Банковские информационные системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 20:32, отчет по практике

Описание

В работе рассмотрены следующие темы:
1.Характеристика банковских программных комплексов
2.Работа: - операционного отдела банка
- кредитно-планового отела банка
3. Система оценки кредитоспособности клиентов банка.
4. Анализ деятельности банка, обменного пункта
5.Технология расчетов с использованием пластиковых карт
6. и другие

Работа состоит из  1 файл

Банковская информационная система.docx

— 39.70 Кб (Скачать документ)

    Таким образом, отдел планирования является основным разработчиком финансовых планов, а также подразделением, консолидирующим вокруг себя весь процесс  подготовки и принятия решений по вопросам финансового планирования.  

    В случае использования "комбинированного" или "комбинированного с лимитами" метода финансовое планирование может  представлять собой итеративный  процесс, включающий следующие основные этапы:

    1 Специалисты отдела планирования  на основании краткосрочных перспективных  задач, прогноза развития экономической  ситуации, изменения параметров  финансовых рынков и прогнозируемых  списаний и поступлений денежных  средств разрабатывают вероятную  желаемую структуру активов и  пассивов банка, а также соответствующую  ей структуру доходов и расходов. При этом учитываются все ограничения  как пруденциального характера, так и внутрибанковские лимиты. На основании указанных структур формируются предварительные значения планируемых показателей для филиалов и всех структурных подразделений банка.

    2 Предварительные значения планируемых  показателей передаются для согласования  в соответствующие подразделения  и филиалы банка. Менеджеры  и аналитики подразделений и  филиалов оценивают возможность  достижения заданных планируемых  показателей и, в случае необходимости,  высказывают свое мнение о  необходимости их коррекции. 

    3 Все материалы, включая прогнозы изменения внешних и внутренних факторов, обоснования особого мнения структурных подразделений, передаются на рассмотрение коллегиального финансового органа банка или финансовому менеджеру, наделенному соответствующими полномочиями, для принятия окончательного решения.

    4 Отдел планирования формирует  финансовый план банка, филиалов  и структурных подразделений.  

    По  завершению планового периода отдел  планирования, на основании данных управленческого учета, формирует  для руководства банка, филиалов и структурных подразделений  отчеты о достижении планируемых  показателей и эффективности  работы подразделений. 
 
 
 

4.Система оценки кредитоспособности клиентов банка. 

    Определение кредитоспособности заемщика является неотъемлемой частью работы банка по определению возможности выдачи кредита.

    своим долговым обязательствам (основному  долгу и процентам). В отличие  от его платежеспособности она не фиксирует неплатежи за истекший период или на какую-то дату, а прогнозирует способность к погашению долга  на ближайшую перспективу. Уровень  кредитоспособности клиента определяет степень риска банка, связанного с выдачей ссуды конкретному  заемщику. 

    Мировая и отечественная банковская практика позволила выделить критерии оценки кредитного риска и кредитоспособности клиента:

    характер  клиента;

    способность заимствовать средства;

    способность зарабатывать средства для погашения  долга (финансовые возможности);

    капитал;

    обеспечение кредита;

    условия, в которых совершается кредитная  операция;

    контроль (законодательная основа деятельности заемщика, соответствие характера кредита  стандартам банка и органов надзора). 

    Под характером клиента понимается его  репутация как юридического лица, степень ответственности за погашение  долга, четкость его представления  о цели кредита, соответствие этой цели кредитной политике банка. 

    Способность заимствовать средства означает наличие  у клиента права подать заявку на кредит, подписать кредитный договор  или вести переговоры, дееспособность заемщика - физического лица. 

    Способность зарабатывать средства для погашения  долга в ходе текущей деятельности определяется ликвидностью баланса, прибыльностью  деятельности заемщика, его денежными  потоками. 

    Для такого критерия кредитоспособности клиента  как капитал наиболее важны два  аспекта оценки: достаточность капитала (анализируется на основе требований к минимальному уровню капитала и  коэффициентов финансового левериджа); степень вложения собственного капитала в кредитуемую операцию (свидетельствует о распределении риска между банком и заемщиком). 

    Под обеспечением кредита понимается стоимость  активов заемщика и конкретный вторичный  источник погашения долга (залог, гарантия, поручительство, страхование), предусмотренный  в кредитном договоре. Если соотношение  стоимости активов и долговых обязательств имеет значение для  погашения ссуды в банке в  случае объявления заемщика банкротом, то качество конкретного вторичного источника гарантирует выполнение заемщиком его обязательств в срок при финансовых затруднениях. 

    Условия, в которых совершается кредитная  операция (текущая или прогнозная экономическая ситуация в стране, регионе и отрасли, политические факторы), определяют степень внешнего риска банка. 

    Последний критерий - контроль, т. е. законодательная  основа деятельности заемщика, соответствие характера кредита стандартам банка  и органов надзора. 

    Способами оценки кредитоспособности клиента  банка являются:

    оценка  менеджмента;

    оценка  финансовой устойчивости клиента;

    анализ  денежного потока;

    сбор  информации о клиенте;

    наблюдение  за работой клиента путем выхода на место. 

    Специфика оценки кредитоспособности юридических  и физических лиц, крупных, средних  и мелких клиентов определяет комбинацию применяемых способов оценки. 

    Оценка  кредитоспособности крупных и средних  предприятий базируется на данных баланса, отчета о прибылях и убытках, кредитной  заявке, информации об истории клиента  и его менеджерах. В качестве методов  оценки кредитоспособности используются система финансовых коэффициентов, анализ денежного потока, делового риска и менеджмента. 
 

