Безработица, ее виды, формы проявления и пути сокращения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 11:40, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – исследование понятия безработицы и ее особенностей в национальной экономике Республики Беларусь на современном этапе на основе анализа теоретического и практического опыта.
еларусь укрепляются положительные тенденции. Благодаря устойчивому развитию экономики, реализации активных мер политики занятости, в том числе и созданию новых рабочих мест, количество безработных в Беларуси снижается.

Содержание

1 Безработица, её причины и измерение
Сущность и измерение безработицы
Причины безработицы
Виды и формы безработицы. Тенденции безработицы в рыночной экономике
Безработица в Республике Беларусь: состояние, динамика, пути сокращения
Состояние и динамика безработицы в Республике Беларусь
Пути сокращения безработицы
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

Безработица, ее виды, формы проявления и пути сокращения.docx

— 336.67 Кб (Скачать документ)

В основном государственное регулирование  безработицы проявляется в воздействии  на уровень официально контролируемой безработицы и на ее формы (молодежная, женская, длительная), в меньшей степени  оно затрагивает ее виды – структурная, скрытая, вынужденная. Думается, что  позитивный опыт работы, накопленный  государственной службой занятости  населения Республики Беларусь, следует  продолжить. Он является достаточно эффективным  в современных условиях. Однако в  контексте предлагаемой концепции  представляется целесообразным отметить административные запреты на рост численности  официально регистрируемых безработных—для того, чтобы безработица стала реальным, а не фиктивным экономическим показателем, отражающим картину на рынке труда республики.

Тогда и встает вопрос о взаимодействии предприятий, региональных органов  управления и участников института  социального партнерства в определении избыточной занятости на предприятии, ее сокращение (что поможет предприятиям в выходе из экономических трудностей), в переобучении, трудоустройстве, либо самозанятости (при соответствующей макроэкономической среде), что обеспечит основу для реального экономического роста и повышения доходов всех субъектов экономических отношений занятости.

В качестве инструмента прямого государственного воздействия на структуру занятости  представляется правомерным предложить методику проведения изменений в  структуре занятости, которая должна включать:

1) определение приоритетных форм  занятости, производств, отраслей, нуждающихся в государственной  поддержке, где критериями определения  эффективности форм занятости  могут быть доля в экспорте; реальная и потенциальная конкурентоспособность  выпускаемой продукции;

2) определение форм и направлений  государственной поддержки выделенных  приоритетных направлений в сфере  занятости (разрешение льгот по  налогообложению; государственная  поддержка при переезде к новому  месту работы; компенсация затрат, связанных с профессиональным  обучением, переподготовкой и  повышением квалификации; государственная  поддержка малых и средних  частных предприятий, самозанятости граждан при закупке сырья, материалов для производства, при реализации готовой продукции; развитие рыночной инфраструктуры для более успешного функционирования малого и среднего бизнеса, то есть государство может помочь частным предприятиям в удовлетворении потребностей в информации, безопасности, которые недоступны еще неокрепшим мелким предприятиям).

Реализация  указанных мероприятий требует  совершенствования правового, организационного, финансового обеспечения.

Для вовлечения в экономическую деятельность различных категорий незанятого населения будет использоваться дифференцированный подход. Например, рабочим планом предусмотрено в  ближайшее время организовать выявление  и учет выпускников школ, не поступивших  в учреждения образования и не трудоустроившихся после окончания  школы. Это позволит направлять такую  молодежь на профессиональное обучение, что повысит их шансы обрести  рабочее место.

Будут внесены изменения и дополнения в некоторые нормативные правовые акты. Так, запланированы меры по дальнейшему  стимулированию граждан к переезду на новое место жительства и работы в регионы, испытывающие дефицит  рабочей силы. В целях содействия предпринимательской деятельности расширится перечень видов самостоятельной  занятости, при организации которых  безработным может быть оказана  финансовая поддержка (это коснется фермерских хозяйств, агроэкотуризма, ремесленной деятельности).

Одним из важнейших аспектов, обеспечивающих занятость населения, является создание рабочих мест. В госпрограмме занятости  населения республиканским органам  госуправления и иным государственным организациям, подчиненным правительству, облисполкомам и Мингорисполкому будут доведены задания по созданию рабочих мест. Предусмотрена разработка региональных программ по созданию и размещению новых предприятий, филиалов и цехов действующих производств в малых и средних городах.

Следует отметить, что люди, работающие без  оформления трудовых отношений, занятые  нелегальной трудовой деятельностью, не участвуют в формировании бюджета  страны, но в то же время они пользуются социальными благами. Рабочим планом предусмотрено ужесточение мер  в отношении нанимателей, принимающих  граждан на работу без должного оформления и обеспечения государственного социального страхования. Будут  проводиться соответствующие целевые  проверки нанимателей по соблюдению законодательства о труде и занятости. Среди мероприятий рабочего плана – и организация информационно-просветительской работы среди населения, особенно в молодежной среде, о преимуществах легальной трудовой деятельности.

