Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 12:27, курсовая работа
В настоящее время все предприятия, кредитные учреждения и другие хозяйствующие объекты вступают в договорные отношения по использованию имущества, денежных средств, проведению коммерческих операций и инвестиций, по установлению трудовых отношений. В соответствии с изменениями в экономическом и социальном развитии страны существенно меняется и политика в области оплаты труда, социальной поддержки и защиты работников. Многие функции государства по реализации этой политики преданы непосредственно предприятиям, которые самостоятельно устанавливают формы, системы и размеры оплаты труда.
Введение 3
Глава 1. Нормативно-законодательные аспекты организации
бухгалтерского учета и аудита расчетов с персоналом
по оплате труда 6
1.1. Системы и формы оплаты труда и их эффективность
в условиях рынка 6
1.2. Последовательность работ при проведении
аудиторской проверки 10
1.3. Основные задачи аудитора при проверке расчетов
с персоналом по оплате труда 13
Глава 2. Методика аудиторской проверки расчетов по оплате
труда в ОАО «БелАЦИ» 16
2.1. Организационно-экономическая характеристика
ОАО «БелАЦИ» 16
2.2. Методика аудита расчетов по оплате труда 18
2.3. Анализ показателей по труду 26
2.4. Типичные ошибки и нарушения, допускаемые
при расчетах с персоналом по оплате труда 27
Заключение 31
Список использованной литературы 33
Приложения 35
Для усиления материальной заинтересованности работников в выполнении планов и договорных обязательств, повышении эффективности производства и качества работы могут вводиться:
• системы премирования;
• вознаграждение по итогам работы за год;
• другие формы материального поощрения.
Премиальная система оплаты труда предполагает выплату премии определенному кругу лиц на основании заранее установленных конкретных показателей и условий премирования, обусловленных положениями о премировании. На основании таких премиальных положений у работника при выполнении им показателей и условий премирования возникает право требовать выплату премии, у организации - обязанность уплатить эту премию. Именно такие премии являются составной частью сдельно-премиальной и повременно-премиальной системы оплаты труда.
Прежде всего, целесообразно проконтролировать, как осуществляется на предприятии соблюдение трудового законодательства. В этой связи аудитор может проверить, как ведется оформление сотрудников при приеме и увольнении, учет рабочего времени сотрудников, построение системы оплаты труда и др.
Правильность оформления работников (прием на работу и увольнение) проверяется по приказам, контрактам, трудовым соглашениям. Из применяемых систем оплаты труда в основном используются сдельная и повременная системы, что должно быть отмечено в соответствующих документах работников пред приятия. При повышенной оплате труда необходимо проверить правильность применения тарифных ставок или условий кон тракта, а при сдельной — правильность применения норм и расценок.
Учет рабочего времени, соблюдения установленного режима работы и начисления заработной платы работающих, состоящих на повременной оплате труда, организуется в табеле учета использования рабочего времени и расчета заработной платы (ф. № Т-12). По этому документу можно проверить все необходимые данные по каждому работающему (дни отпуска, время на хождения в командировке, дни болезни и др.).
Для проверки применяется метод сбора аудиторских доказательств по сопоставлению соответствующих документов (личных карточек, табелей учета рабочего времени) с приказами и распоряжениями.
1.2. Последовательность работ при проведении аудиторской проверки
Последовательность работ при проведении аудиторской проверки можно разделить на 3 этапа:
Этап I - Ознакомительный.
Этап II - Основной.
Этап III - Заключительный.
Каждый этап проведения аудиторской проверки включает в себя соответствующие вопросы, которые должны быть рассмотрены и решены аудитором.
1 этап. Ознакомительный
1. Изучение категорий персонала организации, систем и форм оплаты труда.
2. Рассмотрение порядка учета личного состава и рабочего времени, общей организации учета расчетов с рабочими и служащими.
2 этап. Основной
1. Аудит тождественности показателей бухгалтерской отчетности и регистров бухгалтерского учета.
2. Аудит оформления первичных учетных документов.
3. Наличие коллективного договора. Наличие положений и порядок премирования и поощрения работников.
4. Проверка правомерности отнесения на себестоимость продукции (работ, услуг) для целей бухгалтерского учета и для целей налогообложения выплат, начисленных персоналу организации.
5. Проверка правильности исчисления страховых взносов во внебюджетные фонды и своевременность их перечисления по назначению.
