Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 01:05, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть банкротство сельскохозяйственных организаций.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-изучить особенности банкротства сельскохозяйственных организаций;
-выявить причины финансового кризиса агропромышленных предприятий;
-обозначить методические подходы к финансовому оздоровлению сельскохозяйственных предприятий.
Введение 3
1. Особенности банкротства сельскохозяйственных организаций 5
2. Причины финансового кризиса агропромышленных предприятий 11
3. Методические подходы к финансовому оздоровлению
сельскохозяйственных предприятий 16
Заключение 19
Список литературы 21
В процессе хозяйственной деятельности соглашение может быть расторгнуто. Основаниями расторжения соглашения о реструктуризации долгов являются (ст. 27 ФЗ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей»):
-неисполнение и (или) несвоевременное исполнение должником принятых на себя обязательств в рамках соглашения о реструктуризации долгов;
-неисполнение и (или) несвоевременное исполнение должником текущих обязательств перед кредиторами, с которыми было подписано соглашение о реструктуризации долгов;
-возбуждение в отношении должника процедуры банкротства.
При расторжении соглашения о реструктуризации долгов все отсроченные и рассроченные обязательства, принятые на себя должником, считаются наступившими.
Определенные особенности законодатель связывает с продажей имущества и имущественных прав сельскохозяйственных организаций. Цель - создать условия для сохранения имущественного комплекса как единого объекта. В этой связи законодатель закрепляет, что на первые торги управляющий обязан выставить предприятие должника. Только если первые торги не состоялись возможна продажа частей имущества должника. При этом преимущественное право приобретения имущества должника имеют лица, занимающиеся производством или производством и переработкой сельскохозяйственной продукции и владеющие земельным участком, непосредственно прилегающим к земельному участку должника.
Интересно, что Закон предусматривает для определенных субъектов преимущественное право приобретения имущества должника. При этом не установлено, подлежит ли оно реализации при продаже предприятия должника. Ответ следует положительный, ибо иное Законом не установлено.
Важно подчеркнуть, что законодателем определена обязанность арбитражного управляющего предложить лицам, обладающим преимущественным правом, приобрести имущество (включая имущественные права) должника по стоимости, указанной независимым оценщиком (проведение независимой оценки тоже обязанность управляющего). Субъектам права преимущественной покупки предоставляется один месяц на то, чтобы заявить о своем желании приобрести имущество.
По
истечении месяца (при отсутствии
ответа либо при отрицательном ответе)
управляющий реализует
Между тем, Закон содержит несколько «недомолвок». Во-первых, он не предусматривает порядок действий в ситуациях, когда своим преимущественным правом пожелали воспользоваться несколько соседей должника (извещены они должны быть все). Может ли в таком случае управляющий повысить цену либо включить в предложение дополнительные условия? И хотя из Закона положительный ответ не следует, но Закону он не противоречит. Иные способы реализации преимущественного права сложно предположить (хотя в принципе не исключен раздел имущества, но это не отвечает сути правового регулирования).
Во-вторых,
Закон не определяет последствия
несоблюдения управляющим права
преимущественной покупки. Однако поскольку
не установлено иное, приходим к
выводу о ничтожности сделки, совершенной
с нарушением права преимущественной
покупки, даже если эта сделка стала результатом
продажи с торгов (целесообразнее было
бы в качестве последствия установить,
что при нарушении права преимущественной
покупки права и обязанности по сделке
переходят с покупателя на субъекта - обладателя
преимущественного права, а точнее, на
одного из обладателей)
2. Причины финансового
кризиса агропромышленных предприятий
Экономическая ситуация в сельском хозяйстве России на сегодняшний день такова, что деятельность хозяйствующих субъектов происходит в условиях глубокого кризиса, сопровождающегося неустойчивостью производственных связей, ростом инфляции, невозможностью получения кредитов, недостаточностью государственной поддержки и ростом взаимных неплатежей.
Реформирование агропромышленного комплекса (АПК), осуществляемое в стране в течение последних лет, поставило большинство сельскохозяйственных предприятий на грань банкротства. Преобразования свелись в основном к передаче земли и имущества в собственность трудовых коллективов и к изменению статуса сельскохозяйственных предприятий, но не затронули сути внутрихозяйственных отношений, не сопровождались появлением новых движущих сил экономического развития села. Таким образом, в настоящее время подлежит банкротству преобладающая часть сельскохозяйственных предприятий.
Согласно
Федеральному закону от 26.10.2002 №127-ФЗ «О
несостоятельности (
Найти
формальные основания для инициации
процедуры банкротства сегодня
не составляет труда: достаточно, чтобы
предприятие имело
Банкротство в строго юридическом смысле слова наступает по решению суда, либо после официального объявления должника о своем банкротстве при его добровольной ликвидации. До этого можно говорить о неплатежеспособности, несостоятельности, предбанкротном или кризисном состоянии.
Предпосылки для банкротства предприятия складываются в течение нескольких лет. Обычно за несколько лет до банкротства появляются значительные убытки, которые руководство предприятия, не занимаясь анализом ситуации, покрывает за счет оперативных действий, продавая часть активов. Однако поскольку причины, приведшие к кризису на предприятии, не были проанализированы, через два-три года предприятие сталкивается с неизбежностью банкротства.
