БАНКРОТСТВО И САНАЦИЯ банков на примере банка «Петровский» и «международного Промышленного банка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 12:42, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является изучение процедуры банкротства банка возможных причин и путей предотвращения банкротства, а также финансового оздоровления коммерческого банка. В данной работе мы рассмотрим процедуру санации на примере банка «Петровский» и процедуру банкротства на примере Международного Промышленного Банка.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…...…………………………………………………………………..….3

1. Теоретические основы несостоятельности (банкротства) кредитных организаций…………………………………………………………………………..6

1.1. Сущность и финансово-экономические признаки возможного банкротства банка……………………………………………………….………............................6

1.2. Организационно-правовые основы банкротства и санации банков в России………………………………………………………………………….…...9

2. Анализ современной практики санации и банкротства банков в России……15

2.1. Процесс санации на примере банка «Петровский»………………………..15

2.2. Процесс банкротства на примере Международного Промышленного Банка…………………………………………………...............................................17

3. Проблемы укрепления финансового состояния банков и предупреждения банкротства в России………………………………………………………………21

3.1. Влияние мирового финансового кризиса на финансовое состояние банков России………………………………………………….…………………...21

3.2. Роль АСВ в процессе банкротства и санации банков……………………...24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..29

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ .………...………….………30

Работа состоит из  1 файл

финансы кредит банки.docx

— 53.90 Кб (Скачать документ)

С августа 2010 года многие клиенты Межпромбанка начали подавать в суд на финансовую организацию. Три крупных иска подала "Северсталь" бизнесмена Алексея  Мордашова на общую сумму около 4 млрд. рублей. На 20 октября назначено предварительное заседание по иску ЗАО "Гражданские самолеты Сухого" о взыскании $19,866 млн. 21 июля арбитраж подтвердил законность взыскания с Межпробанка в пользу ОАО "АНК Башнефть" $66,452 млн. убытков в виде реального ущерба и упущенной выгоды по договору доверительного управления.  

5 октября ЦБ РФ отозвал  лицензию у " Международного   Промышленного   Банка " (МПБ), принадлежащего сенатору Пугачеву. Уже после отзыва лицензии глава ЦБ Сергей Игнатьев признавал, что применить санкции к  МПБ  можно было и раньше, но ЦБ надеялся на реструктуризацию обязательств  МПБ  с его кредиторами, в частности ВТБ. Уже после отзыва лицензии у  МПБ  Сергей Игнатьев направил письма генпрокурору Юрию Чайке, в которых сообщил, что ЦБ усматривает  в   действиях   руководящих   сотрудников   банка   наличие   признаков   уголовно   наказуемых   деяний, предусмотренных ст. 195 УК РФ ("Неправомерные  действия  при банкротстве") и ст. 196 УК РФ ("Преднамеренное банкротство"). 

Основания, ставшие причиной для обращений ЦБ в правоохранительные органы в 2008 году, идентичны нарушениям, обнародованным ЦБ уже после отзыва лицензии  МПБ. Так, в ноябре основная часть кредитов  банка  была предоставлена компаниям, которые не вели реальной производственной деятельности. Всего таких компаний было больше 100. В частности, 25 млрд. руб. из полученных от  Банка   России  беззалоговых кредитов были переведены на счет в швейцарском  банке  компании-нерезидента, контролируемой собственником  МПБ. Далее средства через ряд компаний направлены французской компании — производителю самолетов./5/.

Таким образом, после отзыва лицензии на осуществление банковских операций Арбитражный суд Москвы по заявлению Банка России признал банкротом Международный промышленный банк (МПБ), сообщает «Интерфакс». Суд открыл конкурное производство в отношении банка и назначил конкурсным управляющим Агентство по страхованию вкладов (АСВ). 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ПРОБЛЕМЫ УКРЕПЛЕНИЯ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ                   БАНКОВ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ БАНКРОТСТВА В РОССИИ

3.1.   Влияние мирового  финансового кризиса  на финансовое  состояние банков России.

