Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 15:54, реферат
Целью данной работы является раскрытие основных подходов к классификации банковских рисков, методов оценки и управления ими.
Для этого поставлены следующие задачи:
- Изучить основные понятия банковских рисков;
- Рассмотреть виды банковских рисков;
- Изучить механизм управления банковскими рисками;
Введение……………………………………………………………………………...3 1.Теоретические основы рисков банковской деятельности…………………........5 1.1 Основные понятия банковских рисков................................................................5 1.2 Виды банковских рисков......................................................................................6
1.2.1 Кредитный риск ..............................................................................................9 1.2.2 Депозитный риск..............................................................................................12
1.2.3 Риск операций с ценными бумагами..............................................................14
1.2.4 Процентный риск .............................................................................................15 1.2.5 Валютный риск.................................................................................................16 1.2.6 Отраслевой и страновой риск..........................................................................19
1.2.7 Организационный и кадровые риски..............................................................20
1.2.8 Прочие риски: операционный, правовой, стратегический, репутации.......23
2.Управление банковскими рисками.......................................................................25
2.1 Проблемы управления рисками.........................................................................25
2.2 Выявление степени риска ...................................................................................28
2.3 Методы управления банковскими рисками......................................................30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................................................................33
Список использованной литературы......................................................................35
Операционный риск связан с проблемами реализации банковских продуктов и услуг. К факторам его возникновения относятся: состояние и организация функциональных процессов, состояние внутреннего контроля, качество информационных систем, профессионализм и ответственность персонала. В процессе оценки данного риска подвергаются анализу возможные финансовые потери, обусловленные ошибками персонала или мошенничеством, неполнотой информации, недостаточной конкурентоспособностью, несовершенством банковских технологий, медлительностью руководства при внедрении банковских продуктов и технологий. Для предотвращения операционного риска в банках особое внимание следует уделять разработке коммуникационной политики (стратегии), определяющей направления и способы реализации банковских продуктов и услуг.
Правовой риск возникает из-за нарушений или несоблюдения законов, правил, инструкций, указаний, этических норм или установившейся практики. Причиной правового риска может быть также неконкретность действующих нормативных документов, регулирующих деятельность коммерческого банка. В результате правового риска банк подвергается штрафам и административным денежным взысканиям, выплатам для возмещения ущерба, что отражается на финансовых результатах деятельности банка. Кроме того, правовой риск может приводить к сокращению деловой активности банка, появлению трудностей в поиске новых клиентов и партнеров.
Стратегический риск возникает из-за неправильного стратегического планирования деятельности банка и ошибок при реализации планов. Этот риск зависит от материальных и нематериальных факторов. Среди материальных факторов определяющую роль играет состояние информационных и операционных систем, влияющих на качество стратегического планирования. Нематериальными факторами являются возможности руководящих органов банка добиваться решения стратегических задач и реализовывать стратегические планы.
В процессе изучения и оценки стратегического риска анализируется не только стратегический план, его цели, задачи, содержание, корпоративные ценности, но и его влияние на результаты функционирования банка, в том числе на его стоимость.
Риск репутации — это риск, возникающий из-за негативного общественного мнения. Он влияет на формирование состава клиентов, на объем и структуру операций, на цену услуг, а в конечном итоге — на финансовые потери банка.
Банковские риски являются сложными рисками. С одной стороны, они находятся в системе экономических рисков и поэтому испытывают на себе влияние других экономических рисков, а с другой стороны, они являются самостоятельными рисками и зависят опт деятельности коммерческих банков.
Банковские риски являются основополагающей причиной банковских банкротств, а поэтому управлению различными видами рисков следует уделять особое внимание.
Результаты рисковой политики банка во многом определяются организацией работы коммерческого банка по управлению рисками-. Указанное в значительной степени зависит от организационной структуры коммерческого банка.
Банковские риски между собой взаимосвязаны, но методы управления рисками носят специфический характер.
Наиболее значительными по степени влияния на конечные результаты деятельности коммерческого банка являются кредитный, процентный риски, но особенно риск операции с ценными бумагами.