Причины банкротств предприятий различны и многочисленны. Предпосылки банкротства следует рассматривать как взаимодействие целого ряда причин, одни из которых являются внешними по отношению к предприятию, и на них у предприятия нет практических возможностей влиять или это влияние может быть слабым. Другие причины носят внутренний характер. Как правило, группа внутренних причин непосредственно зависит от организации работы на самом предприятии.
К
основным внешним причинам, влияющим
на финансово-хозяйственную
Механизм банкротства применительно к сельскому хозяйству должен учитывать следующие специфические особенности:
1. В настоящее время в России актуальной является проблема обеспечения продовольственной безопасности страны. Поэтому одним из условий реализации механизма банкротства должно быть сохранение, а в перспективе и увеличение объемов производства сельскохозяйственной продукции.
2. Сельскохозяйственное производство, в отличие от промышленности, связано с использованием естественных биологических процессов. Отсюда организованное оформление передачи собственности, и в первую очередь земли, основных и оборотных средств должно осуществляться по завершении сбора сельскохозяйственных культур, до начала очередного цикла сезонных работ.
3.
В ходе анализа финансового
состояния
4. Введение механизма банкротства требует подготовки специалистов по антикризисному управлению, которые в одном лице должны быть профессионально грамотными технологами сельскохозяйственного производства, экономистами, финансистами и юристами.
5. Механизм банкротства, ипотечная ответственность при выдаче кредитов и другие факторы предполагают оценку стоимости имущества сельскохозяйственных предприятий, основные средства которых зачастую продаются по ценам в 5-6 раз ниже их реальной стоимости. Поэтому необходимо в конкретные сроки создать институт профессиональных риэлторов-аграрников.
6. Банкротство производителей связано с воздействием факторов внешних и внутренних. К первым относят факторы, воздействие которых производители не в состоянии изменить, например политику государства, конъюнктуру рынка и др.; ко вторым – факторы, которые связаны с непосредственной деятельностью самих товаропроизводителей – организация производства, маркетинг и так далее. В мировой практике считается нормальным, когда 8-10% банкротств в сельском хозяйстве связано с воздействием внешних факторов, а 90% и более – внутренних. В России тенденция противоположная. Здесь преобладает негативное воздействие внешних факторов: диспаритет цен, сложность с финансированием и кредитованием производственных процессов и так далее. Следует также учесть, что, как показывает мировой опыт, предельно допустимый уровень банкротств, даже в период кризиса с характерным массовым разорением сельскохозяйственных производителей, не должен превышать 10-12%. Иначе происходит снижение объемов производства, на восстановление которых у общества просто не хватает сил и средств.
Внутренние
причины банкротств сельскохозяйственных
предприятий условно можно
-отсутствие маркетинговой стратегии на рынке, слабая адаптация процессов производства и реализации произведенной продукции к требованиям конъюнктуры рынка. До 90% руководителей хозяйств чисто психологически вопросы технологии производства ставят выше организационно-экономических. В условиях рынка это недопустимо, так как важно не только произвести продукцию, но и продать ее с выгодой для себя. Отсюда возникает необходимость создания маркетинговых служб в хозяйствах и маркетинговых центров на районных и областных уровнях управления;
-износ материально-технических ресурсов и невыполнение технологических операций. Учитывая сложное финансовое положение большинства хозяйств, для предотвращения их потенциального банкротства санационные мероприятия правительства должны включать развитие лизинга и материально-техническое обеспечение фьючерсных контрактов правительства под государственные закупки сельскохозяйственного сырья и продовольствия;
-слабая организация производства, падение технологической дисциплины характерны для 75% хозяйств-банкротов. Выход здесь один – менять собственников с возможной продажей ресурсов более крупным и рентабельным предприятиям, способным наиболее эффективно их использовать;
-невозможность
диверсификации производства. Опыт наиболее
рентабельных хозяйств показывает, что,
как правило, это крупные высокотоварные
предприятия с замкнутым технологическим
циклом. Кроме производства, переработки
и реализации сельскохозяйственной продукции,
у них налажено производство товаров народного
потребления и оказание услуг населению.
3. Методические
подходы к финансовому оздоровлению сельскохозяйственных
предприятий
При
разработке адаптационно-антикризисных
мер для предприятий агарного
сектора экономики необходимо учитывать
все многообразие внутрихозяйственных
путей и способов предотвращения банкротства.
Основные внутрихозяйственные факторы,
способствующие адаптации и предотвращению
банкротства сельхозпредприятия можно
объединить в три основные группы: организационно-экономические,
производственно-
Таблица 1
Антикризисные меры по предотвращению банкротства сельскохозяйственных товаропроизводителей
Организационно-экономические | Производственно- |
Социальные |
Повышение интенсивности производства | Улучшение использования земли и техники | Развитие социальной
инфраструктуры
Хозяйства |
Оптимизация размеров производства | Повышение урожайности культур и продуктивности животных | Уменьшение дифференциации доходов по группам работников |
Развитие специализации и кооперации, рационализация сочетания отраслей | Улучшение качества продукции | Улучшение условий труда и качества жизни |
Совершенствование
организации труда и |
Снижение ресурсо- и трудоемкости продукции | Повышение семейных доходов |
Снижение хозяйственного риска | Оптимизация производственной структуры | Повышение степени содержательности труда |
Улучшение качества бизнес-планов и прогнозирования | Углубление эффективных технологий | Изменение статуса наемного работника |
Улучшение трудовой мотивации | Внедрение эффективных технологий | Улучшение экологии |
Информация о работе Банкротство сельскохозяйственных организаций