6. Определение правильности отнесения страховых взносов во внебюджетные фонды на себестоимость продукции (работ, услуг) для целей бухгалтерского учета и для целей налогообложения.
7. Проверка правильности расчета пособий, выплачиваемых за счет средств Фонда социального страхования РФ.
8. Изучение правильности начисления страховых взносов на доходы, выплачиваемые предпринимателям без образования юридического лица.
9. Проверка правильности определения совокупного дохода для целей налогообложения физических лиц.
10. Рассмотрение порядка определения для целей налогообложения физических лиц сумм материальной выгоды в виде экономии на процентах при получении заемных средств организации.
11. Проверка правомерности применения вычетов и льгот для исчисления подоходного налога.
12. Определение соответствия применяемых ставок подоходного налога действующему законодательству.
13. Проверка своевременности перечислений подоходного налога в бюджет и представления в налоговую инспекцию сведений о полученных доходах работниками организации в случаях, предусмотренных действующим законодательством.
14. Изучение правильности исчисления транспортного налога, сбора на нужды образовательных учреждений и проверка своевременности их перечисления.
15. Проверка расчета среднесписочной численности работников организации для целей исчисления целевого сбора на содержание правоохранительных органов и своевременности его перечисления.
16. Проверка правильности расчета среднего заработка для различных целей.
17. Изучение обоснованности расходов организации по подготовке и переподготовке кадров правильности отнесения данных выплат на себестоимость продукции (работ, услуг) для целей бухгалтерского учета и для целей налогообложения.
18. Проверка правильности образования, использования и корректировки резервов:
• на предстоящую оплату отпусков работников;
• на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет; на выплату вознаграждений по итогам работы за год.
3 этап. Заключительный
1. Формирование пакета документов, передаваемых другим аудиторам для последующего анализа и обработки.
2. Составление аудиторского отчета и предоставление его совместно с рабочей документацией руководителю группы.
1.3. Основные задачи аудитора при проверке расчетов с персоналом по оплате труда
Основная задача аудита оплаты труда - проверка соблюдения нормативно-правовых актов при начислении оплаты труда, удержаниях из нее и правильности ведения бухгалтерского учета по оплате труда.
Задачи аудитора:
1. Проверяя правильность оплаты труда, аудитор должен проверить наличие и соответствие законодательству первичных документов по учету рабочего времени, объема выполненных работ, услуг, выпущенной продукции;
2. При проверке использования фонда оплаты труда, аудитор должен проверить:
-соблюдение установленных штатным расписанием должностных окладов работников предприятия;
-своевременность их индексации с учетом роста цен в условиях инфляции;
-утверждено ли штатное расписание на Совете правления или собрания акционеров, учредителей;
-правильность оплаты по сдельным нарядам рабочих, имелись ли случаи приписки невыполненных работ;
-правильность выплаты премий работникам предприятия (на основании утвержденного Положения или произвольно волевым действиям руководителя).
Источниками информации, используемой в процессе контроля, являются аналитические и синтетические данные по счетам «Расчеты по заработной плате», первичные документы по учету выработки и начислению оплаты труда (табеля учета отработанного времени, наряды и др.), листки о временной нетрудоспособности, расчеты на оплату отпусков и т.д., нормативные документы, регулирующие эти операции.
Необходимо:
1. Выбрать личные дела и проверить, содержится ли в них информация о дате найма, разрешение на дополнительные выплаты, ставки оплаты труда:
-проследить рост оплаты труда, оформлено ли это протоколами заседания Правления ОАО, приказами руководителя;
-пользуются ли бухгалтера информацией, отраженной в личных делах для начисления и удержания из оплаты труда.
2. Изучить достоверность первичных документов, правильность их заполнения, проверить на наличие подписей должностных лиц, на правильность заполнения всех реквизитов, нет ли в документах не оговоренных исправлений и подчисток.
3. Выбрать примеры записей из ведомостей по начислению оплаты труда:
-подтвердить документально начисления и удержания;
-пересчитать совокупные начисления, вычеты, чистые выплаты;
4. Проверить правильность удержания подоходного налога, взносов в пенсионный фонд, в фонд занятости.
5. Проверить периодичность и своевременность выплаты заработной платы.
6. Проверить достоверность записей в ведомостях на заработную плату.
