Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 12:42, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение процедуры банкротства банка возможных причин и путей предотвращения банкротства, а также финансового оздоровления коммерческого банка. В данной работе мы рассмотрим процедуру санации на примере банка «Петровский» и процедуру банкротства на примере Международного Промышленного Банка.
ВВЕДЕНИЕ…...…………………………………………………………………..….3
1. Теоретические основы несостоятельности (банкротства) кредитных организаций…………………………………………………………………………..6
1.1. Сущность и финансово-экономические признаки возможного банкротства банка……………………………………………………….………............................6
1.2. Организационно-правовые основы банкротства и санации банков в России………………………………………………………………………….…...9
2. Анализ современной практики санации и банкротства банков в России……15
2.1. Процесс санации на примере банка «Петровский»………………………..15
2.2. Процесс банкротства на примере Международного Промышленного Банка…………………………………………………...............................................17
3. Проблемы укрепления финансового состояния банков и предупреждения банкротства в России………………………………………………………………21
3.1. Влияние мирового финансового кризиса на финансовое состояние банков России………………………………………………….…………………...21
3.2. Роль АСВ в процессе банкротства и санации банков……………………...24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ .………...………….………30
• стоимость имущества (активов) организации после отзыва у нее лицензии недостаточна для исполнения обязательств кредитной организации перед ее кредиторами (стоимость имущества (активов) и обязательств определяется на основании методик ЦБ РФ). На практике, использование данных законодательных положений приводит к искусственному затягиванию судебного разбирательства. Как отмечают исследователи, к моменту рассмотрения арбитражным судом заявления о признании кредитной организации банкротом, не заинтересованные в этом лица обращаются в суды с иском о признании недействительным приказа Банка России об отзыве у нее лицензии на осуществление банковских операций. Конечный расчет здесь строится на толковании закона таким образом, что один лишь факт оспаривания в суде обоснованности отзыва лицензии или, тем более, признание соответствующего приказа Банка России недействительным автоматически означает соответственно незаконность возбуждения или продолжения ведения дела о банкротстве. И расчет этот действительно оправдывается, поскольку арбитражные суды в подобной ситуации чаще всего приостанавливают производство по делу о банкротстве кредитной организации до принятия решения по иску об обжаловании приказа Банка России или прекращают производство после вступления в силу решения об удовлетворении иска. Эти действия позволяют вывести незаконными способами активы должника. Требование об осуществлении мер по финансовому оздоровлению направляется в случаях, порядке и на условиях, установленных Федеральным законом от 25 февраля 1999 г. «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» (с изменениями от 2 января 2000 г., 19 июня, 7 августа 2001 г., 21 марта 2002 г., 8 декабря 2003 г., 28 июля, 20 августа 2004 г., 18, 29 декабря 2006 г.) (далее - Закон о несостоятельности) и Инструкцией ЦБР от 11 ноября 2005 г. N 126-И «О порядке регулирования отношений, связанных с осуществлением мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций». Согласно этим документам Банк России вправе направить в кредитную организацию требование об осуществлении мер по ее финансовому оздоровлению при наличии оснований, предусмотренных в ст. 4 Закона о несостоятельности. К числу таких оснований относятся случаи, когда кредитная организация:
• не удовлетворяет неоднократно на протяжении последних шести месяцев требования кредиторов (кредитора) по денежным обязательствам (обязательству) и (или) не исполняет обязанность по уплате обязательных платежей в срок до трех дней со дня наступления даты их исполнения в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах кредитной организации;
• не удовлетворяет требования кредиторов (кредитора) по денежным обязательствам (обязательству) и (или) не исполняет обязанность по уплате обязательных платежей в сроки, превышающие три дня с момента наступления даты их удовлетворения и (или) даты их исполнения, в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах кредитной организации;
• допускает абсолютное снижение величины собственных средств (капитала) по сравнению с их (его) максимальной величиной, достигнутой за последние 12 месяцев, более чем на 20% при одновременном нарушении одного из обязательных нормативов, установленных Банком России;
• нарушает норматив достаточности собственных средств (капитала), установленный Банком России;
• нарушает норматив текущей ликвидности кредитной организации, установленный Банком России, в течение последнего месяца более чем на 10%;