Кризис  ликвидности, заявивший о себе в  августе 2007 года, не имеет исторических прецедентов и образцов для сравнения. Он разразился и продолжается из-за лопающихся один за одним «пузырей»: ипотечного в сегменте жилья в США, а затем и кредитного – уже по всему миру, не говоря уже о производных финансовых инструментах. Важно понимать, что кредитный кризис - это по существу банковский кризис, поскольку спровоцирован именно последними. Привычка надувать денежную массу безостановочной печатью банкнот (США, Европа и развивающиеся страны в меньшей степени), приверженность к постоянному рефинансированию любых долговых обязательств на уровне государств, жизнь в долг на уровне обывателей сослужили плохую службу всем. Кризис банков берет начало именно здесь.

Государство сегодня всеми силами поддерживает сферу банковских услуг, понимая  ее большую значимость для страны, но все же некоторым мелким региональным банкам не удастся избежать краха. Основные силы Правительства направлены на поддержание  наиболее крупных и значимых кредитных организаций. Задача возврата просроченных задолженностей решается банками по-разному: от продажи некачественных кредитных портфелей коллекторам до ужесточения условий новых кредитов или полной остановкой этого направления.

Одним из результатов финансового кризиса  стало абсолютное снижение масштабов  деятельности российских банков, хотя и в существенно меньшей степени, чем в других секторах экономики. Так же можно отметить ужесточение требований банков к потенциальным заемщикам, повышение ставок по вновь выдаваемым кредитам, свертывание многих ипотечных и потребительских программ (например, беззалоговых и беспроцентных кредитов).          

К концу 2008 года многие кредитные организации  страны столкнулись с уменьшением  ликвидности в больших объемах, вызванное  влияние   финансового   кризиса. В связи с чем, они были вынуждены искать инвесторов, которые бы купили активы  банка. Такая ситуация наблюдалась во многих регионах страны. Некоторые кредитные организации этого региона несмотря ни на что смогли сохранить свой юридический статус, другие же были поглощены более крупными банковскими учреждениями.

Например, Альфа-банк купил   банк  «Северная казна», другой  банк  Свердловской области -  Банк  24.ру, испытывавший  финансовые  затруднения, вошел в состав  финансовой  группы "Life", возглавляемой московским Пробизнесбанком. Также, СКБ-банк присоединил к себе Свердловский губернский  банк, который, не смотря на это, не лишился статуса юридического лица.

Сокращение  числа мелких кредитных организаций продолжалось и в 2009 году.  Финансовый   кризис  продолжает оказывать  влияние  на российский банковский сектор, выводя с рынка кредитования банковские учреждения с небольшим объемом капитала.

К 1 июля 2009 г. впервые за более  чем десятилетний период совокупные  банковские активы упали в  абсолютном выражении до 27,8 трлн. рублей.

В России действовали 1123 банка до начала кризиса. Из них 909 входили систему  страхования вкладов. С начала 2008 года 111 российских банков лишилось лицензии, 60 прекратили свою деятельность, 16 были признаны банкротами.

По  итогам работы за 2009 год можно сказать, что банковский сектор вышел на положительный  финансовый результат. После марта 2009 года началось оживление на фондовом рынке. Дно было пройдено весной, лето сопровождалось ростом показателей, осень закрепила рост, зима показала «рождественское ралли». В целом оптимизма прибавилось. Фондовый рынок (в особенности рынок акций кредитных организаций) в данном случае служит нам косвенным индикатором состояния банковского сектора.

Прибыль действующих кредитных организаций  за вычетом убытков на 1 июля 2010 года составила 249,6 млрд. рублей, что выше показателя за тот же период 2009 года более чем в 36 раз (6,8 млрд. рубле). Кроме того, уже по итогам первой половины 2010 года перекрыт результат прошлого финансового года (205,1 млрд. рублей). В немалой степени это связано не с улучшением показателей эффективности деятельности кредитных организаций, а с операциями по отчислению в резервы и их восстановлению. С начала года количество убыточных кредитных организаций выросло со 120 до 159 от общего числа действующих кредитных организаций. Их убытки за январь-июль  превысили 31,5 млрд. рублей.  

Существенный  вклад в формирование положительного финансового результата в первом квартале текущего года внес чистый доход от вложений в ценные бумаги: 106,9 млрд. рублей или 23% от суммы факторов увеличения прибыли.