7. Проверить удержания из оплаты труда:
-сопоставить ведомости на оплату труда с данными аналитических счетов по расчетам с бюджетом по налогам, удержанным с работников предприятия;
-соблюдение законодательства по налогам с физических лиц;
-изучение удержаний по отдельным наемным работникам;
-регулярность перечисления налогов в бюджет.
Для проведения аудита необходимо просмотреть первичные документы, сводные регистры, главную книгу и баланс.
Из первичных документов в выборку должны попасть:
- различные формы учетных листов (учетный лист труда и выполненных работ, табель учета рабочего времени).
- расчет по заработной плате при уходе в отпуск или увольнении;
- листки нетрудоспособности.
Обобщение и группировка данных по учету труда на ОАО «БелАЦИ» в условиях частичной автоматизации производится на ЭВМ. Поэтому здесь используются только:
- табели учета рабочего времени;
- расчетно-платежные ведомости;
- платежные ведомости на аванс;
- платежные ведомости на зарплату;
- расчетные листки на каждого работника.
Глава 2. Методика аудиторской проверки расчетов по оплате труда в ОАО «БелАЦИ»
2.1. Организационно-экономическая характеристика ОАО «БелАЦИ»
Открытое акционерное общество «Белгородасбестоцемент», в дальнейшем именуемое как ОАО «БелАЦИ».
Юридический адрес ОАО «БелАЦИ»: Россия, 308600, г.Белгород, ул. Мичурина, 104.
Р/с 467480 в Октябрьском отделении КБ ПСБ г. Белгорода; МФО 1414187044.
Завод имеет выгодное месторасположение, хорошо обеспечен источниками тепло, - энерго- и водоснабжения, имеет хорошо развитую транспортную сеть. Через станцию Белгород-Сумская комбинат имеет выход на основную магистраль Юго-Восточной железной дороги, а также на автомагистраль Москва-Симферополь.
ОАО «БелАЦИ» – это предприятие, специализирующееся на выпуске и реализации асбестоцементных изделий. По объему и номенклатуре выпускаемой высококачественной продукции ОАО «БелАЦИ» является лидером среди аналогичных предприятий России.
Цемент – основное сырье для производства асбестоцементных изделий, подается на заводы с ЗАО «Белгородский цемент» пневмотранспортом. Ежегодно комбинат расходует примерно 400 тыс. т цемента.
Асбест на комбинат поступает в основном с Баженовского месторождения, Джетыгаринского месторождения (Кустанайская область) и Киембаевского месторождения (Оренбургская область). Ежегодно комбинат расходует примерно 70 тыс. т асбеста.
Сукно техническое на завод поступает с ОАО «Ковротекс» г. Дмитровоград (Ульяновская область) и с ЗАО «Сурская мануфактура» (Пензенская область).
Сетка поступает с ОАО «Краснокамский завод металлических сеток» (Пермская область).
Основным видом деятельности АО «БелАЦИ» является производство строительных материалов, а именно асбестоцементных труб и листов. Предприятие работает в непрерывном режиме. Массовый тип производства позволяет осуществлять наиболее рациональный метод организации производства- поточный.
Продукция ОАО «БелАЦИ» отличается высоким качеством, пользуется большим спросом у потребителей как в России, так и за рубежом, отпускается по вполне приемлемым ценам. ОАО «БелАЦИ», экспортируя свою продукцию, является призером престижных международных академий, сертификационных и экономических центров.
Высшим органом управления является общее собрание акционеров. Предприятие включено в Федеральный государственный реестр РФ предприятий-монополистов (приложение 1).
ОАО «БелАЦИ» выпускает следующие виды продукции:
1) Листы асбестоцементные (шифер). Применяются для устройства кровель жилых, общественных и промышленных зданий и сооружений, а также в качестве стеновых ограждений промышленных зданий;
2) Листы асбестоцементные окрашенные, различной цветовой гаммы. Применяются для устройства кровель;
3) Листы асбестоцементные плоские, предназначенные для стеновых панелей, плит перекрытия, перегородок и других строительных конструкций, а также для внутренней и наружной облицовки зданий и сооружений.
4) Картон асбестовый. Применяется в качестве огнезащитного теплоизоляционного материала.
5) Трубы асбестоцементные напорные и безнапорные. Применяются при прокладке водопроводных технических и питьевых систем. Дренажных коллекторов дымоходов, при прокладке кабелей, для мусоропроводов в многоэтажном жилищном строительстве.