• допускает уменьшение величины собственных средств (капитала) по итогам отчетного месяца ниже размера уставного капитала, определенного учредительными документами кредитной организации. При наличии хотя бы одного из вышеуказанных оснований Банк России вправе направить в кредитную организацию требование об осуществлении мер по ее финансовому оздоровлению, содержащее перечень причин, послуживших основанием для его направления, а также рекомендации о формах и сроках осуществления мер по финансовому оздоровлению кредитной организации. В течение пяти дней со дня получения данного требования руководитель кредитной организации обязан обратиться в совет директоров (наблюдательный совет) кредитной организации с ходатайством об осуществлении мер по финансовому оздоровлению кредитной организации или с ходатайством о ее реорганизации (п. 1 и 2 ст. 12). Со дня получения требования Банка России об осуществлении мер по финансовому оздоровлению кредитной организации до дня получения соответствующего разрешения Банка России кредитная организация не вправе принимать решения о распределении прибыли между ее учредителями (участниками), выплате (объявлении) дивидендов, а также распределять прибыль между ее учредителями (участниками), выплачивать им дивиденды, удовлетворять требования учредителей (участников) кредитной организации о выделе им доли (части доли) или выплате ее действительной стоимости либо выкупе акций кредитной организации (п. 3 ст. 12). Банк России в пятидневный срок со дня получения от кредитной организации документального подтверждения устранения оснований, предусмотренных ст. 4 Закона о несостоятельности (банкротстве), обязан направить в кредитную организацию сообщение об отмене требования об осуществлении мер по финансовому оздоровлению (п. 4 ст. 12). Банк России вправе требовать от кредитной организации разработки и осуществления плана мер по ее финансовому оздоровлению. План мер по финансовому оздоровлению кредитной организации должен в обязательном порядке содержать: оценку финансового состояния кредитной организации;
указание на формы и размеры участия учредителей (участников) кредитной организации и иных лиц в ее финансовом оздоровлении; меры по сокращению расходов на содержание кредитной организации; меры по получению дополнительных доходов; меры по возврату просроченной дебиторской задолженности; меры по изменению организационной структуры кредитной организации; срок восстановления уровня достаточности собственных средств (капитала) и текущей ликвидности кредитной организации. Форма плана мер по финансовому оздоровлению кредитной организации, а также порядок и сроки его представления, порядок и сроки осуществления контроля за его выполнением устанавливаются нормативными актами Банка России (ст. 13). Требование о реорганизации кредитной организации, в том числе включая требование о предоставлении и выполнении плана мероприятий по реорганизации. В соответствии с п.1 ст. 32 Федерального закона о несостоятельности при возникновении хотя бы одного из оснований, предусмотренных подп.1-3 п.1 ст.17 Федерального закона, Банк России вправе требовать реорганизации кредитной организации.
Кредитная организация обязана
2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОЙ ПРАКТИКИ САНАЦИИ И БАНКРОТСВА БАНКОВ В РОССИИ
2.1. Процесс санации на примере банка «Петровский».
Банк России и Агентство по страхованию вкладов (АСВ) приступили к санации банков в рамках нового законодательства. Первым банком, который спасли по новой процедуре через привлечение независимого инвестора, стал ОАО "Банк ВЕФК".
Эффективность действий санаторов банка "Петровский" (бывший ВЕФК) получила оценку аудиторов. В заключении к годовому отчету "Петровского" компания ФБК указала, что уровень управления рисками в банке в 2009 году был неадекватен, службы внутреннего контроля банка не заметили "операций с признаками сомнительных", а с баланса за год исчезло имущество на 110 млн руб. Санаторы "Петровского" — АСВ, Номос-банк и ФК "Открытие" — ссылаются на то, что проблемы банка, которые они унаследовали, за год не решить.
ВЕФК стал первым банком, санированным по закону "О санации" (в октябре 2008 года) и самым большим из всех проблемных банков по объему депозитов населения. До февраля 2009 года единственным санатором банка было Агентство по страхованию вкладов (АСВ), в феврале были привлечены Номос-банк и ФК "Открытие". В июне 2009 года ВЕФК был переименован в "Петровский". С осени 2009 года идет процесс выхода Номос-банка из проекта. Номос-банк отвечал в "Петровском" за оперативное управление, возглавлял банк представитель Номос-банка Виктор Питернов. В январе 2010 года "Петровский" передал АСВ проблемные активы на 50 млрд руб. Согласно рейтингу "Интерфакса" по итогам первого квартала 2010 года, "Петровский" занимает 77-е место по размеру активов (40,32 млрд руб.) и капитала (5,37 млрд руб.)/3/.
В распоряжении оказался отчет банка "Петровский" за 2009 год с заключением аудитора — компании ФБК. Согласно документу, процесс санации "Петровского" проходил непросто. Заключение устанавливает "нарушения действующего порядка составления финансовой отчетности и ведения бухучета", а также указывает на ряд серьезных нарушений в корпоративном управлении банком в течение прошлого года. "Контроль органов управления за своевременностью выявления банковских рисков, адекватностью определения (оценки) их размера, своевременностью внедрения необходимых процедур управления был недостаточен", — указывается в аудиторском отчете компании ФБК. И добавляется, что "обнаружены существенные факты, свидетельствующие о неадекватности процедуры корпоративного управления характеру и объему осуществляемых банком операций".