5. Работа депозитария  

Депозитарий — профессиональный участник рынка  ценных бумаг, осуществляющий услуги по хранению сертификатов ценных бумаг  и/или учёту и переходу прав собственности  на ценные бумаги. 

Депозитарные  услуги, предоставляемые банком:

выпуск  депозитарных расписок, удостоверяющих право собственности на депонированные акции

ведение реестра владельцев депозитарных расписок, в котором фиксируются все  случаи перехода прав собственности  на депозитарные расписки и их конвертации

распределение дивидендов

организация депонирования обыкновенных акций  у местного депозитарного банка

проведение  расчётов по брокерским сделкам. 

6. Обслуживание вкладов физических лиц

Вклад - денежные средства в валюте Российской Федерации или иностранной валюте, размещаемые физическими лицами в целях хранения и получения  дохода. Доход по вкладу выплачивается  в денежной форме в виде процентов. Вклад возвращается вкладчику по его первому требованию в порядке, предусмотренном для вклада данного  вида федеральным законом и соответствующим  договором. 

  1. Анализ деятельности обменного пункта

Ключевым  работником обменного пункта является кассир. Рассмотрим деятельность обменного  пункта через трудовой процесс валютного  кассира в течение рабочего дня.

В обменном пункте в течение смены производятся следующие операции:

  • заполнение заявки на получение аванса для совершения операций;
  • получение наличных денежных средств, реестров и справки об остатках;
  • заполнение акта о приеме наличных денежных средств;
  • обслуживание клиента;
  • заполнение реестров – наличной иностранной валюты, купленной и проданной за наличные рубли;
  • заполнение справки об остатках наличной иностранной валюты, платежных документов в иностранной валюте, и наличных рублей;
  • подготовка денежных средств к инкассации и последующая их отправка, а также сдача бланков строгой отчетности и другой документации на конец дня.

Операция  обслуживания клиента состоит из:

  • выяснения вида операции (покупка или продажа валюты), необходимой суммы валюты и др.;
  • расчет сумм валюты и рублей по курсу (в случае покупки иностранной валюты расчет также 0.5% от общей суммы);
  • проверка имеющегося в пункте количества валюты и рублей, их достаточности для проведения операции (если средств хватает   выполнение операции продолжается, в противном случае выполняется подкрепление);
  • получение средств от клиента;
  • подсчет получаемых купюр (в случае получения рублей – подсчет купюр старого и нового образца)
  • заполнение реестра продажи или покупки валюты в зависимости от вида операции;
  • распечатывание справки по форме 113-И , по требованию клиента.
 
  1. Анализ  деятельности банка
 

Российские  банки вынуждены работать в условиях повышенных рисков, чаще чем их зарубежные партнеры оказываются в кризисных ситуациях. Прежде всего, это связано с недостаточной оценкой собственного финансового положения, привлеченных и размещенных средств, надежности и устойчивости обслуживаемых клиентов. Зарубежные методики анализа финансового состояния банка в условиях России практически неприемлемы или недостаточно эффективны, поскольку существуют определенные противоречия между российской системой ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности и используемыми в западных странах системами. В отечественной практике анализа банковской деятельности также не существуют единые методические рекомендации, банки и территориальные подразделения Центрального банка Российской Федерации ориентированы на собственные разработки и основные показатели, установленные Ценробанком в виде обязательных рекомендаций и нормативов.

Поэтому для российских банков весьма актуален вопрос разработки и применения эффективных  методов анализа финансового  состояния банка, соответствующих  местным условиям. Следует отметить, что применяемые в кредитных  организациях методические подходы предполагают расчет показателей, характеризующих отдельные стороны деятельности банка: активы, пассивы, собственные средства, доходность, прибыльность, ликвидность. В большей степени это частные оценочные показатели, отражающие ограниченный круг операций, преимущественно ориентированные на внутренний аудит и принятие узких управленческих решений, то есть они не дают полного представления о финансовом состоянии банка. Помимо внутрибанковских оценочных показателей работа банковских аналитиков во многом ориентирована на оценки, выполняемые российскими рейтинговыми агенствами. Большинство российских методик используют бальные системы построения рейтинга банков и при их разработке применен экспертный подход, что в принципе исключает достоверность анализа. Кроме того, рейтинговые оценки основываются на анализе внешней отчетности (публикуемого баланса, отчета о прибылях и убытках), агрегированной по многим показателям и не всегда отвечающий реальному положению дел.

Среди существующих методик расчета банковского  рейтинга наиболее часто используется методика, разработанная группой  экономистов под руководством кандидата  экономических наук В. С. Кромонова. В основе оценки деятельности коммерческого банка лежит принцип формирования активов и пассивов в экономически однородные группы, затем вычисляются коэффициенты, описывающие закономерности банковских балансов. Основными являются коэффициенты, определяющие достаточность собственных средств, ликвидность, рискованность размещения активов, защищенность капитала и другие. Путем нормирования и взвешивания полученных коэффициентов рассчитывается индекс надежности. Далее производится ранжирование банков в рейтинговом списке в порядке убывания значений индексов банков.  

  1. Технология  расчетов с использованием  пластиковых карт
 

С точки  зрения механизма расчета выделяются двусторонние и многосторонние системы. Функциональные характеристики определяют деление карт на кредитные и дебетовые .  

Выделяют  следующие основные виды карточек:

- Банковские  кредитные карточки;

- Карточки  туризма развлечений и отдыха;

Информация о работе Банковские информационные системы