Система управления банковскими рисками — это совокупность приемов (способов и методов) работы персонала банка, позволяющих обеспечить положительный финансовый результат при наличии неопределенности в условиях деятельности, прогнозировать наступление рискового события и принимать меры к исключению или снижению его отрицательных последствий.[7]
2. Управление банковскими рисками
2.1.Проблемы управления рисками
Не менее сложная методологическая проблема - управление рисками как на макро-, так и на микроуровне. На уровне банковской системы основными механизмами регулирования банковских рисков являются: минимальный размер капитала для вновь создаваемых банков; требования к составу и нормативы достаточности капитала; стандарты организации и деятельности служб внутреннего контроля и управления рисками; требования к раскрытию информации о финансовом состоянии и общем риске банка; нормативные требования к методикам количественной оценки риска и т.д. На уровне коммерческих банков в дополнение к внешним используются внутренние механизмы управления рисками, к которым относятся внутренние модели оценки и методы управления рисками (лимитирование, хеджирование, внутренний контроль и др.)
Система управления банковскими рисками — это совокупность приемов (способов и методов) работы персонала банка, позволяющих обеспечить положительный финансовый результат при наличии неопределенности в условиях деятельности, прогнозировать наступление рискового события и принимать меры к исключению или снижению его отрицательных последствий.
Эта система управления может быть описана на основе разных критериев. Исходя из видов банковских рисков, в этой системе можно выделить блоки управления кредитным риском, риском несбалансированной ликвидности, процентным, операционным, потери доходности, а также комплексные блоки, связанные с рисками, возникающими в процессе отдельных направлений деятельности кредитной организации. При другой системе классификации рисков в качестве самостоятельных блоков выделяются подсистемы управления индивидуальными (частными) рисками и блок управления совокупными рисками. К первому блоку относятся управление риском кредитной сделки и других видов операций банка, ко второму — управление рисками различных портфелей банка — кредитного, торгового, инвестиционного, привлеченных ресурсов и т.д. [8]
Выбор стратегии работы банка осуществляется на основе изучения рынка банковских услуг и отдельных его сегментов. К числу наиболее рисковых стратегий относятся, как известно, стратегия лидера и стратегия, связанная с продажей новых услуг на новом рынке. Рисковость этих стратегий сглаживается, если банк на других сегментах рынка продолжает работать со старой клиентурой, предлагая ей отработанный пакет услуг. Относительно рискована и стратегия работы с VIP-клиентами, предполагающая индивидуализацию услуг.
Система отслеживания рисков включает способы выявления (идентификации) риска, приемы оценки риска, механизм мониторинга риска.
Механизм защиты банка от риска складывается из текущего регулирования риска и методов его минимизации. При этом под текущим регулированием риска понимается отслеживание критических показателей и принятие на этой основе оперативных решений по операциям банка.
Наконец, в аспекте организации процесса управления рисками рассматриваемая система предполагает выделение следующих элементов управления:
• субъекты управления;
• идентификация риска;
• оценка степени риска;
• мониторинг риска. [9]
Все элементы этого описания системы управления банковскими рисками, представляют собой различное сочетание приемов, способов и методов работы персонала банка. Остановимся подробнее на отдельных элементах данного построения системы.
Субъекты управления банковскими рисками зависят от размеров и структуры банка. Но общим для всех банков является то, что к их числу можно отнести:
• руководство банка, отвечающее за стратегию и тактику банка, направленные на рост прибыли при допустимом уровне рисков;
• комитеты, принимающие решения о степени определенных видов фундаментальных рисков, которые может принять на себя банк;
• подразделение банка, занимающееся планированием его деятельности;
• функциональные подразделения, отвечающие за коммерческие риски, связанные с направлениями деятельности этих подразделений;
• аналитические подразделения, предоставляющие информацию для принятия решений по банковским рискам;
• службы внутреннего аудита и контроля, способствующие минимизации операционных рисков и выявлению критических показателей, сигнализирующих о возможности возникновения рисковой ситуации;
• юридический отдел, контролирующий правовые риски.