В частности, аудиторы указывают на неадекватность формирования резервов, на нарушение законодательства о противодействии отмыванию средств, полученных преступным путем, в части проведения операций с признаками "сомнительных" — "в основном, сведения о таких операциях в уполномоченный орган не направлялись". В отчетный период проводились валютно-обменные операции по покупке иностранной валюты по курсу выше курса ЦБ, а по продаже — ниже курса ЦБ, расходы банка от таких "экономически нецелесообразных" операций составили 108 млн. руб. Кроме того, в отчете указывается, что при проведении инвентаризации в 2009 году банк недосчитался имущества в размере 110 млн руб., притом что "проведенная в 2008 году в банке инвентаризация с участием АСВ не выявила недостач и излишков".
Аудиторское заключение на отчетность "Петровского" показывает результаты деятельности менеджмента в прошлом году. Фактически в данном отчете аудиторская компания указала на абсолютно некачественное корпоративное управление. Кроме того, недосоздание резервов по кредитам на сумму 42 млрд руб., указанное в заключении аудитора, показывает очень серьезный масштаб проблем в банке. После изучения отчета нет представления, что банк смог бы существовать без масштабной поддержки АСВ. В АСВ признали, что в 2009 году уровень корпоративного управления был далек от требуемого. В прошлом году было полностью заменено руководство московского филиала "Петровского", были обнаружены странные операции и в калининградском филиале, фактически была проведена операционная реструктуризация, и до сих пор ведется работа по восстановлению системы управления.
В банках-санаторах утверждают, что недочеты в корпоративном управлении являются отражением того состояния, до которого банк был доведен бывшими акционерами. Потребовалось несколько месяцев для того, чтобы разобраться с ситуацией. Создать резервы по проблемным кредитам на 42 млрд руб. было невозможно, иначе бы банк показал отрицательный капитал, но ЦБ знал, что запланирован выкуп проблемных активов АСВ на сумму около 50 млрд руб., который и произошел в январе 2010 года. Он признает, что были нарушения и антиотмывочного законодательства в ряде филиалов, например в московском и калининградском. От официальных комментариев в Номос-банке отказались. Гендиректор ФК "Открытие" Михаил Беляев заявил: "Надо было быстро потушить пожар и разобраться с его причинами, в течение всего прошлого года мы устраняли нарушения, которые связаны с операциями банка в 2006-2008 годах". Он подчеркивает, что выводы аудиторской компании базируются на состоянии кредитного портфеля, выданного до санации.
Ключевой вывод заключается в том, что если к началу 2009 года банк не мог выполнять свои обязательства, то к концу прошлого года его финансовое состояние качественно улучшилось. Банк сейчас находится в состоянии восстановления, но этот процесс небыстрый, сначала нужно было решить проблемы, которые привели банк к санации, разобраться с кредитным портфелем.
2.2. Процесс банкротства на примере Международного Промышленного Банка.
Международный Промышленный Банк (МПБ), принадлежал сенатору Пугачеву и входил в топ-50 крупнейших российских финансовых организаций по объему активов. Банк не являлся участником системы страхования вкладов, в структуре активов доминируют коммерческие кредиты, составляющие почти 88% от активов-нетто. Таким образом, банк специализировался на обслуживании крупных корпоративных клиентов. У МПБ есть дочерний банк - МПБ+, занимающийся привлечением вкладов физических лиц./4/. В связи с потерей ликвидности Межпромбанк не обеспечивал своевременное исполнение обязательств перед кредиторами. Кроме того, кредитная организация проводила высокорискованную кредитную политику и не создавала адекватные резервы на возможные потери по ссудам. При этом банк представлял в Банк России существенно недостоверную отчетность и не исполнял требования предписаний надзорного органа. Информация о тяжелом финансовом положении Межпромбанка, в котором Пугачев контролирует 81%, появилась в начале июня. Тогда обсуждался вопрос о возможной продаже судостроительных активов бизнесмена, входящих в Объединенную промышленную корпорацию (ОПК). Предполагалось, что их выкупит государственная Объединенная судостроительная корпорация (ОСК), однако стороны не сошлись в цене. ОПК хотела получить за активы почти в 3,5 раза больше, чем была готова заплатить ОСК. В начале июля банк допустил дефолт по евробондам на сумму 200 млн. евро. Это повлекло за собой кросс-дефолт по выпуску на $200 млн. с погашением в феврале 2013 года. В июне подконтрольный Пугачеву банк нарушил нормативы Н2 и Н3 и не смог исполнить обязательства по беззалоговым кредитам перед ЦБ РФ.
Последней надеждой Межпромбанка был ВТБ, с которым велись переговоры о кредите на $480 млн. Задолженность МПБ составляет, по разным оценкам от 8 до 13 млрд. рублей. Однако банки не договорились, не удалось достигнуть договоренностей по кредиту ВТБ для Межпромбанка под залог акций Енисейской промышленной компании.
Общий объем задолженности Межпромбанка перед кредиторами составляет около 80 млрд. рублей. Около половины из этой суммы приходится на кредитные организации. Задолженности перед ЦБ - 31,8 млрд. рублей. Собственный капитал МПБ на конец полугодия составлял 25,5 млрд. рублей.