За  первую половину 2010 года доля просроченной задолженности в совокупном объеме кредитов всем категориям заемщиков выросла с 5,1 до 5,4%.

Средние банки пострадали от кризиса больше всего. Быстрая экспансия обернулась для них стремительным ростом просроченной задолженности и уменьшением депозитной базы. Мелким кредитным организациям приходится намного легче, поскольку они и раньше не имели доступа к облигационным займам, межбанковским кредитам или розничным депозитам, а, следовательно, почти не пострадали от исчезновения этих источников.        

1 февраля 2010 года ЦБ  отменит беззалоговое кредитование банков, подняв уровень кредитных рейтингов, дающих доступ к беззалоговому аукциону. В рамках антикризисных мероприятий, Банк России предоставил кредитным организациям около 4 трлн. рублей, и сегодня эта задолженность резко сокращается, в особенности по беззалоговым кредитам. На этом фоне регулятор пришел к выводу, что такого рода поддержка банкам больше не нужна, тем более что она обходится довольно дорого и ограничивает свободу действий кредитных организаций.

Однако банкиры полагают, что отменять беззалоговое кредитование еще рано — ведь главными получателями этих средств являются как раз банки среднего звена, которые сегодня очень нуждаются в поддержке. Тем не менее, глобального риска для всего банковского сектора отмена этой антикризисной меры не представляет, поскольку большинство банков все-таки справляется с трудностями самостоятельно и почти не пользуется

государственной помощью.

Главными проблемами банковского  сектора на данный момент

являются  не отмена государственной поддержки, а стагнация на строительном рынке  и зависимость от иностранного капитала для долгосрочного финансирования в валюте. К тому же, продолжает расти доля «плохой» задолженности в кредитном портфеле банков, как это видно из приведенной таблицы.   

Что касается последствий банковского  кризиса в России и в мире, то он неминуемо привел к резкому сокращению числа банков, укрупнению банков с господдержкой (для России это Сбербанк, Внешэкономбанк, Внешторгбанк и другие госбанки, уже получившие помощь в размере 950 млрд. руб.), изменению балансовой структуры активов-пассивов, вызванное коллапсом бывших направлений-лидеров (ипотечного кредитования и потребительского в первую очередь) и появлению качественно новых направлений банковских услуг /9/.

Банки  накопили ценный опыт работы в условиях  кризиса, использование которого позволит повысить устойчивость банковской системы. 

3.2.   Роль АСВ в процессе  банкротства и  санации банков.

Агентство по страхованию вкладов создано в январе 2004 года на основании Федерального закона от 23 декабря 2003 года № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации». В целях обеспечения функционирования системы страхования вкладов, Агентство осуществляет выплату вкладчикам возмещений по вкладам при наступлении страхового случая; ведет реестр банков-участников системы страхования вкладов; контролирует формирование фонда страхования вкладов, в том числе за счет взносов банков; управляет средствами фонда страхования вкладов.                      С принятием Федерального закона от 20 августа 2004 года № 121-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» в России введен институт корпоративного конкурсного управляющего несостоятельными банками, функции которого возложены на Агентство.  27 октября 2008 года был принят Федеральный закон №175-Ф3 «О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011 года».

С этого момента Агентство по страхованию  вкладов, помимо выполнения функций  страховщика банковских вкладов  и корпоративного конкурсного управляющего (ликвидатора) кредитных организаций, стало активным участником осуществления мер по предупреждению банкротства банков/10/. Для построения эффективно работающей системы необходимо четко определить, какие цели перед ней ставятся. От этого во многом зависит ее внутренняя структура, т. е. принципы, формы деятельности и объем полномочий органов, управляющих системой, а также процедуры взаимодействия ее различных элементов.      Согласно Закону, одной из основных целей государственной политики в области предупреждения банкротства кредитных организаций стало поддержание стабильности банковской системы. Вторая, но не менее важная цель – защита интересов вкладчиков и иных кредиторов банков.

