Банкротство сельскохозяйственных организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 01:05, курсовая работа

Описание

Цель работы – рассмотреть банкротство сельскохозяйственных организаций.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-изучить особенности банкротства сельскохозяйственных организаций;
-выявить причины финансового кризиса агропромышленных предприятий;
-обозначить методические подходы к финансовому оздоровлению сельскохозяйственных предприятий.

Содержание

Введение 3
1. Особенности банкротства сельскохозяйственных организаций 5
2. Причины финансового кризиса агропромышленных предприятий 11
3. Методические подходы к финансовому оздоровлению
сельскохозяйственных предприятий 16
Заключение 19
Список литературы 21

Работа состоит из  1 файл

банкротство сх организаций.doc

— 111.00 Кб (Скачать документ)

Содержание 

Введение            3

1. Особенности банкротства сельскохозяйственных организаций   5

2. Причины финансового кризиса агропромышленных предприятий  11

3. Методические подходы к финансовому оздоровлению

    сельскохозяйственных предприятий       16

Заключение           19

Список  литературы          21

 

      Введение 

     Институт  банкротства является неотъемлемой частью рыночного хозяйства и представляет собой неизбежный и объективно обусловленный результат функционирования рыночных отношений. Он служит мощным стимулом эффективной работы предпринимательских структур, гарантируя одновременно экономические интересы кредиторов, а также государства как общего регулятора рынка.

     В конечном итоге основной целью банкротства, как экономико-правового института, является повышение эффективности использования производственных ресурсов, что является приоритетной целью экономической политики государства. Очевидно, что сильные и жизнеспособные отечественные предприятия являются ключевой предпосылкой развития российской экономики.

     Проблема  банкротства особенно остро стоит  в сфере агропромышленного комплекса  страны, поскольку аграрный сектор наиболее подвержен негативным последствиям различного рода факторов нестабильности. Общеэкономический кризис в стране, неэквивалентный межотраслевой обмен, спад спроса, сокращение государственного финансирования агарного сектора, низкая инвестиционная активность и другие, крайне неблагоприятные макроэкономические условия мешают значительной части сельскохозяйственных предприятий адаптироваться к новым условиям хозяйствования. В результате многие сельхозпредприятия оказываются хронически неплатежеспособными и утратившими перспективу своего дальнейшего развития.

     Интересы  национальной безопасности и развития внутреннего рынка России настоятельно требуют ускорения экономических преобразований в агропромышленном комплексе. В этом плане особую значимость приобретают как понимание реалий правоприменительной практики в условиях российского агарного сектора, так и знание конкретных механизмов финансового оздоровления сельхозтоваропроизводителей путем привлечения эффективных собственников последующим обеспечением их прав и законных интересов.

     Проблема  регулирования несостоятельности (банкротства) привлекает к себе внимание ученых и практиков, представляющих как правовые, так и экономические науки.

     Отдельные проблемы, посвященные различным  аспектам несостоятельности сельскохозяйственных организаций, нашли отражение в работах Зинченко А.П., Мелиховой JI.A., Кулика Ю.В., Кумратовой З. и других.

     Все вышеуказанные авторы позволили более четко сформулировать основные преимущества механизмов банкротства применительно к предприятиям АПК, выделить основные рычаги финансово-экономического оздоровления сельхозтоваропроизводителей, обозначить направления совершенствования механизма банкротства на селе и разработать комплекс мер, направленных на снижение уровня несостоятельности в АПК.

     Анализ  работ, посвященных вопросам несостоятельности (банкротства) агропромышленного комплекса, позволяют сделать вывод о  необходимости дальнейшего исследования данной проблемы, решение которой сможет положительно повлиять на оздоровление экономического состояния отрасли и государства в целом.

     Цель  работы – рассмотреть банкротство  сельскохозяйственных организаций.

     Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

     -изучить  особенности банкротства сельскохозяйственных организаций;

     -выявить  причины финансового кризиса агропромышленных предприятий;

     -обозначить  методические подходы к финансовому оздоровлению сельскохозяйственных предприятий.

 

      1. Особенности банкротства сельскохозяйственных организаций 

     Производственная  деятельность в сельском хозяйстве  характеризуется особенностями, которые  в обязательном порядке должны учитываться  законодателем при решении многих вопросов, включая налогообложения и процедуры банкротства.

     Несостоятельность (банкротство) сельскохозяйственных организаций  имеет особенности, касающиеся, во-первых, характера их деятельности, которая, как правило, связана с использованием земли, во-вторых, сезонного характера аграрного производства, и, в-третьих, зависимости результатов деятельности от природных факторов.

     Под сельскохозяйственными организациями  понимаются юридические лица, основными  видами деятельности которых являются производство или производство и переработка сельскохозяйственной продукции, выручка от реализации которой составляет не менее чем пятьдесят процентов общей суммы выручки (п.1 ст.177 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»). Аналогичное определение содержится в ст.2 Федерального закона от 9 июля 2002 г. №83-ФЗ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей».

     Важно подчеркнуть, что особенности банкротства  сельскохозяйственных организаций, применяются  также к рыболовецким артелям (колхозам), выручка которых от реализации произведенной или произведенной и переработанной сельскохозяйственной продукции и выловленных (добытых) водных биологических ресурсов составляет не менее чем семьдесят процентов общей суммы выручки.

     Особенностями обладают следующие стадии банкротства сельхозорганизаций: наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление.

     На  каждой из названных стадий в целях  финансового анализа необходимо исходить из оценки таких факторов, как сезонность сельскохозяйственного производства, влияние на производственную деятельность природно-климатических факторов, перспективы получения доходов по окончании текущего периода сельскохозяйственных работ и возможность использования этих доходов для удовлетворения требований кредиторов.