Планируется подготовить предложения о предоставлении гражданам права самостоятельно уплачивать страховые взносы в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и соцзащиты. Это позволит им впоследствии получать выплаты по государственному социальному страхованию.

Что касается тех, кто длительное время  уклоняется от общественно полезного  труда, то предусматривается организовать их выявление и учет в целях  оказания им содействия в трудоустройстве.

Довольно  острой проблемой является трудоустройство  длительно неработающих граждан, отметили в министерстве. Этой категории граждан  необходимо обеспечить первоочередное направление на профессиональное обучение и переобучение под конкретные заказы нанимателей с гарантией последующего трудоустройства. Для длительно  неработающих граждан планируется  активно организовывать трудовую реабилитацию на субсидированных рабочих местах.

Важной  задачей является не только увеличение количества трудовых ресурсов, но и  повышение их качества. В этих целях  необходимо оптимизировать объемы и  структуру подготовки кадров для  отраслей экономики с учетом перспектив и направлений их развития. Безработные  выпускники школ будут в первоочередном порядке направляться на профобучение по интегрированным специальностям, наиболее востребованным на рынке труда, и под конкретные заявки нанимателей. А в целях повышения мотивации школьников к трудовой деятельности по рабочим специальностям будет усовершенствована система профориентации. Увеличатся объемы временной трудовой занятости студенческой молодежи, чтобы молодые люди получали дополнительный опыт и навыки практической работы.

Предусмотрена подготовка нормативного правового  акта, регламентирующего вопросы  организации непрерывного профессионального  обучения по профессиям рабочих в учреждениях образования и в организациях. За ПТУ планируется закрепить базовые организации. Продолжится опережающее профобучение работников, подлежащих высвобождению в результате реформирования, реструктуризации, технического перевооружения и модернизации производства.

Рабочим планом предусмотрен пересмотр порядка  организации и условий проведения оплачиваемых общественных работ. Право  самостоятельно утверждать перечень таких  работ, определять продолжительность  участия в них безработных (исходя из реальной ситуации на рынке труда) будет предоставлено местным  исполнительным и распорядительным органам. Запланировано существенное увеличение объемов оплачиваемых общественных работ в лесном, сельском и жилищно-коммунальном хозяйствах по оказанию социальных услуг  населению малых городов и  сельской местности.

При разработке госпрограммы занятости  населения и соответствующих  программ на 2012 год и последующие  годы предлагается внести изменения  в законодательство, которые позволят стимулировать безработных, проживающих  в регионах с устойчиво высоким  уровнем безработицы, к предпринимательской  деятельности.

 

 

 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В результате проведенного в курсовой работе исследования можно сформулировать следующие основополагающие выводы:

Безработица определяется как наличие контингента  лиц старше определенного возраста, не имеющих работы, пригодных в  настоящее время к работе и  ищущих работу в рассматриваемый  период. Таким образом, человека можно  считать безработным только при  соблюдении всех трех условий. Искать работу – значит, предпринимать  действия в этом направлении.

Уровень безработицы при полной занятости  определяется целым рядом факторов и, прежде всего, минимальной заработной платой. Ее низкий уровень способствует тому, что удлиняются сроки поиска работы молодежью, впервые ищущей работу, а также теми безработными, которые  ищут более высокооплачиваемую работу.

Анализ  форм безработицы показывает, что  безработицу на естественном уровне следует рассматривать как положительное  явление в экономике, в то время  как циклическую безработицу  – как крайне негативное явление.

Проблема  занятости и безработицы, которая  тесно связана проблемами труда, трудовых отношений, оплаты труда и  его производительности, является ключевым вопросом в рыночной экономике, и, не решив его, нельзя построить экономически сильную державу.

Для этого необходимо: проведение мер, способствующих созданию условий для более полного  использования потенциала трудовой и деловой активности трудоспособных граждан, противодействующих обеднению  населения и массовой безработице, также разработка мер по развитию системы рабочих мест и увеличению потребности предприятий и организаций  в рабочей силе, совершенствование  системы оплаты труда, расширение возможности  получения населением дополнительных доходов, развитие системы социальных пособий и льгот, подготовка и переподготовка квалифицированных кадров, регулирование международных потоков рабочей силы, создание единой информационной системы о спросе на рабочую силу и ее предложении, внедрение современных методов профилорования безработных и многие другие меры.

Для обеспечения экономического роста, сопровождаемого увеличением занятости требуется:

– появление рыночно ориентированного, защищенного государством и социально  ответственного собственника производственных и финансовых ресурсов, поощрение  его предпринимательской активности;

– привлечение внутренних и иностранных  инвестиций;

– обеспечение условий для материальной заинтересованности работников, развития их потребностей, расширения инфраструктуры для их удовлетворения, а также  соответствия профессионального уровня трудящихся уровню материально-технической  базы.

Государство должно способствовать развитию малого и среднего бизнеса, создать правовую базу, которая будет регулировать вопросы занятости и социальной защиты безработных. Должна быть взаимосвязь  с общими направлениями социально-экономического развития общества.