Участие Агентства в предупреждении банкротства  банков строится на трех базовых принципах.           Во-первых, это рыночная направленность. Помощь оказывается не банкирам, а банкам как экономическим субъектам, предоставляющим банковские услуги реальному сектору экономики и населению. Неэффективные собственники этих банков ограничиваются в правах либо вовсе отстраняются от ведения дел.        Во-вторых, принцип избирательного воздействия. Очевидно, что финансовое оздоровление всех проблемных банков за счет государства невозможно. Тем более речь не может идти о полном покрытии за счет бюджета обязательств банков перед кредиторами. В соответствии с принципом избирательного воздействия помощь предоставляется исключительно тем банкам, которые обладают социальной и экономической значимостью для России в целом или для конкретного региона, т. е. воздействие оказывается на ключевые проблемные точки, влияющие на стабильность банковской системы.        В-третьих, определение экономической целесообразности вмешательства. Активные действия государства возможны только в тех случаях, когда скорое банкротство банка обойдется обществу дороже, чем попытка его восстановления. При этом никаких твердых гарантий оказания помощи банкам государство не дает – принципы рыночной ответственности не должны размываться.         Стартовой точкой участия Агентства в мерах по предупреждению банкротства того или иного банка является решение Банка России о направлении в Агентство соответствующего предложения. Принципиально важно, что данное решение принимается именно Банком России как надзорным органом, обеспечивающим стабильность банковского сектора.

При наличии  исходной целесообразности и возможности  реструктуризации банка Агентство  проводит оценку его финансового  положения. По итогам данной оценки Агентство  должно либо принять решение об участии  в предупреждении банкротства, либо отказаться от участия в восстановлении банка. Основанием для отказа может стать неоправданно высокий уровень затрат Агентства. В случае, когда АСВ отказывается от работы с банком, у него отзывается лицензия на осуществление банковских операций.    Меры по финансовому оздоровлению осуществляются на основании специального плана участия, который разрабатывается Агентством и согласовывается с Банком России. Он должен содержать меры по восстановлению показателей финансового состояния банка до значений, установленных федеральными законами и нормативными актами Банка России.           АСВ ориентировано на привлечение  с рынка денег заинтересованных инвесторов.        Естественно, предусмотрено и государственное софинансирование. Для этих целей из федерального бюджета Агентству выделено 200 млрд. руб. Кроме того, Законом предусмотрена возможность предоставления Агентству кредитов Банка России, а также использование средств фонда страхования вкладов для защиты интересов застрахованных вкладчиков/11/.   Агентство как корпоративный конкурсный управляющий призвано своей деятельностью усилить влияние государства, обеспечить реализацию принципа законности и персонификации ответственности в вопросе проведения ликвидации кредитной организации, не нарушив при этом прав и законных интересов всех участников рассматриваемого процесса.  
Среди основных целей деятельности Агентства как корпоративного конкурсного управляющего можно выделить следующие:  
- законное и наиболее полное составление реестра требований кредиторов; формирование конкурсной массы в максимально возможном размере; принятие обеспечительных мер по сохранению имущества ликвидируемого банка; проведение расчетов с кредиторами в кратчайшие сроки и в максимально возможном размере;  - выявление и оспаривание кабальных, сомнительных и ущемляющих интересы кредиторов сделок с имуществом ликвидируемого банка, а также принятие мер по виндикации этого имущества у третьих лиц;  
- разработка и реализация комплекса профилактических мероприятий, направленных на предупреждение банкротства субъектов банковской системы и т.д.                      Анализируя положения ФЗ, необходимо заметить, что процедура подачи заявления о признании кредитной организации банкротом, несмотря на корректировку законодателем, не претерпела кардинальных изменений. Введение нового лица в процедуру банкротства банка - Агентства по страхованию вкладов - осуществляется на стадии подачи заявления о признании банкротом кредитной организации в банк России, т.к. все копии необходимых документов направляются в АСВ. В дальнейшем Агентство является полноправным участником процедуры банкротства. Во всех случаях функции конкурсного управляющего при банкротстве кредитных организаций осуществляются АСВ.       К осуществлению своих функций в качестве конкурсного управляющего Агентство приступает со дня вынесения арбитражным судом решения о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства и действует до дня внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации кредитной организации.

Информация о работе БАНКРОТСТВО И САНАЦИЯ банков на примере банка «Петровский» и «международного Промышленного банка