     Как финансовое оздоровление, так и внешнее  управление – процедуры вводятся на срок до окончания соответствующего периода сельскохозяйственных работ  с учетом времени, необходимого для  реализации произведенной или произведенной  и переработанной сельскохозяйственной продукции. При этом срок внешнего управления не может превышать двухгодичный срок (в совокупности с финансовым оздоровлением).

     В случае, если в ходе финансового  оздоровления или внешнего управления имели место спад и ухудшение  финансового состояния сельскохозяйственной организации в связи со стихийными бедствиями, с эпизоотиями или другими обстоятельствами, носящими чрезвычайный характер, срок финансового оздоровления может быть продлен на год при условии изменения графика погашения задолженности в порядке.

     В случае если сельскохозяйственная организация  имеет признаки банкротства, но еще  не возбуждено дело в арбитражном  суде, она может рассчитывать на реструктуризацию долгов - основанное на соглашении прекращение долговых обязательств путем замены указанных обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств. Реструктуризация долгов осуществляется в соответствии с ФЗ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей». Порядок проведения реструктуризации просроченной задолженности сельскохозяйственных предприятий и организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств по федеральным налогам и сборам, по страховым взносам в бюджеты государственных внебюджетных фондов, а также по начисленным пеням и штрафам, утвержденный постановлением Правительства РФ от 8 июня 2001 г. №458.

     Названный ФЗ отнес к кредиторам – субъектов  имеющих право на взыскание задолженности  с сельскохозяйственных товаропроизводителей Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, государственные внебюджетные фонды, органы местного самоуправления, юридические и физические лица. Таким образом, реструктуризации могут быть подвергнуты любые задолженности.

     Чтобы сообщить о своем желании реструктуризировать просроченную задолженность, предприятие должно подать заявление в межведомственную территориальную комиссию по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей. К заявлению нужно приложить план улучшения финансового состояния и другие документы, предусмотренные перечнем, который утверждает Правительство РФ.

     Приняв  заявление от претендента, комиссия проверяет, имеет ли он право участвовать  в программе и не возбуждено ли против него дело о банкротстве в  арбитражном суде, а также комиссия оценивает план улучшения финансового состояния предприятия. На это пунктом 2 статьи 13 Закона ей отведен срок - один месяц со дня подачи заявления.

     До  тех пор пока комиссия не разрешит претенденту участвовать в программе  и не утвердит план организационно-технических мероприятий по финансовому оздоровлению должника, он обязан ограничить операции со своим имуществом.

     Другими словами, должнику запрещается без  согласия комиссии продавать недвижимость и земельные участки или передавать их в аренду или в залог. Кроме того, он не должен использовать это имущество для участия в уставном капитале других предприятий и учреждать доверительное управление.

     Рассмотрев  заявление должника, комиссия может  принять одно из трех возможных решений:

     -включить его в состав участников программы;

     -установить условия, выполнив которые должник сможет стать участником программы;

     -отказать ему, обосновав причину отказа.

     В соответствии со ст.16 ФЗ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей»  территориальная комиссия производит расчет показателей финансового  состояния должника в соответствии с методикой расчета указанных  показателей (утв. постановлением Правительства РФ от 30 января 2003 г. №52).

     В зависимости от показателей финансового  состояния должника и в соответствии с базовыми условиями реструктуризации долгов (утв. постановлением Правительства  РФ от 30 января 2003 г. №52) территориальная комиссия определяет вариант реструктуризации долгов.

     После того как план оздоровления разработан, территориальная комиссия сообщает о выбранном варианте реструктуризации кредиторам предприятия-должника. Кроме  того, она назначает дату своего расширенного заседания, на которое приглашаются представители всех кредиторов. На этом заседании комиссия с согласия кредиторов окончательно утверждает условия реструктуризации долга. Это решение должно быть принято единогласно, иначе подписывать соглашение о реструктуризации нельзя.

     По  результатам заседания составляется протокол. В нем должно быть указано, что право на реструктуризацию дается должнику с согласия кредиторов, на долю которых приходится не менее 75 процентов от всего долга. Кроме  того, указывается, что кредиторы не могут начать процедуру банкротства предприятия-должника до тех пор, пока действует соглашение о реструктуризации долгов.

     Утвердив  окончательный план мероприятий, комиссия заключает между кредиторами  и должником типовое соглашение о реструктуризации долгов (утв. постановлением Правительства РФ от 30 января 2003 г. №52). В нем фиксируется сумма долга предприятия на определенную дату, а также размер задолженности перед каждым кредитором и его доля в общей сумме долга.

     Реструктуризация задолженности проводится двумя основными способами. Во-первых, должнику может быть предоставлена рассрочка задолженности. Это означает, что должник получает право гасить свой долг по частям в течение всего срока действия соглашения. Этот срок должен быть не меньше четырех лет.

     Во-вторых, участник программы финансового  оздоровления может получить отсрочку долга. В этом случае погашение долга  переносится на более позднюю  дату. Если должнику дана такая отсрочка, то соглашение должно действовать пять лет и больше.

     Независимо  от способа реструктуризации задолженности  по платежам в федеральный бюджет и внебюджетные фонды с суммы  этого долга предприятие должно платить 0,5 процента годовых.

     В соответствии со ст.19 ФЗ от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» гасить кредиторскую задолженность нужно со специального счета с особым режимом. Этот счет можно открыть только в уполномоченном Правительством РФ банке-агенте. Порядок открытия и использования счета в ОАО «Российский Сельскохозяйственный банк» сельскохозяйственного товаропроизводителя, предусматривающего особый режим проведения расчетов с кредиторами сельскохозяйственного товаропроизводителя, утвержден приказом Минфина РФ и ЦБР от 29 декабря 2003 г. №119н/1364-У.

Информация о работе Банкротство сельскохозяйственных организаций