Надо, чтобы государство настойчиво, твердо и планомеренно проводило свою политику в сфере занятости населения, снижении уровня безработицы и как следствие укрепления экономической мощи страны.

При правильной организации рынка труда  и его составных элементов  затраты мгновенно окупают соответствующие  издержки, но дают трудно переоценимый социально-экономический результат на макро– и микро уровнях. Это неоспоримо. Примеров можно привести сколько угодно – эффективная занятость, минимальная (естественная) безработица и т.д.

Следовательно, отношения в области занятости  – это наиболее важные отношения  в нашей жизни, и не случайно именно это сфера привлекает к себе столь  пристальное внимание со стороны  законодателей. Поэтому глубокое значение фундаментальных основ экономики труда играет ключевую роль в понимании множества социальных проблем и явлений.

В настоящее время ситуация на рынке  труда стабилизировалась, безработица  не стала такой острой проблемой  белорусской экономики.

Приоритетным  направлением в обеспечении занятости  сельского населения в условиях крайнего дефицита постоянных рабочих  мест является организация общественных работ в сельскохозяйственной отрасли, а именно, привлечение безработных  граждан к сезонным сельхозработам – это посадка, уборка сельскохозяйственных культур и сенокос, закладка и уход за садами и виноградниками, сортировка и консервирование плодоовощной продукции. Удобство и взаимная привлекательность в этом направлении общественных работ состоит в том, что работодатели могут использовать натуральную форму оплаты труда в виде продуктов питания, кормов для личного подворья безработных и так далее. Кроме того, применение общественных работ способствует сохранению мотивации к труду у длительно безработных граждан и приобретению трудовых навыков у молодежи, вступающей в рабочий возраст.

Также нельзя замыкаться на каком-либо отдельном  сегменте рынка труда, считая ситуацию на нем общей для рынка труда  в целом. Ведь политика государства  на рынке труда в целом только тогда может быть результативной, когда она осуществляется дифференцированно  для каждого из его сегментов. Примером может быть необходимость  коренного преобразования существующей системы подготовки и переподготовки кадров, которая, по сути, входит в состав потенциального рынка труда. Целенаправленное государственное регулирование  в этой области в совокупности с другими мерами на остальных  сегментах может быть по-настоящему эффективной.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Базылев, Н.И. Экономическая теория: учебник для студентов экономических специальностей высших учебных заведений / Н.И. Базылев, М. Н. Базылева. – Минск: Книжный дом, 2004. – 608 с.
  2. Зенькова, Л.П. Макроэкономика: Учеб. пособие / Л.П. Зенькова. – Минск: ООО «Новое знание», 2002. – 289с.
  3. Лемешевский, И.М. Макроэкономика (экономическая теория Ч. 3.). Учебное пособие для вузов / И.М. Лемешевский. – Минск: ООО «ФУАинформ», 2004. – 576 с.
  4. Лемешевский, И.М. Экономическая теория (в трех частях). Ч. 1. Основы. Вводный курс: Учеб. пособие для вузов / И.М. Лемешевский. – Минск: ООО «ФУАинформ», 2002. – 632 с.
  5. Лутохина, Э.А. Макроэкономика / Э.А. Лутохина. – Минск: ОДО «Равноденствие», 2004. – 377 с.
  6. Макроэкономика: Социально-ориентированный подход: Учеб. пособие / Э.А. Лотухина [и др.]; Под ред. Э. А. Лотухиной. – Минск: Тесей, 2003. – 320 с.
  7. Макроэкономика: учебник / И.В. Новикова, Ю.М. Ясинский, А.О. Тихонов и др.; под ред. И.В. Новиковой и Ю.М. Ясинского. – Минск: Вышэйшая школа, 2007. – 480 с.
  8. Макроэкономика: Учеб. пособие / Т. С. Алексеенко, Н. Ю. Дмитриева, Л. П. Зенькова и др.; под. ред. Л. П. Зеньковой. – Минск: Новое знание, 2002. – 244 с.
  9. Морова, А.П. Социальная политика в сфере трудовых отношений / А. П. Морозова. – Минск: ИСПИ, 2000. – 176 с.
  10. Плотницкий, М.И. Курс экономической теории / М. И. Плотницкий. – Минск: Книжный Дом «Мисанта», 2005. – 407 с.
  11. Социальная политика: Учеб. Для вузов экон. и неэкон. Специальностей / Под ред. Н.А. Волгина. – Москва: Экзамен, 2002. – 734 с.
  12. Экономическая теория: Системный курс: Учеб. пособие / Под ред. Э.И. Лобковича. – Минск: ООО Новое знание, 2000. – 664 с.
  13. Электронный ресурс Министерства статистики и анализа Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – 2012. – Режим доступа: http://www.belstat.gov.by. – Дата доступа: 01.02.2012.
  14. Электронный ресурс Министерства труда и социальной защиты населения Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – 2012. – Режим доступа: http://www.mintrud.gov.by. – Дата доступа: 01.02.2012.

Информация о работе Безработица, ее виды, формы проявления и пути сокращения