91 , субсчет – прочие расходы К 68 , субсчет - расчеты по НДС

6.выявленный финансовый результат от реализации основных средств отражается:

- прибыль –Д91 , субсчет – сальдо прочих доходов и расходов К 99

-убыток – Д99 К 91, субсчет – сальдо прочих доходов и расходов.

         Доходы, расходы и потери от списания с бухгалтерского баланса объектов основных средств отражаются в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, к которому они относятся.

         Финансовые результаты от безвозмездной передачи объектов основных средств подлежат перечислению на финансовые результаты предприятия (счет 99) в том же порядке, как все результаты от списания объектов основных средств с бухгалтерского баланса,  а также расходы, связанные с выбытием основных средств.

 

3.3. Проверка правильности начисления износа

В ходе контроля необходимо установить, все ли объекты основных средств приняты в расчет при начислении амортизации, учитывается ли при этом их движение, правильно ли применяются нормы амортизации и поправочные коэффициенты к ним, нет ли случаев начисления амортизации во время проведения реконструкции и технического перевооружения основных фондов с полной их остановкой, а также в случаях перевода на консервацию, нет ли фактов прекращения начисления амортизации по объектам основных средств во время их ремонта и простоя, обоснованно ли применяется метод ускоренной амортизации активной части производственных основных средств.                                                                                                                                  

При проверке полноты принятия в расчет при начислении амортизации сравнивают общую стоимость основных средств с остатком по счету 01 в Главной книге и данными баланса по состоянию на соответствующую дату с учетом их движения.  Однако при этом следует иметь в виду, что амортизация не начисляется по продуктивному скоту, библиотечным фондам, фондам бюджетных организаций; полностью амортизированным основным средствам.

Следует проверить расчет амортизации основных средств с учетом их движения в течение года, то есть с учетом их поступления и выбытия. В течение года размер амортизации за отчетный месяц определяется, исходя из суммы амортизации, начисленной за предыдущий месяц, скорректированной по установленным нормам в связи с изменением в составе основных средств за предыдущий месяц, а также в связи с истечением нормативных сроков службы полностью амортизированных основных средств. Следовательно, сумму амортизации, подлежащую начислению в отчетном периоде, рассчитывают на основе начисленной амортизации в предыдущем месяце, к которой прибавляют начисленную сумму амортизации по поступившим основным средствам и вычитают сумму амортизации по выбывшим основным средствам в прошлом месяце, а также сумму амортизации в связи с истечением нормативных сроков службы полностью амортизированных основных средств. Начисление амортизации без учета движения приводит к искажению учетных данных об издержках производства и действительной величине остаточной стоимости основных средств.

При проверке документов при начислении и учету амортизации основных средств нужно иметь в виду, что начисление амортизации не производиться во время проведения реконструкции и технического перевооружения основных фондов с полной их остановкой, а также в случае их перевода в установленном порядке на консервацию, на время реконструкции и технического перевооружения продлевают нормативный срок службы основных средств. По всем фактам неправильного начисления амортизации определяются суммы излишне начисленной или недоначисленной амортизации. Устанавливают, как это повлияло на себестоимость продукции и финансовые результаты, выявляют причины нарушений и виновных в этом лиц, предлагают меры к недопущению подобных недостатков в будущем. В процессе аудиторской проверки следует рекомендовать администрации внести соответствующие изменения в бухгалтерский учет и отчетность. 

Проверяя обоснованность ускоренной амортизации, следует иметь в виду, что она является целевым методом более быстрого по сравнению полного перенесения их балансовой стоимости на издержки производства и обращения.

Организации могут применять метод ускоренной амортизации в отношении основных средств, используемых для увеличения выпуска средств вычислительной техники, новых прогрессивных видов материалов, приборов и оборудования, товаров народного потребления, расширения экспорта продукции в случаях, когда ими осуществляется массовая замена изношенной и морально устаревшей техники. При этом норму нельзя увеличивать более чем в два раза. Малые предприятия имеют право в первый год функционирования включать в затраты дополнительно до 50% балансовой стоимости основных средств. При этом ускоренная амортизация не должна применяться по машинам, оборудованию и транспортным средствам с нормативным сроком службы до 3 лет, по подвижному составу автомобильного транспорта, по оборудованию самолетомоторного парка гражданской авиации.

В заключение необходимо проверить правильность отражения начисленной амортизации на счетах бухгалтерского учета и отдельных объектах учета затрат производства.

Амортизационные отчисления  по основным средствам отражаются в бухгалтерском учете отчетного периода, к которому они относятся, и начисляются независимо от результатов деятельности предприятия в отчетном периоде.

Расчет амортизации производится  в ведомости на первое число месяца. При этом делаются бухгалтерские записи на счета бухгалтерского учета:

Д 20 (23, 25, 26, 44)

К 02.

По объектам основных средств, полученным по договорам дарения и безвозмездно в процессе приватизации, начисляется амортизация.

      При начислении амортизации по основным средствам, полученным по договору дарения на сумму начисленной амортизации одновременно делаются следующие бухгалтерские записи:

    Д 98 , субсчет – безвозмездные поступления

    К 91, субсчет – прочие доходы.

 

2.4. Проверка правильности учета отношения затрат на ремонт

При осуществлении аудита проверяют правильность составления плана и смет капитального ремонта. Особое внимание при этом уделяется реальности смет. Сметы на капитальный ремонт зданий и сооружений должны составляться на основании актов технического осмотра, их утверждает руководитель организации.

При проверке капитального ремонта основных средств, выполняемого подрядным способом, следует установить, имеются ли договора подряда и не была ли превышена стоимость ремонта, обусловленная договором.

Для выяснения причин удорожания капитального ремонта основных средств, осуществляемого хозяйственным способом, необходимо проверить правильность формирования расходов по статьям затрат.

Проверяя операции по ремонту основных средств, следует убедиться, не допускались ли приписки выполненных работ с целью завышения заработной платы и списания израсходованных материалов, запасных частей, которые впоследствии были похищены, не завышались ли нормы расхода материалов и расценки по оплате труда на ремонтные работы. Целесообразность и законность операций по ремонту устанавливаются на основе проверки первичных документов. Чтобы установить факты незаконного списания запасных частей и ремонтных материалов на выполнение работы, используется встречная сверка документов, контроль документов по взаимосвязанным операциям, опрос должностных и материально ответственных лиц, выборочная контрольная инвентаризация выполненных работ, письменные запросы подрядчиков.

Информация о работе Аудит основных средств