2.2.Выявление степени риска
Идентификация риска заключается в выявлении областей (зон) риска. Последние специфичны для различных видов риска .[10]
Идентификация риска предполагает не только выявление зон риска, но также практических выгод и возможных негативных последствий для банка, связанных с этими зонами.
Для идентификации риска, как и других элементов системы управления им, большое значение имеет хорошая информационная база, складывающаяся из сбора и обработки соответствующей информации. Дело в том, что отсутствие соответствующей информации — важный фактор любого риска.
Для оценки степени риска используется качественный и количественный анализ.
Качественный анализ — это анализ источников и потенциальных зон риска, определяемых его факторами. Поэтому качественный анализ опирается на четкое выделение факторов, перечень которых специфичен для каждого вида банковского риска. В последующих разделах этим факторам уделяется большое внимание. Модель качественного анализа показывается на примере анализа кредитного портфеля банка.
Количественный анализ риска преследует цель численно определить, т.е. формализовать степень риска. В количественном анализе можно выделить условно несколько блоков:
• выбор критериев оценки степени риска;
• определение допустимого для банка уровня отдельных видов риска;
• определение фактической степени риска на основе отдельных методов;
• оценка возможности увеличения или снижения риска в дальнейшем.
Оценка фактической степени риска банка может основываться на двух приемах — оценка уровня показателей риска и классификации активов по группам риска. В основе классификации показателей риска могут лежать сфера риска и вид показателя. В зависимости от сферы риска, которая связана с объектом его оценки, выделяются методы оценки совокупного (портфельного) риска банка, индивидуального риска (связанного с конкретным продуктом, услугой, операцией, контрагентом), комплексного риска (связанного с определенным направлением деятельности банка).
В качестве показателей оценки степени риска могут использоваться:
• коэффициенты;
• прогнозируемый размер потерь;
• показатели сегментации портфелей банка (портфель активов, кредитный, депозитных ресурсов, инвестиционный, торговый портфели и т.д.).
Наиболее распространен коэффициентный способ оценки степени риска.[11]
Прогнозирование размера потерь может основываться на имитационном моделировании, методе дюрации и т.д.; рассматривается в разделе, посвященном процентному риску. Показатели сегментации свойственны анализу качества портфелей банка.
Банковская практика знает несколько форм классификации активов по группам риска:
• номерная система;
• балльная система — с использованием метода взвешивания (группа риска х значимость показателя);
• система скорринга;
• смешанные формы.[12]
2.3.Методы управления банковскими рисками
Надежность банка определяется в известной степени его умением управлять рисками. Управление рисками — это совокупность методов и инструментов минимизации рисков.[13]
Мониторинг риска — это процесс регулярного анализа показателей риска применительно к его видам и принятия решений, направленных на минимизацию риска при сохранении необходимого уровня прибыльности.
Процесс мониторинга риска включает в себя: распределение обязанностей по мониторингу риска, определение системы контрольных показателей (основных и дополнительных), методы регулирования риска.
Обязанности по мониторингу рисков распределяются между функциональными подразделениями банка, его специализированными комитетами, подразделениями внутреннего контроля, аудита и анализа, казначейством или другим сводным управлением банка, его менеджерами.
При этом функциональные подразделения банка отвечают за управление коммерческими рисками, а комитеты и сводные подразделения — фундаментальными рисками.
Круг контрольных показателей включает финансовые коэффициенты, лимиты по операциям, структуре портфеля активов и пассивов, их сегментов, стандарты для контрагентов банка (например, для заемщиков, эмитентов ценных бумаг, банков-партнеров).[14]
Регулирование представляет собой совокупность методов, направленных на защиту банка от риска. Эти методы условно можно разделить на четыре группы:
1) методы предотвращения рисков;
2) методы перевода рисков;
3) методы распределения рисков;
4) методы поглощения рисков.
К методам регулирования риска можно отнести:
• создание резервов на покрытие убытков в соответствии с видами операций банка, порядок использования этих резервов;
• порядок покрытия потерь собственным капиталом банка;
• определение шкалы различных типов маржи (процентной, залоговой и т.д.), основанной на степени риска;